Анализ активно-пассивных операций ОАО АКБ «ЭНО»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 20:36, курсовая работа

Краткое описание

Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1. Дано общее понятие активно-пассивных операций коммерческих банков;
2. Рассмотрена сущность основных видов активно-пассивных операций коммерческих банков.
3. Проанализировать деятельность коммерческого банка по осуществлению активных и пассивных операций на примере ОАО АКБ «ЭНО».
4. Выявить проблемы и риски деятельности коммерческого банка

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………….…………….………………………………….4

Глава 1. Особенности коммерческого банка как субъекта экономики…6
1.1 Принципы организационного строения структуры коммерческих банков………………………………….…………………………………...........6
1.2 Новые операции коммерческих банков……..………..…………………..9
1.3 Финансовые риски в деятельности коммерческого банка ….…............12
Глава 2.Классификация активно-пассивных операций коммерческих банков……..…………………………………………………………….……..16
2.1 Экономическая сущность активно-пассивных операций коммерческих банков…….……………………………………………………………….……16
2.2 Забалансовые операции коммерческих банков………………………….17
2.3 Комиссионно-посреднические операции коммерческих банков…….…19
2.4 Трастовые операции коммерческих банков……………………………....21
Глава 3. Анализ активно-пассивных операций ОАО АКБ «ЭНО»……………………………………………………………………….….23
3.1 Общая экономическая характеристика банка……………………….……23
3.2 Результаты деятельности за 2010 г……………………………………….25
Заключение…………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………...…31

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 59.03 Кб (Скачать файл)

Особенность забалансовых операций состоит в том, что значительная их часть представляет собой обязательство банка совершить активную операцию при наступлении определенных, заранее оговоренных условий. Таким образом, особенностью большей части забалансовых операций является их условный характер, поэтому они часто называются условными обязательствами.

Забалансовые операции - не новое явление в мировой банковской деятельности. Кредитные учреждения и раньше проводили их отдельные виды, например трастовые (доверительные) операции, форвардные валютные сделки, операции с документарными и резервными аккредитивами. Но до недавнего времени объем забалансовой деятельности был относительно незначителен и не определял лицо банковской системы. Положение резко изменилось в начале 80-х гг. Забалансовые операции превратились в одно из ведущих направлений банковской деятельности. Доходы от них играют все возрастающую роль в формировании банковской прибыли. Наибольшее развитие забалансовая деятельность получила у американских банков. Насчитывается более тридцати разновидностей забалансовых операций, которые позволяют банкам решать следующие основные задачи:

 

• страхование и перераспределение  рисков между участниками рынка, в особенности кредитного и рыночного;

• расширение доступа к кредитным  ресурсам и снижение стоимости заимствований;

• получение дополнительной прибыли  и повышение доходности активов;

• сохранение требуемого органами банковского  надзора соотношения между капиталом  и активами при увеличении объема операций;

• управление активами и пассивами;

•  проведение спекулятивных операций.

 

2.3 Комиссионно-посреднические операции коммерческих банков

 

Комиссионные  операции - операции, осуществляемые банками  по поручению, от имени и за счет клиентов. Они приносят банкам доход  в виде комиссионного вознаграждения.

К данной категории операций относятся:

• операции по инкассированию дебиторской  задолженности (получение денег  по поручению клиентов на основании  различных денежных документов);

• переводные операции;

• торгово-комиссионные (торгово-посреднические) операции (покупка и продажа для  клиентов ценных бумаг, драгоценных  металлов; факторинговые, лизинговые и др.);

• операции по предоставлению клиентам юридических и иных услуг;

• доверительные (трастовые) операции;

Значительная  доля современных операций банка  относится к комиссионно-посредническим операциям по которым банки получают доход не в виде процентов, а в виде комиссионных платежей. Традиционное представление о банке сводится к тому, что банк рассматривается как кредитный и расчетно-кассовый институт.Коммерческие банки могут предоставлять услуги финансового брокера, депозитария, независимого регистратора, гаранта, а также доверительные, расчетно-клиринговые, консалтинговые услуги. Зачастую все эти услуги предоставляются в комплексе, за что банк получает вознаграждение в виде комиссии. Кроме комиссии, банк может взимать плату за обслуживание.

Банк как брокер. Банки выполняют  посреднические функции с операциями по ценным бумагам за счет и по поручению  клиента. Но если дилер действует  от своего имени и покупает ценные бумаги, то брокер действует от имени  и за счет клиента. Брокерские операции осуществляются на основании договора комиссии и договора-поручения. Брокерские операции по договору комиссии осуществляются за счет клиента, но от своего имени. Это  называется соглашением. Она может быть простой комиссией или комиссией при участии банка.

