Анализ экономических реформ в России советского периода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 12:03, контрольная работа

Краткое описание

На рубеже 1920-30 гг. разразился самый крупный в истории мировой экономический кризис. Он оказал заметное влияние на экономическую политику СССР и одновременно вызвал усиление антирыночных настроений.
При этом наступление мирового кризиса создавало для СССР весьма благоприятные возможности для приобретения на внешних рынках передовой техники и технологии по более низким ценам. И таким шансом не преминули воспользоваться. В 1929-1933 гг. основные фонды промышленности, которые к этому времени находились в состоянии катастрофического износа, удалось обновить на 71,3% и не менее 2/3 - за счет импорта. Масштабное обновление производственной базы стало крупным фактором экономического роста в этот период (по официальным данным он удвоился).

Содержание

Вопрос 1. Проанализируйте экономические реформы в России советского периода
Вопрос 2. Охарактеризовать пять современных экономических учений: неоклассическое
Вопрос 3. Раскройте тему "Неоклассическое направление в экономической теории"
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 32.61 Кб (Скачать файл)

Анализ экономических  реформ в России советского периода

2010 г.

Содержание

  • Вопрос 1. Проанализируйте экономические реформы в России советского периода
  • Вопрос 2. Охарактеризовать пять современных экономических учений: неоклассическое
  • Вопрос 3. Раскройте тему "Неоклассическое направление в экономической теории"
  • Список литературы

Вопрос 1. Проанализируйте экономические  реформы в России советского периода

На рубеже 1920-30 гг. разразился самый крупный в  истории мировой экономический  кризис. Он оказал заметное влияние  на экономическую политику СССР и  одновременно вызвал усиление антирыночных настроений.

При этом наступление  мирового кризиса создавало для  СССР весьма благоприятные возможности  для приобретения на внешних рынках передовой техники и технологии по более низким ценам. И таким  шансом не преминули воспользоваться. В 1929-1933 гг. основные фонды промышленности, которые к этому времени находились в состоянии катастрофического  износа, удалось обновить на 71,3% и  не менее 2/3 - за счет импорта. Масштабное обновление производственной базы стало крупным фактором экономического роста в этот период (по официальным данным он удвоился).

В 30-40-е гг. завершается  индустриализация страны, начатая в  дореволюционный период, и СССР превращается в преимущественно индустриальное по типу общество со своей особой структурой, отличной от индустриально-капиталистических  стран.

Характерной для 30-х годов в СССР стала налоговая  реформа 1930 года. Вместо 63 различных  налогов и платежей в бюджет, которые  регулировали производственную деятельность предприятий, было введено 2 основных вида: налог с оборота и отчисления от прибыли (для колхозов устанавливался один вид - подоходный налог). Но поскольку  предприятия функционировали на основе обязательных плановых заданий, то налоги уже не осуществляли свою регулирующую роль, а всего лишь обеспечивали доходы для государственной казны. Все остальные виды налогов стали ненужными, и их просто ликвидировали.

На протяжении 1930-32-х годов фактически было покончено  с рыночными методами и в кредитной  системе. Кредит как таковой, т.е. предоставление подлежащих возврату ссуд под процент, был заменен централизованным финансированием. Был запрещен коммерческий кредит между  предприятиями, отменялось вексельное обращение. Упразднялся долгосрочный кредит для государственных предприятий, ему на смену пришло безвозвратное  финансирование на инвестиционные цели.

Долгосрочное  кредитование сохранялось только для  колхозов, промысловой и потребительской  кооперации. Банки по своей сути уже больше не являлись кредитными учреждениями. На их счетах находились лишь собственные финансовые ресурсы  государственных предприятий и бюджетные ассигнования, предназначенные для капитальных вложений, к тому же эти ресурсы можно было использовать только в строгом соответствии с планом.

В эти же 30-е  годы был принят ряд законов, направленных на укрепление трудовой дисциплины. Прежде всего, директора предприятий получили большие полномочия по управлению всеми  сторонами производственной деятельности. Они могли единолично уволить  рабочих, не согласовывая это, как раньше, с профсоюзными комитетами. За прогулы, т.е. самовольный невыход на работу, рабочего могли уволить или отдать под суд.

7 августа 1932 года  был принят самый жестокий  закон того времени: "Об охране  имущества государственных предприятий,  колхозов и кооперации и укреплении  общественной социалистической  собственности". В соответствии  с этим законом в качестве  судебной репрессии применялась  высшая мера наказания - расстрел с конфискацией имущества. При смягчающих обстоятельствах расстрел мог заменяться лишением свободы на срок не менее 10 лет также с конфискацией имущества.

