Актуальные проблемы региональной экономики: неравномерность и необходимость выравнивания уровня развития регионов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 13:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование региональной системы Российской Федерации.
Для реализации поставленной цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
- анализ региона как социально-экономической системы;
- определение политических и экономических основ развития регионов;
- исследование целевых программ развития регионов;
- определение проблем развития регионов России;
- определение критерии эффективности оценки развития регионов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Анализ основных понятий исследований ……………….……..5
1.1. Регион как социально-экономическая система…………………….. 5
1.2. Исследование понятия "региональная система"………………….... 9
Глава 2. Социально-экономическая характеристика региональной системы Российской Федерации ……………………………………………….11
2.1. Неравномерность развития регионов – как основная проблема………………………………………………………………….……... 11
2.2. Неблагополучные регионы России …………………………………12
Глава 3. Целевые программы в развитии регионов России. Их роль………. ……………………………………………………………………...16
3.1. Критерии эффективности оценки развития регионов……………. 16
3.2. Программно-целевой метод управления развитием регионов России…………………………………………………………………………… 19
Заключение………………………………………………………………. 23
Список использованных источников…………………………………... 25

Вложенные файлы: 1 файл

РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

К числу элементов  региона как социально-экономической  системы относят:

- экономико-географическое  положение,

-природные условия  и ресурсы,

- население,

-хозяйство региона,

-научно-технический потенциал

-и финансово-банковская  система.

Глава 2. Социально-экономическая  характеристика региональной системы  Российской Федерации

2.1 Неравномерность развития регионов- как основная проблема

Регионы Российской Федерации испытывают на себе массу социально-экономических проблем.

Так, в каждом федеральном  округе есть субъекты Российской Федерации, относящиеся к группе отстающих. В совокупности они составляют почти  половину всех субъектов Российской Федерации. Абсолютное большинство этих регионов являются приграничными.

Такое положение явилось  результатом неодинаковой адаптации  регионов к новым рыночным условиям и значительного уменьшения объемов  государственной поддержки. Сохраняющаяся  диспропорция в социально-экономическом развитии регионов является существенным фактором ослабления системы федеративных отношений в Российской Федерации, ее социально-экономического развития и уменьшения возможностей преодоления внутреннего кризиса.

За последнее десятилетие усилились различия между субъектами Российской Федерации и по размеру финансирования социальных расходов из федерального бюджета и бюджетов других уровней, что ведет к увеличению территориальных диспропорций в обеспечении населения социальными пособиями, услугами образования, здравоохранения, культуры и искусства. В результате увеличились различия в обеспеченности регионов объектами социальной инфраструктуры.

В настоящее время  различия в развитии субъектов Российской Федерации по основным социально-экономическим показателям достигли критического уровня. Резкая межрегиональная дифференциация имеет своим неизбежным следствием расширение числа отстающих регионов, ослабление механизмов межрегионального экономического взаимодействия и нарастание межрегиональных противоречий, что значительно затрудняет проведение единой общероссийской политики социально-экономических преобразований.

Чрезмерные различия в условиях жизни населения центра и периферии, различных регионов страны воспринимаются обществом как  нарушение принципов социальной справедливости и могут приводить к усилению центробежных тенденций и сепаратизму.

2.2 Неблагополучные регионы  России

Оценка социально-экономического развития федеральных округов в 2004 году показывает, что в каждом из них имеются неблагополучные регионы. В наихудшем положении находятся Сибирский, Дальневосточный и Южный федеральные округа.

Комплексная оценка динамики развития субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный  округ, позволяет сделать вывод  о некоторой стабилизации социально-экономического положения в них. Вместе с тем несколько регионов этого округа отстают по уровню социально-экономического развития.

По таким показателям, как объем инвестиций в основной капитал, объем среднедушевого внешнеторгового  оборота, среднедушевая финансовая обеспеченность региона, доля занятых на малых предприятиях, отношение среднедушевых доходов к прожиточному минимуму, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума и доля среднедушевого розничного товарооборота, неблагополучными в Центральном федеральном округе являются Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Курская, Орловская, Смоленская и Тамбовская области. В Рязанской, Тверской, Тульской и Ярославской областях в последние годы наблюдается улучшение по основным социально-экономическим показателям.

