Абсолютная и относительная борьба с бедностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 13:19, курсовая работа

Краткое описание

Доходы и покупательная способность населения имеют не только социальное значение – как слагаемые уровня жизни, но и как факторы, определяющие продолжительность самой жизни. Они весьма значимы, как элемент экономического подъема, который определяет емкость внутреннего рынка. Емкий внутренний рынок, обеспеченный платежеспособным спросом является мощнейшим стимулом поддержки отечественного производителя.
Низкий уровень доходов, и, как следствие, низкая покупательная способность основной массы населения, денежный потенциал которого частично отвлекается на покупку импортных товаров, есть одной из основных причин стагнации экономики России. Именно данный факт подтверждает актуальность курсовой работы.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . 3

Глава 1. Абсолютная и относительная бедность: понятие и сущность
1.1 Различные подходы к определению бедности. . . . 5
1.2 Абсолютная бедность. . . . . . . . 8
1.3 Относительная бедность. . . . . . . . 11

Глава 2. Борьба с бедностью в России и за рубежом
2.1 Борьба с бедностью за рубежом. . . . . . 17
2.2 Борьба с бедностью в России. . . . . . . 27

Заключение. . . . . . . . . . 37

Список литературы. . . . . . . . . 40

Вложенные файлы: 1 файл

Абсолютная и относительная бедность, борьба с бедностью.doc

— 249.00 Кб (Скачать файл)

Несмотря на то что  даже среди некоторых американцев распространено мнение, что бедный человек в Америке – это богач по стандартам развивающихся стран, аналитики, знакомые с проблемой бедности в США, указывают, что бедные американцы живут не в Африке и, хотят они того или нет, вынуждены платить американские цены за американские товары и услуги, которые по своей стоимости могут многократно превышать стоимость товаров и услуг в развивающихся странах. Недавнее исследование, проведенное Институтом экономической политики, показало, что бедность в Америке, как и в любой другой точке земного шара, связана с реальными лишениями. Было установлено, например, что 30% бедных американцев каждый год подвергаются выселению из своих домов и квартир, отключению электричества, газа, телефонной связи или тепла, а также страдают от голода. До 40% бедных семей вынуждены отказываться от жизни в отдельном помещении из-за нехватки средств и ютиться у родственников20.

Самым разочаровывающим фактом анализа бедности в США  оказался факт, что начиная с 2000 года, бедность в стране не уменьшается, а растет. Это особенно тревожит экспертов, поскольку на фоне выздоравливающей после недавней рецесии экономики число бедных должно было бы пойти на убыль. Однако в реальности, несмотря на 2 года (2003 и 2004) экономического роста, которые принесли трудоспособной Америке 2,2 млн новых рабочих мест, положительного влияния на уменьшение бедности в стране не наблюдалось. По результатам анализа некоммерческой организации Центр бюджетных и политических приоритетов, во время всех предыдущих рецессий, за исключением спада экономики в конце 1990-х годов, на третий год после начала рецессии, уровень бедности в стране был выше или на том же уровне, что и в год начала рецессии. Однако в 2009 году бедных в Америке было больше, чем в 2001 году, когда началась последняя рецессия. В связи с этим многие экономисты и политики опасаются, что политика Белого дома, вынужденного урезать федеральный бюджет из-за накопившегося в последние годы дефицита, приведет к сокращению многих программ социальной поддержки, которые помогают бедным сводить концы с концами. К таким программам относятся:

- денежное пособие на питание;

- государственная медицинская страховка;

- пособие для женщин с маленькими детьми и младенцами;

- бесплатные школьные завтраки и обеды для детей из бедных семей;

- программы для пожилых людей и инвалидов21.

 

2.2 Борьба с  бедностью в России

 

В стране только по официальным  данным насчитывается свыше 27 млн. бедных граждан, получающих доходы ниже прожиточного минимума.

Проблема борьбы с  бедностью многогранна и многочастна. Ее решение лежит в плоскости экономики, политики, права, культуры, образования, медицины.

Борьба с бедностью – это неотъемлемая составная часть общей социальной и экономической политики любого государства. И здесь отсутствуют готовые рецепты и простые решения.

Важнейшими приоритетами борьбы с бедностью в современной  России являются:

- первое, – это создание условий для самообеспечения нормального уровня благосостояния всех семей с трудоспособными взрослыми на трудовой основе;

- второе, – формирование системы эффективной поддержки уязвимых групп населения (престарелые, инвалиды, семьи с высокой иждивенческой нагрузкой, семьи в экстремальных ситуациях) и гарантий недискриминационного доступа к бесплатным ресурсам22.

