Элементарные опыты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 15:26, контрольная работа

Краткое описание

Современное содержание воспитательно - образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в организации этой проблемы отводится экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 48.11 Кб (Скачать файл)

9. Клубочки ниток шерсти

10.  Коробки

11.  Мелки  восковые

12. Ножницы

13. Обводки

14. Оберточная бумага

15. Палитра

16.  Пенопласт

17. Пластилин, игровое тесто

18. Пооперационные карты

19. Пуговицы

20. Синтепон

21. Старые журналы и книги

22. Степлер

23.  Тряпочки

24. Фломастеры

25.  Цветная бумага

26. Цветной картон

27.  Цветные карандаши

28.  Чернила, тушь

   Содержание этой работы опытно – экспериментальной деятельности реализуется в следующих трех блоках педагогического процесса:

Ø     специально организованные занятия  по познавательной деятельности с включенными  опытами по заданной теме;

Ø     совместная деятельность педагога с  детьми;

Ø    свободная самостоятельная деятельность детей.

   Образовательная программа нашего учреждения по данному возрасту предполагает перспективное планирование занятия  1 раз в неделю. В связи с этим провожу 1 раз в месяц такие занятия с опытами и экспериментами, открывая для дошкольников новый мир объектов и явлений неживой природы. Во время занятия проводится 2-3 эксперимента в зависимости от сложности в форме игры-экспериментирования в «Детской лаборатории» обязательно с сюрпризным моментом, или с необычностью объекта и т.д.

   Важнейшим условием при проведении занятий познавательного цикла необходимо учесть общие задачи познавательного развития  и облечь содержание в такую форму, чтобы оно привлекало ребенка, стимулировало его активность.

   Организация опытно-экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умение принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту,  развитию социальной и познавательной деятельности.

   Блок совместной деятельности взрослого с детьми является, на мой взгляд, основным в формировании у детей опытно-исследовательских навыков. К этому блоку относятся опыты и эксперименты, игры - эксперименты, игры – опыты. Также я отношу к этому блоку реализуемые совместно с родителями проекты. Именно совместная  содержательная деятельность взрослого и ребенка является своего рода школой передачи социального опыта в сфере влиянии неживой природы на все живое.

   Общение в совместной деятельности обеспечивает условие для формирования многих личностных качеств. Это школа чувств и формирующих оценок, школа развития познавательного интереса, общения с другими людьми, школа положительного и отрицательного. На этой основе формируются черты характера ребенка, он овладевает нормами и правилами поведения, которые затем отражаются в делах и поступках.

   Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх. Эти игры помогают закрепить  представления о явлениях и объектах неживой природы, полученные во время экспериментирования.

   Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей  между предметами и явлениями позволит именно игра. Игра  требует от ребенка включенности  в свои правила: он должен быть внимательным к развивающемуся в собственной игре со сверстниками сюжету, он должен  запомнить  все обозначении, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильно выйти. Однако весь сложный комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им, как процесс  преднамеренного обучения, - ребенок учится играя.

   В ряде случаев  рамки традиционной дидактической игры, соблюдение ее четкой структуры ограничивает возможности для реализации задач действенно – мыслительного ребенка. Возникает необходимость в создании таких дидактических игр, в которых сохранились бы (исследования, экспериментирования) познавательного, игрового и учебного взаимодействия детей, а также  общения со взрослыми. В таких играх дети исследуют  объекты для выяснения их скрытых, существенных связей в системах «человек - предмет», «природа - человек», игры-опыты и игры-эксперименты предлагают решить следующие задачи:

ØФормирования у детей умения видеть многообразие мира в системе взаимосвязей.

ØРазвитие собственного практического, познавательного, творческого  опыта в обобщенном виде с помощью  наглядных средств.

ØРасширение перспектив преобразовательной деятельности путем включения детей в мыслительные, моделирующиедействия.