Оценка социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа позволяет сделать вывод  об улучшении ситуации. Вместе с  тем ухудшились показатели развития отраслей социальной инфраструктуры и  уменьшились объемы инвестиций в основной капитал на душу населения.

К неблагополучным относятся Архангельская  и Псковская области, в которых  практически без изменений остаются доля занятых на малых предприятиях в общей численности занятых, показатели регистрируемой безработицы и развития отраслей социальной инфраструктуры, а в отношении доли населения с уровнем доходов ниже прожиточного минимума, уровня общего объема розничного товарооборота и платных услуг на душу населения показатели улучшились.

В целом социально-экономическое развитие Южного федерального округа с 2009 по 2012 год остается гораздо ниже среднего уровня, в том числе по доле валового регионального продукта на душу населения, объему внешнеторгового оборота на душу населения и наличию основных фондов на душу населения.

В группу неблагополучных  входят Республика Адыгея, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Карачаево-Черкесская Республика и Волгоградская область. Низкие значения показателей валового регионального продукта на душу населения, объема внешнеторгового оборота на душу населения, уровня финансовой обеспеченности региона на душу населения, общего объема розничного товарооборота и платных услуг на душу населения, основных фондов на душу населения и развития отраслей социальной инфраструктуры составляют основу отсталости субъектов Российской Федерации, входящих в Южный федеральный округ. В Кабардино-Балкарской Республике, Республике Калмыкия, Ставропольском крае и Астраханской области с 2008 по 2013 год наблюдается тенденция к улучшению положения.

В Приволжском федеральном  округе наблюдается тенденция к  стабилизации социально-экономического развития, хотя практически все показатели этого региона ниже среднего по России. К неблагополучным относятся Коми-Пермяцкий автономный округ, Пензенская, Кировская и Ульяновская области, Чувашская Республика, Республика Мордовия и Республика Марий Эл. Улучшение социально-экономической ситуации характерно для Республики Башкортостан, Республики Татарстан, Нижегородской, Самарской и Саратовской областей.

Комплексная оценка социально-экономического развития Уральского федерального округа свидетельствует о стабилизации положения на уровне ниже среднероссийского по основным показателям после спада в 2003 году. К группе наиболее неблагополучных можно отнести Курганскую область.

Результаты комплексной  оценки социально-экономического положения Сибирского федерального округа свидетельствуют о спаде его развития в 2008-2010 годах. Наибольшее отклонение от среднего по России уровня наблюдается в отношении валового регионального продукта на душу населения, финансовой обеспеченности региона на душу населения, доли населения с доходами ниже прожиточного минимума, общего объема розничного товарооборота платных услуг на душу населения, наличия основных фондов на душу населения и коэффициента плотности дорог.

К неблагополучным относятся  Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Читинская область, Агинский Бурятский автономный округ, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ и Эвенкийский автономный округ.

По сравнению с 2009 годом социально-экономическое положение субъектов Российской Федерации, входящих в Дальневосточный федеральный округ, в 2010 году ухудшилось по уровню регистрируемой безработицы, отношению среднедушевых доходов к среднедушевому прожиточному минимуму, доле населения с доходами ниже прожиточного минимума, уровню развития отраслей социальной инфраструктуры и уровню финансовой обеспеченности региона на душу населения.

К неблагополучным относятся  Амурская область, Корякский автономный округ, Чукотский автономный округ  и Еврейская автономная область по объему инвестиций в основной капитал на душу населения, уровню финансовой обеспеченности региона на душу населения, уровню регистрируемой безработицы и отношению среднедушевых доходов к среднедушевому прожиточному минимуму.

Поэтому стратегически  важным для России является проведение сильной государственной региональной политики, направленной на сглаживание  различий в уровне социально-экономического развития регионов Российской Федерации. Первоочередной задачей является улучшение условий жизни в наиболее отстающих регионах.

Глава 3. Целевые программы в развитии регионов России. Их роль.

