Анализ динамики стоимости потребительской корзины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 21:04, курсовая работа

Краткое описание

Перечисленными выше факторами обусловлена актуальность темы курсового исследования, целью которого является анализ структуры и динамики потребительской корзины в регионе.

Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:

даны теоретические основы расчета продовольственной и потребительской корзины;

проведен анализ структуры потребительской корзины региона;

Содержание

Введение

1. Теоретические основы формирования продовольственной корзины

1.1 Продовольственная корзина: сущность и понятие

1.2 Методика расчета потребительской корзины

2. Анализ динамики стоимости потребительской корзины

2.1 Анализ динамики основных социально-экономических показателей развития региона

2.2 Потребительская корзина в регионе и ее динамика

3. Разработка предложений по повышению качества жизни в регионе

Заключение

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 34.42 Кб (Скачать файл)

 

— производство сыров и творога возросло на 19,8 %;

 

— выпуск сливочного масла увеличился на 1,8 %;

 

— производство мяса возросло на 5,9 %, колбасы – на 1,8 %.

 

Показатели по лесной промышленности:

 

— индекс производства в сфере деревопереработки и производстве деревянных изделий составил 75,4 %.

 

Показатели по производству энергии:

 

— тарифы на электрическую энергию (сентябрь 2009 года по отношению к декабрю 2008 года) возросли на 30,7 %, на тепловую энергию – на 20,6 %;

 

— производство электрической энергии понизилось на 11,6 %, тепловой энергии – на 14 %.

 

Показатели по рыболовству:

 

— на 1 % возрос объем рыбного улова и добычи морепродуктов.

 

Показатели в сфере строительства:

 

— объем выполненных строительных работ составил 56,8 %.

 

Показатели по транспортной инфраструктуре:

 

— снижение грузооборота на автотранспорте составило 7,1 %, морском и ж/д транспорте 13,6 % и 16,5 % соответственно;

 

— возрос грузооборот на воздушном транспорте – 2,4 %.

 

Показатели по развитию АПК:

 

— объем производства с/х продукции составил 107,7 %.

 

Показатели потребительского рынка:

 

— рост цен на потребительском рынке Архангельской области составил 7,5 %;

 

— продажи в розницу снизились на 2,9 %;

 

— объем оказываемых населению услуг возрос на 1,6 %.

 

Показатели уровня жизни и рынка труда:

 

— безработица увеличилась на 44,9 %;

 

— доходы жителей увеличились на 16 %, при этом рост действительно располагаемых денежных средств составил 3,8 %;

 

— номинальная средняя ежемесячная з/п выросла на 10,9 %, но реальная з/п сократилась на 1,8 %.

 

Таким образом, если в некоторых сферах экономики Архангельской области наблюдается прогресс, то в большей части из них все же наблюдается регресс.

 

Стабильный прирост объемов производства показывает лишь сельское хозяйство, производство пищевых продуктов, рыбный промысел и сфера услуг, оказываемых населению.

 

В остальных секторах экономики наблюдается снижение объемов производства по сравнению с аналогичным периодом за 2008 год.

 

ВРП на душу населения в год в Архангельской области составил 224807,8 руб. По этому показателю Архангельская область:

 

— приближается к Мурманской области (225044,6 руб.), Красноярскому краю (253942,4 руб.), Республике Татарстан (204890,2 руб.), Томской области (208946,1 руб.) и Республике Якутия (259249 руб.);

 

— значительно опережает Алтайский край (88935,2 руб.), Приморский край (131578,8 руб.), Северо-Кавказские республики (от 29903,7 руб. до 76455,4 руб.), Псковскую область (88966,6 руб.) и Смоленскую область (100307.2 руб.),

 

— отстает от Чукотского АО (421287,6 руб.), Сахалинской области (550227,8 руб.) и г. Москва (643733,4 руб.).

 

ВРП ближайших соседей Архангельской области составил: Карелия (151210,8 руб.), Вологодская область(199086,8 руб.), Кировская область (84670 руб.), Республика Коми (249570,9 руб.).

 

Развитие потребительского рынка Архангельской области в настоящее время имеет положительную тенденцию. Торговля входит в число динамично развивающихся отраслей экономики региона.