   Планирование самостоятельной деятельности детей предполагает  в первую очередь создание педагогом условий, которые способствуют этой самостоятельной деятельности. Для этой цели в группе организована «Детская лаборатория» с соответствующим оснащением, что позволяет оказывать огромное влияние на познавательную активность детей. Эта опытно-исследовательская самостоятельная деятельность детей направлена на уточнение систематизацию всех свойств и признаков объектов и явлений неживой природы, их взаимосвязи и взаимозависимости с объектами живой природы.

    В «Детской лаборатории» выделено:

ØМесто для  постоянной выставки, где дети размещают  различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и др.).

ØМесто для  приборов.

ØМесто для  хранения материалов

ØМесто для  проведения опытов.

ØМесто для  неструктурированных материалов( стол «Песок- вода», емкости для мелких камней и др.)

 

Из таблицы  видно, что у детей группы с  НОДА особенно повысился показатель соблюдения мер безопасности при  проведении опытов. Дети более внимательно  и осторожно стали пользоваться приборами  «Детской лаборатории». Они путем проб и ошибок поняли опасность стеклянных приборов, знают, что если горит свеча или горячая  вода, нужно действоватьосторожно, только после указания воспитателя  и под его непосредственным руководством.

 

Кроме того изменилось отношение к природным  объектами явлениям природы. Дети стали  замечать их красоту, необычность, любуются, наблюдают, сравнивают. В сознание детей  отложилась точное и ясное  представление, что в природе  все связано  между собой, что отдельные предметы и явления взаимообуславливают  друг друга, что организм и среда  – неразрывное целое, что все  подчинено определенным законам.

 

Дети научились  фиксировать результаты опытов, рисуя  увиденное, выражая свое отношение: розовый кружок – нравится, синий  - не очень. Дети стали пользоваться опорными схемами в дидактических  играх, в определении последовательности проводимого опыта и эксперимента.

 

Меня радует то, что воспитанники стали использовать результаты проведения опытов и экспериментов  в игровой деятельности: очищение воды, в сюжетно – ролевых играх  «Семья», «Детский сад», «Больница». При  помощи вертушек в подвижных играх  «Самолетики», «Вертолетики» определяют направление ветра, рисуют на мокром песке, делают лабиринты в песочнице  и др.

 

Занятия по познавательной деятельности  при  ознакомлении с природными явлениями  для детей стали открытием, они  их ждут с нетерпением. Знания, полученные на этих занятиях «проверяют» в самостоятельной, экспериментальной деятельности.

 

Постепенно  элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической  игре, есть два начала, учебное –  познавательное и игровое - занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную  значимость для ребенка данной деятельности.

 

В результате закрепленные в играх-опытах и играх-экспериментах  знания  о связях, свойствах, качествах  природных объектов  явлений неживой  природы становятся более сознанными и прочными.

 

Подводя итог экспериментальной работы в конце  учебного года, я отметила, что используя  системный, спланированный подход в  обучении по разделу«Роль опытов и  экспериментов в познавательной деятельности с объектами неживой  природы детей старшего дошкольного  возраста», используя приборы,оборудование, объекты неживой природы, наглядность  в виде картин, иллюстраций , альбомов, слайдов, разнообразных дополняющих  друг друга приемов, видов и форм обучения с учетом уровня знаний, возраста и индивидуального подхода к  каждому ребенку, я получила хороший  результат.

 

В заключении хочу отметить, что положительные  результаты проведенной данной экспериментальной  деятельности с детьми свидетельствуют  об эффективности моей работы.

 

 

Песок, глина

 

1 Сыпучесть

 

Оборудование: Два стаканчика с песком и глиной, лист бумаги

 

Возьмем стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного  песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? Легко. А теперь попробуем  высыпать из стаканчика глину. Что легче  высыпать — песок или глину? Песок. Потому и говорят, что песок —  «сыпучий». Глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок. В отличие  от глины песок — рыхлый.

