Источники экологической опасности в нефтехимии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2015 в 18:59, лекция

Краткое описание

1. Структура нефтяной промышленности и типы экологического риска: их взаимосвязь и взаимозависимость.
2. Разливы нефти и нефтепродуктов на водных и грунтовых поверхностях.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекция 1.docx

— 257.90 Кб (Скачать файл)

Лекция 1.  Источники экологической опасности в нефтехимии.

 

1. Структура нефтяной промышленности и типы экологического риска: их взаимосвязь и взаимозависимость.

2. Разливы нефти и нефтепродуктов на водных и грунтовых поверхностях.

 

Эксплуатация производственных объектов нефтехимического комплекса, концентрирующихся преимущественно в крупных городах, сопряжена с опасностью их активного воздействия на экологическое состояние окружающей среды как в нормальных (щтатных) режимах функционирования, так и при возможных ситуациях, не предусмотренных действующими технологическими регламентами (залповые, массированные выбросы опасных химических веществ). Обеспечение приемлемого уровня экологической безопасности объектов нефтехимии может быть достигнуто путем прогнозирования опасностей и их проявлений на основе концепции риска наиболее эффективного инструмента противодействия негативному техногенному влиянию на окружающую среду. Системный подход к прогнозированию риска эксплуатации производственных объектов предполагает одновременный учет как штатного (систематического) риска, обусловливающего эволюционный характер изменения качества окружающей среды, так и нештатного риска вследствие проявлений возможных инцидентов с кризисным характером экологических нарущений. Оценка риска при нормальных условиях функционирования объекта достаточно изученный вопрос и успешно осуществляется как при проектировании, так и на стадии его эксплуатации (процедуры ОВОС, тома ПДВ,ПДСит.д.). Менее изученной является процедура оценки нештатного риска, связанного с нерегламентированными выбросами и сбросами опасных химических веществ. В то же время известно, что уровень опасности при возникновении инцидентов значительно выше уровня опасности от объекта, функционирующего при нормальном режиме. Поэтому именно оценки нещтатного риска представляют наибольщий интерес в качестве меры экологической опасности, порождаемой техногенным объектом. Существующие модели и методы количественной оценки риска не всегда позволяют адекватно оценить вероятность возникновения инцидентов на объектах нефтехимических производств по следующим причинам: объективная сложность объектов химического профиля вообще и нефтехимического в частности человеко-машинных систем, обусловливающая принципиальную невозможность точной количественной априорной оценки их параметров; индивидуальность и специфичность оборудования нефтехимических производств. Объекты нефтехимического комплекса являются одними из наиболее сложных в практике количественно анализа риска и вместе с тем наиболее привлекательными модельными системами для исследования и прогнозирования экологической безопасности. Это объясняется большими энергетическим и токсическим потенциалами, комбинированностью аварий, сочетанностью воздействия различных поражающих факторов, многокомпонентностью составов рабочих сред, взаимным влиянием соседних объектов и др.Индивидуальность и специфичность нефтехимических производств проявляется в том, что одни и те же типы оборудования (колонное, емкостное, теплообменное, технологические трубопроводы и т.д.) эксплуатируются в условиях различных температур и давлений, в средах с различной коррозионной активностью, отличаются конструктивным и материальным исполнением, режимами нагружения. Все это предопределяет виды, закономерности и глубину повреждающих процессов и, следовательно, сугубо индивидуальное техническое состояние опасного объекта. Необходимо отметить, что техническое состояние объекта, в свою очередь, формирует изменяющиеся во времени условия его функционирования. Это дополнительно осложняет прогнозную оценку риска и разработку управляющих воздействий на объект с целью снижения экологической нагрузки на окружающую среду при возникновении опасных событий. Весомость этого обстоятельства значительно возрастает при частотном анализе риска в условиях функционирования изношенного оборудования, особенно оборудования, исчерпавшего проектный ресурс.

Таким образом, прослеживается первый аспект проблемной ситуации, а именно необходимость проведения частотного анализа риска для конкретного объекта с учетом его специфики, текущего технического состояния и условий функционирования, определяемых протеканием деградационных процессов при длительной эксплуатации, с одной стороны, и пробелы в существующих методах априорной оценки вероятности возникновения инцидентов на объекте, с другой. Для прогнозирования экологических последствий проявления инцидентов на нефтехимических производствах важную роль играют модели испарения опасных веществ со свободной поверхности проливов. Они позволяют охарактеризовать интенсивность поступления в окружающую среду паров токсичной или легковоспламеняющейся жидкости, обусловливающую силу токсического или взрывного воздействия. В известных немногочисленных и разноречивых моделях испарения не принимается во внимание специфичный для нефтехимических объектов нестационарный характер испарения опасных веществ с поверхности горячих проливов, что дополнительно снижает достоверность прогнозных оценок риска. Налицо существование и второго аспекта проблемной ситуации необходимость осуществления объективной оценки экологических последствий промышленного контакта объектов нефтехимии с окружающей средой с учетом условий функционирования технологического оборудования и дефицит существующих моделей испарения, применяемых для математического описания инцидентов, связанных с выбросами опасных химических веществ.

