Экономика и планирование природопользования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 19:02, контрольная работа

Краткое описание

Научная дисциплина экономика занимается изучением процессов управления хозяйством в материальном производстве и непроизводственной сфере. Целью такого изучения является познание и использование экономических законов для эффективного развития народного хозяйства в стране и ее регионах, для чего вырабатываются механизмы взаимоотношений государства и субъектов хозяйственной и иной деятельности, закреплённые нормативно-правовыми актами.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...………3
1. Социально-экономические аспекты природопользования…..…...………….4
2. Планирование природопользования……………………….………………….8
3. Методы и механизмы экономического регулирования……….……………11
Заключение………………………………………………………………….……13
Список литературы………………………………...…………………………….14

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по экологии.docx

— 31.62 Кб (Скачать файл)

Принципиально важным становится сочетание территориальных и  отраслевых планов природопользования, основу которых составляют договорные отношения между предприятиями  и местными органами самоуправления (к примеру, долговременные экономические  нормативы по природопользованию: плата  за пользование ресурсами, плата  за выбросы загрязняющих веществ, поступления  в целевой фонд местного бюджета  этих средств и пр.). В результате развития и укрепления связей предприятий  с местными органами самоуправления на территории достигается комплексное  социально-экономическое развитие, которое обеспечивает рациональное использование территориальных  ресурсов, а также создание экологических  объектов для многих предприятий, расположенных  в городе или промышленном узле. Общая заинтересованность в снижении антропогенных нагрузок на природную  среду способствует ускорению внедрения  достижений научно-технического прогресса  природопользования, составляющих базу наукоемких, высокотехнологичных, природосберегающих производств и технологий.

Хорошо организованное взаимодействие территорий и предприятий позволяет  создать предпосылки экономного бережного отношения к природным  ресурсам за счет минимизации отходов  на всех этапах производства. Такими этапами  являются: изъятие ресурсов из природной  среды, их использование (снижение удельных норм), утилизация (повторное и последовательное использование единицы ресурса  в интересах многих потребителей, как на данном предприятии, так и  в процессе кооперирования предприятий  для рационального природопользования).

Независимо от значимости экологических проблем и задач, объемов работ, связанных с их решением, планы природопользования должны предусматривать:

- неистощительное использование  невозобновимых ресурсов;

- рациональное использование  невозобновимых ресурсов.

Реализация таких подходов способна гарантировать внедрение  комплексного природопользования, ориентированного на достижение целей устойчивого  развития Российской Федерации и  предусматривающего научно обоснованные экологические методы разработки минеральных, водных, земельных, лесных и других ресурсов.

Внимание разработчиков  планов природопользования должно быть сосредоточено на максимально полной выработки извлеченных полезных ископаемых и добытых биологических  ресурсов за счет сокращения отходов, образующихся при их добыче и переработке, до минимума.

Планирование природопользования всегда должно быть направлено на снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду, что предполагает уменьшение выбросов в атмосферу, сбросов в  водные источники, а также отходов, размещаемых в литосфере. Параллельно  в планах большое внимание уделяется  реализации проблем ресурсосбережения, в частности, снижению удельных показателей  по энерго- и ресурсоемкости продукции  и услуг, а также производству товаров, рассчитанных на длительное использование  до наступления износа.

Работа по созданию планов природопользования будет считаться  успешной, если их реализация обеспечить качество атмосферного воздуха, воды и  почвы в соответствии с нормативными требованиями.

В планах природопользования значительное место должно уделяться  разработке мероприятий по решению  энергетических проблем, острота которых  в Российской Федерации определяется, с одной стороны, повышенной энергоемкостью промышленного производства и социальных услуг, а с другой - ограниченностью  топливных ресурсов, их неравномерным  распределением по территории страны.

В последнее время большую  весомость приобретают проблемы, обусловленные негативным воздействием транспорта на окружающую среду.

В этой связи необходимо включение в планы природопользования мероприятий по модернизации и развитию экологически безопасных видов транспорта, транспортных коммуникаций и систем контроля, а также новых видов  топлива, в том числе неуглеродного.

