«Бегство» капитала из России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 08:39, курсовая работа

Краткое описание

Рассматривая причины современного финансового кризиса в России, среди главных факторов можно выделить чрезмерную зависимость нашей страны от импорта иностранного капитала, когда ежегодно до 20 млрд. долл. нелегально уходит за границу. Получается, что Россия кредитует весь мир. Она активно участвует в вывозе капитала в самых разнообразных формах, являясь партнером многих стран мира. По расчетам А. Булатова, вывоз капитала из России достиг примерно 180-210 млрд. долл. Финансовый капитал вывозится в форме банковских кредитов, торговых кредитов и авансов, наличной иностранной валюты, а предпринимательский капитал – в форме прямых и портфельных инвестиций. Если исключить из этой суммы прирост накоплений наличной иностранной валюты внутри страны, то величина экспорта капитала составит 150-180 млрд. долл.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Бегство капитала в системе понятий 5
1.1 Понятие «бегства капитала 5
1.2 Причины и мотивы оттока капитала 8
Глава 2. «Бегство» капитала из России 10
2.1 Своеобразие и масштабы «бегства» капитала 10
2.2 «Бегство» природного, производственного и интеллектуального капитала из России 12
2.3 Борьба с бегством капитала 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика контрольная.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

Следующим способом борьбы с утечкой капитала предлагаются экономические меры противодействия вывозу. Это, прежде всего обеспечительные меры против нарушения валютного законодательства, такие как требование депонирования определенных сумм, которые возвращаются владельцам только после успешного завершения валютной операции. В настоящее время применяется депонирование 20% суммы предоплаты при импорте: если оплаченный товар на самом деле не ввозится, депозит не возвращается. Сходная идеология нашла широкое применение в законе 2004 г. о валютном регулировании: существующая разрешительная система в отношении капитальных валютных операций отменяется, но зато по ряду операций вводится обязательное резервирование средств в размере определенного процента от суммы операции на тот или иной срок. Данная мера эффективна прежде всего для борьбы с легальным оттоком капитала; она позволяет смягчить эффект возможных кризисных ситуаций, противодействуя паническому оттоку капитала. 

Возможно, что основной резерв борьбы с утечкой капитала кроется в повышении ответственности менеджмента как перед государством (за нарушение валютного и налогового законодательства), так и перед акционерами компаний. Ведь нелегальный  и «полулегальный» вывоз капитала может быть сопряжен не только с налоговыми нарушениями, а также нередко с недобросовестностью менеджмента компании по отношению к ее акционерам.

В последние годы периодически всплывает идея амнистии «беглых капиталов» как средства возврата их на родину. При этом ссылаются на успех подробных амнистий в зарубежных странах (из недавних примеров – Италия, Бельгия). Однако следует учитывать существенную разницу условий между Россией и Европой. Там речь идет преимущественно о физических лицах, хранящих деньги на личных счетах в зарубежных банках. Им было разрешено вернуть средства на родину, уплатив определенную часть их вместо неуплаченного в свое время налога. Взамен они были освобождены от ответственности за неуплату этого налога. Важным стимулом для возврата капитала было приближающееся вступление в силу (с 2005 г.) директивы ЕС, предусматривающий обмен информацией между странами ЕС в отношении частных банковских вкладов. В России все гораздо сложнее. Деньги за рубежом хранятся в основном не на личных, а на корпоративных счетах, как правило, офшорных компаний. Получить от банка какую-либо информацию о фактических владельцах средств для российских органов не представляется возможным без трудоемкой процедуры заведения уголовного дела и проведения запроса через соответствующие зарубежные инстанции. Поэтому серьезная угроза наказания для уклоняющихся от возврата капитала лиц практически отсутствует. Особенных стимулов для перечисления зарубежных средств на личные счета в российских банках пока нет. В иностранных банках они хранятся гораздо надежнее. При необходимости деньги всегда могут вернуться в Россию в виде респектабельных иностранных инвестиций. Если какую-то часть их нужно официально передать физическому лицу, контролирующему компанию, это можно сделать в виде дивидендов компании ее акционеру. Налог на дивиденды, получаемые российскими физическими лицами составляет всего 6%. В сущности, столь низкий налог, в совокупности с разрешением на официальное приобретение акций иностранных компаний, уже можно рассматривать как своего рода амнистию: предпринимателям предложен легальный канал возвращения средств из-за рубежа под вполне щадящий процент. Тем не менее, ажиотажа в этом отношении пока не наблюдается. Спорный вопрос, по каким именно правонарушениям предполагается объявить амнистию. По неуплате подоходного налога физическими лицами, как в Европе? Но если средства находятся на счетах офшорных компаний, то вообще не факт, что российское физическое лицо действительно обязано их учитывать при уплате своих налогов. По нарушениям валютного и налогового законодательства юридическими лицами, например, невозвращенная валютная выручка? Но тогда репатриированные средства должны быть возвращены российским компаниям, со счетов которых они ушли, а это часто вовсе не соответствует намерениям их нынешних распорядителей. Ну, а амнистия для менеджеров, похитивших средства своих компаний – это черезчур. Таким образом, вряд ли амнистия в какой бы то ни было форме могла привести к массовому возврату вывезенного за рубеж капитала.

