Актуальные вопросы участия России в современных интеграционных процессах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 13:21, реферат

Краткое описание

Развитие интеграционных процессов является важнейшей характеристикой современного мирового хозяйства. Процессы международной экономической интеграции заметно активизировались во второй половине XX века в различных регионах земного шара. Международную экономическую интеграцию можно определить как процесс хозяйственно-политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их воспроизводственных структур на различных уровнях и в различных формах.

Содержание

1 Введение

2 Понятие и сущность интеграции

3 Факторы, определяющие интеграционные процессы

4 Виды международной экономической интеграции

5 Участие России в различных интеграционных объединениях

6 Заключение

7 Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

новый реф.docx

— 45.07 Кб (Скачать файл)

Третьей ступенью развития интеграционных объединений  является общий рынок. Здесь все характеристики Таможенного союза сохраняют свое значение. Кроме того, в рамках Общего рынка устраняются ограничения на перемещение различных факторов производства, что усиливает экономическую взаимозависимость стран – членов данного вида интеграционного объединения. Общий рынок ЕС был в основном создан в конце 60-х годов. Но свободы передвижения через границы государств товаров, услуг, капиталов и рабочей силы оказалось мало для формирования единого зрелого рыночного пространства.

По мнению европейских экспертов, для этого надо осуществить следующие мероприятия: выровнять уровни налогов устранить бюджетные субсидии отдельным предприятиям и тем более целым отраслям преодолеть различия в законодательствах унифицировать национальные технические и санитарные стандарты скоординировать национальные кредитно-финансовые структуры и системы социальной защиты.

Осуществление этих мероприятий и дальнейшая координация национальной налоговой, антиинфляционной, валютной, промышленной, сельскохозяйственной и социальной политики участников данного интеграционного объединения приведет к созданию зрелого единого внутреннего рынка стран ЕС. Эту ступень интеграции принято называть Экономическим союзом. Практика ЕС показала, что Экономический союз, который предполагалось построить к концу 70-х гг, не удалось создать до сих пор. С целью ускорения формирования этого союза страны ЕС в декабре 1991 г в городе Маастрихте приняли решение ускорить выполнение указанных выше мероприятий, а так же с 1 января 1999 г ввести единую европейскую валюту, создать к этому времени единый Европейский банк, ввести единые паспорта, дипломы и другие официальные документы14. 
Формирование  Экономического союза идет значительно  медленнее, чем Таможенного союза или Общего рынка. Но оно идет. По мере развития Экономического союза в странах складываются предпосылки для высшей ступени региональной интеграции – Политического союза. Этот вид региональной интеграции предполагает превращение зрелого единого рыночного пространства в целостный хозяйственно-политический организм. При переходе от Экономического союза к Политическому взаимные внешнеэкономические связи участвующих в нем стран переходят во внутригосударственные экономические отношения и проблема международных экономических отношений в рамках данного региона перестает существовать.

Институциональная структура возможного политического  союза пока недостаточно ясна. Вероятно, она будет иметь много разновидностей в зависимости от исторических и социопсихологических  условий того или иного региона. Однако в самых общих чертах речь идет о возникновении нового многонационального субъекта мирохозяйственных и международных политических отношений, который выступит с единой экономической и внешнеполитической позиции, выражающей интересы и политическую волю всех участников этого союза. Фактически готовится создание нового огромного государства. Развитие  интеграционных процессов намечается и на постсоветском пространстве. Здесь существуют объективные условия для укрепления хозяйственных связей государств СНГ, для развития между ними экономической интеграции. Назовем лишь некоторые из этих условий. Во-первых, на Россию все еще приходится значительная внешнеэкономических связей бывших советских республик. Во-вторых, прошедшие годы показали, что их быстрая переориентация на Запад невозможна.

