Акционерные общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 21:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является определение роли и значения акционерных обществ в современных условиях хозяйствования. Для раскрытия темы ставятся следующие задачи:
1. Определить понятие и признаки акционерных обществ;
2. Изучить основы организации управления акционерным обществом;
3. Проанализировать состояние акционерной собственности в Республике Беларусь;
4. Поиск решения проблем развития акционерных обществ в Республике Беларусь;
5. Выявление перспектив развития акционерной собственности, как господствующей в условиях рынка;

Содержание

Введение………………………………………………………………………...5
Роль и значение акционерных обществ в торговле Республике Беларусь.. ……………………………………………………....…………….....7
Основные нормативные документы, регулирующие деятельность акционерных обществ в Республике Беларусь……………………….……...11
Особенности деятельности акционерных обществ в Республике Беларусь………………………………………………………………………..13
Особенности организации деятельности ОАО «ЦУМ Минск»……..21
Заключение…………………………………………………………………….31
Список литературы…………………………………………………………....34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 4.94 Мб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………...5

  1. Роль и значение акционерных обществ в торговле Республике Беларусь.. ……………………………………………………....…………….....7
  2. Основные нормативные документы, регулирующие деятельность акционерных обществ в Республике Беларусь……………………….……...11
  3. Особенности деятельности акционерных обществ в Республике Беларусь………………………………………………………………………..13
  4. Особенности организации деятельности ОАО «ЦУМ Минск»……..21

Заключение…………………………………………………………………….31

Список литературы…………………………………………………………....34

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современных экономических  условиях важнейшей организационно-правовой формой предприятий становятся акционерные  общества. Это объясняется переходом  к рыночной экономике, когда на первый план выдвигаются корпоративные  предприятия, поскольку они наиболее приспособлены к таким условиям.

Преимущества акционерных  обществ выявились исторически  и признаются, как правило, во всех странах рыночной экономики. В основном здесь можно выделить два момента.

Во-первых, акционерные общества дают возможность концентрации капитала. В связи с этим они используются по преимуществу как форма организации  крупных предприятий.

Во-вторых, важной чертой акционерного общества является отсутствие ответственности  акционеров по обязательствам предприятия. Это делает данную форму организации  весьма привлекательной для предпринимателей, стремящихся обычно ограничить свою ответственность. Подобные обстоятельства характерны практически для всех государств с развитой рыночной экономикой.

Помимо этих обстоятельств, имеющих общий характер, причиной широкого распространения акционерных  обществ является и то, что в  процессе приватизации государственные  предприятия обычно сначала преобразуются  в акционерные общества, а затем  продаются частным лицам не предприятия  как таковые, а их акции.

Объектом исследования являются акционерные общества.

Целью исследования является определение роли и значения акционерных  обществ в современных условиях хозяйствования.

Для раскрытия темы ставятся следующие задачи:

1. Определить понятие и признаки акционерных обществ;

2. Изучить основы организации управления акционерным обществом;

3. Проанализировать состояние акционерной собственности в Республике Беларусь;

4. Поиск решения проблем развития акционерных обществ в Республике Беларусь;

5. Выявление перспектив развития акционерной собственности, как господствующей в условиях рынка; 

1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Акционерные компании одерживают победу над всеми другими формами  организации предприятий вследствие присущих им организационно-правовых и экономических особенностей.

Экономическая система, основанная на государственной собственности  на средства производства, на административных, формальных методах управления, существовавшая в Союзе Советских Социалистических Республик (далее - СССР), оказалась  в середине 80-х годов в кризисном  состоянии. В связи с этим усилился поиск новых организационно-правовых форм субъектов хозяйствования для  решения накопившихся хозяйственных  проблем. Именно тогда на себя обратила внимание такая сложная форма  предпринимательства, как акционерное  общество. Доктор исторических наук В.И. Касьяненко подчеркивал, что “акционерное производство выступает как эффективная форма соединения политики и интереса (общественного, коллективного и личного), производства и рынка, производителя и потребителя, как средство мобилизации потенциала экономики и творческих усилий коллективов акционеров”.

