Экономическое стимулирование рационального природопользования и охраны окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 21:03, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из высказанного основной целью данной работы является исследование правового регулирования природопользования и охраны окружающей природной среды в хозяйственной деятельности, что предопределяет следующие задачи:
- дать представление о задачах правового регулирования природопользования и охраны окружающей природной среды в хозяйственной деятельности;
- проанализировать экономические рычаги регулирования;
- раскрыть источники финансирования природоохранных мероприятий;
- показать основные проблемы экономического стимулирования рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Содержание

Введение
1. Задачи регулирования природопользования и охраны окружающей природной среды в хозяйственной деятельности
2. Экологическое нормирование, лимитирование и лицензирование
3. Экономические рычаги регулирования
4. Источники финансирования природоохранных мероприятий
5. Экономическое стимулирование рационального природопользования и охраны окружающей среды
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

опд.docx

— 42.90 Кб (Скачать файл)

Ставки земельного налога утверждаются местными органами власти, исходя из средних ставок, которые дифференцируются по зонам. Плата за землю перечисляется землепользователями на специальные счета, учитывается в доходах местных бюджетов отдельной строкой и используется на финансирование мероприятий по землеустройству, ведению земельного кадастра, мониторинга, охране земли и повышению ее плодородия.

Законодательством предусмотрена плата за пользование землей, недрами, водными объектами, лесными и растительными ресурсами, ресурсами животного мира, рекреационными и другими природными ресурсами (Статья 20 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды»):

- за право пользования  природными ресурсами в пределах  установленных лимитов;

- за сверхлимитное и  нерациональное использование природных  ресурсов;

- на воспроизводство и  охрану природных ресурсов.

Внесение платы за использование природных ресурсов не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда, причиненного экологическими правонарушениями.

Система платежей за природные ресурсы, введенная всего несколько лет назад, стала основным действующим рычагом экономического механизма регулирования природопользования и охраны природной среды.

Системы платежей постоянно совершенствуется.

Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» устанавливает плату за загрязнение среды.

Плата за загрязнение, а также за размещение отходов и другие вредные воздействия в бесспорном порядке перечисляется всеми природопользователями на счета экологических фондов (Статья 21 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды»).

Министерство природы Российской Федерации утвердил «Рекомендации по определению предельные размеры платы за загрязнение окружающей природной среды», а также федеральный коэффициент индексации платы в размере 10 по отношению к базовым нормам. Разработаны документы по взиманию платы за шумовое загрязнение, тепловое загрязнение водных объектов, загрязнение пестицидами при использовании их в сельском хозяйстве, за сброс загрязняющих веществ, возникающих при смыве их с территории.

 

4. Источники финансирования природоохранных мероприятий

 

Финансирование является одним из способов регулирования. Финансирование - это обеспечение выполнения природоохранных программ материальными средствами. Оно осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, бюджетов органов местного самоуправления; собственных средств предприятий, учреждений, организаций; экологических фондов, фондов экологического страхования, кредитов банков, добровольных взносов населения, других источников.

Одним из источников финансирования природоохранных программ являются экологические фонды.

Фонды - это денежные или материальные средства, предназначенные для какой-либо цели. Система экологических фондов создана на основе Положения «О Федеральном экологическом фонде РФ и экологических фондах на территории РФ». Фонды являются юридическими лицами и находятся в ведении Министерства природы Российской Федерации и его территориальных органов.

На счета экологических фондов поступают средства в виде платы (статья 21 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды»:

- за загрязнение природной  среды как в пределах нормативов, установленных природопользователями, так и сверх нормативов за размещение отходов;

- средства, получаемые по  искам о возмещении вреда, взысканных  судами и арбитражными судами, и штрафов за экологические  правонарушения;

- средства от реализации  конфискованных орудий охоты  и рыболовства;

- добровольные отчисления  предприятий и взносы граждан, в том числе иностранных;

- средства в виде дивидендов, процентов по вкладам;

- доходы от издательской  деятельности фондов.

Нормативы распределения средств экологических фондов различных уровней установлены законом: 60% средств направляется на реализацию природоохранных мероприятий местного значения, 30% - на природоохранные мероприятия республиканского, краевого, областного значения и 10% - на мероприятия федерального и межрегионального значения.

В качестве источника финансирования мероприятий по охране природы выступает экологическое страхование. Страхование - это отношение по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении неблагоприятных событий за счет денежных фондов, которые создаются из уплачиваемых ими страховых взносов.

Цель экологического страхования состоит в защите имущественных интересов граждан и предприятий за счет страховых фондов при наступлении неожиданного, внезапного загрязнения окружающей природной среды. Объектами экологического страхования является риск гражданско-правовой ответственности в случаях экологических аварий и катастроф.

Страхователями выступают предприятия - причинители вреда. К их числу относятся предприятия, деятельность которых представляет потенциальную опасность для возникновения аварий и катастроф. В сельском хозяйстве, потенциально опасными аварийными сбросами отходов в водные источники, являются птицефабрики, крупные животноводческие комплексы.

Экологическое страхование становится одним из перспективных составляющих экономического механизма охраны природной среды. В 2007 году Министерство природы Российской Федерации и Российская государственная страховая компания утвердили «Типовое положение о порядке добровольного экологического страхования в Российской Федерации».

