Дизайн-проект как средство развития художественного вкуса у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2015 в 08:26, реферат

Краткое описание

В этих школах разрабатывались главные принципы дизайнерского искусства (функционализма/конструктивизма), а также готовились первые профессиональные дизайнеры, специалисты, умеющие средствами пластического искусства создавать материально-бытовую среду.
Одним из основоположников советского художественного конструирования стал В.Е.Татлин – мастер широкого профиля: живописец, график, театральный художник, архитектор и изобретатель. Пионером конструктивизма и производственного искусства дизайна был А.М.Родченко, член объединения «Леф», он вместе с В.В.Маяковским создавал плакаты и рекламу, предлагал новые формы мебели (диван мог стать партой, кресло-кроватью) и осветительных приборов.

Вложенные файлы: 1 файл

консультация Дизайн-проект.docx

— 385.47 Кб (Скачать файл)

Дизайн-проект

как средство развития художественного вкуса у дошкольников

 

Рождение дизайна приходится на период появления первых дизайнерских школ. Наиболее яркими из них являются:

·                    Баухауз в Германии (1919 – 1933 гг.)  
·                     ВХУТЕМАС в России Советского периода (1920 – 1930 гг.)  
В этих школах разрабатывались главные принципы дизайнерского искусства (функционализма/конструктивизма), а также готовились первые профессиональные дизайнеры, специалисты, умеющие средствами пластического искусства создавать материально-бытовую среду.

Одним из основоположников советского художественного конструирования стал В.Е.Татлин – мастер широкого профиля: живописец, график, театральный художник, архитектор и изобретатель. Пионером конструктивизма и производственного искусства дизайна был А.М.Родченко, член объединения «Леф», он вместе с В.В.Маяковским создавал плакаты и рекламу, предлагал новые формы мебели (диван мог стать партой, кресло-кроватью) и осветительных приборов.

Художником-конструктором, пришедшим непосредственно на производство, была Л.Попова, создававшая новые ткани и рациональные модели одежды.

Дизайн (от англ. Desing – замысел, проект, чертеж, рисунок) – вид художественно-технической деятельности по проектированию предметной среды. Особенность дизайнерской деятельности заключается в эстетически целостном осмыслении и формировании объектов.

Дизайн имеет дело с формальными качествами предмета. Это не только особенности его внешнего вида, но и структурные связи, придающие ему необходимое функциональное и композиционное единство. Дизайн служит своеобразной формой контроля, помогая создавать удобные, красивые, практичные предметы быта.

Дизайнерская деятельность – это художественное конструирование, помогающее создавать промышленные изделия, не только удобные в эксплуатации, но и имеющие высокие эстетические качества. Художественное конструирование вещей, интерьера, костюма предполагает сочетание удобства, экономичности, прочности и красоты.

Дизайнер – художник-конструктор, специалист по проектированию, умеющий разрабатывать новые изделия.

Применительно к детям различают два вида дизайна – детский и дизайн для детей.

Детский дизайн – художественно-декоративная деятельность самого ребенка: рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд, моделирование одежды. Так, ручной труд предполагает сбор растений и создание из них различных композиций, сбор природного материала и изготовление интерьера комнаты для кукол, а моделирование одежды – подбор тканей, создание эскизов и пошив одежды для кукол.

Дизайн для детей – профессиональная деятельность взрослых для детей. В этой сфере работают дизайнеры по костюму, игрушкам, обуви, оборудованию детских площадок и т.д.

Детский дизайн может быть ориентирован как на эстетическую организацию пространства, так и на создание красивых полезных предметов, составляющих среду ребенка. Продукты детского дизайн-творчества могут быть использованы детьми сразу же в играх и в быту.

Выделяют три типа детского дизайна

– плоскостной (аппликативно-графический),

- объемный (предметно-декоративный),

-пространственный (архитекртурно-художественный).

По каждому типу осуществляется три направления деятельности (виды детского дизайна).