В-третьих, между странами СНГ сохранилась производственно-технологическая, культурная, языковая общность, единая система образования, информационная система, научно-исследовательская сфера. С другой стороны, существует немало факторов, препятствующих развитию интеграции. В частности, в странах Содружества имеют место различия в степени проведения реформ, что создает качественно разнородную экономическую среду. Имеет место и политическая разнонаправленность отдельных бывших советских республик. И все же, несмотря на это. Интеграционные программы разрабатываются в нескольких странах СНГ, и не исключено, что в недалеком будущем этот процесс наберет полную силу и завершится созданием их Экономического союза. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 Участие России в различных интеграционных объединениях.

 

    Россия в последнее время уверенно выходит на мировой рынок. И причиной этого является участие России в различных интеграционных объединениях. Форма межгосударственной интеграции, приносит огромные экономические, политические и социальные выгоды для их участников. Такая форма интеграции позволяет участникам выступать как единый экономический и политический блок в международных отношениях, увеличивает вес государств в мировом масштабе.

Создав такое объединение как Таможенной союз, а к 2015 году Евразийский Экономический союз, Россия стремится занять достойное место в международном разделении труда. Но при этом существуют серьезные опасения, связанные с перемещением предпринимательской деятельности на территории единого экономического пространства в страны с наиболее благоприятными условиями для ее осуществления. И этот процесс, по мнению специалистов, только будет ускоряться с созданием евразийского союза. В марте прошлого года ФТС уже заявила, что российский бизнес стал уходить в Республику Казахстан . По нашему мнению, и высокотехнологичное производство со временем перенесется в Казахстан из России, так как там ниже налоги и ниже цена рабочей силы. Не менее привлекательной, с точки зрения организации бизнеса, является Белоруссия, вследствие того, что в этой стране более низкий уровень коррупции и более щадящее налогообложение.

Поэтому, важно, чтобы и в дальнейшем союзные государства Таможенного Союза, создавая евразийский союз, обогащали и взаимодополняли друг друга. И задача заключается в том, чтобы не утратить, а максимально использовать весь имеющийся интеграционный потенциал. И присоединение стран СНГ к России даст огромные преимущества всем государствам-участникам от формирования нового союза, и России в том числе. В рамках данной статьи проведем обоснование того, что интеграционные устремления — это реальные предпосылки наращивания потенциала и дальнейшего улучшения экономического состояния России и соответственно, улучшения благосостояния населения. При этом, мировая торговля показывает, что такого рода объединения всегда выгодны в зависимости от того, какие социальные и экономические принципы у них формируются.

С распадом СССР, Россия потеряла многие заводы и фабрики, на которых производились те или иные товары. Когда все цивилизованные страны шли трудными путями к объединительным процессам, Россия одним махом уничтожила свое величайшее достояние — единство, общность и кооперацию.

Впервые наша страна за многие годы ясно и недвусмысленно заявила о приоритете отношений с государствами, с которыми вышла из общей «советской шинели». Понятно, что Россия как крупная держава не может, и не будет игнорировать работу с иными союзами. Это естественно, но приоритеты — принципиально другие. Для подлинного успеха России, как и любого другого государства, нужно также выстроить отношения именно с соседями на прочной основе, то есть взаимовыгодной и равноправной.

Среди крупнейших в мире стран-экспортеров сырья и металлов первое место справедливо отдано России. На протяжении 2009 года Россия стала мировым лидером по экспорту природного газа и нефти. И только во втором квартале 2011 года продажа российской нефти и нефтепродуктов в другие страны превысило экспортируемое сырье Саудовской Аравии. Международное энергетическое агентство оценивало среднесуточный экспорт нефти из России около 7,5 млн. баррелей в сутки, в то время как Саудовская Аравия экспортировала только 7 млн. баррелей.