Возникновение первых акционерных обществ в XVI - ХVП веках было обусловлено необходимостью концентрации финансовых средств, достаточных, в первую очередь, для снаряжения крупных и дальних морских торговых экспедиций. Различные объединения торговцев существовали и раньше, со времен Древней Греции и Древнего Рима. Но только с развитием производительных сил, науки и техники, с зарождением капиталистических отношений возникает такая форма объединения капиталов, которая отвечает интересам всех участников и гарантирует получение максимально возможной прибыли, - акционерное общество.

Деятельность акционерных  обществ регламентировалась нормами  Гражданского кодекса Белорусской  Советской Социалистической Республики (далее - БССР) 1923 года. В 1927 году принимается  Положение об акционерных обществах.

Даже в годы проведения новой экономической политики (далее - НЭП), несмотря на нормативно закрепленную “установку” на привлечение частного капитала, применение акционерной формы  предпринимательства по масштабам  не достигло дореволюционного уровня.

Выступать учредителями крупных  акционерных обществ было практически  некому, так как большинство промышленников и предпринимателей были либо уничтожены физически, разорены, либо эмигрировали.

Непредсказуемая и непоследовательная экономическая политика новой власти не пользовалась необходимым доверием со стороны предпринимателей, способных  вложить свой капитал в акционерные общества.

С середины 20-х годов начинается процесс всеобщего «огосударствления» промышленности, в результате которого акционерные общества ликвидировались административным путем, а на их базе создавались государственные предприятия. Частные акционерные общества, а также акционерные общества смешанного типа допускались далеко не во всех отраслях хозяйства и считались пережитками капиталистического прошлого.

К началу 30-х годов акционерные  общества прекратили свое существование. Только на внешних рынках советские  организации использовали акционерные  общества как организационно-правовую форму для создания фирм, являющихся юридическими лицами в стране регистрации.

Развитию акционерных  отношений способствовала деятельность товарных бирж, которых на 1 октября 1962 года в СССР насчитывалось 109 (в  дореволюционной России они имелись в 77 крупных городах).

Периодом упадка развития акционерных обществ в СССР явились 70 - 80-е годы. При централизованном, плановом руководстве экономикой в них не было необходимости. Условиям того времени полностью соответствовали государственные предприятия, действующие на основе Положения о государственных производственных предприятиях, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 4 октября 1965 года.

Во второй половине 80-х  годов в нашей стране начинается процесс возрождения акционерной  формы хозяйствования. Акционирование капитала начинают применять различные  государственные предприятия, и  этот процесс нормативно закрепляется постановлением Совета Министров СССР от 15 октября 1988 года № 1195 “О выпуске  предприятиями и организациями  ценных бумаг”. Правовой статус акционерных  обществ и акций регламентируется отдельными нормами Закона СССР “О собственности в СССР” и Закона СССР “О предприятиях в СССР”. Постановление Совета Министров СССР от 19 июля 1990 года № 590 об утверждении Положения об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью и Положения о ценных бумагах создало необходимую правовую базу для учреждения и деятельности акционерных обществ в СССР. В декабре 1990 года Верховный Совет СССР принял Законы “О центральном банке СССР” и “О банках и банковской деятельности”.

Главной отличительной особенностью реформ 1990-х годов стал резкий поворот  в экономической политике нашего государства. В акционерной политике совершился переход от крайне ограниченного  развития акционерного предпринимательства  во второй половине 1980-х годов к  полной свободе учредительства и  широкомасштабному акционированию государственных предприятий в  кратчайшие сроки в начале 90-х  годов.