 

5. Экономическое стимулирование рационального природопользования и охраны окружающей среды

 

В Российской Федерации осуществляется стимулирование рационального природопользования и охраны окружающей природной среды путем (Статья 24 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды»): установления налоговых и иных льгот, предоставляемых государственным и другим предприятиям, учреждениям и организациям, в том числе природоохранительным, при внедрении малоотходных и безотходных технологий и производств, использовании вторичных ресурсов, осуществлении другой деятельности, обеспечивающей природоохранительный эффект; освобождение от налогообложения экологических фондов; передачи части средств экологических фондов на договорных условиях под процентные займы предприятиям, учреждениям, организациям и граждан для реализации мер по гарантированному снижению выбросов и сбросов загрязняющих веществ; установления повышенных норм амортизации основных производственных природоохранительных фондов; применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию; введение специального налогообложения экологически вредной продукции, а также продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий; применение льготного кредитования предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, эффективно осуществляющих охрану окружающей природной среды.

Законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации могут быть установлены другие виды экономического стимулирования охраны окружающей природной среды.

Первостепенное значение в экологической политике РФ, в том числе в рассматриваемой сфере, имеет усиление роли государственного регулирования с учетом передового опыта стран ЕС, роли государственных органов и органов местного самоуправления, расширение рыночных отношений в природопользовании, приватизации земель предприятиями, что должно получить отражение в законодательстве.

Совершенствование законодательства должно обеспечивать:

- преемственность, сохранение имеющихся и закрепление  новых позитивных тенденций развития  законодательства об охране окружающей  среды с учетом практики ЕС, а также сближение законодательства  РФ с законодательством Европейского  Сообщества;

- первоочередное  решение приоритетных экологических  проблем в стране, а также на  Урале. Экологическое и социально  – экономическое благополучие  населения и самих горно-металлургических  предприятий региона должно осуществляться  за счет рационального использования  природных ресурсов и накопленных  отходов, являющихся источником  загрязнения окружающей среды. Такой  подход позволит снять социально-экологическую  напряженность, решить ряд проблем, связанных со здоровьем населения;

- последовательность  в развитии экологического законодательства. На первом этапе необходимо  внести изменения и дополнения  в имеющиеся нормативные акты, что позволит повысить эффективность  правового регулирования в этой  сфере при одновременной экономии  средств и времени. Затем –  подготовить принципиально новое  законодательство с учетом имеющихся  возможностей и опыта ЕС, в  том числе в Уральском регионе;

- стимулирование  предприятий с высокой эффективностью  использования минеральных и  иных природных ресурсов; снижение  материалоемкости, энергоемкости и  удельного потребления природных  ресурсов и энергии на единицу  продукции.

Первостепенное значение имеет совершенствование федерального экологического законодательства, регулирующего деятельность предприятий. Во-первых, в настоящее время необходимо разработать и принять Концепцию развития системы экологического законодательства РФ, которая должна основываться на Конституции РФ, Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, Экологической доктриной РФ и соответствовать социально-экономическим, демографическим, экологическим условиям перехода к рыночной экономике и формирования правового государства.

В соответствии с Концепцией развития системы экологического законодательства РФ следует разработать Концепции развития законодательства РФ об использовании и охране недр и других объектов природы.

Во-вторых, необходимо внести дополнения и изменения в Федеральный закон “Об охране окружающей среды”, придать ему статус головного акта всего экологического законодательства, поскольку он является головным актом природоохранительного законодательства и не согласуется с законами в сфере природопользования.

Таким образом, в преамбуле Федерального закона “Об охране окружающей среды” необходимо сформулировать положение о том, что он является головным актом природоохранительного, природоресурсного законодательства и законодательства об экологической безопасности.

В закон следует включить ряд общих положений, касающихся правового регулирования:

а) использования и охраны недр и других природных ресурсов:

- положение  о триединстве недр и других  природных ресурсов как объектов природы, пользования, собственности – определяющего правовой режим недропользования и природопользования, а также охраны окружающей среды в рассматриваемой сфере;

- принципы  права природопользования, в соответствии  с которыми осуществляется правовое  регулирование использования и  охраны недр и иных природных  ресурсов.

Например, утвердить строго целевое использование природных ресурсов, нормирование размеров их владения и пользования с учетом целевого назначения; устойчивость природопользования, хозяйственная самостоятельность предприятий в использовании природных ресурсов и недопустимость вмешательства государственных органов и органов местного самоуправления в их деятельность; оптимальное сочетание (сбалансированность) частных и общественных интересов в использовании природных ресурсов и распоряжении ими; сочетание интересов и прав недропользователей с интересами и правами других пользователей и комплексное использование недр и иных природных ресурсов; сочетание природопользования с охраной окружающей среды; платность природопользования, защита и гарантии прав пользователей природных ресурсов.

В соответствии с этими принципами в головных актах горного и природоресурсного законодательства получат закрепление основные принципы использования и охраны недр и других природных ресурсов, виды, приоритеты, правила в сфере природопользования, основания возникновения и прекращения, общие права и обязанности, требования и условия по рациональному использованию, охране недр и иных природных ресурсов предприятиями;

б) охраны окружающей среды, связанные с деятельностью промышленного производства:

- общие  экологические требования и условия  к банкротству предприятий;

- задачи, принципы, виды, функции государственного  управления в области природопользования, разграничения полномочий между  всеми уровнями управления, система  органов специальной компетенции  в этой сфере;

- лицензирование  утилизации, складирования, перемещения, размещения, захоронения, уничтожения  промышленных отходов, материалов, видов деятельности, связанных с  работами (услугами) природоохранного  назначения; организация экологического  аудита и экологическая паспортизация  деятельности предприятий;

Информация о работе Экономическое стимулирование рационального природопользования и охраны окружающей среды