После Второй мировой  войны период с конца 40-х-начала 50-х  гг. ознаменовался новым циклическим  проявлением тенденции рыночного  развития в СССР с последующими серьезными изменениями в политической системе, созданной Сталиным.

Стартовым этапом этой волны в экономике можно  считать проведение денежной реформы  в декабре 1947 г. В постановлении  Совета Министров СССР и ЦК ВКП (б) от 14 декабря 1947 г. в качестве цели проведения денежной реформы было определено:". ликвидировать последствия второй мировой войны в области денежного  обращения, восстановить полноценный  советский рубль и обеспечить переход к торговле по единым ценам  без карточек". И это было успешно решено в короткие сроки.

Денежная реформа  и одновременная отмена карточной  системы проводились с учетом опыта реформы 1922-1924 гг. Тщательная подготовка к ней началась уже  в 1943 г., когда Сталин поставил эту  задачу перед тогдашним министром  финансов. Денежная реформа строилась  на следующих основаниях: старые неполноценные  деньги, находившиеся в обращении, обменивались на новые полноценные образца 1947 г. Все наличные деньги, имевшиеся  у населения, государственных, кооперативных  и общественных предприятий, организаций  и учреждений, колхозов обменивались из расчета 10 р. старых денег на 1 р. новых. Разменная монета обмену не подлежала  и оставалась в обращении по номиналу. В сберегательных кассах была произведена  переоценка вкладов и текущих  счетов населения на день выпуска  новых денег. Переоценивались и  денежные средства, находившиеся на расчетных  и текущих счетах кооперативных предприятий и организаций, колхозов. Их средства определялись из расчета: за 5 р. старых денег - 4р. новых.

Выделим несколько  существенных особенностей денежной реформы 1947 г. Во-первых, она отменила параллельное существование двух систем цен: твердых, гарантированных государством и  реализуемых по карточкам, и рыночных, зависящих от соотношений спроса и предложения. Во-вторых, денежная реформа по характеру проведения была нацелена на защиту экономических  интересов низкодоходной части  населения, нанося одновременно удар по спекулянтам и "теневой экономике". Отметим и такую любопытную деталь. То, что от ее проведения в наибольшем выигрыше оказались держатели вкладов  в государственные сберегательные кассы, надолго заложило привычку у  основной массы населения хранить  свои денежные накопления в сберегательных вкладах. Этим был создан устойчивый и постоянный источник инвестиционной активности государства.

Главным долгосрочным результатом реформы стало то, что фактически на 15 лет (до конца 50-х  гг.) удалось сохранять товарно-денежную сбалансированность и в целом  обеспечить стабильность цен. Денежная реформа опять выступает как  предваряющий этап в проведении рыночных по своему духу преобразований в режиме сохранения устойчивого и высокого экономического роста.

Как свидетельствуют  официальные статистические данные и современные альтернативные оценки, 50-е гг. - особенно их вторая половина - оказались наиболее успешными в  послереволюционном периоде хозяйственного развития СССР. Так, согласно официальным  данным, промышленное производство в 1951-1955 и в 1956-1960 гг. увеличивалось ежегодно в среднем на 13.1 и 10.3%. Альтернативные расчеты дают хотя и меньшие, но также  вполне впечатляющие цифры-8.7 и 8.3% соответственно.

В 60-е гг. усиливается  действие затухания темпов экономического развития, подводя к кризисным  явлениям конца 80-х гг. Причем экономический  рост в 50-е гг. примерно в равной степени  обеспечивался за счет экстенсивных и интенсивных факторов, и этот период характеризовался наиболее интенсивным  типом нашего послереволюционного  развития.

Периодом внедрения  различных хозяйственных нововведений, в содержании которых нарастала  рыночная ориентация, также стали 50 - 60-е гг. Выделим в их проведении несколько этапов и характерных  черт.

Начальная попытка  реформирования была связана с ослаблением  централизованного управления народным хозяйством, что объяснялось отказом  от преимущественно принудительных методов хозяйствования с опорой на насилие и репрессии, который  произошел после смерти Сталина  и смены политического курса  в стране в 1953-1955 гг. Инициатором  первого этапа хозяйственных преобразований был Г.М. Маленков. Он предложил пересмотреть соотношение в темпах развития тяжелой и легкой промышленности, выдвинул задачу развивать массовое жилищное строительство. При нем были осуществлены меры по изменению аграрной политики, прежде всего связанные с ослаблением налогового пресса.

