Адам Смит и его учения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 19:08, реферат

Краткое описание

В своем исследовании Смит исходит из того, что стремление каждого к собственной выгоде, служит важнейшим побудительным мотивом человеческой деятельности. Это движущая сила поступков. И это предпосылка создания
справедливого и рационального порядка в обществе. Смит называл это явление «Невидимой рукой рынка», которая направляет действия людей к цели, которая совсем не входила в их намерения.

Содержание

Краткая биография
Методология учения
Экономическое учение Адама Смита
Учение о разделении труда
Взгляды на деньги
Теория стоимости
Учение о доходах
Учение о капитале
Взгляды на производство
Учение о призводительном труде
Об экономической политике государства
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

адам смит экономика россии.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Вторая половина XVIII в. – ключевой период в становлении  экономической науки. С возникновением классической политической экономии, экономика получила признание в  качестве науки. В XVIII в. речь шла не только о новой науке, но и о новой идеологии, переоценке самого места экономических ценностей в жизни общества. Купцы, фермеры, промышленники - социальные слои, взращенные рыночной экономикой, - уже вышли на авансцену истории, но в общественном сознании все еще оставались "третьим сословием", людьми сомнительного происхождения и малопочтенных профессий.

Особое место в истории  экономической мысли по праву  принадлежит Адаму Смиту (1723-1790). Именно его знаменитая книга «Исследование о природе и причинах богатства народов», вышедшая в свет в 1776 г., принесла новой науке широкое общественное признание. Шотландский профессор моральной философии стал первым классиком экономической науки. В фигуре А. Смита символически пересеклись две линии в развитии экономической мысли: как философ-моралист он вобрал в себя многовековую аристотелевскую традицию этического осмысления хозяйственных явлений; как экономист - удачно обобщил идеи своих предшественников и современников и стал основоположником новой традиции экономической теории, названной впоследствии классической школой политической экономии. Всемирное признание Смита-ученого было во многом обусловлено успехом Смита-моралиста, чьи идеи примиряли сознанием с реальностями жизни.

Своего высшего развития классическая буржуазная политическая экономия достигла в трудах британского ученого  А. Смита, когда Великобритания была самой передовой в экономическом отношении страной. Британия обладала относительно высокоразвитым сельским хозяйством, быстро растущей промышленностью, вела активную внешнюю торговлю. Капиталистические отношения получили в ней большое развитие. Здесь выделились основные классы буржуазного общества: буржуазия, рабочие, землевладельцы. Вместе с тем расширение капиталистических отношений сковывалось многочисленными феодальными порядками. Буржуазия видела главного врага в дворянстве и была заинтересована в научном анализе капиталистического способа производства, чтобы выявить перспективы общественного развития. Таким образом, в Великобритании во второй половине ХVIII века сложились благоприятные условия для взлета экономической мысли, каким было творчество А. Смита.

Центральное место в  методологии исследования А. Смита  занимает концепция экономического либерализма, в основу которой, как и физиократы, он положил идею естественного порядка, т.е. рыночных экономических отношений. В понимании А. Смита, и он это постоянно подчеркивает, рыночные законы лучшим образом могут воздействовать на экономику, когда частный интерес стоит выше общественного, т.е. когда интересы общества в целом рассматриваются как сумма интересов составляющих его лиц. В развитие этой идеи автор "Богатства народов" вводит ставшие затем знаменитыми понятия "экономический человек" и "невидимая рука".

Без особых комментариев А. Смит преподносит читателю и положение о "невидимой руке". Он говорит о ней как бы между прочим, обращая внимание читателя на то, что "каждый отдельный человек имеет в виду свою собственную выгоду, а отнюдь не выгоды общества причем в этом случае, как и во многих других, он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения и что "преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится сделать это".

Интерес к творческому наследию Адама Смита, который испытывают сегодня экономисты практически  всех цивилизованных стран, свидетельствует  о том, что многие из экономических  идей, высказанных им на заре капиталистического производства, сохраняют свою актуальность и сегодня. По мнению западных специалистов, центральная тема “Богатства Народов”, которая заслуживает внимания сегодня - создание такого социального порядка, при котором индивидуум, стремясь удовлетворить свой собственный личный интерес, неизбежно будет заботиться о благе и удовлетворении интересов всего общества. Актуальность идей Адама Смита обусловлена разработкой общей экономической теории, проблем монополистических и правительственных субсидий и возможностей централизованного экономического планирования.

Целью данной работы является изучение трудов Адама Смита. Для достижения поставленной цели, необходимо рассмотреть  следующие задачи: разобрать сущность концепций А. Смита об «экономическом человеке» и «невидимой руке» ; изучить основные учения о разделении труда и капитале.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность и роль  концепции об «экономическом  человеке» и «невидимой руке»

1.1  Понятие «невидимой  руки»

В основу своих воззрений  А. Смит положил идею естественного  порядка. Он исходил из того, что  люди, оказывая друг другу услуги, обмениваясь трудом и его продуктами, руководствуются стремлениями к личной выгоде. Но, преследуя личную выгоду, каждый человек, считал он, способствует интересам всего общества - росту производительных сил. В связи с этим он пишет о "невидимой руке", которая управляет сложным взаимодействием хозяйственной деятельности индивидуумов. Общество Смит трактовал как совокупность индивидов, от природы наделенных определенными свойствами для жизни. Если в учении о нравственности А. Смит заявлял, что человеку свойственно чувство симпатии, то в экономическом учении он отстаивает идею о том, что человеку от природы присущ эгоизм. По Смиту, который исходит из идеи естественного порядка, люди движимы эгоизмом и всегда думают о своей выгоде, действуют в соответствии со своей природой.

В своей книге "Исследование о природе и причинах богатства  народов" в качестве предмета изучения политической экономии А. Смит назвал проблему экономического развития общества и повышения его благосостояния. Как заметил в этой связи Н. Кондратьев, "весь классический труд Смита о богатстве народов написан под углом зрения, какие условия и каким образом ведут людей к наибольшему благосостоянию, как он его понимал".

Принцип “невидимой руки” заключается в том, что производитель преследует собственную выгоду, но путь к ней лежит через удовлетворение чьей-либо потребности. Совокупность производителей, как будто движимая "невидимой рукой", активно, эффективно и добровольно реализует интересы всего общества, причем часто даже не думая об этом, а преследуя лишь собственный интерес.

"Невидимая рука" - объективный рыночный механизм, который координирует решения  покупателей и продавцов.

Как заметил Адам Смит, удивительным явлением в экономике, основанной на частной собственности и свободе сделок, является то, что рыночные цены подчиняют действия корыстолюбцев целям процветания общества или нации в целом. Предприниматель, "ведомый лишь собственной выгодой", направляется, тем не менее, "невидимой рукой" рыночных цен к цели (а именно, экономического процветания страны), которая совсем не входила в его намерения.

Многим людям трудно понять закон "невидимой руки", потому что существует естественная тенденция связывать порядок  с централизованным планированием. Если стоит задача разумного распределения ресурсов, кажется естественным, что за это должна отвечать какая-нибудь ветвь центральной власти. Закон "невидимой руки" утверждает, что это вовсе не обязательно. При частной собственности и свободе обмена цены, заставляя миллионы потребителей, производителей и поставщиков ресурсов делать свой персональный выбор, вместе с тем являются и средством гармонизации их интересов. Цены содержат в себе информацию о потребительских предпочтениях, издержках и факторах, связанных со временем, месторасположением и иными обстоятельствами, учесть которые не в состоянии ни отдельный человек, ни целый плановый орган. Всего лишь одна, единственная обобщающая цифра, рыночная цена, предоставляет производителям полный объем информации, необходимый для приведения своих личный действий в соответствие с действиями и предпочтениями других. Рыночная цена направляет и стимулирует и производителей, и поставщиков ресурсов к производству вещей, ценимых наиболее высоко в сравнении с издержками их производства.

Те, кто принимают решения  в бизнесе, не нуждаются в центральной  власти, которая указывала бы, что  и как им производить. Эту функцию  выполняют цены. Если цены товаров  указывают на то, что потребители  оценивают их стоимость, хотя бы на том же уровне, что и издержки их производства, предприниматели в погоне за личной выгодой будут их производить.

"Невидимая рука" рыночного процесса работает  настолько автоматически, что  большинство людей и не задумывается  об этом. Они просто принимают  как должное, что товары производятся примерно в тех количествах, в каких потребители хотят их приобрести. Длинные очереди, характерные для стран с централизованно планируемой экономикой, практически незнакомы людям, живущим в условиях рыночной экономики. Доступность огромного разнообразия товаров, которое поражает воображение даже современных потребителей, тоже во многом принимается как должное. "Невидимая рука" создает порядок, гармонию и разнообразие. Процесс этот, однако, идет столь подспудно, что мало кто понимает его суть, и лишь немногие воздают ему должное. Тем не менее, он является решающим для экономического благосостояния общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 .2 Роль “невидимой руки” в объяснении рыночной экономики

Вклад Адама Смита  в экономическую науку связан с созданием принципиально новых методологических принципов анализа. Смит связывает формирование и развитие экономических отношений с особенностями поведения людей, принципами принятия экономических решений и впервые создает своего рода модель человека, получившую вследствие название «экономический человек» (“homo economicus”).  
Это был важнейший шаг вперед в понимании закономерностей экономического развития. Концепция естественного порядка, которой придерживались предшественники Смита, хотя и вносила в науку понятие объективных экономических законов, но не раскрывала природы этих законов. Они часто сравнивались с законами природы: но в таком случае их можно было трактовать как нечто, данное человеку свыше и не зависящее от его сознания и деятельности.

    Однако экономические отношения возникают только по мере формирования человеческого общества. В экономические отношения вступают люди, наделенные волей, сознанием, ставящие перед собой определенные цели. Именно сознательная деятельность людей формирует механизм взаимосвязей, который мы называем экономической системой. Поэтому экономические отношения могут быть поняты лишь в том случае, если мы поймем принципы экономического поведения людей.

  В «Богатстве народов»  нет специальной главы, посвященной  модели человека, и сам Смит не использует такого понятия, оно появилось в экономической науке позже, однако с первых страниц своего труда ученый выводит экономические отношения из природы человека, его склонностей мотивов поведения. Все это позволяет выделить в его концепции несколько базовых принципов, которые и формируют модель «Экономического человека»: 
1. Людям свойственна природная склонность к торговле, обмену одного предмета на другой. Эта склонность, по мнению Смита, является необходимым следствием способности рассуждать и дара речи, она создает различие способностей у людей и делает это различие полезным, поскольку приводит к разделению труда.

2. Человек стремится  к удовлетворению своих потребностей, а это напрямую зависит от  уровня его материального благосостояния. С этой точки зрения человека можно назвать эгоистом, и Смит постоянно подчеркивает это обстоятельство. Люди вступают в экономические отношения друг с другом, желая достичь своего корыстного интереса; но для этого они должны оказывать услуги другим людям, которые также преследуют свой собственный интерес. «Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что нужно тебе. Не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов. Мы обращаемся не к их гуманности, а к их эгоизму…» [А.Смит «Богатство народов», стр.77].

   Наряду с интересом  существуют у людей страсти.  Личный интерес не у всех  людей одинаков, у людей существуют  разнообразнейшие стимулы их  деятельности. Смита упрекали, что он забыл про это, руководствуясь, исключительно заботой о своих материальных интересах. Смит рассматривал свою теорию не ко всем людям, а к большинству. Не то чтобы чувство не играло роли в философии Смита, просто в экономической области, по его мнению, господствует интерес, а у симпатии имеется своя собственная область. 
  Естественно, невольно возникает вопрос: не несет ли такая эгоистическая, основанная на корыстном интересе деятельность вреда обществу? По мнению Смита между личным, корыстным интересом отдельного человека и общественным интересом не только нет противоречия, но они тесно связаны между собой. Чем богаче люди, тем богаче общество. Более того, стремление к личной выгоде в конечном итоге способствует общественному прогрессу.      Чтобы получать более высокую прибыль, предприниматель снижает издержки производства, повышает производительность труда, использует передовую технику. В результате выигрывает общество в целом. 
Из логики построения модели «экономического человека» вполне очевидно вытекает вывод: если корыстная, эгоистическая деятельность людей не только обеспечивает достижение ими своего материального интереса, но и способствует росту общественного благосостояния, то такой деятельности людей не надо мешать. Экономическая свобода, невмешательство государства в хозяйственную жизнь – таков важнейший вывод, который формулирует Смит в своих трудах.

    Сущность "экономического  человека" достаточно рельефно  показана уже во второй главе  книги I "Богатства народов", где особо впечатляет положение о том, что разделение труда является результатом определенной склонности  человеческой природы к торговле и обмену. Напомнив вначале читателю, что собаки друг с другом сознательно костью не меняются, А.Смит характеризует "экономического человека" словами: "Он скорее достигнет своей цели, если обратится к их (своих ближних) эгоизму и сумеет показать им, что в их собственных интересах сделать для него то, что он требует от них. Всякий предлагающий другому сделку какого-либо рода, предлагает сделать именно это. Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно, — таков смысл всякого подобного предложения."

Информация о работе Адам Смит и его учения