При простой комиссии заключаются  два вида договоров:

1) комиссионный договор между  банком и клиентом.

2) договор между комиссионером  и третьей стороной соглашения.

Перед заключением комиссионной сделки на покупку комитент перечисляет  на свой текущий счет соответствующие  средства, а перед заключением  договора на продажу блокирует на счете депо представлены для реализации ценные бумаги. При комиссии с участием банка последний продает ценные бумаги из своего портфеля или покупает у своего клиента ценные бумаги за счет собственных ресурсов с их последующей продажей.

Брокерские операции на основании  договора-поручения предполагают поручение  клиента банку купить или продать  ценные бумаги от своего имени и  за счет клиента. Банк может приобрести ценные бумаги как у первых лиц, так и из своего портфеля. Доверительные услуги банков в сфере инвестиционных бумаг могут состоять в управлении портфелем в интересах доверителя. Плата за эти услуги может быть фиксированной или устанавливаться в процентном отношении к полученному доходу. При доверительной услуге клиент остается собственником имущества, передавая его в распоряжение банка или трастовая компания на срок, определенный поручением.

Услуги независимых регистраторов  включают комплекс: например, поименный  учет акционеров, ведение реестра  держателей ценных бумаг, замена сертификатов при смене владельца ценных бумаг.

Расчетно-клиринговые услуги заключаются  в том, что банки ведут счета  участников фондового рынка и  обеспечивающих расчеты по сделкам. Депозитарные услуги предусматривают  хранение ценных бумаг клиентов. Консалтинговые услуги имеют целью анализ фондового рынка,разработку документации для эмиссии ценных бумаг, оценка состояния инвестиционного портфеля клиента, разработку инвестиционных стратегий для клиентов.

 

 

 

2.4 Трастовые операции коммерческих банков

 

Особая  разновидность комиссионных операций – трастовые операции, состоящие в том, что банк по поручению клиентов берет на себя хранение, передачу и управление определенным имуществом, выраженным как в деньгах, так и в ценных бумагах.

Банки выполняют следующие доверительные (трастовые) операции для частных  лиц:

- временное управление имуществом лиц, лишенных права осуществлять эту функцию (вдовы, несовершеннолетние);

- управление имуществом умершего в интересах наследников;

- управление капиталом с целью получения наивысшей прибыли;

- хранение ценностей в сейфах и т.п.

Доверительные операции для компаний отличаются от перечисленных выше: банк может выступать  гарантом по облигационному займу, агентом  по регистрации выпускаемых на рынок  акций, по трансферту, управляющим средствами пенсионных фондов корпораций и т.д.

Но  наиболее распространенная форма трастовой  операции в современных условиях – управление капиталом своих  клиентов. В последнем случае (такие  услуги выполняют и крупнейшие финансовые компании) банки берут в управление определенные денежные средства своих  клиентов, определяют и размещают  их по согласованию с клиентами. При  этом клиент определяет режим использования  своих средств. Как правило, у  банков существует пять таких режимов:

  1. «жестко консервативный» – средства клиента размещаются только в самые надежные государственные ценные бумаги основных экономически развитых стран. При этом риск получения убытков полностью исключается;
  2. «консервативный» - предполагает вложение средств в государственные ценные бумаги развитых стран и депозиты крупнейших международных банков. Однако возможны случаи краха банков, т.е. такое вложение средств не гарантирует клиентам безусловное получение прибыли;
  3. «умеренно консервативный» – означает вложение средств в акции, котирующиеся на основных фондовых биржах мира. Это направление инвестиций также несет в себе риск получения вместо прибыли убытка;
  4. «умеренно агрессивный» – означает вложение средств в акции компаний, которые определяют научно-технический прогресс, и в результате их курс, как правило, повышается;
  5. «агрессивный» – предполагает вложение средств в акции компаний «четырех азиатских драконов» (Гонконга, Сингапура, Тайваня, Южной Кореи), что может принести как очень высокие прибыли, так и крупные убытки.

Важные  особенности трастового договора в  зарубежных странах состоит в  том, что банк регулярно информирует  клиента, присылая ему выписки об инвестировании средств и результатах  их вложения, а также в том, что  банк не несет ответственности перед  клиентом в случае отрицательных  финансовых результатов по трастовому счету. В основном это касается вложений средств в акции, которые могут, как существенно повышаться, так  и сильно понижаться в цене. В  таких случаях клиент имеет право  изъять остаток средств и передать управление своими ресурсами трастовому департаменту другого банка, который, возможно, справится с управлением  средствами клиента.

