Инвестиционная политика региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 17:40, курсовая работа

Краткое описание

Сущность, виды инвестиционной политики, инвестиционный климат региона, инвестиционная политика Калининградской области

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Сущность, цели и средства инвестиционной политики региона
Сущность, виды и цели понятия инвестиционной политики…...5
Источники и структура региональных инвестиций……….…….8
Инвестиционный климат регионов
Методы измерения состояния инвестиционного климата……..13
Пути улучшения инвестиционного климата регионов……….. 18
Инвестиционная политика Калининградской области………....23
Заключение……………………………………………………………….27
Список используемой литературы……………………………………..28

Вложенные файлы: 1 файл

Инвестиционная политика.doc

— 194.00 Кб (Скачать файл)

    Можно выделить два способа выделения денежных средств за счет средств бюджета развития:

1) путем кредитования отобранных на конкурсах инвестиционных проектов, обеспеченных собственными средствами инвестора и иными источниками финансовых ресурсов в дополнение к бюджетным средствам;

2) посредством  прямых инвестиций в имущество  коммерческих организаций, осуществляющих инвестиционные проекты, при соответствующем увеличении доли региона в уставных капиталах этих организаций.

    В целях рационального использования кредитных ресурсов кредитование инвестиционных проектов осуществляется исключительно путем оплаты счетов за товары, услуги, необходимые для реализации указанных проектов, в объемах и по графикам, которые согласованы с управляющей компанией бюджета развития.

    Для каждого инвестиционного проекта разрабатывается индивидуальная схема его финансового обеспечения, включая график перечисления денежных средств всеми инвесторами, объем и формы государственного участия в финансировании инвестиционного

проекта и обеспечение  возвратности выделяемых денежных средств  за счет средств бюджета развития.

    Б. Региональный залоговый фонд как инструмент активизации инвестиционной деятельности. Залоговый фонд региона представляет собой совокупность имущества, денежных средств, ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, принадлежащих региону и служащих обеспечением для заключенных правительством региона договоров поручительств и залога.

Под залогом  понимается способ обеспечения обязательств, при котором кредитор залогодержатель  приобретает право в случае неисполнения должником обязательства получить удовлетворение за счет предмета залога, преимущественно перед другими креди-

торами.

    Активы залогового фонда региона формируются из объектов, передаваемых правительством региона, в число которых входят: казна региона, т.е. имущество, не переданное в хозяйственное ведение государственных унитарных предприятий или в оперативное управление учреждений; средства регионального бюджета в соответствии с Законом о республиканском бюджете; средства безвозмездной финансовой помощи региону; пакеты ценных бумаг предприятий, находящиеся в собственности региона; объекты недвижимости: здания, сооружения и земельные участки; права на эксплуатацию разведанных и эксплуатируемых месторождений полезных ископаемых; иное имущество, находящееся в собственности региона, и объекты, передаваемые в фонд хозяйствующими субъектами региона, к которым относятся объекты, принадлежащие им на праве собственности, и обособляемые от технологического комплекса предприятия.

    Осуществление функций залогового фонда, включая ведение реестра имущества, осуществляет управляющая компания, которая является республиканским унитарным предприятием. Она выполняет следующие функции:

• определение  и реализация общей стратегии  формирования и расходования ресурсов залогового фонда;

• выработка  и реализация рекомендаций относительно приоритетности инвестиционных проектов, привлечение средств для финансирования которых обеспечивается залогом;

• самостоятельное  распоряжение частью активов залогового фонда с целью приращения их стоимости;

• документальный учет движения активов фонда и обязательств, обременяющих активы фонда;

• организация  исполнения обязательств по договорам  при неисполнении обязательств заемщиком;

• принятие всех возможных мер для сохранности  и приращения активов фонда;

• осуществление  оперативного управления залоговым фондом;

• предоставление кредиторам инвестиционных проектов залогов  для обеспечения обязательств заемщиков;

• обеспечение  минимизации финансовых рисков.

Обращение взыскания  на заложенное имущество производится в соответствии с договором залога. Реализация заложенного имущества, на которое обращается взыскание, производится управляющей компанией. В случае, когда сумма, вырученная от продажи предмета залога, недостаточна для полного удовлетворения требований кредитора, управляющая компания вправе получить недостающую сумму от реализации другого имущества.

     В. Ипотечное кредитование как средство быстрого роста частных инвестиций в недвижимость.

    Это довольно широко распространенные на Западе инструменты активизации деятельности населения как инвестора. Для полномасштабной реализации ипотечного кредитования в России еще не созданы необходимые условия: не разработаны соответствующие федеральные правовые акты, отсутствует система специализированных инвестиционных и ипотечных банков, не стабилизирована финансово-кредитная сфера и поэтому слишком велики риски по долгосрочным кредитам.

   Условия предоставления ипотечного кредита в России не принципиально отличаются от мировых. Кредит под залог недвижимости выдается обычно на 20—25 лет, а размер заемных средств и первоначального взноса составляет порядка половины стоимости жилища. Постепенный переход к мировым стандартам ипотечного кредитования предполагает снижение первоначального взноса с 50 до 5—20%.

    Г. Концессии как средство привлечения финансовых ресурсов в экономику региона.

Под концессией понимается передача в эксплуатацию (использование) на определенный срок на возмездной основе принадлежащих  региону объектов: природных богатств, предприятий и

других хозяйственных  объектов, а также имущественных и иных прав с предоставлением концессионеру определенных финансовых преференций.