Таблица 1

Численность населения  России с доходами ниже величины прожиточного минимума, млн. человек

 

2009

2010

1 квартал

1 полугодие

9 месяцев

год

1 квартал

1 полугодие

Численность населения, млн. чел.

17,4

15,0

14,0

13,2

14,7

13,6


 

Из таблицы 1 видно, что  в течении 2009 года количество населения с доходами ниже прожиточного минимума сокращалось, это было вызвано активными действиями государства направленными на поддержку социально незащищенных слоев населения. Увеличение в 2010 году года количества населения с доходами ниже прожиточного минимума вызвано действиями государства – замена денежного финансирования на предоставление рабочих мест.

Надо создавать условия  для самостоятельного выхода из бедности трудоспособных слоев населения  на трудовой основе.

Таблица 2

Распределение малоимущего  населения России по основным группам, %

 

Из таблицы 2 можно сделать следующие выводы – в сельской местности вероятность бедности выше (30,4% сельского населения живут за чертой бедности, тогда как доля бедных среди горожан – 15,7%); проживание в малых или удаленных от центра городах связано с более высоким риском бедности, чем проживание в крупных городах (доля бедных в Москве – 6,6%, в других городах –17%); у детей выше риск бедности. Среди детей до 16 лет уровень бедности значительно выше среднего – 26,7%; вероятность оказаться за чертой бедности для горожан с образованием не выше начального на 50% выше, чем для остальных россиян.

Высокий удельный вес  среди бедных семей тех семей, которые возглавляют наемные  работники, подсказывает, что для снижения уровня бедности надо прежде всего повышать заработную плату.

В институциональной  сфере большие резервы борьбы с бедностью сосредоточены в  сфере развития партнерских отношений  между работодателями, профсоюзами  и государством. Должна быть повышена роль профсоюзов и государства в обеспечении трудовых прав работников, особенно инвалидов, женщин и родителей с малолетними детьми, работников из неполных семей, молодежи.

Необходимо постепенно отказаться от категориального метода социальной защиты населения, пересмотреть и сократить число льготников, ориентируясь на первоочередную поддержку самого бедного населения, не имеющего объективной возможности получения трудовых доходов.

Главная задача государственной  социальной помощи – стать более эффективным средством социальной защиты малоимущих, не поощряя при этом социальное иждивенчество.

Реализация программ преодоления бедности сопряжена  со значительными административными, организационными и иными издержками. Возникают проблемы справедливого  распределения полученной помощи внутри домохозяйства вследствие внутрисемейного неравенства, иррационального поведения, социальных патологий и т.д., что практически не подконтрольно властям. Наконец, сама стратегия преодоления бедности должна стимулировать людей к самостоятельному зарабатыванию на жизнь.

Государственные гарантии в части установления минимального размера оплаты труда (МРОТ) будут  социально справедливыми, если обеспечат  равные возможности для минимального потребления в регионах Российской Федерации. Это означает, что МРОТ должен стать не общефедеральным, а региональным социальным нормативом. Таким образом, необходим переход от единой минимальной заработной платы в стране к дифференцированной минимальной заработной плате, устанавливаемой в субъектах Российской Федерации с учетом величины регионального прожиточного минимума.

Чтобы в регионах с  более низкими прожиточными минимумами, чем его общероссийское значение, не происходило снижения уровня государственных  гарантий, необходимо в федеральном  государственном бюджете на очередной год оговаривать соотношение МРОТ и ПМ для субъекта Российской Федерации с наименьшей величиной прожиточного минимума23.

Огромные межрегиональные  различия в доле населения с доходами ниже прожиточного минимума, а также  в численности бедного населения, подсказывают возможную последовательность снижения уровня бедности. На наш взгляд, было бы целесообразно выделить следующие приоритеты в решении этой задачи.

Для более быстрого сокращения бедного населения в целом  по стране федеральному центру надо определить те субъекты Российской Федерации, в которых реально ускорить сокращение бедности. Так, достаточно было бы оказать поддержку небольшому количеству регионов с динамично развивающейся экономикой, чтобы ощутимо уменьшить общую численность бедных в стране.

