Анализ деятельности внебюджетных фондов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 01:23, реферат

Краткое описание

Исходя из этого, основными задачами являются следующие:
– изучение теоретических основ и сущности современной социальной политики;
– изучение основных характеристик и правовых аспектов деятельности социальных внебюджетных фондов;
– анализ деятельности государственных внебюджетных фондов России и выявление проблем, существующих на современном этапе;
– обоснование рекомендаций по совершенствованию деятельности социальных внебюджетных фондов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….4
1 Общая характеристика внебюджетных фондов Российской Федерации...6
1.1 Пенсионный фонд РФ……………………………………………………...9
1.2 Фонд социального страхования РФ……………………………………...12
1.3 Фонд обязательного медицинского страхования РФ…………………...14
2 Страховые взносы во внебюджетные фонды РФ…………………………17
3 Анализ деятельности внебюджетных фондов РФ………………………...23
Заключение…………………………………………………………………….28
Список использованной литературы………………………………………...29

Вложенные файлы: 1 файл

Внебюджетные фонды.doc

— 262.50 Кб (Скачать файл)

В настоящее  время Фонд социального страхования  РФ осуществляет свою деятельность на основании Положения о фонде социального страхования РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.02.94 № 101, и состоит из: региональных отделений; центральных отраслевых отделений;  филиалов отделений [3].

ФСС создан с  целью обеспечения государственных  гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования и является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением.

Управление  Фондом социального страхования  РФ осуществляется Правительством РФ при участии общероссийских объединений профсоюзов. Председатель Фонда социального страхования и его заместители назначаются Правительством РФ. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью.

Фонд социального  страхования образуется за счет:

– страховых  взносов предприятий, учреждений и  иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;

– доходов от инвестирования части временно свободных  у него средств;

– добровольных взносов граждан и юридических  лиц;

– ассигнований из федерального бюджета Российской Федерации на покрытие расходов, связанных  с предоставлением льгот лицам, пострадавшим от радиации, а также на другие цели [9, 214].

Средства фонда  направляются на:

– выплату пособий  по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение;

– санаторно-курортное  лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на другие цели государственного социального  страхования, предусмотренные законодательством;

– создание резерва  для обеспечения финансовой устойчивости фонда на всех уровнях;

– обеспечение  текущей деятельности, содержание аппарата управления;

– проведение научно-исследовательских  работ по вопросам социального страхования  и охраны труда;

– осуществление  иных мероприятий в соответствии с задачами фонда.

В настоящий  момент в России введено (с 01.01.2002г.) обязательное страхование граждан  от несчастных случаев на производстве. Величина страховых взносов предприятий и организаций определяется как произведение установленного процента на фонд заработной платы рабочих и служащих. Тарифы страховых взносов устанавливаются Правительством на определенный период по каждому профессиональному союзу с учетом условий труда и состава работающих.

Взносы по социальному  страхованию являются элементом  расходов по воспроизводству трудовых ресурсов, используемых предприятиями и организациями и отражаемых в издержках. На предприятиях, функционирующих на коммерческих началах, взносы включаются в себестоимость продукции, работ и услуг и возмещаются из выручки.

В таблице 2 представлены поступление и расходование средств ФСС в 2011 г. [15].

 

 

Таблица 2 –  Поступление и расходование средств  Фонда социального страхования  Российской Федерации

Показатели 

Сумма, млрд. руб.

Остаток средств  на начало года

1 611

Поступления за год:

31 516

страховые взносы предприятий и организаций 

28 270

частичная оплата путевок 

441

поступления от Пенсионного фонда РФ

120

средства Федерального бюджета 

212

прочие доходы

2 474

Израсходовано за год:

30 385

финансирование  выплат пенсий, пособий 

22 300

финансирование  мероприятий по санаторно-курортному обслуживанию

6 466

выплаты пособий  сверх установленной нормы на санаторно-курортное лечение и  оздоровление

380

финансирование  исполнительной дирекции фонда 

1 159

перечислено в  Пенсионный фонд РФ

-

прочие расходы 

80


Финансовые  отчеты об исполнении бюджета Фонда  составляются ежеквартально. Контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страховых взносов и  иных платежей осуществляется Фондом совместно с Государственной  налоговой службой России, а за рациональным расходованием этих средств в организациях – Фондом с участием профессиональных союзов.

 

1.3 Фонд обязательного  медицинского страхования РФ

 

Фонд обязательного  медицинского страхования Российской Федерации (ФОМС РФ) создан в соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 и предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования. Финансовые средства фонда формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование [4].

Для реализации государственной политики в области  обязательного медицинского страхования  созданы Федеральный и территориальный  фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные  некоммерческие финансово-кредитные учреждения.

Основными задачами Федерального и территориальных  фондов в системе обязательного  медицинского страхования являются:

– обеспечение реализации Закона РФ «Об обязательном медицинском страховании граждан РФ»;

– обеспечение предусмотренных законодательством РФ прав граждан;

– участие в разработке и осуществлении государственной финансовой политики;

– обеспечение ее финансовой устойчивости 7, 289.

