Анализ рентабельности производства продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 19:18, контрольная работа

Краткое описание

1. Рассмотрены такие теоретические вопросы как изучение сущности и значения показателей рентабельности в анализе финансового состояния предприятия;
2. Проведен анализ рентабельности предприятия и рассмотрены факторы, влияющие на изменение ее уровня на примере АО «Арман»;
3. Рассмотрены теоретические и практические меры использования выявленных резервов.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик мой пример.docx

— 170.77 Кб (Скачать файл)

 

где - чистая прибыль; - собственный капитал; - стоимость активов; - выручка от реализации; - прибыль до налогообложения; - прибыль после налогообложения. Или:

     

                                                                 (12)

 

где - ставка доходности собственного капитала; - финансовая структура капитала; - коэффициент оборачиваемости активов; - норма эксплуатационной прибыльности до налога по результатам; - ставка налогообложения; - доля чистой прибыли в текущей прибыли.[7;ст.59]

Определение влияния изменения  факторов на обобщающий показатель можно  производить методами элиминирования по следующей схеме:

- влияние изменения финансовой структуры капитала:

 

                                                 (13)

 

- влияние изменения оборачиваемости активов:

 

                                                             (14)

 

- влияние изменения нормы эксплуатационной прибыли:

 

                                                                 (15)

- влияние изменения ставки налогообложения:

 

                                                            (16)

 

- влияние изменения доли чистой прибыли в текущей прибыли:

 

                                                          (17)

 

Из схемы взаимосвязи  ставки доходности на собственный капитал  с факторами видно, что произведение коэффициента оборачиваемости активов, нормы эксплуатационной прибыли  и ставки налогообложения представляет собой ставку эксплуатационной прибыльности после уплаты налога (RИК), т.е.:

                                                                                               (18)

 

Доля чистой прибыли в  текущей прибыли и финансовая структура капитала позволяют выявить  влияние имеющейся у предприятия  задолженности на рентабельность собственного капитала. В связи этим в часто  в анализе исследуют влияние  на рентабельность собственного капитала только изменение ставки доходности инвестированного капитала и влияние  изменения уровня задолженности, т.е.:

 

                                              .                                                (19)

 

Подобный анализ полезнее при исследовании рентабельности собственного капитала предприятия в сравнении  с другими предприятиями или  конкурентами, так как разные предприятия  могут добиваться одинакового уровня доходности собственного капитала путем  воздействия на нее различных  факторов рассмотренной взаимосвязи. [7;ст.63-64]

Эффективность основной деятельности предприятия по производству и реализации товаров, работ и услуг характеризуется  показателем рентабельности продукции. Он определяется отношением прибыли  к полной себестоимости продукции. Этот показатель может быть широко использован в аналитических  целях, так как позволяет производить  расчеты, соотнося различные показатели прибыли с различными показателями затрат на продукцию

Для характеристики рентабельности реализованной продукции (RРП) чистую прибыль делят на полную себестоимость реализованной продукции (СРП):

                                                       .                                                     (20)

 

Данный показатель характеризует  реальный размер прибыли, которую приносит предприятию каждый тенге произведенных затрат по ее выпуску и реализации. На показатель рентабельности продукции, рассчитанный на основе чистой прибыли, оказывают влияние факторы, связанные со снабженческо-сбытовой и другими видами деятельности предприятия. Кроме этого, на показатель оказывает влияние и налогообложение.

Для осуществления контроля не только за себестоимостью реализованной  продукции, но и за изменениями в  политике ценообразования рассчитывают показатель рентабельности продаж (RРП). Он определяется отношением чистой прибыли (ЧП) к сумме выручки от реализации (ВРП):

 

                                                                                                            (21)

 

По динамике данного  показателя предприятие может принимать  решение по изменению ценовой  политики или усилению контроля за себестоимостью продукции. Показатель можно определять в целом по продукции  или по отдельным ее видам.[8;ст189-195]

Исходя из приведенной  формулы расчета рентабельности продукции, можно определить влияние  на ее изменение по сравнению с  базисным периодом изменения цен  на продукцию и изменения уровня себестоимости. Если представить прибыль  от реализации как разницу между  выручкой от реализации без НДС (ВРП) и полной себестоимостью реализованной продукции (СРП), то формула расчета рентабельности продаж будет выглядеть следующим образом:

 

                                                   .                                                  (22)

 

Изменение рентабельности продаж за счет изменения отпускных цен  на реализованную продукцию определяется по формуле:

 

                                                                             (23)

 

Влияние фактора изменения  себестоимости на рентабельность продаж составит:

 

                                                                              (24)

 

Общее изменение рентабельности продаж по сравнению с базисным периодом должно быть равно сумме влияния  перечисленных двух факторов, т.е.:

 

                                                                                                   (25)

 

Таким образом можно сделать  вывод: оценка показателей рентабельности дает представление о том, насколько эффективно предприятие осуществляет свою деятельность, контролирует расходы на производство и реализацию продукции, и какую чистую прибыль при этом получает. Нормативного значения для коэффициентов рентабельности не существует, но есть общее правило: величина рентабельности должна быть на таком уровне, чтобы обеспечивалась ликвидность предприятия. Это не означает, что чем выше значение коэффициента, тем лучше. Существенное увеличение рентабельности в течение отчетного периода может привести к значительному снижению ликвидности. Планируя коэффициенты рентабельности, предприятию всегда требуется решать, что на данном этапе важнее: рентабельность или ликвидность.