Кроме экспорта нефти и газа, как первичного сырья, РФ является мировым лидером экспорта промышленного оборудования и металлов, например, алюминия. В настоящее время на нашей территории действует более 10 предприятий по переработке первичного алюминия. Таким образом, каждая из стран лидеров мировой торговли имеет определенный сегмент экспортируемых товаров. Примерно 20 лет назад Китай был бедной страной, но сейчас, в разных странах продаются китайского производства электронное оборудование, реакторы, бойлеры, рассада, одежда и игрушки. Еще один пример — Германия. В число экспортируемой ею продукции входит оборудование для реакторов, автомобилестроение, электронное оборудование, химическая промышленность, медицинское оборудование. Из вышесказанного можно сделать вывод, что без экспортируемых РФ сырьевых товаров и промышленного оборудования, необходимых для реализации внутренних проектов этих стран, не возможно развитие мировой экономики в целом.

Россия обладает экономическим и промышленным потенциалом. Это в основном заложено еще во времена Советского Союза, но экономический потенциал не востребован в полной мере. Основной проблемой России в мировых взаимоотношениях является не высокая доля ВВП, что вызвано экономическими проблемами страны, как выше указывалось, также крахом государственного строя СССР, разрушением единого экономического пространства и хозяйственного механизма.

У России есть множество предпосылок улучшения экономического положения и стабилизации в мировом хозяйстве. Об улучшении экономического положения свидетельствуют данные об ежегодном увеличении экспорта продукции промышленного назначения. Кстати, российское правительство уже несколько лет назад как поставила задачи по удвоению ВВП, причем, в ближайшем будущем. Естественно, для этого необходимо увеличить темп роста промышленности и ее производительность. Также следует скорректировать внешнеэкономическую политику государства, найти рынки сбыта российской продукции за границей, увеличить долю экспорта в национальной экономике. В историческом плане нельзя не отметить рост влияния азиатских стран на процессы мировой торговли, вполне вероятно в новом тысячелетии этот регион займет ведущие роли в мировом процессе производства и реализации товаров.

Россия характеризуется мощной природно-ресурсной базой (минеральные, лесные, земельные, водные ресурсы, часть из которых имеют мировое значение), при одновременно высокой затратностью и ресурсоемкостью производства. Высокий уровень физического и морального износа большей части основных производственных фондов привел к тому, что Россия отстает от ведущих стран мира по уровню производительности труда в промышленности и сельском хозяйстве. Возрастает технологическое отставание России от мировых держав, при этом имеется научно-технический и интеллектуальный потенциал в стране. Россия может развивать уникальные технологии на базе имеющих стратегическое значение отраслей (оборонная, космическая и т. д.), но эти возможности ограничиваются, как уже выше указано, физическим и моральным износом основных производственных фондов, достигающим в ряде отраслей критического уровня.

Невысокие возможности внутреннего накопления вместе с утечкой капитала усиливают зависимость экономического роста в стране от иностранного капитала. Существуют группы отраслей, обладающих высокой конкурентоспособностью на мировом рынке: нефтяная, газовая, алмазная, атомная, целлюлозно-бумажная и много других. Неравномерность социально-экономического развития регионов России и значительный удельный вес в экономике страны так называемой «теневой» экономики, бюрократизация и криминализация части российской экономики являются причиной снижения экономического эффекта этих отраслей.

Сельское хозяйство РФ, несмотря на проблемы и трудности, имеет все возможности, чтобы быть в числе лидеров по объему экспорта определенных видов продовольственного сырья и продуктов питания. В отрасли планируется увеличение следующих показателей до 2020 г.: производства сельхоз продукции на 21 %, пищевых продуктов на 35 %; в частности, валового сбора зерна до 115 млн. тонн (35 %), сахарной свеклы до 41 млн. тонн (на 50 %), производства скота и птицы до 14 млн. тонн (на 30 %); прироста объема инвестиций не менее 4,5 % ежегодно и среднего уровня рентабельности до 15 % с учетом субсидий (сегодня 12 % с учетом субсидий). В настоящее время Россия уже вышла на международные рынки с зерном, продуктами переработки зерна, так в 2011 г. экспортировано более 27 млн. тонн зерна.