Установление основных факторов экологического риска при эксплуатации нефтехимических производств является важной задачей методики оценки экологического риска, основанные на комплексном учете специфики, индивидуальной нагруженности и реального технического состояния оборудования предприятий. Современные технологии позволяют повысить достоверность прогнозных оценок риска и на их основе улучшить качество управляющих решений по снижению негативных воздействий (на человека и окружающую среду), порождаемых нефтехимическими объектами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция 2. Аварийные риски и техническое состояние нефтеперерабатывающих предприятий.

 

1. Количественная оценка опасных воздействий.

2. Риск эксплуатационного загрязнения.

 

Нефтяная промышленность была и остается ключевой отраслью экономики страны, обеспечивающей основные поступления в бюджет. Кроме того, как и другие отрасли топливно-энергетического комплекса, нефтяная промышленность является основой существования и развития индустриального общества в целом, обеспечивая его энергетическими ресурсами. Поэтому в росте добычи и переработки нефти заинтересованы практически все социально-экономические акторы, включая власть различных уровней, компании и население.

В то же время добыча, транспортировка, хранение и переработка нефти (равно как и потребление готовой продукции, например, автомобильного топлива и масел) сопровождаются крайне негативными последствиями для окружающей среды и здоровья людей. Задача минимизации экологических рисков становится весьма актуальной в связи с быстрым развитием производства. В первую очередь это касается нефтеперерабатывающих предприятий, которые расположены в непосредственной близости от жилых массивов крупных населенных пунктов.

Управление отраслью и его экологическая составляющая не сводятся к набору менеджерских методик, инструментов, экономических и технологических решений. Формирование и функционирование системы управления, эффективность той или иной организационной, технической и пр. инновации обусловлены интересами и действиями различных социальных институтов и акторов (компаний, различных государственных структур), групп населения и др.

Таким образом, развитие нефтяной промышленности неизбежно приводит к конфликту противоположных интересов: экономического роста и сохранения чистой, безопасной среды, основными носителями которых являются различные социальные, управленческие и политические институты. Проблема баланса указанных интересов является ключевой в данной ситуации.

Для нефтяных компаний как института экономического, интерес в росте производства является определяющим. Интересы населения и государства носят двойственный характер. С одной стороны, население заинтересовано в экономическом развитии, увеличении количества рабочих мест и росте заработной платы, с другой — сохранение среды обитания также являются для него жизненно важными. Для государства в целом экономический рост в настоящее время является приоритетом, однако он не может вытеснить полностью необходимость охраны среды и здоровья своих граждан, что осуществляется природоохранными государственными структурами.

В отличие от теорий устойчивого развития, концепция экомодернизации сформировалась на основе анализа реальных процессов, прежде всего в сфере экологического менеджмента, осуществляемого промышленными компаниями, и экологической политикой государства. Появление менеджерских методик чистого производства, направленных на предотвращение возникновения загрязнений по всей производственной цепочке, позволило сделать вывод о возникновении экономической заинтересованности производителя в осуществлении экологического менеджмента. Дело в том, что «чистые» методологии позволяют не только минимизировать риск загрязнения, но и экономить сырье и материалы.

В настоящее время экомодернизация представляет собой социально-экологическую концепцию, интерпретирующую связь окружающей среды и институциональных изменений в современном обществе (см. работы Д. Хубера, А. Мола и Г. Спааргена) .

Социологические исследования экологической политики и концептуализация ее новой экомодернизационной парадигмы осуществлены

Социологическая концепция системной аварии рассматривает экологический риск как риск инцидента, который является имманентным внутренним свойством всех без исключения индустриальных систем (промышленное производство, энергетика, транспорт и пр.). Перроу включает в состав этих систем не только оборудование и технологические процессы, но и персонал, обеспечивающий их создание и функционирование (проектировщиков, строителей, операторов и менеджеров), а также организационную структуру предприятий.