В практике коммерческих банков России трастовые операции на сегодняшний  день не получили широкого развития из-за ряда отрицательных моментов. Так, банк не сообщает клиенту о направлении  использования его средств. Зачастую средства даже частично нельзя получить до окончания срока действия договора, не говоря уж о многочисленных случаях  банкротства кредитных организаций, когда вся сумма клиента пропадает.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ АКТИВНО-ПАССИВНЫХ ОПЕРАЦИЙ В ОТДЕЛЕНИИ  ОАО АКБ «ЭНО».

3.1. Общая  характеристика кредитной организации.

 

ОАО АКБ «ЭНО» на рынке банковских услуг с 1992 года. Своим происхождением и названием Банк обязан тому, что  был создан под эгидой Госкорпорации «Дагвино». Основными учредителями банка являлись винодельческие предприятия Республики Дагестан, а первоначальной целью его создания было обслуживание финансовых потоков указанных предприятий. С момента своего создания ОАО АКБ «ЭНО» в результате гибкого администрирования, постоянной работы над качеством услуг и банковских продуктов, использования современной техники и технологий динамично наращивает свою ресурсную и клиентскую базу, что позволяет увеличивать размеры собственного капитала Банка.

Принципиальной  позицией руководства ОАО АКБ  «ЭНО» является нацеленность на оперативное, качественное и комфортное обслуживание, персональный подход с учетом индивидуальных запросов и особенностей клиентов, а так же высокий уровень ответственности  и профессионализма сотрудников, ибо  все перечисленное является залогом  успеха и процветания.

Приоритетными направлениями деятельности Банка  являются:

1. Развитие системы партнерского  взаимодействия с клиентами с  целью прироста ресурсной базы  и обеспечения прибыльности Банка.  Банк функционирует в качестве  универсального и предоставляет  своим клиентам максимально возможные  условия для развития их бизнеса.  Для этого в Банке разрабатываются  и внедряются единые стандарты  обслуживания корпоративных клиентов  с целью организации их комплексного  и качественного обслуживания. Разрабатывается  программа сотрудничества с предприятиями  малого бизнеса, направленная  на внедрение специфичных для  этой клиентской группы финансовых  услуг, что обеспечит развитие  новых сегментов бизнеса для Банка. Основным принципом взаимодействия с корпоративными клиентами для Банка остается построение долгосрочных отношений и полное удовлетворение в банковском обслуживании на самом высоко уровне.

2. Развитие кредитования физических  и юридических лиц. Кредитная  политика Банка является составляющей  частью общей политики, определяющей  стратегию банка. Основная цель  реализации кредитной политики  ОАО АКБ «ЭНО» - повышение эффективности  использования ресурсов, дальнейшее  продвижение действующих и разработка  новых кредитных продуктов.

3. Развитие розничного бизнеса.  Банк продолжает развивать данное  направление деятельности и стремится,  чтобы розничные продукты и  услуги в полной мере соответствовали  ожиданиям потребителей и предоставлялись  на качественном и технологичном  уровне.

На  сегодняшний день ОАО АКБ «ЭНО»  предлагает практически весь спектр банковских услуг, в том числе: открытие и ведение банковских счетов; расчетное  и кассовое обслуживание; различные  виды и формы кредитования; размещение денежных средств в рублевые и  валютные срочные вклады; размещение денежных средств в рублевые и  валютные срочные вклады под привлекательные  процентные ставки; осуществление денежных переводов; прием и перечисление различных сборов и платежей; зачисление заработной платы, пенсий, пособий и прочих выплат на личные банковские счета; выпуск и обслуживание банковских карт платежных систем VISA и MASTER CARD, предоставление в аренду индивидуальных банковских ячеек и сейфов с обеспечением комфортных условий конфиденциальной работы с ценностями.

Численность сотрудников ОАО АКБ «ЭНО»  сегодня составляет 99 человек. Средний  возраст сотрудников банка 30-35 лет, то есть тот возраст, когда человек  полон сил, энергии, амбиций и  целеустремленности, что является так  же не маловажным фактором в достижении требуемого результата. Кроме того, достаточно высок образовательный  уровень сотрудников банка, 71 из них имеют высшее образование, что составляет 72% от общей численности. Естественно то, что любая деятельность не может протекать без проблем. Несмотря на все трудности, возникающие и по объективным и по субъективным причинам, за период своего существования банк заработал высокий авторитет и положительную деловую репутацию как перед клиентами, так и перед государственными контрольно-надзорными органами и банковским сообществом. В настоящее время целью деятельности ОАО АКБ «ЭНО» является достижение ведущего положения среди региональных банков в Северокавказском Федеральном округе по объемам активных операций и качеству услуг.

  Коллектив ОАО АКБ «ЭНО» с  уверенностью и оптимизмом смотрит  в завтрашний день, о чем свидетельствует  лозунг банка:

Информация о работе Анализ активно-пассивных операций ОАО АКБ «ЭНО»