Анализ внешнеэкономической политики государства в постсоветской России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 10:21, контрольная работа

Краткое описание

Экономическая система России переживает процесс глубокой трансформации, связанный с переходом от директивно-плановой к рыночной экономике, в котором важнейшим условием, способствующим формированию новых экономических отношений, является всестороннее развитие внешнеэкономических связей, более активное участие России в функционировании мирового хозяйства. Этот процесс, однако осложняется тем, что осуществляемые в стране реформы не имеют аналогов в мировой практике.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Понятие внешнеэкономической политики (ВЭП) государства……………4
Функции внешнеэкономических связей………………………………...…..4
Объем и динамика внешней торговли в переходный период………..……6
Основные средства государственного регулирования внешнеэкономической деятельности……………………………………………...……………..9
Свободные экономические зоны………………………………….………..11
Место и роль России в мировой торговле…………………………………14
Типология регионов по характеру открытости экономики………………17
Резервы повышения конкурентоспособности российской экономики….20
Заключение…………………………………………………………………..26
Список литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 60.50 Кб (Скачать файл)

Государственное регулирование внешнеэкономических связей осуществляется с помощью широкого круга мер, число которых постоянно растет. Объясняется это тем, что расширение международных экономических связей той или иной страны требует новых инструментов оптимизации ее участия в международном разделении труда, ограждении национальной экономики от влияния негативных явлений в мировой экономике (циклических спадов, чрезмерных колебаний валютных курсов, недобросовестной конкуренции и т.п.), содействия укреплению позиций национальных производителей на мировом рынке.

Важнейшим объектом государственного регулирования и инструментом проведения внешнеэкономической политики является торговая политика. Торговая политика государства - система мер, воздействующих на развитие торговых отношений с иностранными государствами. Внешняя торговля обеспечивает получение дополнительных средств для развития национальной экономики и повышению конкурентоспособности отечественных производителей.                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Свободные экономические зоны

 

Создание свободных экономических зон - действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов. При этом система льгот, устанавливаемых в свободных экономических зонах, должна быть в достаточной степени индивидуальна и тесно связана с реализуемыми на ее территориями программами.

В мировой практике существует множество разновидностей свободных экономических зон. В зависимости от поставленных задач они могут быть ориентированы на расширение экспортного производства, стимулирование производства для внутреннего рынка, в том числе импортозамещения, или же на внедрение и развитие каких-либо новых разработок. В соответствии с этими задачами укрупнено их можно подразделить на зоны торгового, производственного и технико-внедренческого типа, а также комплексные.

Создание свободных экономических зон может стимулировать экономический рост России и обеспечить ее развитие.

Осуществляющиеся в настоящее время экономические реформы направлены на долгосрочную перспективу. Что касается свободных экономических зон - создания благоприятных условий для работы частного капитала, то они могут привести к привлечению дополнительных инвестиций в экономику, прямому эффекту и хорошим результатам уже в краткосрочной перспективе.

Для свободных экономических зон устанавливается система льгот, позволяющая стимулировать их хозяйственную деятельность. Внешнеторговые льготы - предусматривают введение особого таможенно-тарифного режима, снижение или отмену экспортно-импортных пошлин и введение порядка осуществления внешнеторговых операций. Льготы, связанные с налоговым стимулированием отдельных видов деятельности предпринимателей.

Эти льготы могут затрагивать налоговую систему, амортизационные отчисления, издержки на заработную плату, транспорт, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения. Финансовые льготы, включающие различные формы субсидий, предоставляемые в виде арендной платы на пользование земельными и производственными помещениями, а также за счет бюджетных средств и государственных кредитов. Административные льготы, предоставляемые администрацией зоны с целью упрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда иностранных граждан, а также оказания различных услуг. В целом вся система предоставляемых льгот должна служить инструментом реализации имеющихся преимуществ данной зоны, а не механизмом компенсации отсутствующих здесь факторов развития.

