Этапы формирования и развития науки "экология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 13:58, контрольная работа

Краткое описание

Жизнь человека, общества, существование цивилизации на планете неразрывно связаны с природными условиями. Успехи научно-технической революции, бурным развитием которой ознаменовалась вторая половина ХХ века, лишь на короткий период были восприняты с оптимизмом как свидетельство торжества человеческого разума, как предпосылка к будущему благоденствию на основе покорения природы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1.История развития экологии……………………………..............................5
2.Цели и задачи экологии…………………………………............................8
3.Экология, как наука ……………………………………………………….9
Заключение…………………………………………………………………..11
Список используемой литературы………………

Вложенные файлы: 1 файл

реферат ЭКОЛОГИЯ.docx

— 41.77 Кб (Скачать файл)

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

 

ФГБОУ ВПО «РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)»

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «ЭКОЛОГИЯ»

 

 

на тему

«ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ НАУКИ «ЭКОЛОГИЯ»»

 

 

 

Выполнил

студент гр.                                    

Направление 080100 «Экономика»                                            Шрамко Е.С.

 

Научный руководитель                                                 ст.пр.Туриченко Л.П.

 

 

 

 

г. Ростов-на-Дону

2015г.


 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………3

1.История развития экологии……………………………..............................5

2.Цели и задачи экологии…………………………………............................8

3.Экология, как наука ……………………………………………………….9

Заключение…………………………………………………………………..11

Список используемой литературы………………………………………....12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Введение

 

 

      Жизнь человека, общества, существование цивилизации на планете неразрывно связаны с природными условиями. Успехи научно-технической революции, бурным развитием которой ознаменовалась вторая половина ХХ века, лишь на короткий период были восприняты с оптимизмом как свидетельство торжества человеческого разума, как предпосылка к будущему благоденствию на основе покорения природы. Очень скоро пришло горькое разочарование: загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов, неконтролируемый рост населения ясно обозначили угрозу надвигающегося глобального экологического кризиса.

      На протяжении почти двух веков слова слепого провидца Жана-Батиста Ламарка: "Человеку суждено истребить самого себя, после того, как он сделает Землю непригодной для обитания" долгое время оставались непонятыми.

      Под влиянием повелительной необходимости жить с природой в гармонии и согласии человечество вынуждено отбросить вековой императив покорения природы. Осознание безнравственности этого императива, насаждавшегося многими деятелями, претендовавшими на философское и социальное лидерство, только теперь входит в структуру нового ноосферного мышления. Экологическая культура призвана противостоять технократическим стереотипам, чтобы роковой ход истории цивилизации был исправлен, и биосфера будущего не осталась безлюдной.

      В приоритеты научно-технического прогресса постепенно включается не столько увеличение производства, потребительский эгоцентризм, сколько спасение природы, сохранение естественной среды обитания людей. Возможностей для самовосстановления и самоочищения природных систем остается все меньше. Для глубокого граждански осознанного понимания этого стало необходимо активизировать весь потенциал культуры в самом широком смысле, раскрыть людям общекультурную значимость природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. История развития экологии

 

 

      Экология сравнительно молодая наука. Само слово «экология» впервые было использовано немецким биологом Э. Геккелем в 1886 г.

К числу первых экологов следует отнести Ч Дарвина. Кроме знаменитой теоретической работы «Происхождение видов» (1859) у него имеется ряд работ, посвященных изучению условий жизни организмов. Одним из основателей географии растений, учения о жизненных формах, землеведения и климатологии, что в сумме представляет основы экологии, был немецкий естествоиспытатель Александр Гумбольдт (1769-1859). В ряду основателей экологии растений американский ботаник А. Грей (1810-1888), швейцарские ботаники де Кандоль: отец (1778-1841) и сын (1806-1903), немецкий ботаник А Энглер (1844-1930). Нельзя также не вспомнить Мебиуса, предложившего в 1877 г. термин «биоценоз», Среди первых работ по становлению теоретических основ экологии - труд Элтона «Animal ecology» (1927). В начале двадцатого века создаются Британское (1913) и Американское (1916) экологические общества. В это же время начинается выпуск специализированных журналов: «Journal of ecology» (1913), «Ecology» (1920), «Ecologycal monographs» (1931) и др. В СССР только в 1970 г. АН СССР начинает издавать научный журнал «Экология».