 

 

  1. Анализ рентабельности предприятия  на примере торговой трикотажной фирмы  АО «Арман»

 

 

    1. Анализ рентабельности хозяйственной  деятельности

 

 

Как было отмечено выше, рентабельность хозяйственной деятельности характеризует  норму возмещения, или вознаграждения, на всю совокупность источников, используемых предприятием. Поэтому анализ хозяйственной деятельности АО «Арман» начинается с расчета уровней и динамики рентабельности активов, оборотного капитала и производственной деятельности на основе показателей финансовой отчетности предприятия за 2008-2010 годы (Приложения А-Е). Для этого применяются формулы (2), (3) и (4). Расчеты оформлены в таблице 1.

 

Таблица 1 - Анализ показателей рентабельности хозяйственной деятельности

Показатели

2008 год

2009 год

Отклонение

2010 год

Отклонение к 2008 год

Отклонение к 2009 год

А

1

2

3

4

5

6

1.Чистая прибыль, тыс. тг.

326214

152567

-173647

150000

-176214

-2567

2.Среднегодовая стоимость активов, тыс. тг.

533948,5

779281

245332,5

871615

337666,5

92334

3.Среднегодовая стоимость оборотного капитала, тыс.тг.

343848,5

491959,5

148111

526156

182307,5

34196,5

4.Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. тг.

98278

150559

52281

197650,5

99372,5

47091,5

5.Среднегодовая стоимость материальных оборотных средств, тыс. тг.

188886,5

290896

102009,5

332939

144052,5

42043

6.Среднегодовая стоимость производственных фондов, тыс. тг.

287164,5

441455

154290,5

530589,5

243425

89134,5

7.Рентабельность активов, %

61,09

19,58

-41,52

17,2

-43,89

-2,38

8.Рентабельность оборотного капитала, %

94,87

31,01

-63,86

75,89

-18,98

44,88

9.Рентабельность производственной деятельности, %

113,60

34,56

-79,04

28,27

-85,33

-7,29


 

Приведенные в таблице данные показывают, что рентабельность активов, т.е. доходность вложенный средств в имущество предприятия в 2009 году, по сравнению с 2008 годом снизилась на 41,52% и составила 19,58%. В то же время наблюдается уменьшение уровней рентабельности оборотного капитала и производственной деятельности соответственно на 63,86% и 79,04%. В 2010 году по сравнению с 2008 все показатели изменились в отрицательную сторону, в сравнении с 2009 годом показатели также имеют отрицательное значение, лишь рентабельность оборотного капитала увеличилась на 44,88%.

Изменения в уровнях рентабельности за различные периоды времени  происходят под действием различных  факторов, оказывающих влияние как  на числитель, так и на знаменатель расчетной формулы. Необходимо провести факторный анализ хозяйственной деятельности АО «Арман» на основе формулы рентабельности производственной деятельности (5).

 

Таблица 2 - Расчет влияния факторов на рентабельность хозяйственной деятельности

Показатели

2008 год

2009 год

Отклонение

2010 год

Отклонение к 2008году

Отклонение к2009год

А

1

2

3

4

5

6

1.Валовая прибыль, тыс.  тг.

340765

163018

-177747

160000

-180765

-3018

2.Среднегодовая стоимость  производственных фондов, тыс. тг.

287164,5

441455

154290,5

530589,5

243425

89134,5

3.Рентабельность производственной  деятельности, %

118,67

36,93

-81,74

30,16

-88,51

-6,77

4. Объем реализованной  продукции, тыс. тг.

962269

782605

-179664

750000

-212269

-32605

5. Реализация на 1 тг. производственных  фондов

3,3509

1,7728

-1,5781

1,4135

-1,9374

-0,3593

6. Прибыль на 1 тг. реализации

0,3541

0,2083

-0,1458

0,213

-0,1411

0,0047


 

Приведенные данные таблицы  свидетельствуют о том, что уровень  рентабельности, исчисленный с помощью валовой прибыли,  в 2009 году по сравнению с 2008 годом упал в абсолютном выражении и составил 81,74%. В 2010 году уровень рентабельности снизился по сравнению с 2009 годом на 6,77 %.  На это снижение оказали влияние изменения реализации на 1 тенге производственных фондов и прибыли на 1 тенге реализации, которые рассчитаны исходя из формул (6) и (7), т.е.:

Информация о работе Анализ рентабельности производства продукции