Альтернативная стоимость. Закон возрастающих затрат

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 23:22, контрольная работа

Краткое описание

Для того чтобы в большей степени удовлетворять потребности людей, надо рационально использовать ресурсы, которые мы имеем. Рациональное использование экономических ресурсов – главная задача любой экономической системы.
Рациональное использование ресурсов имеет 2 аспекта:
Рациональное размещение ресурсов между альтернативными вариантами их использования.
Эффективное или экономичное использование ресурсов.

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика 2013.doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)

Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие преимущества малого предпринимательства:

увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса – главного гаранта политической стабильности в демократическом обществе;

рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;

селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становится первичной школой самореализации;

создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;

трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, а также представителей социально уязвимых групп населения (беженцев из «горячих точек», инвалидов, молодежи, женщин);

подготовка кадров за счет использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы;

разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств (стремясь выжить в конкурентной борьбе, малые формы чаще склонны идти на риск и осуществлять новые проекты);

косвенная стимуляция эффективности производства крупных компаний путем освоения новых рынков, которые солидные фирмы считают недостаточно емкими (из недр малого бизнеса вырастают не только крупные компании, но и наиболее современные наукоемкие отрасли и производства);

ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;

мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективное их использование;

снижение фондовооруженности и капиталоемкости при выпуске более трудоемкой продукции, быстрая окупаемость вложений; например, в США у компаний с числом занятых менее 100 чел. продажи  на доллар активов больше, чем у крупных компаний, не только в таких отраслях, как сервис, финансовое страхование, оптовая торговля, но и на транспорте, а также в обрабатывающей промышленности;

улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.

Кроме того, собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия.

Однако, как уже было упомянуто во введении, малому предпринимательству присущи и определенные недостатки, среди которых можно выделить самые существенные:

более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;

зависимость от крупных компаний;

недостатки в управлении собственным делом;

слабая компетентность руководителей;

повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;

трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов;

неуверенность и неосторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.

Как показывает мировая и отечественная практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (организации). В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником.  [8, С 31 ]

Как правило, наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты хозяйственной деятельности относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода). По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов.

Но во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства  является численность работающих.

В развитых европейских странах малый бизнес производит до 70% ВВП и создает от 50 до 60% рабочих мест, а на тысячу европейцев приходится от 30 до 35 малых предприятий.

В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" в нашей стране  статус малого предприятия могут получить те организации, деятельность которых соответствует следующим критериям:

доля государства, общественных, религиозных, благотворительных организаций в уставном капитале малого предприятия не должна быть менее 25%;

доля финансовых ресурсов посторонних юридических и физических лиц в уставном капитале малого предприятия не должна быть более 25%;

средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

в промышленности – 100 человек;

в строительстве – 100 человек;

на транспорте – 100 человек;

в сельском хозяйстве – 60 человек;

в научно-технической сфере – 60 человек;

в оптовой торговле – 50 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;

в остальных отраслях – 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Общая численность малых предприятий в России в 2010 году составила 946 тысяч. Рост, по сравнению с 2008 годом составляет 10%. Вклад малого бизнеса в национальный валовой продукт насчитывает, по разным оценкам, от 10 до 12%. На тысячу жителей в России приходится 7 малых предприятий. Кроме того, в малом бизнесе занято около 19% от всех экономически активных жителей страны.

Лидером в части развития малого бизнеса остаются США. Здесь с 1987 по 1992 годы вообще 100% новых рабочих мест были созданы малым бизнесом, а 99% всех предприятий страны относятся к малым, 98% из них - коллективы со штатом не более 25 человек. Эти компании выпускают 55% новых товаров, 50% всех товаров, произведенных в частном секторе США, и осваивают до 20% ассигнований, выделяемых в рамках госзаказа.

В нашей стране реально малое предпринимательство имеет более крупные масштабы по сравнению с вышеприведенной статистикой, поскольку значительная масса микропредпринимателей не состоит на учете в налоговых и иных контрольных органах. По мнению специалистов, число самозанятых граждан сравнимо с количеством малых предпринимателей, а возможно, даже превосходит его. И для развития стимулов таких категорий граждан к «легализации» своих доходов требуются активные действия со стороны государства.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Верёвкин Л. П. Основные показатели деятельности малого бизнеса / Л. П. Верёвкин, К. П. Мокрецов, А. В. Батрак // Информ. и бизнес. – 2008. - №2. – с. 35-39.
  2. Государственная политика и малый бизнес в США // Экономика и управление в зарубеж. странах. – 2007. - №9. – с. 38-44.
  3. Добронравов А. Н. Финансово-кредитные механизмы поддержки малого предпринимательства / А. Н. Добронравов // Дайджест-финансы. – 2011 - №2. – с. 2-11.
  4. Долинская В. В.Экономика: Учеб. пособие / В. В. Долинская. – М.: Академия, 2012 – 192 с.
  5. Ковалёва Е. Малые научные предприятия / Е. Ковалёва, Л. Черепанова // РИСК: Ресурсы. Информ. Снабжениеб Конкуренция. – 2011. – №3. – с. 70-79.
  6. Комаров В. Способный малый / В. Комаров // Экон. газ. для всех, кто занимается бизнесом. – 2010. - №10 (май). – с. 5.
  7. Лапуста М. Г. Экономическая теория: Учеб. пособие / М. Г. Лапуста. – М.: ИНФРА, 2011. – 224 с.
  8. Морозов В. А. Малые формы с большим будущим: место малого бизнеса в развитии экономики страны / В. А. Морозов // Рос. предпринимательство – 2007. - №6. – с. 3-8; №7 – с. 27-32.
  9. Нойбауэр Х. Инновационная деятельность на малых предприятиях / Х. Нойбауэр // Проблемы теории и практики упр. – 2010. - №3. – с. 62-67.
  10. Особенности управления персоналом на предприятиях малого и среднего бизнеса // Консультант директора. – 2010.  - №14. – с. 31-32; №15. – с. 31-33; №16. – с. 34-36.
  11. Платоненко В. Е. Малое предпринимательство: перспективы и пути развития / В. Е. Платоненко – М.: ИНФРА, 2010 – 365 с.
  12. Полярус А. В. Страшная сила .. инерции: институциональные аспекты развития предпринимательства / А. В. Полярус // Рос. предпринимательство. – 2007 – №12. – с. 3-8; 2008 - №5. – с. 14-20
  13. Проходцова И. В. Формирование правовой среды малого предпринимательства / И. В. Проходцова, И. В. Суханина // Вестн. МАП РФ. – 2007. - №3. – с. 65-74.
  14. Райан Д. Д. Малый бизнес: Бизнес-план предпринимателя / Д. Д. Райан, Г. П. Хидьюк; Пер с англ. под ред. Д. О. Д. О. Ямпольский. – 6-е изд. – Спб.: Издат. дом «Нева», 2010 – 608 с.
  15. Состояние малого бизнеса в России. // БИКИ. – 2008. - №61 (3 июля). – с. 2-3; №62 – с. 7.
  16. Шмелькова Н.Г.,О комплексе мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Коми// Регигн.-2012,-№3-с.57-63/
  17. Цыганов А. П.,Шмелькова Н.Г., Каллина Н.Г. Государственная поддержка малого предпринимательства    в Российской Федерации в2011-2010 годах.-2012,-№2-с.68-91/
  18. Яркин А.Л. Развитие малого бизнеса в Республике Коми// Регион № 4, 2012

 

 


Информация о работе Альтернативная стоимость. Закон возрастающих затрат