Планирование, как процесс, всегда начинается с анализа исходного  и прогнозируемого состояния  окружающей среды и использования  природных ресурсов, что позволяет  определить ключевые экологические  проблемы. Исходные материалы и данные для такого анализа могут быть получены на основе оценки воздействия  на окружающую среду.

Важным этапом планирования, базирующимся на результатах анализа, является ранжирование проблем охраны окружающей среды и природопользования, определяющих стратегические цели экологической  политики на основе критериев с учетом степени риска, обусловленного загрязнением окружающей среды. При этом могут  быть использованы следующие критерии:

- ущерб здоровью людей;

- ущерб продуктивности  природных ресурсов;

- ущерб экосистемам;

- ущерб производственным  мощностям и объектам жизнедеятельности.

Следующий этап планирования связан с оценкой и ранжированием  мероприятий (инвестиционных проектов), направленных на решение проблем  охраны окружающей среды и природопользования.

Для этого обычно применяются  следующие характеристики:

- экологическая эффективность  мероприятий;

- экономическая осуществимость  мероприятия;

- организационная обеспеченность  мероприятия.

Значительную часть работы при планировании природоохранной  деятельности составляет определение  источников и механизмов финансирования конкретных природоохранных мероприятий (инвестиционных природоохранных проектов).

В качестве механизмов финансирование наиболее часто используются безвозмездные  субсидии, предоставляемые государственным  и муниципальным предприятиям из бюджета разных уровней.

В плане природопользования следует уделять внимание и тем  трудовым ресурсам, которые связаны  с реализацией плана, предусмотрев для этого непрерывное совершенствование  экологических знаний производственного  персонала, а в случае необходимости - переподготовку или повышение квалификации участников внедрения запланированных  мероприятий.

Для анализа материалов в  ходе планирования природопользования могут использоваться не только расчетные  методы, но и методы экспертных оценок.

В заключение необходимо подчеркнуть, что на всех этапах создания плана  природоохранной деятельности следует  обеспечивать согласованность разрабатываемых  мероприятий с действующими целевыми программами, как по содержанию самих  мероприятий, так и по срокам их реализации.

 

 

 

 

 

3. Методы и механизмы  экономического регулирования

 

 

Экономические отношения  в системе взаимодействия "общество - природная среда" связаны с  удовлетворением потребностей в  природных ресурсах и сохранением  природно-ресурсного потенциала. Формирование таких отношений предполагает адекватность затрат на охрану и воспроизводство  природных ресурсов, объектов природы  в масштабах их потребления и в процессе природопользования. На всех этапах этого процесса необходима целенаправленная деятельность по обеспечению оптимальных пропорций между потреблением, использованием природных ресурсов, природных объектов и их охраны, воспроизводством. Такую деятельность может обеспечить система, соответствующая целям рационального природопользования. Обычно она включает комплекс организационных и экономических средств, механизмов, действий. Работа такой системы направлена на учет экологических факторов, на разработку экономических мер стимулирования рационального природопользования в функционирующей экономике с достигнутыми технологиями производства и природопользования, на использование в механизме хозяйствования экономических предпосылок, факторов и условий, согласующихся с новыми экологическими требованиями.

Экономическое регулирование  в целях рационального неистощительного природопользования, снижения нагрузки на природную среду, ее охрану и защиту в условиях рыночных отношений предполагает привлечение бюджетных и внебюджетных средств, необходимых для осуществления  природоохранной деятельности.

Действующий Закон Российской Федерации "Об охране окружающей среды" отнес к числу основных методов  экологического регулирования установление платы за негативное воздействие  на окружающую среду, а также возмещение вреда окружающей среды. Сюда же следует  отнести и определение лимитов  на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, на размещение отходов производства и потребления  и другие виды негативного воздействия  на окружающую среду.

