Анализ динамики основных макроэкономических показателей промышленности Беларуси за 2000-2011гг.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 20:44, творческая работа

Краткое описание

Цель данной работы: проанализировать динамику основных макроэкономических показателей промышленности Беларуси за 2000-2011гг.
Для раскрытия цели творческой работы были определены следующие задачи: анализ динамики показателей промышленного сектора и выявление особенностей его развития в Республике Беларусь, а также анализ промышленной политики республики и её основных направлений. Промышленность Республики Беларусь. Её основные направления

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Промышленность Республики Беларусь. Её основные направления 4
Промышленная политика Беларуси 5
Анализ основных показателей промышленности 17
Число предприятий 17
Объем промышленного производства (в фактически действовавших ценах), млрд. руб. 19
Среднесписочная численность работников промышленности, тыс. человек.21
Прибыль от реализации товаров, продукции, работ, услуг (в фактически действовавших ценах), млрд. руб 22
Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг, % 24
Заключение 26

Вложенные файлы: 1 файл

АНАЛИЗ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ЗА 2000-2011 ГГ..docx

— 60.16 Кб (Скачать файл)

          Структурные образования промышленности усилили процессы международной интеграции и специализации, сделали национальные экономики более открытыми. Важнейшей задачей государства становится формирования экономически обоснованных торговых связей. Поэтому в рамках проводимой структурной политики государство должно определить свою позицию в вопросе о снижении уровня неэквивалентного обмена наукоемких товаров, технологий, интеллектуальных услуг, высококвалифицированной рабочей силы на мировых рынках.

        Беларуси нужно определиться, какие предприятия можно предложить в состав транснациональных корпораций, а каким национальным компаниям есть необходимость создавать предприятия за рубежом.

        Перераспределение промышленного потенциала возможно в процессе банкротства предприятий. При этом усиливается роль таких форм перелива капитала, как продажа и покупка предприятий, а также процесс слияния поглощения фирм.

          В качестве национальных приоритетов в мировой практике широкое распространение получили программы приватизации государственной собственности и национализации убыточных предприятий и производств. Роль национализации состояла в возможности проведения масштабных структурных преобразований за счет мобилизации государственных средств. В основном эта форма охватывала отрасли или производства, имеющие общегосударственную значимость.

           Успешное проведение структурных преобразований промышленности во многом зависит от уровня системы государственного регулирования. В промышленно развитых странах структурные преобразования регулируются с помощью бюджетной, кредитной, налоговой, торговой, патентной и научно-технической политики, контрактной системы, а также мер административного контроля. Для этого используется широкий спектр экономических и юридических инструментом: прямые государственные капитальные вложения, целевое финансирование и субсидирование, предоставление льготных займов, заключение контрактов на разработку новой продукции и технологий, инвестиционные скидки, прямые государственные закупки высокотехнологичного оборудования, система протекционизма, налоговые льготы, правила и нормы амортизации, комплексные целевые государственные программы. В формировании спроса на передовую технику и новейшее оборудование важное место отводится государственной контрактной системе. Формируются целевые государственные заказы на производство нового оборудования для реконструкции перспективных предприятий. С целью поддержания спроса на новую технику и технологии возможна частичная оплата государством их стоимости при покупке для модернизации производства.

Точки роста:

         Сложно рассчитывать на успех промышленной политики без соответствующей региональной политики, без учета множества местных факторов и особенностей. В Беларуси необходима разработка концепции создания нескольких центров экономического и научно-технического роста с предприятиями, позволяющими привлечь зарубежных стратегических инвесторов, которые знают наш рынок и имеют опыт работы на нем. Речь идет о технополисах, зонах высоких технологий, специальных экономических зонах.

           Стратегия создания в Беларуси технополисов должна быть направлена на научно-технический прорыв в такие сферы деятельности, которые позволили бы создать два города передовых технологий, научных исследований и проектно-конструкторских разработок, а также на создание идей и механизмов сотрудничества между зарождающимся отечественным и международным бизнесом, научными организациями и органами власти. По моему мнению, этими двумя городами могли бы стать Минск и Брест. В Минске сосредоточен самый большой научно-технический потенциал страны и грех не использовать этот важнейший для дальнейшего развития страны фактор. Брест расположен на границе с Польшей - динамично развивающейся страной, на пути транспортный потоков с Запада на Восток и обратно. Не использовать этот фактор также неразумно.