Сельскохозяйственный  налог был снижен с 9.5 млрд. р. в 1952 г. до 4.1 млрд. р. в 1954 г. Поэтому не случайно имя Маленкова стало очень  популярным в деревне. Да и результаты развития сельского хозяйства в 1954-1958 гг. оказались самыми впечатляющими. Объем производства увеличился более  чем на 1/3 и в основном за счет повышения производительности труда  на личных подсобных участках. В  эти же годы осуществлялся первый этап децентрализации управления народным хозяйством с передачей функций  текущего руководства хозяйственной  деятельностью министерствам и  самим предприятиям. Естественно, что отказ от таких рычагов экономического развития, как принуждение, репрессии и идеологическое воздействие, которые образовывали остов сталинской модели хозяйствования, поставил вопрос в более широкой плоскости: на что сделать ставку в изменившихся политических и идеологических условиях? Выбор был сделан в пользу усиления экономической самостоятельности производственных единиц, хозрасчета и экономического стимулирования работников и коллективов. И в дальнейшем такой курс, пусть и непоследовательно, но проводился, возрождая рыночную тенденцию общественно-экономического развития России.

Серьезная попытка  изменения механизма управления произошла в 1957 г. уже при Н.С. Хрущеве, и она связана с переходом  от отраслевого к территориальному принципу управления народным хозяйством. В этом году были ликвидированы все  общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские министерства хозяйственного профиля и вместо них сформировано 105 экономических районов, управление промышленностью и строительством которых возлагалось на Советы народного хозяйства.

Экономическое положение  внутри страны на рубеже 50-60-х гг. оставалось достаточно напряженным. Стала более  заметной инфляция. Правительство сделало  попытку поправить положение  дел за счет трудящихся. Первым шагом  в этом направлении была денежная реформа. С 1 января 1961 года в обращение  вводились новые купюры. Обмен  старых денег производился в пропорции 10: 1, в той же пропорции менялись цены и заработная плата. Фактически была проведена деноминация, т.е. укрупнение денежной единицы страны. Но покупательная  способность денег при этом продолжала снижаться.

Следующим шагом  можно считать решение правительства  о всеобщем снижении тарифных расценок в промышленности примерно на 30 %. Это  было вызвано тем, что динамика роста  в производительности труда по стране оказалась ниже запланированной. ЦК партии решил организовать кампанию за сокращение производственных издержек, что означало скрытое понижение  зарплаты рабочих. В то же время было опубликовано постановление правительства  о повышении с 1 июня 1962 года цен  на мясо и мясные изделия на 30%, на масло - на 25%.

Наконец, в 1964-1965 гг. началась хозяйственная реформа  в СССР, главным вдохновителем  которой был А.Н. Косыгин и которая  должна была обеспечить существенный сдвиг экономической системы  в переходе к рыночному механизму  хозяйствования за счет расширения хозяйственной  самостоятельности и ответственности, ориентации производственных единиц на получение прибыли и создание экономической заинтересованности в улучшении производственных результатов.

В сентябре 1965 года на Пленуме ЦК было принято постановление "Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и  усилении экономического стимулирования промышленного производства", в  соответствии с которым в стране началась новая экономическая реформа. Было решено упразднить совнархозы и  вернуться к отраслевому принципу управления. Были вновь образованы союзно-республиканские и общесоюзные  министерства по отраслям промышленности.

Следующим важным направлением данной реформы стало  изменение всей системы планирования и экономического стимулирования. Было признано необходимым устранить  излишнюю регламентацию хозяйственной  деятельности предприятий. Для этого  сократили число плановых показателей, устанавливаемых сверху. В отличие от прежней системы, сориентированной на рост производства валовой продукции, теперь главным показателем становился рост объемов реализованной продукции предприятия. Предусматривалось оценивать итоги хозяйственной деятельности по полученной прибыли (рентабельности производства) и выполнению заданий по поставкам важнейших видов продукции.

Среди обязательных показателей устанавливались еще  и такие: основная номенклатура продукции, фонд заработной платы, платежи в  бюджет и ассигнования из бюджета, показатели по объему централизованных капиталовложений и вводу в действие производственных мощностей и основных фондов, задания  по внедрению новой техники и  материально-техническому снабжению. Все остальные показатели хозяйственной  деятельности предстояло устанавливать  предприятиям и организациям самостоятельно, без утверждения в министерствах и ведомствах.

В соответствии с  постановлением было решено расширять  экономические права предприятий, развивать прямые связи между  производителями и потребителями  на принципах взаимной материальной ответственности и заинтересованности. Предлагалось внедрять в практику отношения, основанные на хозяйственных договорах  между предприятиями.

На предприятиях за счет прибыли разрешалось создавать (по определенным нормативам) фонды  экономического стимулирования: материального  поощрения, социально-культурных мероприятий  и жилищного строительства и  фонд развития производства. За счет этих фондов можно было премировать работников в соответствии с трудовыми показателями, строить жилье и учреждения культурно-бытового назначения, расширять производство. Все это называлось хозяйственным  расчетом.

Информация о работе Анализ экономических реформ в России советского периода