Таким образом, важнейшими методами борьбы с утечкой капитала следует признать экономические меры, а также общее совершенствование корпоративного законодательства. Во-первых, необходимо восстановить доверие к рублю и российской банковской системе в целом, которые должны быть защищены авторитетом государства, созданием надежного механизма реализации одной из функций ЦБ - быть кредитором в последней инстанции. Во-вторых, в современной процентной политике Сбербанка необходим сбалансированный подход как к сохранности сбережений, так и их приращению. Сегодня Сбербанк приоритет отдает сохранности вкладов и в меньшей мере их приращению с учетом инфляции. Надо сказать, что значительная часть населения, учитывая печальный опыт агрессивной процентной политики, рухнувших коммерческих банков, стремится сберечь свои накопления и согласны на выплату умеренных процентов. Вместе с тем, учитывая, что неорганизованные сбережения составляют внушительную сумму, Сбербанк мог бы вести процентную политику с учетом реального вклада сбережений в развитие экономики, деловой активности.

Возможности для этого есть: кредитные ставки многократно превышают процентные ставки по вкладам и не учитывают международных ориентиров и стандартов. По данным международной статистики, в большинстве стран превышение процента за кредит над депозитными ставками составляет 2-4 пункта. В России в 1994 году (по данным МВФ) это различие достигало 217,5 процентных пункта. В 1996 году оно несколько сократилось, но оставалось на уровне более 90 процентных пунктов, а в 1997 году - около 30 процентных пунктов (кредитная ставка 46,1, депозитная - 16,4).

Для повышения роли рубля в расчетах надо использовать механизмы повышения спроса на рубли, при этом можно использовать сильную сторону российской экономики - достаточную устойчивость производства таких потенциально валютных товаров, как нефть, газ, лес. Нужно рассмотреть возможность продавать эти товары на внешнем рынке за рубли. В этом случае у наших зарубежных партнеров повысится интерес к рублю, к их накоплению.

Массовое бегство капитала было связано также с подключением к этому процессу офшорных зон, что лишило возможности отдельных стран получить какие-либо доходы от сбежавшего капитала. Воздействие на офшорные центры стало одной из общих и весьма актуальных задач регулирования проблем бегства капитала, ставшее общей заботой правительств и международных финансовых структур, призванных упорядочить контроль за их деятельностью.

И сегодня это не только проблема России, но и всех активных агентов мирового финансового рынка. Регулирование деятельности офшорных центров, игнорирующих общепризнанные правила честной конкуренции рынка, делают решение данной задачи предметом общей заботы мирового сообщества. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, говоря об экономическом феномене «бегства» капитала, следует различать его легальный вывоз, прямые и портфельные инвестиции, кредиты; нелегальный вывоз или «утечку» капитала, это невозвращенная валютная выручка, авансы по фиктивным контрактам; и «полулегальный» или «серый» вывоз, то есть вывод средств через текущие операции, без явных нарушений закона. Легальный и нелегальный вывоз поддаются достаточно надежной оценке, использующей данные платежного баланса ЦБР, что было представлено в моем реферате. Причем, основываясь на изученных цифрах, необходимо отметить, что нелегальный вывоз капитала значительно превосходит легальный. Для «серого» экспорта капитала оценку дать сложнее, но, по видимому, его величина сопоставима с величиной нелегального вывоза. Легальный вывоз капитала не всегда благоприятен для экономики, но в целом представляет собой нормальное экономическое явление. Наибольшую опасность несет в себе криминальный вывоз. 