3.1 Критерии эффективности  оценки развития регионов

Развитие регионов, входящих в состав Российской Федерации, происходит неравномерно. Это зависит от множества факторов: от производственной базы территории, от его инвестиционной привлекательности, от транспортного снабжения региона, от экономической политики государства в целом.

Тем не менее, важным является определение уровня социально-экономического развития региона – субъекта Российской Федерации.

Основной целью комплексной  оценки уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации  является определение возможности  решения текущих и долгосрочных задач социального и хозяйственного развития на основе использования внутренних резервов и источников экономического роста и эффективности мер по реализации социально-экономической политики, предпринимаемых Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Социально-экономическое  положение регионов оценивается  по следующим группам критериев:

1) индикаторы обеспеченности  населения субъектов Российской  Федерации услугами соответствующей  отрасли социальной или инженерной  инфраструктуры;

2) степень внутрирегиональных  различий в обеспеченности населения  объектами социальной и инженерной  инфраструктуры;

3) доля бюджетных расходов  по отрасли в консолидированном  бюджете региона.

При проведении комплексной  оценки уровня социально-экономического развития региона учитываются следующие основные принципы:

- комплексность оценки, обеспечивающая учет всех важнейших  составляющих показателей уровня  социально-экономического развития  субъектов Российской Федерации;

- системность оценки, предполагающая учет взаимосвязей базовых показателей и характеристик регионального развития;

- достоверность исходных  данных при выборе базовых  показателей регионального развития;

- соответствие системы  индикаторов задачам ежегодного  анализа и прогнозирования экономического и социального развития регионов;

- максимальная информативность  результатов оценки уровня развития  регионов, обеспечивающая возможность  принятия оптимальных решений  на федеральном и региональном  уровнях государственного управления;

- сочетание общеэкономических индикаторов с показателями, отражающими результативность деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по решению важнейших экономических и социальных проблем.

Источниками информации, необходимой для проведения указанной оценки, являются:

- годовая статистическая  отчетность Государственного комитета  Российской Федерации по статистике;

- материалы, полученные  от субъектов Российской Федерации  в ходе осуществления мониторинга  и разработки прогнозов социально-экономического развития регионов.

Согласно комплексной  оценки регионов, субъекты РФ оделяться  на пять групп:

- с уровнем развития  выше среднего,

-средним,

-ниже среднего,

-низким

- и крайне низким  уровнем развития.

Регионы двух последних  групп претендуют на государственную поддержку. К ним относятся субъекты Российской Федерации, нуждающиеся в развитии объектов социальной инфраструктуры.

Критерии распределения  средств для регионов, нуждающихся  в развитии объектов инженерной инфраструктуры, должны быть другими. Здесь цель государственной поддержки-выравнивание показателей оснащенности объектами инженерной инфраструктуры и одновременно обеспечение преемственности ввода объектов инженерной инфраструктуры не только в отстающих, но и в относительно благополучных регионах Российской Федерации. В целях определения регионов, нуждающихся в получении помощи для развития объектов инженерной инфраструктуры, целесообразно из всех субъектов Российской Федерации, продемонстрировавших высокую инвестиционную активность в сооружении указанных объектов, отобрать те, в которых наиболее велико отклонение от среднероссийского уровня обеспеченности объектами инженерной инфраструктуры.

3.2 Программно-целевой  метод управления развитием регионов  России

Для сглаживания негативных тенденций в развитии отдельных регионов России и для ликвидации региональных диспропорций, используется программно-целевой метод управления. Метод предполагает использование целевых программ социально-экономического развития.

Для начала определимся, что означает понятия "целевая программа" и "программно-целевой метод управления".

Целевая программа есть специально разработанный для решения  приоритетной региональной проблемы комплекс мер политического, нормативно-правового, финансового, экономического, социального, экологического, производственного, исследовательского, информационного и иного характера, выстроенных в определенной последовательности и согласованных по ресурсам, исполнителям и срокам исполнения; разработка, реализация и контроль за выполнением такой программы требуют специально организованного управления и координации с возложением соответствующих функций на какой-либо орган.

Информация о работе Актуальные проблемы региональной экономики: неравномерность и необходимость выравнивания уровня развития регионов