      Появлению разумного человека на Земле предшествовало несколько видов человекообразных существ - гоминоидов и первобытных людей - гоминидов. Биологической эволюции вида сопутствовало развитие умственной деятельности, форм хозяйствования и социальных отношений. Важнейшей вехой в истории людей был переход от присваивающей формы хозяйства к производящей - земледелию и животноводству. Рост численности, быстрое расширение ареала обитания, ускоряющиеся темпы развития - характерные черты человеческого общества.

      Первобытные люди воздействовали на видовой состав и численность животных, но ограниченность технических средств и навыков охоты не позволяла им опустошать окружающую природу. Правда, в борьбе за пещеры был уничтожен пещерный медведь, а изменение растительности вблизи поселений - выжигание, вытаптывание, сбор съедобных видов - приводило к формированию синантропной растительности, что явилось началом возникновения антропогенного ландшафта вблизи мест обитания первобытных людей.

      Гораздо больший ущерб наносили пожары. Человек, сам не боявшийся огня, использовал его при охоте и защите от хищников. Часто пожары превращались в стихийное бедствие. Гибли леса и населявшие их животные. Полагают, что увеличению площади саванн способствовало выжигание тропических лесов первобытным человеком. Вместе с тем, по-видимому, существовали, природоохранные обычаи, которые позволяли достаточно большому числу людей жить оседло на одном месте. Об этом свидетельствуют следы древних костров, пламя которых поддерживалось в пещерах на протяжении столетий.

      Этапы развития экологии:

      -до 60-х гг. XIX в.

       На этом этапе накапливались данные о взаимосвязи живых организмов со средой их обитания, делались первые научные обобщения.

      - 60-х гг. XIX в. - 50-е гг. XX в. Начало этого периода ознаменовалось выходом работ русских ученых К. Ф. Рулье (1814— 1858). Немецкий биолог-эволюционист Э. Геккель (1834—1919) первый понял, что это самостоятельная и очень важная область биологии, и назвал ее экологией (1866). В своем капитальном труде «Всеобщая морфология организмов» он писал: «Под экологией мы понимаем сумму знаний, относящихся к экономике природы: изучение всей совокупности взаимоотношений животного с окружающей его средой, как органической, так и неорганической, и прежде всего — его дружественных или враждебных отношений с теми животными и растениями, с которыми он прямо или косвенно вступает в контакт. Одним словом, экология — это изучение всех сложных взаимоотношений, которые Дарвин назвал «условиями, порождающими борьбу за существование».

       -50-е гг. XX в. - настоящее время. (50-е гг. XX в. — до настоящего времени) — превращение экологии в комплексную науку, включающую в себя науки об охране природной и окружающей человека среды. Из строгой биологической науки экология превращается в «значительный цикл знания, вобрав в себя разделы географии, геологии, химии, физики, социологии, теории культуры, экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      2. Цели и задачи экологии

 

      Экология — это наука, изучающая закономерности взаимодействия организмов и среды их обитания, законы развития и существования биогеоценозов как комплексов взаимодействующих живых и неживых компонентов в различных участках биосферы.

     Всеобщая экология — наука методологическая, создающая общенаучные методы познания действительности, ее выводы находят применение в различных областях практической деятельности.

      В соответствии с этим основными задачами экологии являются:

      - постижение законов функционирования и развития биосферы как целостной системы;

       - изучение реакций компонентов окружающей среды на возмущающие воздействия естественного и антропогенного происхождения;

      - определение допустимых пределов воздействия человеческой цивилизации на окружающую среду;

      - разработка концептуальных представлений и рекомендаций относительно путей развития общества, которые гарантировали бы соблюдение пределов воздействия на окружающую среду, существование и развитие последней.

