Экологические проблемы человеческого общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 22:29, реферат

Краткое описание

Экология - особый раздел биологии, который занимается изучением взаимоотношений совместно живущих организмов и их зависимости от внешней среды.
Человек активно влияет на природу, среду своего обитания.
Все более важной становится экология - наука, исследующая взаимоотношения организмов как между собой, так и со средой обитания. Эта наука появилась в рамках традиционной биологии, рассматривает природу как единое целое и требует к ней бережного, гуманного отношения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..……..3
1. Человек, биосфера планеты и космос………………………………………..…..…4
2. Телесность и здоровье человека………………………………………………...…12
3. Роль человеческого фактора в развитии биосферы…………………………...….19
4. Экологические проблемы человеческого общества……………………...…...….20
Заключение………………………………………………………………………...…..25
Список литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

Экология и здоровье человека.doc

— 125.00 Кб (Скачать файл)

Знание основных законов организации и функционирования биосферной системы позволило бы построить целостную картину оптимального состояния природной среды в ее взаимодействии с социальной системой, в пределах которых возможны различные антропогенные изменения. В этом случае появилась бы возможность создать (не впадая в крайности натурфилософии) своеобразную метатеорию, определяющую характер конкретного естественно-научного поиска.

 

4. Экологические проблемы человеческого общества

Экология зарождалась как биологическая и медицинская наука. Речь шла об экологии человека, его взаимоотношениях со средой, прежде всего с миром, окружающим человека, но не включающим других людей. Подразумевались взаимодействия, взаимосвязи человека-индивида как высокоорганизованного – не только социально, но и биологически – существа с миром его материального бытия. Взаимоотношения же человека с ему подобными полностью отдавались морали, другим социальным институтам, а взаимоотношения общества и природы понимались односторонне: есть активное отношение общества к природе, но обратного отношения нет, поскольку оно казалось не имеющим смысла («природа все стерпит», она неисчерпаема и «несгибаема»). Признание обратного отношения наступило, когда человеческая деятельность обрела геологически значимые масштабы, стала ощутимой, порождая отрицательные для биосферы и самого человека последствия. В число задач экологии вошли, по меньшей мере, три новые: защищать человека, в том числе и его «духовную экологию» (термин академика Д.С. Лихачева), от другого человека, защищать общество от природы, на которую оно оказывает разрушительное воздействие, и защищать природу, конкретно – биосферу, от варварского вмешательства общества в ее функционирование.

Такие задачи обусловили создание социальной экологии, в начале регионального, а затем и глобального характера. Некоторые исследователи отождествляют эти разделы экологии. Диалектически они и в самом деле тождественны, однако от различий между ними также нельзя абстрагироваться.

В социальной экологии упор делается на взаимоотношения человека, групп людей и общества, возможно также – на зависимость общества от природы. Глобальная экология, как нам представляется, рассматривает отношение общества к природе и природы к обществу, причем прежде всего в аспекте сохранения природы, способной к обеспечению жизнедеятельности общества. Обеспечение же этой способности является необходимым условием для экологического здоровья социума (для того чтобы создать достаточные, а не только необходимые условия, требуется гуманное научно-организованное общественное устройство и разумные правила природопользования).

И социальную, и глобальную ветви экологии, по-видимому, можно отнести к разряду общенаучных. Основанием тому служит, в частности, универсальность объекта исследования – взаимосвязи общества и осваиваемой им природы. Экспансия человека в космическое пространство, проникновение его в тайны наследственности, поиски возможности управления ею позволяют говорить не только о глобальной, но и об универсальной, по объекту исследования, экологии. Чтобы выявить экологическое отношение общества и природы, требуется найти и определенные характеристики его носителей, т.е. и общества, и природы. Поэтому экология вынуждена обращаться и к знанию о них, а глобальность, общечеловеческая значимость ее проблем способствуют утверждению экологического смысла в естественнонаучном, техническом, гуманитарном познании.

Острота глобально-экологических задач привела к построению – в СССР и США независимо (на основе машинного эксперимента, использования результатов многих наук) – математических моделей целостного биосферного процесса, который совершался бы в результате термоядерной войны. Эти модели – о них модно говорить как об одной модели – признаны выдающимся открытием, имеющим огромное научное и гуманистическое значение. В определенной мере оно приобрело методологический характер, поскольку выступает нормой и основой проведения анализа всех иных широко известных экологических концепций.

Сегодня органический мир перестал быть для человека чем то неизвестным и внушающим ужас или раболепное восхищение. Человек теперь активно изменяет живую природу.

Среди глобальных экологических проблем самыми существенными являются:

- голод как крайнее выражение сложного переплетения социальных, экономических, экологических и демографических проблем;

- дефицит питьевой воды. Возникновение его в значительной мере обусловлено социальными причинами, но в последние десятилетия дефицит усилился из-за длительной засухи во многих районах мира;

- дефицит плодородной земли, который, с одной стороны, связан с ростом населения, с другой — с разрушением почвенной структуры, уменьшением почвенного плодородия, накоплением в почве пестицидов и других видов загрязнений.

- аридизация, обезлесивание и опустынивание. Эти проблемы опять-таки возникли в результате сложного переплетения социальных, экономических и природно-климатических факторов.

- усиление парникового эффекта вследствие увеличения поступления в атмосферу диоксида углерода (главным образом при дегазации недр и сжигании органического топлива), метана (при разложении вещества болот и городских свалок) и других газов, которое вызывает целую цепь планетарных процессов.