Эффективная реализация этой формы взаимодействия с остальным миром может осуществляться при соблюдении следующих обязательных условий:

- формирование на федеральном  уровне четкой концепции в  области СЭЗ, учитывающей как  общегосударственные, так и региональные  интересы;

разработка и принятие соответствующей законодательно-нормативной базы, регулирующей процесс создания и функционирования СЭЗ;

организация СЭЗ на ограниченной территории, исключающей нарушение принципа единого экономического пространства страны;

взаимная экономическая заинтересованность как местных, так и федеральных органов в создании свободных зон;

возможность (и готовность) федеральных органов направить значительные бюджетные средства для формирования инфраструктуры СЭЗ, с пониманием того, что реальный эффект для страны может быть получен лишь в перспективе;

создание на федеральном уровне специального органа управления, координирующего процессы создания СЭЗ и осуществляющего контроль за выполнением свободными зонами их обязательств по отношению к государству, включая использование средств, получаемых из федерального бюджета;

- предоставление иностранным  и российским инвесторам, действующим  в СЭЗ, лучших условий для ведения  хозяйственной деятельности, чем  те, которые они имеют за рубежом и на остальной территории Российской Федерации.

В настоящее время в России создается ряд свободных экономических зон: “Санкт-Петербург”, “Выборг”, “Янтарь”, “ Находка”. Например: благодаря СЭЗ “Находка” в Дальневосточном регионе складываются потенциально значительный рынок ценных бумаг. Практически все остальные предприятия, в том числе и транспортные, уже акционированы. Опыт создания и успешного функционирования свободной экономической зоны “Находка” используется и в других СЭЗ России, особенно в тех, которые прилегают к морским побережьям, а, следовательно, имеют преимущества в развитии экспортно-импортных связей России. Внешнеэкономическая деятельность в настоящее время все больше влияет на экономические и социальные аспекты развития территорий России.

Дальнейшая интеграция регионов Российской Федерации в мировой рынок, предопределяет необходимость решения широкого спектра, поблеем. Среди них важную роль играет формирование новой геополитической роли регионов Сибири и Дальнего Востока, изменение их места в экономике страны. Активизация восточных регионов во внешнеэкономической деятельности и интеграция в мировую экономику обусловливаются такими факторами, как возможность интенсивного развития внешнеэкономических связей регионов на мировом рынке товаров, капиталов и услуг, ограниченных возможностями внутреннего рынка, и трансформация отношений со странами ближнего зарубежья и Восточной Европы; укрепление и расширение экономических и торговых связей регионов Сибири и Дальнего Востока со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, значительными возможностями развития транспортного обслуживания грузопотоков Европа-Азия; наличие минерально-сырьевых ресурсов, имеющих мировое значение. Позиции восточных регионов России на мировом рынке в настоящее время определяется экспортом сырья и энергоносителей. Возрастает их роль в экспорте страны. Доля Сибири в экспорте природного газа составляет почти 100%, нефти-88%, алюминия-85%, меди свыше70%. Велика доля в экспортных поставках страны угля, никеля, продукции нефтеперерабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, азотных удобрений, нефтепродуктов.

Предприятия обрабатывающей промышленности поставляли продукцию, произведенную на основе высоких и средних технологий. Рост экспорта продукции отраслей машиностроения объясняется также восстановлением производственных связей со странами СНГ. На долю высокоразвитых стран приходится, почти 65% общего объема импорта предприятиями региона среди них выделяются Германия, Япония, Италия, США. Доля машин и оборудования, импортируемых из этих государств, составляет от 30 до 85%. Среди Развивающихся стран все большую роль играют страны Азиатско-Тихоокеанского региона: Сингапур, Южная Корея. [4]

 

Место и роль России в конце XX - начале XXI

 

Следствием распада СССР для Российской Федерации стали огромные геополитические потери и существенное ухудшение возможностей ее взаимодействия с мировым хозяйством. Россия оказалась далеко отодвинутой на северо-восток (если исходить из границ бывшего СССР) в глубь Евразийского материка. Стал более отчетливо проявляться континентальный характер России, несмотря на то, что она омывается тремя из четырех мировых океанов - Атлантическим, Северным Ледовитым и Тихим. Россия лишилась половины морских портов, при этом особенно значительными оказались потери незамерзающих портов.

В настоящее время большинство железнодорожных, автомобильных, воздушных магистралей, а также трубопроводов России проходят по территории иностранных государств, что существенно ухудшает экономическую ситуацию для Российской Федерации.

Российская Федерация унаследовала от СССР около 60% его экономического потенциала. Однако в результате продолжительного недоинвестирования в последующие годы важнейшая часть этого потенциала - основные производственные фонды (особенно их активная часть - машины и оборудование) - продолжали изнашиваться, не обновлялись. В результате к 1996г. около 70% основных фондов имели срок службы 20 лет и более, т.е. фактически нуждаются в немедленной замене.