Риск анализируется в связи с усложнением промышленного производства. Риск нормальной (системной) аварии возникает при формировании сложных систем с нелинейными связями между их отдельными элементами. Вероятность сбоя, возникающего при взаимодействии между отдельными составляющими, невозможно вычислить, анализируя вероятности ошибки в каждом из них. Дополнительные меры безопасности неизбежно приводят к еще большему усложнению системы в целом, так как добавляют в нее новые элементы. Данный тип риска характерен для современного этапа развития индустриального общества (модернити), особенность его заключается в том, что вероятность аварии невозможно подсчитать, равно, как и невозможно предотвратить. Системная авария одина

Концепция общества всеобщего риска У. Бека используется в данном исследовании, так как, во-первых, в ней дана более широкая трактовка экологического риска, который является не только риском инцидента, но и риском постоянного загрязнения среды, возникающим при нормальном функционировании производственного процесса. Во-вторых, Бек выводит анализ непредсказуемого, неопределяемого риска за рамки отдельных промышленных систем и исследует модернити как общество, постоянно порождающее риск. Действия внешних по отношению к конкретному производству акторов и институтов (власти разного уровня, рыночные структуры, население, наука и пр.) могут и сами быть источниками риска. Сам процесс осмысления (рефлексии) риска и основанные на данной рефлексии действия по его минимизации приводят к возрастанию экологического риска, усиливая непредсказуемость и неопределенность.

Теория экомодернизации анализирует институциональные трансформации и взаимодействия, связанные с развитием экологического управления, рассматривает процесс формирования современного экоме-неджмента как реакцию современной промышленности на изменение характера риска. Экологическое управление прошло две основные стадии своего развития. В 60-70-е годы оно представляло собой жесткие, директивные ограничения, накладываемые государственными структурами на деятельность промышленных компаний под давлением экологического движения. Этот тип менеджмента позволил сократить наиболее угрожающие формы риска и очистить грязные производства. В 80-е годы компании и государство становятся главными акторами экополитического процесса, наступает эпоха нового экоменеджмента, построенного на действии рыночных механизмов и саморегулировании, что позволяет гибко и оперативно реагировать на новые непрогнозируемые экологические риски. Следует подчеркнуть, что появление нового менеджмента основано на взаимосвязи экономических и экологических выгод. Согласно теории экологической модернизации компании могут быть заинтересованы в осуществлении экологического управления только в том случае, если оно приносит им определенные экономические выгоды. Тогда необходимость минимизации риска из внешнего ограничителя превращается во внутренний экономический стимул. Например, сокращение загрязнений, приводит к экономии энергии и ресурсов, а, следовательно, к увеличению выпуска продукции и росту прибыли .

Существуют два типа минимизации рисков в нефтяной промышленности, в основе которых лежат различные экономические и социальные механизмы. Первый связан с действием экономических механизмов, а также с технологическим развитием отрасли. Эти внутренние по отношению к отрасли процессы сокращения загрязнений наиболее эффективны, так как увязывают интересы охраны среды с экономическими интересами, встраивают экологическую рациональность в экономическое воспроизвод

Экономические и технологические инновации в нефтяной промышленности позволяют минимизировать риск загрязнения, в свою очередь действия, направленные на сокращение загрязнений могут быть экономически выгодны, так как, например, приводят к экономии основного сырья (нефти) и энергии. Этот процесс начался еще в конце XIX столетия, происходил в условиях планового управления экономикой СССР, но наиболее интенсивным и эффективным он становится в условиях рыночной экономики 90-х годов XX столетия. Зависимость между снижением риска и получением экономических выгод характерна для рыночной экономики в значительно большей степени, чем для экономики плановой.

Однако данный способ минимизации рисков охватывает не все виды вредного воздействия на среду, сокращение загрязнений далеко не всегда связано с экономией сырья и энергии или какими-либо другими выгодами.

Вторым типом минимизации рисков является непосредственно развитие экологического менеджмента. По сути, этот вид управления оказывается реакцией на внешние по отношению к отрасли, административные

Таким образом, экологическая модернизация нефтяной промышленности складывается из двух основных процессов:

• проэкологического обновления производства, происходящего в результате экономических и технологических инноваций;

• развития непосредственно экоменеджента, то есть управления направленного на минимизацию экологических рисков.

Специфика экомодернизации отрасли во многом определяется характером риска загрязнений, создаваемого предприми отрасли.

Экологический риск состоит из эксплуатационного риска (риска загрязнения, возникающего в ходе нормального функционирования предприятий) и аварийного (риска загрязнения среды в результате аварий и катастроф).

В зависимости от стадии производства риски распределяются следующим образом:

• добыча нефти — эксплуатационный и аварийный риск загрязнения и разрушения природных экосистем;

• транспортировка нефти — аварийный риск загрязнения, как природных экосистем, так и для населенных пунктов (разливы нефти);

• хранение нефти — аварийный (разлив нефти) и эксплуатационный (испарение) риск для окружающих населенных пунктов;

Информация о работе Источники экологической опасности в нефтехимии