 

Песок и глина

 

2 Сравнение частичек песка  и глины

 

Оборудование: Два стаканчика с песком и глиной, увеличительное стекло

 

С помощью увеличительного  стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из зернышек-песчинок). Как выглядят песчинки? Они очень  маленькие, круглые, полупрозрачные Затем  рассмотрим таким же образом комочек  глины в глине — слипшиеся, очень мелкие частички. Чем-то глина  похожа на пластилин.

 

Песок и глина

 

3 Как песок и глина  пропускают воду

 

Оборудование: стаканчик  с водой, два стаканчика с песком и глиной

 

Аккуратно нальем немного  воды в стаканчик с песком. Потрогаем  песок. Каким он стал? Влажным, мокрым. А куда исчезла вода? Она «забралась»  в песок и «уютно устроилась»  между песчинками.

 

Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной. Следим, как водичка впитывается: быстро или медленно? Медленно, медленней, чем в песок. Часть воды остается сверху, на глине.

 

Песок и глина

 

4 Как песок и глина  сохраняют форму

 

Оборудование: Мокрые песок  и глина, доска для лепки

 

Берём мокрый песок и глину  лепим колобки, затем оставляем  для наблюдения. Из песка колобок  высох и рассыпался, а из глины  сохранил форму

 

Песок и глина

 

5 Вода свободно проходит  через песок, а глина воду  не пропускает

 

Оборудование: Две воронки  в одной песок, в другой глина, два пустых стакана и стакан с  водой

 

Берем две воронки в  одной песок, в другой глина ставим в стакан наливаем воду и наблюдаем: в стакане с песком вода появляется быстро, а глина воду не пропускает

 

Песок и глина

 

6 Барханы

 

Оборудование: блюдо с  песком, резиновый шланг

 

Для проведения этого опыта  подберите иллюстрацию песчаной пустыни, на которой изображены барханы. Рассмотрите её перед началом  работы. Как вы думаете, откуда в  пустыне появляются такие песчаные горки? (Ответы выслушайте, но не комментируйте, дети сами ответят на этот вопрос ещё  раз после окончания опыта).

 

Поставьте перед каждым ребёнком стеклянную банку с сухим песком и резиновым шлангом. Песок в  банке - это личная пустыня каждого  ребёнка. Опять превращаемся в ветры: несильно, но довольно долго дуем ан песок. Что с ним происходит? Сначала  появляются волны, похожие на волны  в мисочке с водой. Если дуть подольше, то песок из одного места переместится в другое. У самого "добросовестного" ветра появится песчаный холмик. Вот  такие же песчаные холмы, только большие, можно встретить в настоящей  пустыне. Их создаёт ветер. Называются эти песчаные холмы барханами. Когда  ветер дует с разных сторон, песчаные холмы возникают в разных местах. Вот так, с помощью ветра, песок  путешествует в пустыне.

 

Вернитесь к иллюстрации  с изображением пустыни. На барханах либо вообще не растут растения, либо их крайне мало. Почему? Наверное, им что-то не нравится. А что именно, сейчас мы постараемся выяснить. "Посадите" (воткните) в песок палочку или  сухую травку. Теперь дети должны дуть на песок таким образом, чтобы  он перемещался в сторону палочки. Если они правильно будут это  делать со временем песок почти засыплет всё ваше растение. Откопайте его  так, чтобы видна была верхняя  половина. Теперь ветер дует прямо  на растение (дети тихонько выдувают песок  из-под палочки). В конце концов, песка возле растения почти не останется, оно упадёт.

 

Вернитесь опять к вопросу  о том, почему на барханах мало растений.

 

Вывод: Ветер то засыпает их песком, то выдувает его, и корешкам не за что держаться. К тому же песок  в пустыне бывает очень горячим! В таких условиях могут выжить только самые выносливые растения, но их очень мало.

 

Воздух

 

1 Пустой стакан?

 

Оборудование: стакан, банка  с водой

 

Перевернуть стакан вверх  дном и медленно опустить его в  банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень  ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

 

Информация о работе Элементарные опыты