 

На территории Архангельской области представлены предприятия современных форматов: торговые центры и комплексы, оснащенные новейшим оборудованием, с европейским уровнем дизайна интерьеров и ассортиментом предлагаемых к продаже товаров, магазины шаговой доступности. Широкое применение получил сетевой принцип организации торгового обслуживания.

 

Из отрасли, занятой продажей товаров, торговля все больше трансформируется в сферу обслуживания. В организациях торговли открываются предприятия общественного питания, создаются игровые комнаты для детей, предоставляются другие дополнительные услуги, активно используют программы лояльности покупателей.

 

Вместе с тем в целях функционирования экономики Архангельской области в условиях депрессивных явлений в мировой экономике основу политики на потребительском рынке области составляют:

 

удовлетворение потребности населения в качественных товарах и услугах;

 

увеличение реализации ассортимента социально-значимых товаров (услуг) в общем объеме товарооборота;

 

развитие сети социально ориентированных предприятий потребительского рынка;

 

открытие фирменных магазинов местных товаропроизводителей;

 

расширение форматов торговли (ярмарки, выставки, упрощенные формы торговли), исключающих посреднические звенья.

 

Архангельская область является «завозной» практически по всем группам товаров, за 2008 год:

 

оборот оптовой торговли составил 76008,5 млн. руб. или 119,9% к уровню 2007 года;

 

оборот розничной торговли по всем каналам реализации составил 96176,2 млн. руб., или 113,5% к уровню 2007 года, в т. ч. на розничных рынках — 6187,3 млн. руб.;

 

оборот общественного питания составил 4408,5 млн. руб. или 110,0 % к уровню 2007 года.

 

Макроструктура оборота розничной торговли в 2008 году:

 

товарооборот продовольственных товаров составил 48194,9 млн. руб. (рост продаж данной группы составил 107,9% к уровню 2007 года);

 

товарооборот непродовольственных товаров составил 47981,2 млн. руб. (рост продаж составил 119,2% к уровню 2007 года).

 

В макроструктуре оборота розничной торговли за 2008 год отмечается незначительное преобладание доли продовольственных товаров — 50,1% от общего объема розничного товарооборота.

 

Оборот розничной торговли области на 93,8% сформирован торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети (вне розничных рынков).

 

В настоящее время доля крупных и средних предприятий в розничном товарообороте области составляет 29,5%; малых предприятий — 18,5%; розничных рынков и ярмарок — 6,2%; индивидуальных предпринимателей, реализующих товары вне рынков — 45,8%.

 

По состоянию на 1 января 2009 года около 95% всех предприятий оптовой и розничной торговли имеют частную форму собственности.

 

На фоне стабильного роста товарооборота и объема услуг на территории Архангельской области ежегодно увеличивается количество объектов торговли. В настоящее время на территории области функционируют:

 

8366 объектов торговли, в  том числе магазинов 7054 (прирост  торговых площадей за 2008 год составил 39,5 тыс. кв. метров);

 

1272 предприятия общественного  питания;

 

24 розничных рынка, в том  числе 4 — специализированные непродовольственные, 22 — универсальные, с количеством  торговых мест более 2900. В целях  функционирования экономики региона  в условиях депрессивных явлений  в мировой экономике основой  политики на потребительском  рынке в 2009 году является удовлетворение  потребности населения в качественных  товарах и услугах посредством  увеличения в общем объеме  товарооборота реализации ассортимента  социально-значимых товаров.

 

Прирост торговых площадей за 2008 год составил 39516 мІ. В настоящее время в Архангельской области осуществляют торговлю 94 магазина местной промышленности и 84 объекта мелкой розницы, организованных товаропроизводителями и сельхозпроизводителями области.

 

Развитие ситуации на региональном потребительском рынке за 1 полугодие 2009 года характеризуется следующими показателями:

 

оборот розничной торговли по всем каналам реализации составил 49276,2 млн. руб., или 98,5% к соответствующему периоду прошлого года;

 

продажа товаров на розничных рынках — 3365,4 млн. руб. или 6,8% в общем объеме розничного товарооборота;

 

оборот общественного питания составил 2174,8 млн. руб. или 96,3% к


Информация о работе Анализ динамики стоимости потребительской корзины