Контрольная работа по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 09:00, контрольная работа

Краткое описание

1. Обоснуйте выделение границ системы, представляющей конкретную предметную область вашего индивидуального задания. Определите цель (цели) функционирования этой системы. Поясните, с какой позиции будет проводиться системное исследование предметной области?
2. Определите состав внутренней среды системы (подсистемы, элементы). Сформулируйте используемые вами признаки классификации (выделения) элементов и подсистем системы. Объясните выбранный уровень детализации состава системы и подходы к ее декомпозици.

Вложенные файлы: 1 файл

Sistemny_analiz_69_nov.docx

— 254.21 Кб (Скачать файл)

4) В регионах четвертой  группы проблема безработицы  выражена наименее ярко. К этой  группе относят северные регионы, в которых развита добывающая  промышленность: Ханты Мансийский  АО, Ямало Ненецкий АО, Якутия, Магаданская  область, Чукотский АО. Но также  интересно то, что этой группе  принадлежат Москва, Санкт-Петербург  и Калининградская область.

Также уровень безработицы среди мужчин и женщин отличен. По данным Росстата до кризиса 2008 года показатели уровня безработицы у мужчин и женщин отличались незначительно, в среднем разница составляла 0.2-0.4%. В феврале 2009 года, когда был отмечен самый высокий уровень безработицы за период кризиса, этот разрыв достиг 1.6%. В январе 2011 года уровень безработицы среди мужчин составил 8.4%, среди женщин – 7.1%.

 

 

Рис. 2

 

Кризис также повлиял на соотношение безработных городских и сельских жителей. В среднем за 2010г. около 3,6 млн. безработных, или 63,8% их общей численности, проживали в городской местности, и 2,0 млн. человек (36,2%) - в сельской местности. На наш взгляд доминирование безработных среди городского населения объясняется тем, что сельским жителям проще переходить к производству товаров и услуг в домашних условиях. Также урбанизация выравнивает сельскую и городскую безработицу.

Уровень безработицы в России различен и среди разных возрастных групп.

 

Рис. 3

Так, по данным Росстата за 2010 год самый высокий уровень занятости отмечается среди населения в возрасте 40-44 лет. Уровень безработицы среди молодежи намного выше. В возрастной группе 15-19 лет уровень безработицы составил в среднем за 2010г. 31,9% (в том числе среди юношей - 28,6%, среди девушек - 37,1%), среди молодежи в возрасте 20-24 лет - 15,1% (среди юношей - 15,1%, среди девушек — 15,1%). [16], [17]

 

Рис. 4

Как мы видим, статистика показывает, что уровень безработицы различен для разных социальных групп. Группа риска – молодежь. На наш взгляд это связано с тем, что выпускники учебных заведений, не имея опыта работы и достаточной квалификации, не могут найти работу, и пополняют число безработных.

Что касается географии безработицы в России, мы заметили, что наиболее остро эта проблема выражена, во-первых, в регионах с большим приростом населения, где на рынок труда каждый год выходит большое количество молодежи, при том, что количество рабочих мест, в связи с экономическим кризисом снизилось. И во-вторых, регионы, где преобладает наиболее кризисные отрасли производства. В данном случае это легкая промышленность и военно-промышленный комплекс.

 

2.2. Укажите специфическую для данной предметной области методику системного анализа (так называемую методику ad-hoc, опирающуюся на  базовую методику системного анализа и учитывающую особенности конкретной предметной области).

Для нахождения корневых причин проблем и выработки системных решений по их устранению, системным аналитиком должна быть разработана методика ad-hoc (применительно к конкретному случаю). Удобно отталкиваться при этом от базовой методики системного анализа, в которой выделяются следующие условные шаги: формулировка проблемы, формирование проблематики, конфигурирование проблемы, постановка задачи, определение целей, выбор критериев, генерирование альтернатив, моделирование, синтез решения, реализация решения.

 

2.3. Перечислите формальные и неформальные институты, генезис (развитие) которых нужно изучить в рамках системного исследования выбранной проблемы.