        В экологии как науке должен осуществляться синтез научных дисциплин — биологии, геологии, физики, химии, географии, экономики, социологии, математического моделирования, правоведения и др. Экологические проблемы требуют широкого философского осмысления, создания новых этических концепций. В экологии сложнейшие научные построения соседствуют с прикладными вопросами, которые требуют немедленного решения.

      Таким образом, экология — не просто научная дисциплина, она представляет собой проблемно ориентированную систему научных знаний.

      3. Экология, как наука

 

      Экология, как и всякая наука, имеет два аспекта. Один — это стремление к познанию ради самого познания, и в этом плане на первое место ставится поиск закономерностей развития природы, а также их объяснение; другой - применение собранных знаний для решения проблем, связанных с окружающей средой. Стремительное повышение значимости экологии объясняется тем, что ни один из вопросов огромной практической важности в настоящее время нельзя решить без учета связей между живыми и неживыми компонентами природы.

     Практический выход экологии можно видеть, прежде всего, в решении вопросов природопользования; именно она должна создать научную основу эксплуатации природных ресурсов. Мы можем констатировать, что пренебрежение законами, лежащими в основе естественных природных процессов, привело к серьезному конфликту человека и природы. «Совершенно ясно, — пишет американский эколог Р. Риклефс, что никаких очевидных способов исправить нанесенный природе вред не существует, да и обвинение, предъявляемое человеку за его возмутительное отношение к среде, следует строить не на столь очевидных фактах, как сбрасывание в реки сточных вод, опрыскивание посевов пестицидами, ружья и гарпуны охотников, выхлопные газы автомашин, расползающиеся во все стороны пригороды. Человеку следует предъявить обвинение в том, что он не сумел с должным вниманием отнестись к законам, лежащим в основе экономики природы».

      Законы, лежащие в основе естественных природных процессов, будут в центре нашего внимания. Однако прежде необходимо остановиться на взаимоотношении экологии и охраны природы. Западные ученые обычно различают науку экологию и науки об окружающей среде. Экология изучает три группы факторов среды, воздействующих на организмы: абиотические, биотические и антропогенные. Охрана природы рассматривает только третий фактор — воздействие человека на среду, и то не во всем совпадает с обще-экологическим подходом. Охрана природы и шире и уже раздела экологии, который исследует влияние антропогенного фактора на природу. Уже — потому, что анализируется не любое воздействие, а лишь то, последствие которого может иметь значение для жизни человеческого общества. Шире — потому, что рассматривается влияние антропогенного фактора не только на органический мир, но и на неживую природу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Заключение

 

      О том, какую роль играет экология в жизни нынешнего поколения, можно судить по таким фактам. На сегодняшний день во всех учебных заведениях ведётся преподавание экологических дисциплин. Многие Вузы готовят сᴨециалистов в области экологии. Правительством принимаются различные законодательные акты, в котоҏыҳ затрагиваются вопросы экологии и экологической безопасности. Широкое развитие получили негосударственные экологические организации.

      Но, не смотря на все это, и по сей день наблюдается «в отношениях с природой у нас все тот - же военный коммунизм, все та - же узкопартийная политика - грабить можно, если это в интересах моей партии и моей политики, хотя революционные партии в цивилизованном мире уже становятся анахронизмом».

     Экология имеет длительную предысторию и она, как наука, представляет собой естественный этап роста научных знаний о природе.

     Каждый из нас может проделать несложный психологический эксᴨȇримент, а именно вообразить себя на месте ᴨȇрвобытного человека, озабоченного проблемой пропитания. Все необходимое для себя и своей семьи он должен найти в окружающей его природной среде. К немалому удивлению, многие из нас очень скоро убедятся в собственной беспомощности. Что и где искать? Слепой поиск здесь не годится, ведь в конце концов при этом можно еще сильнее проголодаться.

     Следовательно, уже практика собирательства требовала от ᴨȇрвобытного человека обширных экологических знаний, и эти знания накапливались от поколения к поколению. Охота, затем скотоводство и, наконец, земледелие ознаменовали дальнейший прогресс экологического природоведения.

Информация о работе Этапы формирования и развития науки "экология"