Как перейти от утечки капитала к его привлечению и использованию в реальной экономике России? Создание благоприятного инвестиционного климата - вот решение огромного числа проблем, выходящих, однако, за пределы рассматриваемой темы. Нам в России предстоит еще многое сделать и в политической, и в экономической, и особенно в правовой сферах для того, чтобы финансовый, ресурсный, производственный и интеллектуальный капитал работал на нас. Тем более важно использовать наши собственные источники, российские капиталы, имеющиеся в стране и за рубежом. В стратегии должны быть четко определены и меры по стимулированию притока инвестиций, по регулированию валютно-финансовых отношений, по укреплению сотрудничества с международными организациями, ведущими борьбу с нелегальным капиталом и ограничению деятельности офшорных центров. Мировой опыт показывает, что регулирование внешнеэкономических потоков не может рассматриваться как изолированная и cамодостаточная функция государства. Подобные действия должны обязательно стать частью, звеном долговременной социально-экономической стратегии.

 

              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

          Список используемой литературы

 
1.       Сенчагов В. К. Новые тенденции бегства капитала // Материалы «Круглого стола». -. М.: Институт экономики РАН. 2011 - 171 с.  
 
2.       Булатов А.С. Вывоз капитала из России: вопросы регулирования // Вопросы экономики. - 2011. -  №3. 
 
3.       Булатов А.С. Параметры и оценка масштабов утечки капиталов из России // Деньги и кредит. - 2010. - №12. - С. 70. 
 
4.       Мильнер Б. З., Нисевич Е. В. Проблемы утечки материально-вещественного и интеллектуального капиталов// Материалы «Круглого стола». -. М.: Институт экономики РАН. 2010 - 171 с.  
 
5.       Вьюгин О. А. Россия и мировой кризис // http://www.vedomosti.ru 
 
6.       Вывоз капитала: экспорт или бегство? //  http://www.roche-duffay.ru

 

7.       Материалы XI региональной научно-технической конференции "Вузовская наука - Северо-Кавказскому региону". Том третий. Экономика. Ставрополь: СевКавГТУ, 2011г. 267 с.

 

  1.  Л. И. Абалкин. Бегство капитала: природа, формы, методы борьбы. Вопросы экономики, 2011, №7. 
  2. Александр Коляндр // http://www.inopressa.ru/article/04oct2012/wsj/rus1

 

 

Отток капитала и бюджетный дефицит  в России — страшилки?

 

  - Svargaman

Опубликовано Svargaman Май 17, 2012 в Внутренняя политика | Нет комментариев

финансы

Данные, поступающие в последние дни из Минфина и Минэкономразвития, настолько серьёзны, что их смысл не всегда верно понимается людьми, далёкими от экономической науки. Сегодня все СМИ тиражируют «страшные цифры». По итогам первого квартала дефицит бюджета составил 60 млрд. руб. при заложенной годовой планке в 68 млрд. руб. в год. При этом продолжается отток капитала из страны, и его фактические объёмы также вышли за рамки прогнозируемых. Значит ли это что страна стоит на пороге катастрофы и во всем опять виноват Путин? Попробуем разобраться в этом обзоре.

Первый квартал пробил дыру в бюджете. Лодка идёт ко дну?

Дефицит федерального бюджета РФ, по предварительной  оценке, составил 60,35 млрд. руб. за январь-апрель 2012г. против профицита в размере 134,4 млрд. руб. за аналогичный период прошлого года, говорится в материалах Министерства финансов.

Обнадёживает  то, что «провальным» был лишь первый квартал, а в апреле федеральный  бюджет РФ был исполнен уже с профицитом в размере 9,8 млрд. руб., или 0,2% ВВП.

