Анализ естественного движения населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 15:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ естественного движения населения. Задачи курсовой работы:
- дать понятие естественного движения населения;
- описать влияние меняющегося демографического потенциала на качество жизни и социально-экономическое положение населения;
- охарактеризовать тенденции естественного движения населения в РФ;
- рассмотреть демографическую политику как метод повышения воспроизводства населения.

Содержание

Введение 3
1. Основные аспекты естественного движения населения 5
1.1. Понятие естественного движения населения 5
1.2. Влияние меняющегося демографического потенциала на качество жизни и социально-экономическое положение населения 6
2. Тенденции естественного движения населения в РФ 14
2.1. Состояние народонаселения РФ 14
2.2. Анализ коэффициентов воспроизводства населения 15
2.3. Демографический переход в России как составляющая естественного движения населения 18
2.4. Проблемы снижения воспроизводства в РФ 26
2.5. Демографическая политика Российской Федерации 30
Заключение 38
Список использованной литературы 40

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ естественного движения населения Мск 2013.doc

— 226.00 Кб (Скачать файл)

При этом, несмотря на наличие так называемой категории  стран переходной стадии развития (в  основном это постсоветские и  постсоциалистические государства  Европы и Азии), проведенный в  работе анализ позволяет заключить, что как по основным макроэкономическим, так и демографическим параметрам все они могут быть отнесены либо к категории развитых, либо развивающихся стран. При этом характерной чертой рубежа веков является диаметрально противоположные тенденции социально-экономического и демографического развития обеих групп. Так практически большинство развитых стран мира,  несмотря на устойчивые темпы экономического роста,  в демографическом отношении замедляют свое развитие,  осложняемое структурными и социальными диспропорциями внутри населения каждой из них. Напротив,  развивающиеся страны,  несмотря на либо невысокие темпы социально-экономического развития,  либо на динамичное развитие,  но не столь интенсивное, что характерно для государств первой группы, по параметрам ВВП существенно отстают, хотя лидируют по демографической динамике.

В итоге, сложившаяся  ситуация приводит к повышенной миграционной активности населения большинства  стран и регионов мира, мотивированной желанием перемены места жительства, обеспечивающего более высокий  жизненный уровень и соответствующее качество жизни, доступное подавляющему большинству населения развитых стран.

Тем самым происходит диспропорция в распределении человеческого  потенциала и производительных сил  по странам и регионам мира. Всё  это, в свою очередь, приводит к осознанной необходимости ряда как развитых, так и развивающихся государств вырабатывать и планомерно проводить национальную демографическую и миграционную политику.                                            

К настоящему времени  на государственном уровне    разработана и поддерживается эмиграционная политика в 81  государстве,  из которых 53  страны стимулируют возврат мигрантов на родную территорию после получения временно отсутствующими гражданами, как дополнительных заработков,  так и более высокой профессиональной квалификации, что в совокупности гарантирует общее повышение социально-экономического и демографического уровня их развития в обозримой перспективе.

Вместе с  тем, такой важный аспект, как интеграция иностранцев в новый социум поощряется на уровне государственной политики не всегда и не во всех странах. Можно констатировать, что сегодня лишь в 75 из 192 стран мирового сообщества на государственном уровне проводится политика интеграции мигрантов с местным населением. Как правило, это страны традиционной демократии и наименее развитая группа из развивающихся государств. Последние напрямую заинтересованы в компенсации естественного оттока мигрантов с их территорий в страны с более высокими показателями социально-экономического развития. Они также пытаются привлечь из других регионов какое-то количество производительных сил, дефицит которых не позволяет сколько-нибудь радикально изменить динамику социально-экономического и демографического развития.

 

2. Тенденции естественного  движения населения в РФ

2.1. Состояние  народонаселения РФ

 

По данным Всероссийской  переписи населения, проведенной по состоянию на 14 октября 2010 года, численность постоянного населения Российской Федерации составила 142.9 млн. человек. По сравнению с переписью населения 2002 г. численность населения уменьшилась на 2.3 млн. человек, в том числе в городских населенных пунктах - на 1.1 млн. человек, в сельской местности - на 1.2 млн. человек. Соотношение горожан и сельских жителей составило в 2010 г. 74% и 26% соответственно.

Российская  Федерация занимает восьмое место  в мире по численности населения  после Китая (1335 млн. человек). Индии (1210 млн. человек). США (309 млн. человек). Индонезии (238 млн. человек). Бразилии (191 млн. человек). Пакистана (165 млн. человек) и Бангладеш (147 млн. человек).

Среднее число  рожденных детей уменьшилось  в расчете на 1000 женщин с 1513 в 2002 г. до 1469 в 2010 г. В городских населенных пунктах этот показатель составил 1328 детей (в 2002 г. - 1350). а в селе - 1876 (в 2002 г. - 1993). В составе домохозяйств. как в городе, так и в селе, по-прежнему преобладают домохозяйства с 1 ребенком.7

По продолжительности  жизни Российская Федерация, к сожалению, не входит даже в первую сотню стран  мира, занимая 102-е место. Наблюдается  очень низкая продолжительность жизни мужчин, чья смертность от сердечно-сосудистых заболеваний увеличилась за последние 10 лет в 1,5 раза, от убийств - в 2 раза, от самоубийств - в 2 раза, от отравления алкоголем - в 3 раза, а 30 тыс. чел. гибнет на российских дорогах и т. д. Поэтому средняя продолжительность жизни мужчин составляет менее 60 лет. Женщины в Российской Федерации (РФ) живут в среднем на 13 лет дольше мужчин (в мире в целом - на 4 года).

2.2. Анализ коэффициентов  воспроизводства населения

 

Коэффициенты  воспроизводства – показатели, дающие обобщенную количественную оценку интенсивности процесса  замещения поколений. Исчисляются, как правило, отдельно для женщин и для мужчин. Но для мужчин на практике не применяются из-за отсутствия данных о возрастной рождаемости мужчин.

Цель применения коэффициентов воспроизводства – дать представление о росте населения независимо от его возрастной структуры, изменяющейся под влиянием различных факторов.

Простейшими из коэффициентов воспроизводства  является индекс жизненности, показатели замещения Ниббса и Томпсона, но они сложны в расчетах. Поэтому из-за относительной простоты расчета в основном используются:

1) брутто коэффициент  воспроизводства;

2) нетто коэффициент  воспроизводства. 

Эти показатели рассчитываются на женщин (мужчин) репродуктивного периода.

Репродуктивный  период  (синоним – генеративный, не рекомендуется термин детородный и фертильный) – период женщины, в котором она способна к деторождению. Он определен условными границами 1549 лет. От доли женщин в репродуктивном периоде зависит общее число родившихся и общий коэффициент рождаемости: чем больше эта доля – тем больше общее число родившихся и общий коэффициент рождаемости.

Сложившаяся многолетняя  тенденция к сокращению численности  населения России ограничивает возможности развития и обеспечения национальной безопасности страны. Для консолидации усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований Указом Президента РФ в октябре 2007 г. утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, целями которой являются [4; с 15]:

1) стабилизация  численности населения к 2015 г.  на уровне 142 - 143 млн. человек и  создание условий для ее роста к 2025 г. до 145 млн. человек;

2) повышение  качества жизни и увеличение  ее ожидаемой продолжительности  к 2015 г. до 70 лет, к 2025 г. - до 75 лет.

Достижение  обозначенных целей в значительной степени зависит от успешного  решения широкого круга задач, включая обеспечение стабильного экономического развития и роста благосостояния населения, снижение уровня бедности и уменьшение дифференциации по доходам, интенсивное воспроизводство человеческого капитала и создание эффективной социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, социальная защита населения), рынка доступного жилья, гибкого рынка труда, улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки.

В регистре демографических  задач необходимо выделить еще две  важнейшие: сокращение смертности населения и повышение его рождаемости. Начиная с 2006 г. уделяется большое внимание повышению рождаемости на федеральном уровне - родовые сертификаты, материнский (семейный) капитал и т.д. Это хорошо, но отдача будет только через 20 лет, т.е. не ранее 2026 г., а стране не хватает работников сегодня. Поэтому надо сохранить жизнь 20 - 40-летних. Приоритет в демографической политике должен быть отдан снижению смертности населения в трудоспособном возрасте посредством обеспечения конституционных прав граждан на безопасные условия труда и благоприятную окружающую среду.

Работающее  население страны подвергается двойному негативному экологическому воздействию: влиянию вредных факторов и токсических  веществ на производстве, а также  в местах проживания. Растет заболеваемость, повышается вероятность развития профессиональных патологий. Велика доля экологически несовершенных технологий в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве. Речь идет о производственной экосистеме, которая во многом определяется состоянием условий и охраны труда на рабочих местах.

В странах, в  основном завершивших переход к  современному типу воспроизводства  населения, как правило, преобладают режимы, обеспечивающие простое либо близкое к нему воспроизводство населения с отклонениями как в сторону расширенного, так и в сторону суженного.

Хотя появление  величины  нетто- коэффициента < l не означает начала немедленного сокращения численности населения, и такое сокращение наблюдалось редко, появление режимов с характеристиками суженного воспроизводства  рассматривается как признак потенциальной депопуляции. Поэтому во многих экономически развитых странах проводится демографическая политика, направленная главным образом на повышение рождаемости до уровня, обеспечивающего простое или слегка расширенное воспроизводство населения.8

Социальное  управление воспроизводством заключается  в ограничении роли случайности и уменьшении неопределённости в ходе демографических процессов.

Одно из главных  проявлений эффективности социального  управления воспроизводством населения — экономичность режимов воспроизводства, т. е. соотношение демографических «затрат» и «результатов». Если оценивать затраты величиной брутто-коэффициента,  а результаты — величиной   нетто-коэффициента, то отношение первого ко второму, т. е. число девочек, которое в среднем надо родить одной женщине, чтобы обеспечить простую замену материнского поколения можно рассматривать как меру экономичности воспроизводства. Эта экономичность тем выше, чем ближе  значение простого воспроизводства к единице.

2.3. Демографический переход в России как составляющая естественного движения населения

 

Дадим характеристику первого демографического перехода в России. Снижение рождаемости в  России началось с более высокого уровня и позднее, чем в большинстве развитых стран. Запаздывание от европейских стран составляет в среднем 30-40 лет, а от Франции почти столетие.

Примерно с  середины 1890-х годов, когда было отмечено увеличение темпов ежегодного прироста населения с 1% в год  до 1,8%-1,9%. Однако полувековое отставание было компенсировано высокой скоростью протекания процессов. И уже к 1960-х годам, т.е. спустя менее 100 лет, демографический переход на большинстве российских территорий был завершен, так же, как и в Европе.  

Демографический переход зародился в центральной и северо-западной России, прежде всего в ее столичных и старо-промышленных районах. Затем он распространился и на другие территории. Тем не менее, национальные образования в составе России, а также ее старообрядческие территории русского Севера, Поволжье и Урал заметно отставали.

 Первоначальным  толчком к снижению рождаемости  послужила великая "эмансипация"  и аграрная реформа в России, инициированные по указу "сверху" в 1861 г. Падение рождаемости  шло с рекордными для Европы  темпами - примерно за 70 лет Россия преодолела отставание, завершив в целом переход к низкой рождаемости (2 ребенка на одну женщину) одновременно с другими развитыми странами - к середине 1960-х гг. Первые поколения с постпереходным уровнем рождаемости - это женщины, родившиеся во второй половине 1920-х и в 1930-е гг.).

В качестве критерия завершенности переходных процессов  применительно к количественным характеристикам рождаемости предлагается три критерия: а) близость показателей  итоговой рождаемости в реальных и условных поколениях; б) близость показателей итоговой рождаемости в "материнских" и "дочерних" поколениях ; в) достижение cслабоассиметричного статистического распределения женщин по числу рожденных детей к возрасту 50 лет с модой, равной 2 детям на одну женщину.

Снижение рождаемости  реальных поколений в России практически  на всем протяжении перехода было монотонным. Некоторое нарушение этой монотонности можно обнаружить только в когортах 1890-1895 гг. рождения. Напротив, показатели рождаемости для условных поколений (традиционный коэффициент суммарной рождаемости) демонстрировали высокую колеблемость на фоне общего тренда к снижению. Колебания показателей для условных поколений, вызванные специфическими особенностями тех или иных календарных лет: катастрофические изменения социально-экономической среды и/или вмешательство государства в демографическую сферу, отражают, в первую очередь, сильные сдвиги в календаре рождений. Резкие спады и последующие не менее резкие компенсационные подъемы конъюнктурных показателей хорошо характеризуют мгновенные изменения темпов формирования семей, но маскируют генеральную тенденцию эволюции рождаемости. В России на протяжении 20 века можно насчитать четыре случая отклонения коэффициента суммарной рождаемости от тренда: три под воздействием катастрофических обстоятельств и один в результате семейной политики государства.

Переход к низкой рождаемости  в России, по нашему мнению, был в  значительной степени ускорен непрерывной  цепочкой социальных катаклизмов, сопровождавших ускоренную модернизацию общества. Дело не столько в том, что во время кризисов падал жизненный уровень населения, сколько в том, что в эти периоды приобретался массовый опыт индивидуального контроля над рождаемостью. Репродуктивное поведение партнеров постоянно адаптировалось к меняющейся действительности. Необходимость частых изменений календаря рождений и браков вызывала к жизни специфические инструментальные методы и способы регулирования рождаемости. К сожалению, в России это вылилось в массовое распространение абортной практики. Закон 1936 г., запрещающий искусственный аборт по желанию женщины, был во многом наивной попыткой тоталитарного государства переломить тенденцию к снижению рождаемости, "подправить" демографическую ситуацию после кризиса, вызванного "коллективизацией". Его эффект в повышении конъюнктурных показателей (числа родившихся, коэффициента суммарной рождаемости) в 1937 г. мы оцениваем не более, чем в 8%. В последующие годы эффект запрета, естественно, был еще ниже. В терминах итоговой рождаемости реальных поколений роль этого фактора, видимо, нулевая, сводимая к подвижкам в календаре рождений у части женщин, застигнутых новым обстоятельством врасплох.

Информация о работе Анализ естественного движения населения