- опасность ядерного конфликта, связанная не только с действием радионуклидов и лучевым поражением человека и всего органического мира, но и с резким изменением погодно-климатических условий, нашедших выражение в термине «ядерная зима».5

Возрастающее вмешательство человека в природу ставит перед ним новые очень серьёзные проблемы, которые могут быть решены лишь при условии, что сам человек возьмёт на себя заботу об охране окружающей среды, о сохранении тех тонких соотношений в биосфере, которые сложились в ней за миллионы лет эволюции жизни на Земле.

С середины нынешнего столетия охрана окружающей среды стала одной из самых острых и глобальных проблем современности. В результате деятельности человека на Земле значительно сократились площади лесов, исчезли или находятся на грани исчезновения многие виды животных, усилился процесс антропогенного загрязнения гидросферы и атмосферы, сократились и продолжают сокращаться многие виды природных ресурсов. Поэтому охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов – это одни из главных задач, стоящих перед человечеством. Рассмотрим изменения, которые произошли или могут произойти как в результате воздействия природных факторов, так и антропогенных факторов на географическую оболочку Земли. Географическая оболочка Земли – это газовая, каменная, водная часть среды, окружающей нас, в которой происходят разнообразные процессы и явления, живут живые организмы. Географическая оболочка образовалась, развивалась и живет в окружающем нас космическом пространстве в процессе сложного космическо-земного взаимодействия.

Природные, производственные и социальные системы, сформировавшиеся на земной поверхности, находятся, как мы уже говорили, в постоянном взаимодействии и развитии. При этом природа служит материальной, духовной и экологической основой экономического и социального развития общества. В последнее время возникло представление об экономике нематериальных благ, которая рассматривает благосостояние человека как сумму трех компонентов: уровня жизни, условий жизни и качества жизненной среды. Происходит инверсия экономических ценностей: завтра телевизор, холодильник, автомобиль будут в каждой семье, но люди остро почувствуют нехватку чистого воздуха, тишины, земли. Эти блага, которым раньше не придавалось значения, станут играть все большую роль.

Для регулирования природных процессов в интересах человечества необходимы глубокие знания о природных, производственных и социальных системах. Задача регулирования входит в сферу интересов конструктивной географии. Глобальные аспекты конструктивной географии рассматривает общее землеведение. Таким образом, общее землеведение изучает географическую оболочку Земли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Человечество - часть природы, и для существования ему необходимо обмениваться с природой разнообразными видами энергии и вещества. Этот обмен осуществляется как в биологической форме, так и в форме производственной деятельности на сложном фоне психологических и социальных отношений.

Биосфера - это живое вещество планеты и преобразованное им косное вещество (образованное без участия жизни). В последние десятилетия происходят существенные изменения биосферы, в основном из-за деятельности человека. Это угрожает всему живому на планете, и негативно отражается на самом человеке, его здоровье.

Чтобы избежать катастрофы, необходимо осознать естественные экологические принципы и правила, которые сегодня разрабатываются экологией человека и социальной экологией.

В условиях форсирования экологических преобразований и их возрастающего воздействия на здоровье населения особое значение приобретает изучение социально-генетических проблем биосферы и здоровья человека.

Последнее время отмечается усугубление глобальных проблем, решение которых невозможно без усилий всего человечества. Экологическое состояние географической оболочки должно стать предметом заботы всего человечества, ибо хотя непосредственная зависимость человека от локального природного окружения уменьшается, но человек становится все более зависимым от состояния глобальной системы географической оболочки в целом.

 

 

 

 

Список литературы

  1. Бабушкин, А.Н. Современные концепции естествознания: учеб. пособие / А. Н. Бабушкин. – Изд-во «Лань», СПб, 2002. - 221с.
  2. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.
  3. Горелов, А.А. Концепции современного естествознания: учеб. пособие для вузов / А.А. Горелов. – М.: высшее образование, 2005. – 334 с.
  4. Концепции современного естествознания: учеб. пособие для студ. вузов / Татьяна Яковлевна Дубнищева. - 6-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.
  5. Комов С.В. Введение в экологию. Десять общедоступных лекций. Екатеринбург, 2001.
  6. Концепции современного естествознания (КСЕ), под ред. В.Н. Лавриненко и В.П. Ратникова, М. 1997.
  7. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1990.
  8. Начала современного естествознания: концепции и принципы: учебное пособие / В.Н. Савченко, В.П. Смагин. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006
  9. Радкевич В.А. Экология. Минск, 1997.
  10. Садохин А.П. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. – М.: Изд-во Эксмо, 2007.
  11. Степин B.C. Философия науки. М., 2003.
  12. Философия и методология науки / Под ред. В.И. Купцова. М., 1996.

1 Концепции современного естествознания: учеб. пособие для студ. вузов / Татьяна Яковлевна Дубнищева. - 6-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. С. 217

2 Бабушкин, А.Н. Современные концепции естествознания: учеб. пособие / А. Н. Бабушкин. – Изд-во «Лань», СПб, 2002. С. 243

3 Садохин А.П. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. – М.: Изд-во Эксмо, 2007. С. 352

4 Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1990. С. 138

5 Комов С.В. Введение в экологию. Десять общедоступных лекций. Екатеринбург, 2001. С. 41-42

 


 



Информация о работе Экологические проблемы человеческого общества