Экологическое предпринимательство, современное состояние и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 17:10, курсовая работа

Краткое описание

Предпринимательство — это инициативная, связанная с хозяйственным риском и направленная на поиск наилучших способов использования ресурсов деятельность, ведущаяся с целью извлечения дохода и приумножения собственности.
Предпринимательство – одна из составляющих современной экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. За последние двадцать лет в России появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в частное владение. Основную часть российского предпринимательства составляет малый и средний бизнес.

Содержание

Введение 3
Сущность, эффективность и особенности экологического предпринимательства 5
Принципы экологического предпринимательства 11
Формы и направления экологизации предпринимательских отношений в современной российской экономике 15
Экологическое предпринимательство за рубежом 17
Виды экологического предпринимательства, экологический рынок 20
Заключение 27
Список литературы 29

Вложенные файлы: 1 файл

КР - копия.docx

— 59.20 Кб (Скачать файл)

1. Улучшение существующей  продукции путем её адаптации к новым экологическим требованиям. Многие действующие компании расширяют свой бизнес, приспосабливая уже выпускаемую продукцию или методы производства к новым потребностям рынка. Тенденцией 1990-х годов можно назвать подход, в соответствии с которым фирмы пересматривают влияние их продукции на окружающую среду в течение всего жизненного цикла товаров, начиная с момента их производства до утилизации после выхода из употребления.

2. Разработка принципиально  новой продукции и даже создание  для этой цели специализированных  компаний. Необходимость решения  экологических проблем и жесткая  конкуренция на рынке открывают  широкие возможности по разработке, производству и сбыту совершенно  новой продукции вместо экологически опасной. При этом наибольшие перспективы компаниям дает опережающая стратегия. В ряде случаев фирмы создают новую продукцию из отходов производства.

3. Привлечение зарубежных  инвестиций. Быстрое развитие рынка  экологических товаров и услуг  в ряде случаев приводит к  нежеланию компаний внедрять  новую продукцию, которая может  устареть раньше, чем ее продажи  начнут приносить прибыль. Для  снижения степени риска фирм  стараются привлечь зарубежных  инвесторов, особенно из стран, где  уже существует развитый рынок  экологических товаров и услуг. Помимо распределения рисков  прямые иностранные инвестиции  открывают возможности получения  новых технологий и расширения рынков сбыта.

4. Возможность оказания  экологических услуг в форме  информационной, консультационной, экспертной  помощи в решении природоохранных  проблем, подготовки специалистов-экологов  и т.д. Другие новые области  услуг технические консультации, экологическая оценка и аудит, управление отходами и переработкой, транспортные услуги, розничная торговля, "зеленые" реклама и маркетинг. Большинство компаний, оказывающих такие услуги, действуют на глобальном уровне, хотя существуют и предприятия, работающие на местных и региональных рынках. Примером успешного действия на рынке услуг может служить компания "ЭКОТЕК", предоставляющая целый набор консультационных услуг в области экологии, включая базу данных POLMARK, содержащую информацию об экологических технологиях 6,5 тыс. европейских фирм. Целый ряд компаний использует сразу несколько направлений для развития своего бизнеса, что позволяет снизить риски при переходе к новой стратегии. Эксперты единодушно оценивают рынок экологических товаров и услуг как весьма емкий и один из самых динамично развивающихся в мире. Отсутствие общепринятой классификации этого нового вида продукции затрудняет точную количественную оценку, однако уже сейчас объем экологического рынка оценивается как минимум в 500 млрд. долларов. Наблюдается стабильная тенденция его роста темпами, значительно превышающими средние темпы развития мировой экономики. Возрастает диверсификация экологически чистой продукции. Если первоначально она использовалась лишь в сфере контроля воздушной среды, сточных вод и утилизации отходов, то ныне внедряется практически во все сферы мирового производства.

