Альтернативные модели поведения человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 14:31, реферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования также определяется тем, что человеческий фактор является ключевым и во многом определяет эффективность деятельности фирм, предприятий, государственных организаций и национального хозяйства в целом. С учетом наличия у человека собственных целей, не совпадающих в общем случае с целями фирмы, и асимметричности распространения в фирме информации, всегда существует возможность его оппортунистического поведения.

Содержание

Введение 3
1.Экономический человек-краткая характеристика 5
2.Принцип рациональности. Рациональное поведение. 7
2.1. Принцип рациональности 7
2.2. Виды рационального поведения 9
3. Основные модели поведения человека в работах различных ученых 13
3.1. Английская классическая школа, маржиналисты и неоклассики. 13
3.2. Кейнсианская школа, институционализм. 18
3.3. Модель человека К. Маркса. 21
3.4. Экономический человек Г. Беккера. 23
Заключение 25
Список используемой литературы 27

Вложенные файлы: 1 файл

instituts (1).docx

— 54.82 Кб (Скачать файл)

1) рациональность (как таковая);

2) следование своим интересам.

Рассмотрим эти модели подробнее:

1. Рациональность.

Согласно О. Уильямсону, существует 3 основные формы рациональности:

а) максимизация. Она предполагает выбор лучшего варианта из всех имеющихся альтернатив. Этого принципа придерживается неоклассическая теория. В рамках этой предпосылки фирмы представлены производственными функциями, потребители – функциями полезности, распределение ресурсов между различными сферами экономики рассматривается как данное, а оптимизация является повсеместной;

б) ограниченная рациональность – познавательная предпосылка, которая принята в экономической теории трансакционных издержек. Это полусильная форма рациональности, которая предполагает, что субъекты в экономике стремятся действовать рационально, но в действительности обладают этой способностью лишь в ограниченной степени.

в) Органическая рациональность – слабая рациональность процесса. Её используют в эволюционном подходе Нельсон, Уинтер, Алчиан, прослеживая эволюционный процесс в рамках одной или нескольких фирм. Такая форма рациональности изначально присуща человеку. Также представители австрийской школы К. Менгер, Ф. Хайек, И. Кирцнер, связывают её с процессами более общего характера – институтами денег, рынков, аспектами прав собственности и так далее. Такие институты «нельзя запланировать. Общая схема таких институтов не созревает в чьём-либо сознании. В самом деле, существуют такие ситуации, когда незнание «оказывается даже более «эффективным» для достижения определенных целей, нежели знание этих целей и сознательное планирование их достижения».

Формы органической и ограниченной рациональности дополняют друг друга, но используются разными школами для достижения различных целей, хотя изучение институтов как способов сократить трансакционные издержкинеоинституционалистами и выяснение жизнеспособности институтов Австрийской школой тесно связаны.

2. Ориентация на собственный  интерес.

 

а) Оппортунизм. Под оппортунизмом в новой институциональной экономике понимают «следование своим интересам, в том числе обманным путем, включая сюда такие явные формы обмана, как ложь, воровство, мошенничество, но едва ли ограничиваясь ими. Намного чаще оппортунизм подразумевает более тонкие формы обмана, которые могут принимать активную и пассивную форму, проявляться exante и expost»[8]. В общем случае речь идёт только об информации и всём, что с ней связано: искажения, сокрытие истины, запутывание партнера.

В идеале должна существовать гармония в процессе обмена информацией – открытый доступ с обеих сторон, немедленное сообщение в случае изменения информации и т. д. Но экономические агенты, действуя оппортунистически, проявляют это в разной степени. Кто-то больше склонен к преднамеренному обману, кто-то меньше. Это создает информационную асимметрию, которая значительно усложняет задачи экономической организации, потому что в случае отсутствия оппортунистического поведения любое поведение могло бы подчиняться некоторым правилам.

Нейтрализацию оппортунизма можно осуществить такими же упреждающими действиями или, как было сказано выше, заключением такого контракта, в котором обе стороны согласовали бы все моменты, по которым они не доверяют друг другу.