Затем можно было бы сосредоточить  усилия на снижении в два раза уровня бедности в тех регионах, в которых  проживает не менее чем 50% всего  бедного населения страны. В качестве таких регионов могли бы быть определены и поддержаны федеральным центром те динамично развивающиеся регионы, в которых проживает большее количество бедного населения.

В завершение, усилия государственных  органов управления должны быть сосредоточены  на полном решении задачи сокращения численности бедных в два раза.

В реальной жизни эти  приоритеты не могут быть реализованы  в чистом виде. В меру своих возможностей каждый субъект Российской Федерации  будет снижать численность бедного  населения, не ожидая дополнительной поддержки  своим усилиям.

Если вначале оказать помощь более сильным, то ресурсы у государства увеличатся быстрее и в больших объемах. Это позволит существеннее помочь менее сильным, а затем и самым слабым. Все это позволит в более короткие сроки решить общегосударственную задачу снижения бедности.

В настоящее время  возможный путь спасения от бедности – сильная авторитетная, но не авторитарная власть, которая поставит своей главной целью – способствовать повышению уровня жизни населения при всемерной поддержке тех, кто зарабатывает на жизнь честным трудом и усиливать террор против тех, кто ворует. Это тоже не панацея, но можно и нужно срочно выправить ситуацию! Если не бороться с бедностью уже сейчас, то все разговоры об обществе равных возможностей можно забыть надолго, если не навсегда.

Из всего вышесказанного напрашивается вывод: все эти позиции относительно решения проблем бедности являются правильными. Но между ними имеются некоторые расхождения. Допустим, в одной точке зрения говорится, что первоочередная задача – это поддержка наиболее бедных и уязвимых слоев населения.

Для формирования эффективной  стратегии сокращения бедности необходимо определение характера и структуры  бедности. Иными словами, необходимо понять, что представляют собой бедные в России и в чем причина  их бедности. В этом отношении принципиальным вопросом является выявление наиболее уязвимых категорий населения, определение очагов глубокой бедности, воздействие общего улучшения экономической ситуации на которые может оказаться весьма ограниченным.

Рассмотрение проблемы на более общем уровне приводит к следующим выводам:

- большинство бедных проживает в работающих семьях, где работает хотя бы один член домохозяйства (около 88%);

- около трети бедных проживают в домохозяйствах, не имеющих детей. Еще треть - с одним ребенком;

- большинство бедных проживают в городах (58,5%, притом, что 73,2% россиян проживают в городах)24.

В качестве основных направлений  стратегии сокращения бедности в  России, наряду с ориентацией на экономический рост, согласно рекомендациям  Всемирного Банка, должны стать повышение адресности социальной политики и разработка специальных мер, направленных на ликвидацию очагов глубокой бедности. На практике это может вылиться в перераспределение льгот за счет введения балльной системы: чем меньше человек обеспечен, тем больший балл ему присваивается, соответственно, льготы для обеспеченных людей по этой системе могут быть сведены «на нет».

Отдельного внимания заслуживает рассмотрение бедности в разрезе ее глубины, то есть необходимости  повышения уровня жизни тех граждан, чьи доходы больше всего отстают от прожиточного минимума. Иными словами, существует необходимость концентрации усилий по борьбе с бедностью на оказании помощи наиболее бедным среди бедных.

Если рассматривать  борьбу с бедностью как необходимость  снижения уровня бедности в России в два раза к 2012 г., то наиболее эффективным решением могла быть программа помощи тем гражданам, чьи доходы наиболее близки к уровню прожиточного минимума, то есть «наиболее богатым» среди бедных. В результате «наиболее богатые» среди бедных перестанут относиться к группе бедных, и достижение количественных показателей снижения бедности в России будет обеспечено. Одновременно, данная программа может совершенно не касаться повышения уровня жизни наименее обеспеченных граждан в группе бедных, что недопустимо.

Опыт переходного периода  в России еще раз подтвердил, что  отдельные мероприятия по сокращению отставания доходов от скачкообразного  увеличения потребительских цен  не могут заменить комплексную социальную стратегию, направленную на приспособление населения к меняющимся условиям жизнедеятельности.

В действующем законодательстве России закреплена система защиты населения  от риска потери трудоспособности, болезни, инвалидности, безработицы  и др. Введена единая государственная  система пособий на детей, льготы и компенсации группам населения, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, межнациональных конфликтов. Но по существу основные принципы предоставления пособий, в частности на детей, – всеобщность, уравнительность при мизерных размерах – сохранились с дореформенного периода.

Информация о работе Абсолютная и относительная борьба с бедностью