Постепенно продвигаясь к формированию экономики рыночного типа в ходе проведения экономических реформ в 1990-2000гг., Российская Федерация не смогла пока добиться радикального улучшения своего социально-экономического положения. Недочеты и трудности в экономическом развитии страны в 90-е гг. ХХ в. явились причиной того, что Россия занимает промежуточное место между промышленно развитыми и развивающимися странами.

Так, положение России в мировой экономике в конце ХХ в. характеризовалось следующими данными:

доля страны в совокупном валовом продукте мира снизилась с 3,4% до почти 2,0% - примерно 10-е место в мире; ее удельный вес в мировом промышленном производстве не превышал 4% - 5-я позиция в мире; по уровню производительности труда в промышленности (годовая выработка на одного занятого) страна занимала 64-ю позицию, а в сельском хозяйстве - 70-ю ступень в мировой классификации.

Тем не менее, существуют определенные перспективы развития российской экономики, поскольку на территории Российской Федерации находятся довольно значительные запасы разнообразных и наиболее ценных видов полезных ископаемых (нефть, газ, руды металлов и др.). Кроме того, в стране удалось сохранить мощный научно-технический потенциал, значительные интеллектуальные ресурсы, сравнительно высокий общеобразовательный и культурный уровень населения. Наконец, перспективы обусловлены продолжением осуществления реформ в отечественной экономике, в ходе которых должно произойти ее оздоровление на основе структурной перестройки и перехода к рыночным условиям хозяйствования.

В последние годы ХХ в. В российской экономике возрастало воздействие рыночных факторов на производство и поведение хозяйствующих субъектов. Проводимые в стране экономические реформы позволили уже к началу ХХI в. сформировать основные структурные элементы рыночной экономики.

Данное обстоятельство изменило отношение к России со стороны ряда ведущих стран мира. Так, в апреле 2002г. Министерство торговли США официально признало российскую экономику свободной. Вслед за США в октябре 2002г. Совет Европы объявил Россию страной с рыночной экономикой.

С точки зрения долгосрочных перспектив Россия обладает значительной привлекательностью для иностранных инвесторов. Исходя из этого Россия предприняла ряд действий для вхождения в международные финансовые организации: в 1992г. присоединилась к МВФ, МБ, Международной финансовой корпорации (МФК), заняла место СССР в Европейском банке реконструкции и развития (ЕБРР), учрежденном в 1991г. специально для содействия реформам в странах Восточной Европы.

Россия проводит активную политику привлечения иностранных инвесторов. Так, на 1 января 2001г. в секторе нефинансовых предприятий экономики России было накоплено 32 млрд. долл. иностранных инвестиций (включая рублевые). Виды иностранных инвестиций, пришедших в Россию, были следующими: в 2000г. объем прямых и иностранных инвестиций увеличился, но их доля в структуре иностранных инвестиций снизилась до 40,4% (в 1999г. - 44,6%). Всего на конец 1 квартала 2001г. объем накопленных прямых иностранных инвестиций в российскую экономику составил 15,9 млрд. долл., или 44,9% всех поступивших средств.

Под прямыми иностранными инвестициями понимают инвестиции физических и юридических лиц, владеющих предприятием или полностью имеющих не менее 10% акций или уставного капитала, что дает им право на участие в управлении предприятием. В течение 1995-2002г.г. такие вложения составляли порядка 40-50% всех иностранных инвестиций России.

Объем портфельных инвестиций в российскую экономику по состоянию на 31 марта 2001г., накопленный с 1992г., составил 741 млн. долл., или немногим более 0,2% всех поступивших из-за границы средств.

Прочие иностранные инвестиции в форме займов и кредитов составили на тот же период 15,2% млрд. долл., или 49,8% всех поступивших из-за границы финансовых ресурсов.

Инвесторами в экономику России являются 108 стран. Крупнейшими из них по объему накопленного с 1992г. капитала на 31.03.2001г. были США (20,2%), Германия (18,9%), Кипр (15,6%), Франция (10,9%), Великобритания (7,4%), Италия и Нидерланды (по 5,1%), Швеция (2,3%), Швейцария (1,4%) и Люксембург (1,3%).

Кроме того, в наследство от СССР России досталось около 70% его внешнеэкономических связей. Однако следует отметить, что еще в 1986-1991гг. внешнеторговый оборот Российской Федерации, находившейся в составе СССР, сократился почти вдвое, и тенденция падения сохранялась до 1993г.

Информация о работе Анализ внешнеэкономической политики государства в постсоветской России