б) Простое следование своим интересам – это тот вариант эгоизма, который принят  в неоклассической экономтеории. Стороны вступают в процесс обмена, заранее зная исходные положения противоположной стороны. Все их действия оговариваются, все сведения об окружающей действительности, с которыми им придется сталкиваться, – известны. Контракт выполняется, так как стороны следуют своим обязательствам и правилам. Цель достигается. Не существует никаких препятствий в виде нестандартного или нерационального поведения, а также отклонения от правил.

 

в) Послушание. Последняя, слабая форма ориентации на собственный интерес – послушание. Адольф Лоу формулирует ее суть следующим образом: «Можно представить себе крайний случай монолитного коллективизма, где плановые задания в централизованном порядке выполняются функционерами, которые полностью идентифицируют себя с поставленными перед ними глобальными задачами». Но в чистом виде такой тип вряд ли существует в экономике, поэтому он скорее применим к изучению эволюции социализации человека, чем к объяснению мотивов при принятии решений, так как за него решают другие.

Подводя итог второй главе, важно отметить, что индивиды, принимая решения в процессе хозяйственной деятельности, опираются не только на рациональность и собственный интерес, но и учитывают социальные, этические и моральные нормы. Вот, что об этом говорят экономисты:

"Рационализм может  быть ошибочным, и традиционная  мораль может в некоторых отношениях  обеспечить более верное руководство  для человеческих действий, чем  рациональное знание" - Хайек Ф.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Основные модели человека в работах различных  учёных.

         Человеческая личность многообразна, мотивы ее деятельности делают необходимым при научном анализе экономической жизни использовать

модель человека, т.е. унифицированное представление о человеке.

Экономическая теория выделяет в человеке главным образом его поведение, т.е. индивидуальные и общественные действия в процессе создания различных материальных и духовных благ, их распределения и использования.

На основании модели человека экономисты строят свои теории: спроса, предложения, прибыли, поведения потребителей , конкуренции.

В данной главе рассматриваются  основные направления моделей человека в истории экономики.

      3.1 Английская  классическая школа, маржиналисты и неоклассики.

  • Английская  классическая школа.

Основными источниками для  изучения моделей человека американской школы будут труды А.Смита(Богатство  народов), Д.Рикардо, Н.У.Сениора и Дж. С. Милля.

В «Богатстве народов» А.Смит указывает свойства человека, влияющих на его хозяйственную деятельность. Первое свойство это склонность к обмену одного предмета на другой. Второе свойство - собственный интерес, эгоизм, «одинаковое у всех людей постоянное и неисчезающее стремление улучшить свое положение». Эти свойства взаимосвязаны: в условиях широкого развития обмена невозможно установить с каждым из партнеров личные отношения, основанные на взаимной симпатии. Вместе с тем обмен возникает именно потому, что даром получить нужные предметы у эгоистичного по природе соплеменника невозможно. Также Смит обращает внимание на собственный интерес, однако подчеркивает его ограниченность. Интерес находится в рамках справедливого.  Он допускал возможность противоречия частных и общественных интересов, если первые ведут к серьезному ограничению конкуренции. А.Смит говорит, что собственный интерес это не только достижение максимальной прибыли, но и приятность, легкость, постоянство

занятий, больший или меньший  престиж в обществе. Например, низкая престижность работы могла компенсироваться большим уровнем денежной заработной платы, а низкая заработная плата — большой престижностью данного вида деятельности.

Дедуктивная теория Рикардо была ограничена тем, что в ней допускалось использование идеи об особенностях инстинктов, привычек. Рикардо не слишком ясно разделял логику модели и логику экономической действительности.  Особенно сильной критике он подвергал эгоизм экономического человека, пока не сменил его на нейтральный тезис следования собственным интересам.

Изучив работы Смита и Рикардо можно составить модель человека, которая характеризуется:

1) определяющей ролью  собственного интереса в мотивации 

экономического поведения;

2) компетентностью экономического  субъекта в собственных делах;

3) конкретностью анализа  — учитываются классовые различия  в

поведении, в том числе  не денежные, факторышагосостояния.