Возникают целые отрасли промышленности, ориентированные на выпуск экологически чистой продукции - производство вторичных драгоценных металлов; автомобильных и других катализаторов; аналитических приборов и оборудования по мониторингу производственных процессов; оборудования для получения энергии из нетрадиционных источников; биотехнологии в пищевой промышленности. Товары нового рынка составляют все возрастающую долю во всей производимой продукции развитых стран. По американским оценкам, доля экологически чистых товаров в новой продукции, производимой в США, составила 10-15% и имеет тенденцию к росту. Исследования Всемирного банка, подтверждают, что в противоположность бытующим представлениям, страны, учитывающие экологический фактор и имеющие жесткие экологические стандарты, являются конкурентоспособными на быстрорастущем рынке. Его лидерами являются компании государств, первыми принявших экологически ориентированную модель экономического развития. Лидирующие позиции по созданию экологических производств и экспорту экологической продукции занимают США, Япония и страны Западной Европы.

«Экологическая продукция» не выделяется в отдельную графу ни международной, ни национальной статистикой. На сегодняшний день не определено, какие именно товары (работы), услуги к ней относятся. Нет критериев отнесения к экологически чистой продукции, например, технологий по предотвращению загрязнений. Если технологии по прямой борьбе с загрязнениями можно идентифицировать, то новую продукцию, технологии и промышленный дизайн, разработанные с учетом природоохранных требований, обычно относят к соответствующей отрасли промышленности, а не к экологической индустрии. Таким образом, в разных странах в понятие экологической входит различная продукция. С целью его определения необходимо выделить критерии отнесения товаров (работ), услуг к экологическим. В качестве таковых можно отметить следующие:

1. Наличие природоохранного эффекта, получаемого от использования продукции или отсутствие вредного воздействия (количественное измерение эффекта должно основываться на сопоставлении воздействий на окружающую среду с учетом и без учета использования природоохранной продукции), либо наличие функции оценки воздействия на окружающую среду и здоровье человека товаров и услуг;

2. Производство, потребление, утилизация данной продукции не должны причинять вред окружающей природной среде, здоровью настоящего и будущих поколений.

Таким образом, определение экологического товара (работы), услуги представляется следующим: это экономическое благо, независимо от его способности к передвижению, независимо от лиц, предлагающих его для продажи, от его материальности, независимо от характера его, как продукта труда, предназначенное для обмена, производство, потребление, утилизация которого не наносит вред здоровью человека на протяжении всей его жизни и не оказывает негативного влияния на здоровье его будущих поколений, а также на окружающую среду; назначением которого является контроль, измерение, предотвращение или уменьшение вредного воздействия на человека и на окружающую среду.

Экологическую продукцию можно классифицировать с помощью нескольких критериев. Для целей исследования целесообразным представляется функциональный признак, по которому товары (работы), услуги в сфере охраны окружающей среды и природопользования разделяют следующим образом:

  • работы по изучению состояния природно-ресурсного потенциала

окружающей среды (сбор и обработка информации, анализ и прогноз деятельности природопользования, осуществление экологического мониторинга, экологическая инвентаризация, экспертно-консультационные услуги);

  • работы и услуги по рекультивации и воспроизводству природной

среды;

  • природоохранная, ресурсосберегающая техника и технология,

природосберегающая продукция;

  • работы и услуги, обеспечивающие функционирование экологического

рынка;

  • экологически чистые товары потребления.

Одна из главных возможностей для экобизнеса сегодня – это формирование быстроразвивающегося рынка экологически чистой продукции, который фактически охватывает все сферы производства товаров и услуг. В целом, экологическое предпринимательство должно способствовать изменению поля производственных возможностей общества и использованию наличных его ресурсов в полной мере.