На сегодняшний день акционерные  общества проявляют себя как конкурентоспособная, приспособленная к современным  условиям организационно-правовая форма, как органическая часть народного  хозяйства в сложный переходный период. Тот факт, что акционерное  законодательство в советское время  носило декларативный характер, а  в действительности акционерные  общества практически были изъяты из гражданского оборота, а также их столь бурное развитие сегодня и  предопределили наличие в действующем  законодательстве неточностей, противоречий. Развитие акционерных обществ опережает их правовое регулирование.  

 

2. ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Деятельность акционерных  обществ в Республике Беларусь регулируется следующими законодательными актами:

- Гражданским кодексом  Республики Беларусь от 7 декабря  1998 г. № 218-З (далее ГК РБ);

- Законом Республики Беларусь  от 9 декабря 1992 г. № 2020-XII в редакции Закона Республики Беларусь от 10.01.2006 г. «О хозяйственных обществах»;

- Закон Республики Беларусь  от 12 марта 1992 г. № 1512-XII «О ценных бумагах и фондовых биржах»;

- Закон Республики Беларусь  Верховного Совета Республики  Беларусь от 19 января 1993 г. № 2103-XII «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь»;

- Декрет Президента Республики  Беларусь от 16.03.1999 г. № 11 «Об  упорядочении государственной регистрации  и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования»;

- Декрет Президента Республики  Беларусь от 20 марта 1998 г. №  3 «О разгосударствлении и приватизации  государственной собственности  в Республике Беларусь»;

- Указ Президента Республики  Беларусь от 28 апреля 2006 г. № 277 «О некоторых вопросах регулирования  рынка ценных бумаг»;

- Постановление Совета  Министров Республики Беларусь  от 19 июня 1998 г. № 970 «Об утверждении  Положения о порядке создания  открытых акционерных обществ в процессе разгосударствления и приватизации государственной собственности»;

- Постановление Министерства  экономики Республики Беларусь  от 24 марта 2006 г. № 47 «Об утверждении  Инструкции о порядке выбора  других, кроме государства, учредителей  открытых акционерных обществ,  создаваемых в процессе приватизации  республиканской собственности»;

- Постановление Комитета  по ценным бумагам при Совете  Министров Республики Беларусь  от 11 апреля 2006 г. № 09/П «Об утверждении Инструкции о порядке выпуска и государственной регистрации ценных бумаг»;

- Приказ Министерства  по управлению государственным  имуществом и приватизации Республики  Беларусь от 18.06.1998 г. № 96 «Об  утверждении Положения о порядке  разработки проектов создания  открытых акционерных обществ в процессе разгосударствления и приватизации государственной собственности»;

- другими нормативными  документами.

На сегодняшний день законодательная  база Республики Беларусь содержит более 1400 нормативных документов. Весомый  нормативный массив акционерного законодательства составляют документы, принятые Президентом  и Правительством Республики Беларусь, а также ведомственные акты.  

 

3. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Формы участия государства  в управлении акционерными обществами и иными юридическими лицами, акции (доли) которых принадлежат Республике Беларусь, можно условно классифицировать на административную, реализуемую в  статусе законодателя и являющуюся формой косвенного участия, и корпоративную, реализуемую в статусе акционера  конкретного общества и являющуюся формой прямого участия.

В рамках первой из указанных  форм Республика Беларусь в лице соответствующих  органов обладает полномочиями по изданию  обязательных для исполнения нормативных  правовых актов.

Например, в соответствии с подп. 1.1 п. 1 Указа Президента от 28.12.2005 № 637 «О порядке исчисления в  бюджет части прибыли государственных  унитарных предприятий, государственных  объединений, являющихся коммерческими  организациями, а также доходов  от находящихся в республиканской  и коммунальной собственности акций (долей в уставных фондах) хозяйственных  обществ и об образовании государственного целевого бюджетного фонда национального  развития» общества, в которых  РБ, обладая акциями, может определять решения, принимаемые этими обществами, обязаны перечислять в бюджет часть прибыли в зависимости от уровня рентабельности пропорционально доле государства в уставном фонде.

Информация о работе Акционерные общества