Все вышесказанное позволяет утверждать, что Россия имеет все необходимые предпосылки, при условии проведения взвешенной экономической, социальной и политической политики, стать одной из ведущих стран в мировом разделении труда. И участие России в интеграционных объединениях является необходимостью так, как со времен существования СССР, взаимоотношения народов, ранее населявших его, конкретно изменились. Другими словами, столкнулись два противоречивых явления, ведь, с одной стороны отчетливо обозначилось стремление обособиться, самостоятельно проводить внутреннюю и внешнюю политику, а с другой — понимание необходимости налаживать новые связи, основанные на нормах международного права, рыночных экономических отношениях и учете взаимных интересов. Результатом понимания этой необходимости стало создание Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстана, Республики Киргизии и Российской Федерации — Таможенного союза ЕврАзЭС. Таким образом, экономический смысл интеграции в рамках Таможенного союза состоит в объединении национальных экономик в один воспроизводственный комплекс, что предполагает не только устранение межгосударственных таможенных и прочих барьеров, но и согласование между заинтересованными странами конечных целей социально-экономического развития и выработку согласованных направлений структурной, инновационной, внешнеэкономической и социальной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 Заключение

      

          Интеграция России в мировую экономику – важнейшая задача, от выполнения которой зависит дальнейшее развитие страны и успешное продвижение нынешнего экономического курса. В настоящее время в мире не осталось фактически ни одного государства, которое могло бы существовать изолированно от других участников международных отношений.

Основными формами интеграции являются:

1.  Зона свободной торговли;

2.  Таможенный союз;

3.  Платежный союз;

4.  Общий рынок;

5.  Экономический и валютный союз.

Наиболее ярким примером успешной интеграции ряда государств является Европейский Союз. ЕС удалось достигнуть сочетания в себе фактически всех форм экономической и политической интеграции, благодаря чему была образована устойчивая, постоянно расширяющаяся, интеграционная группировка. Исходя из успеха Евросоюза, можно предположить, то наиболее эффективным является именно такой механизм интеграции, какой был применен в ЕС. В настоящее время Россия является полноправным участником большинства наиболее влиятельных международных интеграционных группировок, что позволяет ей лоббировать там свои политические и экономические интересы. В этом плане наибольший интерес могут вызвать Содружество Независимых Государств, Единое Экономическое Пространство и Азиатско-Тихоокеанский форум Экономического Сотрудничества. ЕЭП России, Украины, Белоруссии и Казахстана имеет своей целью создание достаточного основания для обеспечения свободной торговли между входящими в него государствами. К сожалению, из-за политической нестабильности в Украине, постоянной смены власти в этой стране и, как следствие этого, неопределенности её внешнеполитического курса, Украина до сих пор не ратифицировала весь пакет соглашений по ЕЭП, а значит не может полноценно принимать участия в работе сообщества. Несмотря на это три государства в 2007 году подписали соглашение об организации таможенного союза, что может послужить основой для дальнейшей экономической и политической интеграции государств. АТЭС также преследует цель укрепления экономических отношений между странами-участницами. Для России сотрудничество с государствами Азиатско-тихоокеанского региона является одним из приоритетных направлений. Содружество Независимых Государств в последнее время испытывает серьезный кризис. К сожалению, СНГ сейчас фактически разделилось на 3 лагеря: государств, стремящихся к взаимной интеграции с Россией; государств, стремящихся к интеграции в ЕС и государств, пытающихся быть лояльными и той и другой стороне. Особенно такое разделение усилили ряд бархатных революций, а также энергетические конфликты с Украиной и Белоруссией. Однако, несмотря на это СНГ, остается важнейшей организацией, поскольку основан не на желании государств-членов, а на необходимости интеграции, поскольку все страны, входящие в СНГ неразрывно связаны культурно, экономически и политически.

Информация о работе Актуальные вопросы участия России в современных интеграционных процессах