Затраты на содержание Федерального фонда, создание и поддержание  его материально-технической базы осуществляются в пределах средств, предусмотренных на эти цели бюджетом Федерального фонда. Финансовые средства, не израсходованные в истекшем году, изъятию не подлежат и при утверждении ассигнований из федерального бюджета на следующий год не учитываются. Федеральный фонд вправе осуществлять приносящую доходы деятельность. Полученные от такой деятельности доходы, а также доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, и приобретенное за счет этих доходов имущество направляются для реализации уставных задач Федерального фонда. Федеральный фонд ежегодно разрабатывает бюджет и отчет о его исполнении, которые по представлению Правительства Российской Федерации утверждаются федеральным законом.

На территории России создаются страховые медицинские компании, учредителями которых выступает местная администрация. Эти страховые компании могут работать только при наличии соответствующих лицензий на обязательное медицинское страхование, и обязаны заключать договора с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, создавать страховые резервы, защищать интересы застрахованных. Состав системы обязательного медицинского страхования представлен в таблице 3 [16].

Таблица 3 –  Структура системы обязательного  медицинского страхования

Показатели 

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Итого

Израсходовано всего 

404,4

5471,8

14239,1

21339,5

27834,5

69289,3

В том числе:

Финансирование  территориальной программы

149,4

3750,6

11178,5

17517,2

23275,5

55871,2

Финансирование  отдельных мероприятий по здравоохранению

124,1

1213,0

2163,5

2696,6

3248,4

9645,6

Содержание  территориальных фондов и филиалов

24,0

184,3

422,8

630,1

811,7

2072,9

Прочие расходы

106,9

323,9

474,3

495,6

498,9

1699,6

Остаток на конец  отчетного периода

598,3

1183,9

1050,0

1009,1

1650,1

-


Представленная  таблица показывает, что с каждым годом ФОМС РФ увеличивает финансирование по всем статьям расходов.

Тариф страховых взносов  определяется верховной законодательной властью по представлению Правительства РФ. С 2005 года он составляет 2,8% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям, причем в федеральный фонд – 0,8 %, в территориальные фонды – 2%. От уплаты страховых взносов освобождаются общественные организации инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, объединения, созданные для осуществления уставных целей.

 

 

2 Страховые взносы во внебюджетные фонды РФ

 

Отношения, связанные с исчислением и перечислением страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (страховые взносы), регулирует Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (Закон № 212-ФЗ).

Плательщиками страховых  взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного  социального страхования, к которым, в частности, относятся:

– лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе организации (подп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона № 212-ФЗ);

– индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное (п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона № 212-ФЗ) [13].

Для организаций объектом обложения страховыми взносами признаются в общем случае выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими  в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг (ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ).

База для  начисления страховых взносов для  организаций определяется как сумма  выплат и иных вознаграждений, предусмотренных  ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ, начисленных  плательщиками страховых взносов  за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 Закона № 212-ФЗ.

Страховые взносы исчисляются и уплачиваются организацией в порядке, определенном ст. 15 Закона № 212-ФЗ, по тарифам, установленным ч. 2 ст. 12 Закона № 212-ФЗ, отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.

ИП, не производящий выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивает соответствующие страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года (ч. 1 ст. 14 Закона № 212-ФЗ), в порядке, установленном ст. 16 Закона № 212-ФЗ [13].

Согласно ч. 2 ст. 13 Закона № 212-ФЗ стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, установленного ч. 2 ст. 12 Закона № 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз.

Для основной массы плательщиков (за исключением льготных категорий) тарифы страховых взносов, уплачиваемых во внебюджетные фонды в 2012–2013 годы, снижены с 34 до 30 процентов за счет уменьшения взноса в ПФР (таблица 4) [14].

Таблица 4 – Тарифы по уплате взносов в ПФ для плательщиков, не относящихся к льготной категории (на 2012–2013 гг.)

Облагаемая база

Тариф

На финансирование страховой части пенсии

На финансирование накопительной части пенсии

Для лиц 1966 г. р. и старше

Для лиц 1967 г. р. и моложе

Для лиц 1967 г. р. и моложе

Не превышает  предельную величину

22%

22% (6% солидарная  часть и 16% индивидуальная часть)

16% (6% солидарная часть и 10% индивидуальная часть)

6% (полностью  индивидуальная часть)

Превышает предельную величину

10%

10% (полностью  солидарная часть)

10% (полностью  солидарная часть)

0%


 

Таким образом, в Пенсионный фонд РФ уплачивается 22 процента, в  ФСС России – 2,9 процента, в ФФОМС России – 5,1 процента, пока выплаты работнику не достигают предельной величины (ст. 58.2 Закона № 212-ФЗ). Если они выше, то на превышающую сумму применяется тариф 10 процентов, которые перечисляют только в Пенсионный фонд РФ.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов, Пенсионный фонд направит требование об уплате недоимки, пеней и штрафов. Внесено уточнение, что такое требование может быть передано лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (п. 7 ст. 22 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, далее – Закон № 212-ФЗ).

Если коммерсант в  установленный срок добровольно  не погасит долг, недоимка взыскивается за счет средств на расчетном счете коммерсанта. Фонд принимает решение о взыскании (форма № 1-ПФР утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2009 г. № 957н) и направляет в банк поручение о списании с расчетного счета необходимой суммы. Решение о взыскании принимается не позднее двух месяцев после истечения срока, установленного в требовании об уплате взносов. Решение, принятое после истечения этого срока считается недействительным и исполнению не подлежит. Взыскать долг пенсионщики смогут только через суд, причем подать заявление можно в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате взносов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Информация о работе Анализ деятельности внебюджетных фондов РФ