Значение  СЭЗ:

          Сегодня многие страны обращаются к нетрадиционным формам активизации своего участия в международном разделении труда. Прежде всего, это относится к странам, реализующим модель развития национальной

 

экономики, ориентированную на мировой рынок.

Одной из важных составляющих стратегии  экспортной ориентации являются специальные  экономические зоны (СЭЗ), которые  создаются для привлечения местного и иностранного капитала, расширения экспорта, роста валютных доходов, получения  доступа к новым технологиям, улучшения платежного баланса и в конечном счете для развития национальной экономики и ее более тесно интеграции в экономику мировую. Такими зонами (свободными производственно-территориальными) можно было бы объявить площадки крупных, но неперспективных предприятий.

          По характеру деятельности, функциональному предназначению можно выделить четыре основных типа СЭЗ: зоны свободной торговли (ЗСТ), экспортно-производственные зоны, научно-промышленные парки, оффшорные центры.

          Важно также создать системы заинтересованности региональных властей в развитии промышленности на подведомственной им территории. В практику должны войти региональные программы развития как части целостной программы развития страны.

         Из зарубежного опыта следуют два вывода - о значительной роли государства в осуществлении структурных преобразований промышленности и длительности периода их проведения. При этом государство должно четко формулировать текущие и перспективные задачи, чтобы исключить "распыление" ресурсов по всем областям экономики. Для успешного управления структурными процессами необходимо сформировать концептуальный стержень структурной перестройки промышленности, который целесообразно оформить в виде стратегии структурной политики государства на период в 10-12 лет. Концепция должна включать в себя цели структурный преобразований промышленности, базовые национальные приоритеты и методы государственного регулирования в рамках бюджетной, налоговой, инвестиционной, амортизационной политики.

        

  Долгосрочную стратегию целесообразно развить на ряд этапов - в виде государственных программ структурных преобразований промышленности, опирающихся на соответствующе законодательные акты. Среди них, например, двухлетняя программа инвентаризации промышленности на предмет выявления структурно-депрессивных производств и предприятий, а также начала их свертывания. Далее может следовать период развития отдельных сегментов машиностроения для насыщения внутреннего рынка современной техникой, оборудованием, технологиями. Целесообразно выделить этап производства и внедрения нововведений и завершающий этап развития новых наукоемких подотраслей и высокотехнологичных производств. Программы могут реализовываться и параллельно.

           Если подытожить сказанное выше, главными направлениями промышленной политики должны стать:

  • Создание необходимых условий на макроуровне для функционирования экономики, в т.ч. для реализации промышленной политики.
  • Определение приоритетов (отраслей, производств, технологий, продуктов).
  • Программа модернизации инфраструктуры, автомобильных и железных дорог.
  • Целенаправленная инновационная политика (программы развития перспективных отраслей).
  • Реструктуризация промышленности (создание национальных компаний, высокотехнологических производств, высоких технологий, конкурентоспособных продуктов, определение критериев для включения предприятий в состав транснациональных корпораций).
  • Законодательное обеспечение реструктуризации промышленности, эффективного функционирования хозяйственных объединений, промышленных и промышленно-финансовых групп, поддержка экспорта

 

деталей и узлов, импорта  высоких технологий, эффективного оборудования, комплектации и материалов.

  • Создание системы поддержки и развития малого предпринимательства.

Формирование целенаправленной региональной экономической политики:

  • создание технополисов; зон высоких технологий (инновационных центров);
  • свободных экономических зон, в том числе и специальных (экспортно-промышленных, производственно-территориальных, торговых, технопарков, оффшорных зон и др.); организации системы приграничной торговли;
  • внедрение системы самостоятельного формирования местных бюджетов, ответственности регионов за результаты экономического развития, формирование региональных программ развития.
  • Программы свертывания нерентабельных производств, перераспределения ресурсов.
  • Методы государственного регулирования экономики (в рамках бюджетной, налоговой, таможенной, инвестиционной, амортизационной, кредитной политики и т.д.).
  • Стимулирование инвестиций в экономику республики частного капитала и прежде всего населения, создание с этой целью институтов аккумуляции средств населения (пенсионных, медицинских, страховых и др. организаций).