В рамках данной проблемы стоит прибегнуть к изучению такого формального института, как политический, экономический, военный и социальные институты. Неформальный институт, в отличие от формального, основан на личном выборе связей и ассоциаций между собой, предполагая личностные неформальные служебные отношения, при этом жестко закрепленные стандарты отсутствуют. Можно сказать, что в данной проблеме нет неформальных институтов, разве что институтов по оптимизации процесса снижения уровня безработицы среди населения.

 

Задание 3.

Тема: «Процедуры системного анализа».

3.1. Охарактеризуйте заинтересованные стороны в рамках выбранной предметной области и цели их деятельности.

Каждый компонент внешней среды, вовлеченный во взаимоотношения  с системой снижение уровня безработицы среди населения, заинтересован в этой системе и предъявляет к ней определенные требования.

Представители надсистемы - государственные институты (федеральные и региональные органы исполнительной и законодательной власти) заинтересованы в том, чтобы система действовала в целях достижения поставленных перед ней задач, заинтересованы в пополнении бюджета и внебюджетных фондов за счет налогов и других отчислений, в формировании рабочих мест.

Налоговая служба заинтересована в начислении и сборе налогов с элементов системы.

Руководители подсистем внутренней среды заинтересованы в успешной деятельности своего учреждения, в выполнении планов и бюджета. Работники заинтересованы в месте работы со стабильным заработком, возможностью карьерного роста, получения опыта работы, повышения специализации и профессионализма, в получении социального обеспечения.

Потребители государственных услуг ожидают удовлетворение собственных потребностей по защите прав на высоком уровне и с предоставлением гарантий.

Таким образом, систему снижение уровня безработицы среди населения можно считать универсальным инструментом для удовлетворения интересов  людей или групп и достижения их экономических и неэкономических целей. Очевидно, что каждая заинтересованная сторона будет оценивать систему с позиций своих интересов.

 

3.2. Проанализируйте, имеет ли место феномен смещения целей? Обоснуйте суть и факторы такого смещения.

Феномен смещения целей имеет место, когда исходная цель, присущая созданию системы, в процессе реализации изменяется, корректируется, дополняется или полностью заменяется другой. Системы могут быть динамичны по своей сути, могут развиваться с такой скоростью, что прогнозировать статичность цели проблематично. Большое значение в этом случае имеет мотивировка одушевленных компонентов системы. Человек, являясь частью системы, действует для достижения цели системы, но помимо этого, он имеет и другую, личную, индивидуальную цель - заработать деньги, подняться по карьерной лестнице.

Феномен смещения целей характерен больше для тех элементов, которые обладают определенной властью. Человек, как элемент системы, находясь во главе управления одной из подсистем исходной системы может пользоваться возможностями этой системы и своей властью для достижения своих личных целей. Например, цель системы безработицы состоит в снижении уровня безработицы среди населения, а личная цель министерского служащего - заработать деньги, перевешивает системную цель.

Таким образом, цели могут накладываться друг на друга, поляризоваться, образуя дилемму, и тогда, выбор направления развития системы зависит от человеческого фактора. 

 

3.3. Опишите требуемые для исследования предметной области факты и данные. Аргументируйте выбор измерительных шкал. Поясните выбор источников данных.

Безработица – естественная и неотъемлемая часть рынка туда.

«Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя». [1]

Среди общей массы населения выделяют категорию трудоспособного населения, которая в свою очередь подразделяется на включаемых в численность рабочей силы и не включаемых в численность рабочей силы.

К категории не включаемых в численность рабочей силы относят людей, не занятых в общественном производстве, и не желающих найти работу. В эту категорию попадают, во-первых, так называемое, институциональное население:

– отбывающие срок заключения в тюрьмах;

– находящиеся в психиатрических лечебницах;

– инвалиды.

И, во-вторых, люди, которые могли бы трудиться, но в силу различных причин не делают этого, то есть к этой группе относятся:

– студенты дневного отделения, так как вынуждены учиться;

– вышедшие на пенсию;

– домохозяйки;

– бродяги;

– люди, искавшие работу, но отчаявшиеся ее найти, и прекратившие поиски. [6, с.244-245]

На наш взгляд включать последних не в численность безработных, а в категорию не включаемых в рабочую силу не совсем правильно, так как они хотят и могут трудиться, и их наличие в категории людей, не включаемых в рабочую силу занижает официальный уровень безработицы.