     При разработке конкретных технологических регламентов привлечения финансовых ресурсов с использованием механизма концессий необходимо учитывать ряд особенностей: во-первых,

в концессию  передаются реальные активы; во-вторых, реальные активы передаются не в аренду, не в управление, а в эксплуатацию с вполне определенными целями собственника реальных активов; в-третьих, в период концессии титул собственника объекта концессии не меняется, т.е. объект концессии не переходит в собственность концессионера; это принципиально отличает концессию от траста, при котором объект может переходить в собственность управляющего; в-четвертых, в концессию можно передавать как уже созданные реальные активы, так и право на создание и последующую эксплуатацию активов, например, концессия на строительство и эксплуатацию автомобильной дороги или разработку и добычу полезных ископаемых.

    Объектами концессий являются:

• предприятия, находящиеся в собственности региона и не подлежащие приватизации (акционированию);

• предприятия, контрольный пакет акций которых  находится в собственности региона;

• предприятия  — должники регионального бюджета;

• права на строительство  и эксплуатацию автомобильных дорог и мостов;

• права на разведку и добычу полезных ископаемых, отнесенных к компетенции региона;

• права на застройку  земельных участков и коммерческую эксплуатацию возведенных строений.

     Преимущество при передаче в концессию должны иметь:

• существующие предприятия, находящиеся в собственности  региона, текущая рыночная капитализация  которых меньше годового дохода предприятия;

• объекты, аналогичные  объектам, ранее переданным в концессию;

• объекты региональной собственности, по которым потенциальный инвестор не вносит в установленный срок объем инвестиций, оговоренный в контракте.

    Правительство региона может устанавливать для отдельных концессионных проектов минимальные (из предусмотренных действующим законодательством) размеры платы за пользование ее ресурсами. Оно также вправе заключать договор на приобретение

концессионером  по окончании срока концессии  пакета акций предприятия, передаваемого  в концессию, по фиксированной цене.

    Государственная поддержка концессионной деятельности осуществляется путем:

• создания совместного  с концессионером предприятия на условиях долевой собственности;

• установления льготного периода платежей концессионера  в бюджет региона по проектам с  низкой коммерческой эффективностью;

• предоставления гарантий региона банкам — кредиторам концессии в качестве условия обеспечения платежных обязательств заемщика.

      Возможны также и другие формы поддержки концессионной деятельности в регионе.

    Концессионерами не могут быть государственные унитарные предприятия; государственные органы исполнительной или законодательной власти; органы местного самоуправления. Иностранное государство также не может являться стороной договора концессии. Объекты муниципальной собственности передаются в концессию с согласия муниципальных образований.

В привлечении  инвестиций в экономику региона  важное место отводится свободным экономическим зонам (СЭЗ), которые создаются с целью привлечения новшеств, развития экспортного потенциала регионов, увеличения валютных поступлений, активизации иностранных и российских инвестиций, накопления передового научно-технического и управленческого опыта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Инвестиционная  политика Калининградской области
 

Экономика Калининградской  области представляет широкие возможности  для инвестирования. Инвестиционная политика в регионе построена на принципах долгосрочного перспективного развития региона, равного доступа к ресурсам всех участников инвестиционного процесса, доступности инфраструктуры, снижения административных барьеров и ускорения подготовительного процесса реализации инвестиционных проектов, оказания поддержки участникам инвестиционного процесса на начальном этапе инвестирования.

    Инвестиции, поступающие на реализацию строек и объектов  Калининградской области в рамках федеральных целевых программ,  оказывают существенное влияние на создание условий устойчивого роста экономики. Источники инвестиционных ресурсов - средства федерального и областного бюджетов, внебюджетные источники.

    В настоящее время на территории Калининградской области в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) осуществляется финансирование мероприятий по 12 федеральным целевым программам. Приоритетной является Федеральная целевая программа развития Калининградской области на период до 2010 года (Программа). Программа утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 года № 866 и реализуется в 2 этапа: первый этап – 2002-2005 годы, второй этап – 2006-2010 годы.

    Вместе с тем, изменившаяся социально-экономическая ситуация в регионе, а также необходимость решения задач повышения эффективности выполнения программных мероприятий на 2-м этапе потребовали внесения изменений и дополнений в Программу. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2007 года № 672 Программа утверждена в новой редакции. 

    Цель Программы заключается в создании условий для устойчивого социально-экономического развития Калининградской области, сопоставимого с уровнем развития сопредельных государств, благоприятного инвестиционного климата в регионе для сближения Российской Федерации и государств - членов Европейского союза.

  • Основные задачи Программы включают в себя:

   а) задачи по обеспечению геостратегических  интересов России в Балтийском регионе:

  • развитие г. Калининграда как крупного транспортного узла Российской Федерации;
  • обеспечение энергетической безопасности Калининградской области за счет реконструкции существующих и ввода новых энергоисточников;
  • улучшение экологической обстановки, выход на нормативный уровень состояния компонентов окружающей среды;

   б) задачи общефедерального уровня:

  • создание в регионе условий для устойчивого социально-экономического развития, увеличение валового регионального продукта к 2010 году в 2,05 раза при средних годовых темпах прироста в размере 7 - 8 процентов;
  • трансформация экономической структуры региона в направлении ее экспортной ориентации;
  • развитие телекоммуникационной инфраструктуры;
  • развитие туристско-рекреационного комплекса;

   в) задачи регионального значения, требующие государственной поддержки:

  • комплексное развитие сельского хозяйства, обеспечение потребности населения Калининградской области в основных продуктах питания за счет технического переоснащения и применения современных технологий во всех отраслях сельскохозяйственного производства;
  • развитие рыбопромышленного комплекса;
  • развитие отраслей социальной сферы.

Информация о работе Инвестиционная политика региона