Напомним, что недавно Минфин резко сократил дефицит бюджета до минимального уровня в 0,1% вместо запланированных 1,5% ВВП в этом году. Основная ставка при этом была сделана на рост цен  на нефть, прогноз по которым был увеличен сразу на 15%. Таким образом, согласно поправкам, в абсолютном выражении дефицит федерального бюджета в 2012 г. составит 68,144 млрд. руб. против заложенных в закон о бюджете 876,6 млрд. руб.

Для сравнения: агрегированный показатель дефицита бюджета 17 стран -- членов зоны единой европейской валюты (евро) составит по итогам 2012г. 3,2% ВВП валютного блока.

Как видно, уже в первом квартале дефицит  составил более 60 млрд. руб., а значит, для реализации прогноза Минфина  в ближайшие месяцы ситуация должна резко поменяться. Насколько такие ожидания оправданы, пока судить трудно. С одной стороны, профицит бюджета, возникший в апреле, даёт надежду на исправление ситуации. С другой стороны, существует необходимость выполнения широкого круга поручений президента, сопряжённых с высокими расходами, и нет гарантий роста цен на нефть. По всей видимости, в качестве запасного варианта пополнения бюджета рассматривается широкая приватизация госсобственности. О её перспективах мы поговорим в следующем обзоре, а пока перейдём к следующему показателю.

Отток капитала. Всё пропало?

Ещё одна новость, получившая активное обсуждение в СМИ, – это продолжающийся отток  капитала из страны.

По оценкам  Минэкономразвития, в апреле было вывезено 8 млрд. долларов, а за первый квартал уже 35 млрд. долларов. При этом, как и в случае с дефицитом бюджета, темп оттока в апреле снизился. Однако чиновники предупреждают, что тенденция оттока ещё может сохраниться в мае. Во втором полугодии прогнозируется обратный процесс – деньги должны вернуться в страну. Всего за 2012 год ожидается отток капитала из России в пределах 15-25 млрд. долларов. Напомним, что по итогам 2011 года чистый отток капитала из России составил примерно 80 млрд. долларов, а в кризисном 2008 почти 130 млрд. долларов.

Так как новости об оттоке капитала традиционно становятся поводом для разжигания панических настроений в ряде СМИ, вызывая ещё больший отток, хотелось бы напомнить, что подразумевается под этим зловещим словосочетанием.

Отток капитала (ОК) – это денежные средства страны, направляемые в другие страны в виде инвестиций, ссуд, для покупки финансовых активов.

Для лучшего  понимания приведём примеры. Если российский инвестор вкладывает деньги в иностранные  ценные бумаги (рассчитывая получить назад эти деньги с прибылью), – это учитывается как ОК. Если российские компании банки выдают кредиты нерезидентам (рассчитывая получить их назад с прибылью) – это ОК. Если российский олигарх покупает недвижимость в Лондоне – это учитывается как ОК (в 2011 году такой ОК превысил 12 млрд. долларов).

Кстати, нас по большей части интересует не ОК, а чистый отток капитала –  то есть разница между оттоком  и притоком капитала по итогам отчётного  периода. Некоторые этой разницы  не улавливают. Между тем она объясняет  оптимистичные ожидания чиновников. Помочь увеличить приток денег в страну и выровнять положение по итогам года должен экспорт сырья, иностранные инвестиции в нефтегазовые и инфраструктурные проекты. Увеличение такого притока – одна из декларируемых целей В.Путина. Насколько удастся её реализовать, покажет ближайшее будущее, но панические настроения пока явно преждевременны.

Кстати, многие иностранные и отечественные  СМИ уже успели политизировать данные по ОК первого квартала. Оказывается, во всём опять виноват сам знаете кто. Любопытно, что совсем недавно главная претензия к нему была в том, что с его возвращением на высший пост нас ждет многолетний застой. Теперь же, капитал, по мнению некоторых экспертов, испугался «непредсказуемых действий» нового президента и потёк из страны стремительным домкратом.

Информация о работе «Бегство» капитала из России