К категории включаемых в численность рабочей силы относят людей, занятых в общественном производстве и активно ищущих работу. Таким образом, эта категория делится на занятых и безработных. [6, с.244]

Мы проанализировали формы безработицы в России, разграничивая их с учётом причин возникновения и продолжительности.

Фрикционная безработица связана с поиском работы и ожиданием выхода на работу. Это временная безработица, возникающая при добровольной смене места работы. Особенность фрикционной безработицы состоит в том, что работу ищут подготовленные специалисты, с определенным уровнем профессиональной подготовки и квалификации. Следует отметить, что фрикционная безработица представляет собой не только явление неизбежное, поскольку связана с естественными тенденциями в рабочей силе, но и достаточно положительное, т. к. фрикционная безработица показывает гибкость модели рынка труд, а также способствует более рациональному размещению труда и более высокой производительности.

Уровень фрикционной безработицы равен выраженному в процентах отношению количеству фрикционных безработных к общей численности рабочей силы.

Структурная безработица вызвана существенными изменениями в структуре экономики, которые связаны:

а) с изменением структуры спроса на продукцию разных отраслей – спрос на продукцию одних отраслей экономики растет, расширяется производство, следовательно, повышается спрос на рабочую силу в этих отраслях, в то время как спрос на продукцию других отраслей падает, что ведет к сокращению занятости, увольнению рабочих.

б) с изменениями отраслевой структуры экономики, причиной которых является научно-технический прогресс, в ходе которого становится нецелесообразным существование предприятий и подотраслей с устаревшими технологиями. Люди, имеющие профессии и уровень квалификации не соответствующие современным требованиям и современной отраслевой структуре, будучи уволенными, не могут найти работу. В данном случае масса освобождённых работников вынуждена переквалифицироваться на иной род деятельности. Следует отметить, что к структурным безработным также относятся выпускники высших средних специальных заведений, чья профессия уже не требуется в экономике.

Структура спроса на продукцию разных отраслей, и также меняется отраслевая структура экономики в связи с научно-техническим прогрессом, поэтому в экономике всегда происходят, и всегда будут происходить структурные сдвиги, провоцируя структурную безработицу. Таким образом, мы считаем, что структурная безработица неизбежна и естественна.

Важно подчеркнуть, что и фрикционная, и структурная безработица связаны с поисками работы, и поэтому относятся к категории безработицы поиска.

Если в экономике существует только фрикционная и структурная безработица, то это соответствует полной занятости рабочей силы, и называется естественным уровнем безработицы. Так как полная занятость рабочей силы означает, что в экономике имеют место только фрикционные и структурные безработные, то естественный уровень безработицы может быть расчитан как сумма уровней фрикционной и структурной безработицы:

 

 

 

На наш взгляд такая безработица наиболее выгодна для государства, так как не очень высока, чтобы говорить о проблеме занятости ресурсов, но является достаточным для гибкости модели рынка труда. «Естественный уровень безработицы – это уровень безработицы при нормальном устойчивом состоянии экономики, вокруг которого колеблется ее фактический уровень. Фактический уровень безработицы меньше ее естественного уровня в период бума, и превышает ее естественный уровень в период рецессии. Величина безработицы равная разнице между ее фактическим и естественным уровнем безработицы называется циклической безработицей». [6, с.250]

Циклическая безработица – это безработица, связанная со спадом в экономике, когда фактический ВВП меньше, чем потенциальный. Это означает, что в экономике имеет место неполная занятость ресурсов. Безусловно, циклическая безработица является отрицательным явлением, в этом случае спад в экономике сказывается практически на всех производимых товарах, и имеет место массовое увольнение. Показатели циклической безработицы полностью зависят от интенсивности спада. Уровень циклической безработицы может быть также и отрицательной величиной, когда наблюдается подъем экономики, в этом случае происходит сверхзанятость ресурсов.

Скрытая безработица возникает в период экономического кризиса, когда ресурсы предприятия не используются в полной мере, но сотрудника не увольняют, а переводят на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю. Таким образом, формально таких людей нельзя признать безработными.

Технологическая безработица – новейший вид безработицы. Этот вид безработицы актуален в век модернизации и индустриализации. В связи с научно-техническим прогрессом происходит автоматизация производства, тем самым освобождает множество рабочих мест.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономике"