Аграрный сектор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 20:51, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы – доказать, что аграрный сектор занимает особо важное место в экономической теории на сегодняшний день. Задачи контрольной работы:
изучить и проанализировать литературу по данной теме;
рассмотреть специфику аграрного сектора и его место в экономической системе;
рассмотреть особенности земли как фактора производства;
изучить спрос и предложение земли;
выяснить сущность государственного регулирования сельского хозяйства.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по экономике.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

Укрупненная  оценка   завершается   определением   класса   пригодности,   а

детализированная оценка производится  в  баллах  бонитета  (обычно  по  100-балльной системе). В качестве критерия при оценке балла бонитета  используют многолетнюю урожайность основных сельскохозяйственных культур.

       Земля как таковая  не  есть  продукт  процесса  труда.  Наоборот,  она

является предметом труда  в  сельском  хозяйстве,  но  отнюдь  не  продуктом

труда,   следовательно,   не   имеет   стоимости.   Поэтому   оценка   земли

предполагает: оценку потребительских свойств  земли,  оценку  полезности  ее свойств. Для этого существует несколько методик.  Показатели  относительного плодородия обеспечивают дифференциальный земельный доход, величина  которого

зависит не только  от  уровня  плодородия,  созданного  природой,  но  и  от

дополнительных вложений капитала и труда для  совершенствования  земли.  Но, продавая земельный участок, его владелец продает не  почву  как  таковую,  а право  на  получение  с  него  ежегодного   дохода   (ренты).   Поэтому   он рассчитывает получить за землю  такую  сумму,  которая,  будучи  помещена  в банк, принесет ему доход в форме процента, равного ренте.

       Цена земли = Размер  ренты /Величина ссудного капитала *100

       Стоимость  сельскохозяйственных  земель  обычно  выражается  в   виде

помноженной на определенное количество раз текущей денежной  арендной  платы или, иными словами, в виде «покупки на ряд лет» этой ренты.

       Неоклассическая  теория выводит стоимость земли, как и других факторов производства, из стоимости конечного  продукта,  для  изготовления  которого понадобились те или иные производственные ресурсы. Например,  если  цена  на зерно снизилась, то спрос на землю для его выращивания  тоже  сократится,  а если спрос уменьшится, то и ставки арендной платы станут ниже.

       Неоклассики обосновывают  идею  о  производном  характере  спроса  на

землю, считая, что цена зерна высока потому, что высока цена земли.

       Известно,  что  на  цену  строительных  участков  наибольшее  влияние

оказывает  дифференциальная  рента  но  местоположению.  Однако   совокупную стоимость участка под застройку образует такая стоимость, какой  он  обладал бы, если бы его освободили от  строении  и  продавали  на  свободном  рынке. Годовая стоимость строительного участка это  доход,  который  обеспечит  его рыночная пена  но  текущей  процентной  ставке.  Она  значительно  превышает стоимость  по  местоположению.  К  тому  же  предложение  земли   совершенно неэластично в экономической системе в целом. Любая отрасль  может  увеличить занимаемую ею территорию за счет  конкурентов.  Таким  образом,  предложение земли      конкретному   пользователю    будет    обладать    определенной эластичностью.  Поэтому  в  целом  капитализированная    стоимость   всякого земельного участка   это статистическая  «дисконтированная»  стоимость  всех чистых доходов, которые он может принести с поправкой, с одной  стороны,  на все побочные издержки, включая сюда и издержки по сбору ренты,  а  с  другой стороны   на его полезные  ископаемые,  его  потенциальные  возможности  для создания на нем всякого рода предприятии, а также  материальные,  социальные и эстетические преимущества в обеспечении людям возможности для  проживания. Денежный эквивалент того общественного статуса и  тех  других  форм  личного удовлетворения, которые приносят владения землей,  не  находит  отражения  в поступлении извлекаемого из земельной  собственности  дохода,  но  входит  в состав  ее  капитальной  денежной  стоимости.  При  прочих  равных  условиях стоимость земли тем выше, чем значительнее эти виды удовлетворения, а  также чем больше шансы на  то,  что  они  и  доставляемый  землей  денежный  доход увеличатся. Число лет, на какое  совершается  эта  покупка,  как  и  аренда,

может возрасти также вследствие ожидаемого снижения либо будущего  нормальной процентной ставки, либо покупательской силы  денег.  Здесь  много  и  других факторов. Так,  неплодородные  пустоши  могут  внезапно  приобрести  большую ценность вследствие того, что там будут найдены ценные  полезные  ископаемые или будет создан индустриальный центр около них.  Поэтому  А.  Маршалл  ввел понятие «общественной стоимости» (public value) земли в  таких  случаях.  Ту же часть годовой стоимости, которую можно отнести на счет труда  и  издержек индивидуальных землевладельцев, стоит назвать «частной стоимостью».

       Годовую стоимость  земли которая  определяется  ее  местоположением  в

районах с наиболее благоприятным климатом и лучшими  природными  свойствами, называют «первоначальной стоимостью». Именно она непосредственно  связана  с рентой.  Налог  на  общественную  и  индивидуальную   стоимость   по-разному оказывает влияние на рыночную цену продукции, производимую  на  земле,  и  в качестве обратного действия   на цену земли. Так. фермер, владеющий  землей, старается перекладывать часть налога  на  потребителя,  увеличивая  цепы  на производимую продукцию. Однако это может привести к  ограничению  спроса,  а значит, и сокращению дохода.  Для  того  чтобы  решить,  какую  часть  этого налога  следует  переложить  на  потребителя,  необходимо  выяснить   предел выгодности затрат, будь то предел для  небольших  затрат,  производимых  на скудных и далеко удаленных от рынка землях, или  предел  выгодности  крупных затрат,   производимых   на   природных   землях,    расположенных    вблизи густонаселенных,  промышленных  районов.  Это  зависит  от  удельного   веса продукции, производимой на участках.

       Если значительная  часть продукции производится  в условиях, близких  к

пределу обработки, налог способен вызвать  крупное  сокращение  производства продукции. Это сократит предложение продукции на рынке и  увеличит  цены  на нес, и земля будет обрабатываться. Налог будет в большей  степени  переложен на  потребителя.  Если  большая  часть  продукции  производится  в  условиях лучших, то значительная часть налога ляжет  на  фермера.  В  этих  условиях фермер, если он  не  собственник,  а  арендатор  земли,  должен  потребовать снижения арендной платы. По лому иена  земли  жестко  связана  не  только  с рентой, но и с налогом на нее. На цену  земли  влияют  и  друг  не  факторы.

Резко  возрастает   спрос   на   землю   в   условиях   инфляции,   особенно гиперинфляции, а это ведет к росту цены  земли.  В  целом  динамика  цен  на землю, в странах рыночной экономики Запада за весь  период  с  начала  XX в. имела устойчивую тенденцию к росту.

Цена на землю определяется путем капитализации ренты. Допустим, что какой-то участок земли приносит ежегодно ренту в R долл. Какова может быть стоимость участника земли? Ответить на этот вопрос – это значит определить альтернативную стоимость для собственника земли. Цена земли должна представлять  суму денег, положив которую в банк, бывший собственник земли получал бы аналогичный процент на вложенный капитал. Следовательно, цена земли представляет из себя дисконтированную стоимость будущей земельной ренты:

 

.

 

Цена земли – это бессрочное вложение капитала. Поэтому

 

если

то
.

 

Тогда

 

,

 

 

где R – годовая рента;

i – рыночная ставка ссудного процента.

Если рента равняется 400 долл., ставка ссудного процента составляет 5%, то цена земли равняется 400/5% = 400*100/5 = 8000 долл.

На практике цена земли  зависит от множества факторов. Например, рост цен на землю может быть связан с растущим спросом на нее для несельскохозяйственных целей. Резко возрастает спрос на землю в условиях инфляции и особенно гиперинфляции, что соответственно ведет к росту цены земли. В целом, динамика цен на землю в странах с рыночной экономикой с начала XX века имела устойчивую тенденцию к росту.

Следует отметить, что в нормальной рыночной экономике функционируют рынок земли и ее купля-продажа. Законодательное оформление рыночных отношений, связанных с куплей-продажей земли, - необходимое условие успеха глубоких экономических реформ России.

  Анализ цены земли помогает  более глубоко понять сущность рынка  земли как специфического фактора производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОГО

                   ХОЗЯЙСТВА

 

3.1 Направления государственного регулирования аграрного сектора

 

В современной экономике сельское хозяйство как одну из важнейших сфер экономики активно поддерживает государство. В этой области производства главный принцип свободного рынка, а именно соотношение спроса и предложения, дополняется активным государственным регулированием.

Государством устанавливаются и ежегодно пересматриваются минимальные цены на важнейшие сельскохозяйственные продукты. Тем самым производители защищаются от резкого падения цен. В то же время внутренний рынок ограждается от дешевого импорта и чрезмерных колебаний цен с помощью системы дополнительных ввозных пошлин. Поэтому в странах ЕС цены на продукты питания заметно выше цен мирового рынка.

Затраты в связи с проведением аграрной политики несет государственный бюджет. Поддержка со стороны государства сельскохозяйственных производителей оказывается во всех развитых странах. Например, в Германии, Канаде, США Франции государство вкладывает от 42 до 52 % затрат на производство сельскохозяйственной продукции, в скандинавских странах - от 60 % до 80%. В России в поддержку сельского хозяйства вкладывается 1,4% всего государственного бюджета.

В России регулирующие функции государства должны осуществляться по следующим направлениям.

1. Создание законодательной базы, правовое обеспечение регулирования. Законодательная база государственного регулирования АПК существенно подкреплена Земельным кодексом РФ и Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ. Государственное регулирование должно быть направлено на предотвращение отрицательного воздействия монопольных структур.

В России в процессе осуществления аграрной реформы сложились сильно монополизированные ресурсный, сырьевой, продовольственный аграрные рынки. Монополизм смежных отраслей АПК, большое количество посредников при невмешательстве государства привели к резкому диспаритету цен, перераспределению созданного в сельском хозяйстве валового дохода в пользу монополистов, посредников и в итоге к суженному воспроизводству в базовой отрасли АПК.

2. Формирование конкурентной среды  на всех аграрных рынках. Это будет способствовать перераспределению конечного дохода АПК пропорционально затратам всех его звеньев. Кроме того, необходима законодательная основа для усиления роли государства в регулировании деятельности предприятий энергетического комплекса, транспорта, связи, чтобы ликвидировать диспаритет цен.

3. Поддержка устойчивости развития  АПК создание условий для адаптации  товаропроизводителей к рыночным условиям. Важной функцией государственного регулирования в этой связи является поддержание устойчивого спроса на продукты питания и сельскохозяйственное сырье.

Государство способствует образованию платежеспособного спроса населения, воздействуя на формирование доходов основных групп населения, через регулирование системы цен на продукцию АПК, государственный заказ, закупки продовольствия в федеральные и региональные фонды.

4. Проведение политики разумного  протекционизма, обеспечение продовольственной безопасности с помощью системы таможенных тарифов, налогов на импортируемые продовольственные товары.

5: Создание благоприятного климата  для иностранных инвесторов, образование  совместных предприятий АПК, предоставление  государственных гарантий для  иностранных кредиторов при импорте передовых техники и технологии.

6. Финансирование ключевых направлений  науки по проблемам АПК, участие  в финансировании инвестиционных  проектов по созданию новых  технологий, отвечающих мировым  стандартам.

Основными конкретными методами, применяемыми для обоснования прогнозных показателей развития АПК, являются:

• программно-целевой;

• балансовый;

• нормативный.

 

3.2 Формирование системы государственного регулирования АПК

 

Сегодня одна из ключевых задач состоит в формировании системы эффективных форм и методов государственного регулирования. Оно отражено в приводимой ниже таблице [2, c. 561].

 

Таблица 1 – Формы и методы государственного регулирования.

Формы

Методы

Правовое обеспечение

1. Принятие недостающих законодательных актов

2. Улучшение качества действующих законодательных актов

З.Создание целостной системы не противоречащих друг другу взаимосвязанных нормативно-правовых актов

Финансовая поддержка устойчивости

доходов товаропроизводителей

1. Квотирование производителей продукции и сбыта

2. Дотации и компенсации

З.Гарантированная минимальная цена. Введение залоговых цен

4. Льготные, научно-обоснованные кредитование и налогообложение

5. Страхование

6. Закупка продовольствия в федеральные и региональные фонды

7. Поддержание устойчивого платежеспособного спроса населения

8. Защита от тотальной интервенции иностранных конкурентов

9. Государственная гарантия кредитов

Инфраструктурное обеспечение

1. Принятие обоснованных нормативных актов по созданию инфраструктуры, работающей в интересах повышения устойчивости функционирования АПК

2. Создание маркетинговой системы обслуживания

З.Создание системы оптовых и розничных рынков

4. Создание системы товарных бирж, ярмарок, опционов и т.д.

5. Создание системы земельных, инвестиционных, кооперативных банков

Материально-

техническая

поддержка

1. Отработка механизма лизинга

2. Долевое финансирование при производстве поддержка качественно новой техники и внедрении ключевых технологий

З.Льготное кредитование, налогообложение, ускоренная амортизация при производстве и использовании новой техники

Поддержка во внешнеэкономической деятельности 

1. Маркетинговое обслуживание для  выхода на внешний рынок в  качестве экспортеров, нахождение  стратегических зарубежных инвесторов, импорта нового оборудования и т.д.

2. Обеспечение продовольственной безопасности с помощью системы таможенных тарифов, компенсационных сборов, налогов и т.д. на импортируемые продовольственные товары

З.Создание благоприятного климата для иностранного инвестора в сфере производства, создания совместных предприятий

4. Государственные гарантии для иностранных кредиторов при импорте передовой техники и технологии

5. Демпинговая политика при экспорте конкурентоспособных сельскохозяйственных товаров на международном рынке

Научное 

обеспечение

1. Финансирование ключевых направлений науки

По проблемам устойчивости АПК

2. Финансирование затрат  на воспроизводство научных кадров

З.Финансирование затрат на разработку ключевых технологий и техники на инвестиционной основе, отвечающей мировым стандартам

4. Оказание поддержки в формировании рынка нововведений путем стимулирования заказов на наукоемкую продукцию, организации технопарков, техноинкубаторов и т.д.

5. Частичное финансирование научно-методического консультирования

6. Безналоговая и льготная система вложений предпринимательских формирований в научное обеспечение устойчивости воспроизводства

Кадровое

обеспечение АПК

1. Организация системы государственной подготовки и повышения квалификации предпринимателей, менеджеров, сотрудников, структурных подразделений АПК путем финансирования уровня подготовки

до необходимых стандартов

2. Создание нормативно-правовой базы для функционирования частных учебных заведений, осуществляющих подготовку и повышение квалификации кадров АПК на уровне соответствующих мировых стандартов

Информация о работе Аграрный сектор