 

 

 

Анализ основных показателей промышленности

  В этом параграфе я рассматривала динамику основных показателей промышленности. Одним из таких показателей является число предприятий.

 

Число предприятий

Число предприятий приводится по юридическим лицам, включая микро– и малые организации, и обособленным подразделениям, имеющим отдельный баланс, основным видом деятельности которых является производство промышленной продукции, и осуществляющим производство промышленной продукции (работ, услуг).

 В таблице приведены данные за 2000 – 2011 гг.

                                                                                         Таблица 1

Период, год

Число предприятий, единиц

2000

7 422

2005

8 484

2006

8 798

2007

9 501

2008

12 671

2009

11 208

2010

11 946

2011

12 479


 

 

Проанализируем изменение  числа предприятий за 2000 -2011 гг.

 

          Наблюдается  явная тенденция к росту.

В период с 2000 по 2011 год число предприятий  в Республике Беларусь выросло в 2 раза, что говорит о том , что  в стране осваиваютя новые мощности и появляется множество новых  рабочих мест.

Хотелось бы отметить, что в данной статистике учтены и предприятия  малого бизнеса, возможность эффективного функционирования малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и т.д. Малому производству способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.

В свою очередь развитие мелкого  и среднего производства создает  благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; создаются дополнительные рабочие  места; активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Развитие малых предприятий ведет  к насыщению рынка товарами и  услугами, повышению экспортного  потенциала, лучшему использованию  местных сырьевых ресурсов.

Большое значение имеет способность  малых предприятий расширять  сферу приложения труда, создавать  новые возможности не только для  трудоустройства, но, прежде всего для предпринимательской деятельности населения, развертывания его творческих сил и использования свободных производственных мощностей.

 

Объем промышленного производства (в фактически действовавших ценах), млрд. руб.

 

Объем промышленного производства по промышленности в целом и по отдельным ее отраслям определяется в стоимостном выражении как сумма данных об объеме промышленного производства юридических лиц и их обособленных подразделений независимо от формы собственности. Данные об объеме промышленного производства приводятся в ценах, действовавших в соответствующем году. В сводные данные об объеме промышленного производства в стоимостном выражении включаются данные об объеме промышленного производства промышленных предприятий, в том числе микро– и малых организаций, а также подсобных промышленных производств, состоящих на балансе непромышленных организаций. Объем промышленного производства определяется без стоимости внутризаводского оборота. Внутризаводским оборотом считается стоимость той части изготовленных организацией готовых изделий и полуфабрикатов, которые используются внутри данной организации на собственные промышленно-производственные нужды и стоимость которых в дальнейшем учитывается в составе затрат, включаемых в себестоимость конечной промышленной продукции.

В таблице приведены данные за 2000 – 2011 гг.

                                                                 Таблица 2

 

Период, год

Объем промышленного производства, млрд. руб.

2000

10 501

2005

64 502

2006

78 673

2007

97 330

2008

132 730

2009

129 374

2010

166 950

2011

347 655


 

Проанализируем  объем промышленного производства за 2000 -2011 гг.

 

 

Объём промышленного  производства страны в период за 2000-2011гг. вырос в 34,7  раз (с 10 501 млрд до 347 655 млрд). Это связано непосредственно с тем, что также выросло и число предприятий - а соответсвенно и количество производимой  и реализованной продукции (В промышленности в 2011 году работали 435 предприятий государственной формы собственности (республиканской и коммунальной), или 23,7% общего числа предприятий, учитываемых в текущем порядке. Ими произведено 23,3% общего объема промышленной продукции и 798 предприятий частной формы собственности, имеющие в уставном фонде долю государства, произвели 63,3% общего объема промышленного производства.)

Информация о работе Анализ динамики основных макроэкономических показателей промышленности Беларуси за 2000-2011гг.