 

Заключение

 

Экологическое предпринимательство занимает ведущие позиции в экономике большинства развитых стран. Это обеспечивает развитие экономики, что в свою очередь обеспечивает развитие общества. А устойчивое развитие общества предполагает оздоровление не только окружающей среды, но и человека. В мире накоплен богатейший опыт экологического предпринимательства, доказывающий не только его жизненную необходимость, но и экономическую выгоду. На уровне государств экологически ориентированная экономика обеспечивает повышение конкурентоспособности в целом путем улучшения среды обитания, повышения качества и увеличения продолжительности жизни населения.

Экологическая деятельность координируется как на национальном уровне, так и в рамках отдельных отраслей. Признавая значение экологического законодательства для повышения конкурентоспособности бизнеса, следует отметить, что в ряде случаев более эффективным средством экологической политики являются экономические инструменты. Поэтому в последние годы центр тяжести переносится с директивного на экономическое регулирование.

Экологические требования становятся неотъемлемой частью корпоративной стратегии наиболее передовых фирм и способствуют как продвижению новой продукции на мировые рынки, так и сохранению уже завоеванных позиций в мировой экономике. Экологический инструментарий на уровне компаний включает целый арсенал средств, наиболее важными из которых являются экологическая оценка и ее новое более широкое понятие "оценка жизненного цикла товара", экологический аудит, экологическая отчетность, экологический менеджмент, экоупаковка, экомаркировка. В нашей стране вопросам экологической политики не уделяется достаточного внимания. Фактически отсутствует современная экологическая политика, которая учитывала бы реалии сегодняшнего дня, опиралась на передовой международный опыт и рассматривала экологический фактор как один из приоритетов экономического развития. Принятая стратегия устойчивого развития носит декларативный характер, не будучи подкрепленной соответствующими законодательными и финансовыми рычагами.

Принимаемое в области охраны Окружающей среды законодательство, несмотря на довольно жесткие природоохранные нормативы, также не подкреплено рычагами его эффективной практической реализации, вводится со значительным отставанием от уровня наиболее продвинутых в этой области стран Запада. Однако самая главная проблема заключается в том, что большинство российских компаний до сих пор не изменили своего отношения к экологии как к затратному механизму.

Они далеки от понимания тех конкурентных преимуществ, которые могут быть получены в результате подключения к этому новому и перспективному направлению развития мировой экономики. В нашей стране сложилось мнение, что учет экологического фактора это исключительно затратное мероприятие, которое может лишь снизить конкурентоспособность государства и компаний.

Наша страна может и должна использовать международный опыт повышения конкурентоспособности для разработки новой экономической стратегии, учитывающей экологический фактор и возможности использования конкурентных преимуществ, открывающихся на рынке экологически чистой продукции.

Стабилизация экологической ситуации в России во многом зависит от эффективности проводимых в стране экономических реформ, их адекватности целям формирования устойчивого типа развития российской экономики. И здесь чрезвычайно важны меры по созданию с помощью эффективных рыночных инструментов и регуляторов благоприятного климата для развития всех сфер бизнеса, способствующего экологизации экономики. 
Список литературы

 

1.Блинов А. О роли предпринимательской деятельности в улучшении экологической обстановки.//Российский экономический журнал. М., № 7, стр. 55-69.

2. Вронский В.А. Экология: Словарь-справочник. Изд. 2-е, Ростов н/Д:Феникс,2002.-576с.

3. Николайкин Н.И. Экология: Учеб. для вузов / Н.И. Николайкин, Н.Е. Николайкина, О.П. Мелехова.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.:. Дрофа, 2003.-624с.

4. Степановских А.С. Общая экология: Учеб. для вузов / Степановских.-2-е изд., доп. и перераб. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.-687с.

5. Федеральный закон об охране окружающей среды от 10.04.2002

6. Фокин С.А. Экологическая политика как фактор международной конкурентоспособности государств, «Менеджмент в России и зарубежом»,1999 №3

7. Экология: Учебное пособие / под ред. проф. Денисова В.В. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Март,2004.-672с.

 

 

 


Информация о работе Экологическое предпринимательство, современное состояние и перспективы развития