Опыты дескриптивной экономической  методологии связаны с осмыслением  опыта английской классической школы  политической экономии. Внимание методологов было обращено исключительно на проблему мотивации, поскольку другие компоненты модели человека классической школы вопросов не вызывали. Эта методология имела два направления. Антропологическое и методологическое.

Представителем антропологического направления стал Н.Сениор. Эта модель сводилась к тому, что экономический человек существует в действительности: в естественности и распространенности эгоистической мотивации (собственного интереса) можно легко убедиться с помощью наблюдений и интроспекции. Эгоистическая мотивация признавалась естественной. В числе оговорок, которые сопровождали данное положение, следует выделить две.

1. Стремление к приобретению  предметов, составляющих богатство, хотя и присуще всем людям, но в разной степени.

2. Не принимаются во  внимание факторы, которые искажают 

приобретательскую мотивацию человека.

Представителем методологического  направления сталДж.С.Милль. Милль подчеркивал, что политическая экономия охватывает не все поведение человека в обществе: «Она рассматривает его лишь как существо, желающее обладать богатством и способное сравнивать эффективность разных средств для достижения этой цели. Она полностью абстрагируется от любых других человеческих страстей и мотивов, кроме тех, которые можно считать вечными антагонистами стремления к богатству, а именно отвращения к труду и желания безотлагательно пользоваться дорогостоящими наслаждениями. Их она до определенной степени включает в рассмотрение, поскольку они не просто иногда вступают в конфликт со стремлением к богатству, как другие мотивы, но постоянно сопровождают его в качестве тормоза или помехи, и, следовательно, рассматривая стремление к богатству, мы не можем не рассматривать и эти побуждения».

Понимание экономического человека как абстракции, некоторого упрощения открывает возможности детального, операционного исследования поведения человека, что и было реализовано в последующем развитии экономической теории наряду с априорными предпосылками как необходимым атрибутом абстрагирования. Данный поход корреспондирует с инструменталистским определением рациональности.

Главным компонентом модели человека английской классической школы была специфическая мотивация — собственный интерес.

Главной теоретической проблемой, которую позволяла решить принятая на вооружение классической школой модель человека, была проблема межотраслевой конкуренции, движения капитала, выравнивания нормы прибыли — процессов, соединяющих хозяйственную деятельность в гармоничную общественную систему.

  • Маржиналисты.

Маржиналистская революция  произошла в последней трети XIX в. и была связана, прежде всего, с  появлением трудов У. С. Джевонса, К. Менгера  и Л. Вальраса.

Маржиналистский подход предполагает чрезвычайно абстрактный взгляд на экономического субъекта по двум линиям:

  • субъект становится проще с точки зрения мотивации(отсекаются все характеристики классов, национальность и т.д)
  • субъект становится рациональнее (он должен быть способен всегда достигать оптимума, чтобы его состояние было равновесным)

Особенно сильно отразился  равновесный подход. Однако достижение

оптимального состояния  требует совершенного знания субъектов, принимающих решения, а сравнительная статика - предпосылки относительно мгновенной обучаемости, выражающейся в реакции на изменения, не требующей никаких издержек. С незначительными изменениями данный подход, дополненный результатами исследований универсалистов, в настоящее время присутствует в стандартных учебниках по микроэкономике.

  • Неоклассическая модель.

В неоклассической экономической теории поведение всех экономических агентов предполагается совершенно рациональным. Совершенная форма рациональности базируется на принципе максимизации: потребитель всегда стремится максимизировать полезность (максимальное удовлетворение потребностей), а производитель (предприниматель) – получить максимальную прибыль. Все экономические агенты осознают цели и способны выбирать лучшие (оптимальные) решения для их достижения. Общая схема модели экономического человека предполагает следующие допущения:

а) Экономический человек находится в ситуации, когда количество доступных ему ресурсов является ограниченным. Он не может одновременно удовлетворить все свои потребности и поэтому вынужден делать выбор. 

б) Факторы, обусловливающие этот выбор, делятся на две строго различающиеся группы: предпочтения и ограничения. Предпочтения характеризуют субъективные потребности индивида, ограничения - его объективные возможности. Предпочтения экономического человека являются непротиворечивыми и стабильными. 

Информация о работе Альтернативные модели поведения человека