Введение платности за природопользование обусловлено необходимостью аккумулирования в специальных  фондах средств, расходуемых на финансирование природоохранных мероприятий в  интересах потребителей и пользователей  природными ресурсами. Эти средства используются и для стимулирования рационального природопользования, охраны и воспроизводства природных  ресурсов, а также для уменьшения техногенных нагрузок на окружающую среду, для снижения и предотвращения ущерба, наносимого природной средой.

Система платежей за природопользование включает платежи за природные ресурсы, за размещение отходов, за возмещение вреда, причиненного экологическими правонарушениями, а также штрафы за нарушение норм и правил рационального природопользования.

Платежи за право пользования  природными ресурсами представляют собой форму реализации экономических  отношений между собственником (владельцев) природных ресурсов и их пользователем. Полученные средства направляются на социально-экономическое развитие территорий.

Плата за воспроизводство  и охрану природных ресурсов представляет собой форму возмещения бюджетных  ассигнований и затрат (специализированных хозрасчетных организаций) на осуществление  этого вида деятельности, связанного с сохранением природно-ресурсного потенциала.

К методам экономического регулирования относятся также  методы, применяемые для экономической  оценки природных и природно-антропогенных  объектов, а также воздействий  хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

Среди прочих методов регулирования  экономических отношений в области  рационального природопользования широко применяются методы, направленные на предоставление налоговых и иных льгот.

Природные ресурсы должны не только удовлетворять потребности  нынешнего и будущего поколений, но и обеспечивать соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду и благоприятные условия  его жизнедеятельности. Решение  этих глобальных задач определяется эффективным действием экономических  механизмов в области охраны, воспроизводства  и рационального использования  природных ресурсов. Некоторые из этих механизмов уже созданы, часть  из них нуждается в совершенствовании, другие - в ближайшем будущем - предстоит  еще разработать и внедрить в  практику природопользования и охраны окружающей среды.

Возможны и другие эколого-экономические  подходы в оценке планируемых  мероприятий (проектов), в которых  определяющими критериями выступают  экологическая эффективность, техническая  и экономическая обоснованность, реализуемость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Как заявила Всемирная  комиссия по окружающей среде и развитию при ООН ("комиссия Брутланд"): "Человечество способно сделать  развитие устойчивым - обеспечить удовлетворение нужд настоящего, не подвергая риску  способность будущих поколений  удовлетворять свои потребности". Для того чтобы осуществить такое  развитие, как заявила комиссия, "экономика должна удовлетворять  нужды и законные желания людей, но её рост должен вписываться в пределы экологических возможностей планеты". Поэтому задачи, решение которых обеспечивает устойчивое развитие народного хозяйства, исключительно сложны в современном мире. Экономическое развитие не может остановиться, однако оно должно пойти по одному пути, не допускающему столь активного разрушения окружающей среды. Другими словами, экономическое развитие должно осуществляться в условиях ограничений, которые определяются:

- возможностями окружающей  среды по природным ресурсам  и ее аккумулирующей способности;

- уровень технологий, зависящих  от современных достижений науки  и техники;

- степенью развития общества, его способностью решать социальные, экономические и экологические  проблемы, отражающие национальные  способности, которые в первую  очередь связаны с ростом населения,  здоровьем экологических систем  и др.

С развитием общества и  его возможностей рамки ограничений  раздвигаются. Однако следует иметь  в виду, что сами ограничения при  этом не исчезают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Нормативные акты

 

Федеральный закон РФ "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, № 2. Ст. 133.

 

2. Учебная литература

 

Глухов В.В., Лисичкина  Т.В., Некрасова Т.П. Экономические  основы экологии: Учебник. СПб.: Специальная  литература, 1997.

 

Экология: Учебник / Под ред. Г. В. Тягунова, Ю.Г. Ярошенко. М.: Логос, 2005.

 

3. Периодические издания

 

Гирусов Э.В., Бобылев С.Н., Новоселов А.А., Чепурных Н.В. Экология и экономика природопользования // Закон и право, 1998.

Информация о работе Экономика и планирование природопользования