Первое направление – «аранжировки» - предполагает развитие традиций детских рукоделий с ориентацией на украшение одежды и декор интерьера. Это могут быть: композиции фито-дизайна, букеты, гербарии-картины, бижутерия из искусственного и природного материала, витражи и мозаики из цветного пластика, игровые детали и элементы сюжетно-тематических, сказочно-волшебных и орнаментальных композиций.

Второе направление – «дизайн одежды» - предполагает ознакомление детей с культурой одежды и некоторыми доступными дошкольникам способами создания рисунков – эскизов, фасонов и декоративной отделки платья. На досуге дети рисуют эскизы костюмов для персонажей литературных произведений, мультфильмов, спектаклей, а также для себя – одежды повседневной и праздничной.

Третье направление – декоративно-пространственный дизайн – ориентирует внимание детей на декоративном оформлении облика зданий и ландшафта, на эстетизацию кукольно-игрового пространства, интерьеров групповых комнат, помещений к праздничным утренникам детского сада. Дети приобретают дизайн-опыт при создании макетов комнат, домиков, используя подручные материалы.

Ребенок склонен представлять некую общую картину, он не обучен еще расчленять творческую задачу на отдельные фрагменты, структурировать их в своем сознании. Он не может создавать чертежи и схематические рисунки. Однако чертеж, рисунок, эскиз какого-либо изделия могут быть ему понятны: уже с 4-х лет дети оказываются способны представить себе то, какую форму и размер имеет знакомая комната или участок земли; они способны понять, что значит макет того или иного предмета, комнаты. Старшие дошкольники способны мысленно представить пути решения задачи, конечный результат – образ будущего изделия, поэтому и наше исследование будет направлено на детей этого возраста.

Для художественного творчества детей характерен поиск, непосредственность и яркость передачи впечатлений. Они любят экспериментировать с художественным и бросовым материалами, перестраивают свою деятельность в зависимости от получаемого результата, который могут сами оценить и при необходимости находят пути исправления недостатков. Методом проб и ошибок, зная цель своей работы, малыш приходит к решению поставленной задачи. Это все могут дать ребенку занятия дизайном. В художественной дизайн-деятельности ребенка формируется его психика, интеллект, развиваются новые формы общения и возникают новые виды изо-пространственного творчества.

Так как одной из задач использования проектного метода в работе с детьми является именно развитие творческих способностей, то для реализации данного направления вам предлагаем использование дизайн-проектов.

Проект – разработанный план, замысел, предварительный текст.

(С. И. Ожегов, Словарь русского языка)

Структура:

Мотив ---способ реализации ---продукт

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Проекты классифицируются:

• По составу участников (групповые, коллективные, индивидуальные)

• По целевой установке (исследовательские, творческие, ролево-игровые, информационно-практические)

• По тематике

• По реализации (краткосрочными и длительными)

Основная цель:

Развитие свободной творческой личности ребенка.

Задачи:

- развитие познавательных способностей;

- развитие творческого воображения  и мышления.

Примерный план подготовки проекта:

• На основе изученных проблем поставить цель;

• Разработать план движения к цели;

• Составить план-схему проекта;

• Сбор и накопление материала;

• Включение в план-схему проекта различных мероприятий (занятий, игр, праздников и т. д.) ;

• Задания для самостоятельного выполнения;

• Презентация проекта.

Возрастной диапазон – со старшего дошкольного возраста

Технологическая цепочка использования проектного метода в работе с детьми:

1. Выясняются интересы ребенка: «О чем бы ты хотел узнать? »

2. Объясни и нарисуй, почему ты  хочешь об этом узнать.

3. Побеседуй с детьми и взрослыми  и зарисуй варианты их ответов.

4. Выбери ответ, который понравился  тебе больше всего.

5. Зарисуй схематично ответ на  свой вопрос.

6. Нарисуй источники информации, которыми ты пользовался.

7. Легко ли тебе было узнавать?

8. Какой источник информации  дал интересный и верный ответ.

9. О чем хотел бы узнать  еще?

Условия, необходимые для успешного использования детских

дизайн-проектов как условия художественно-творческого развития дошкольников:

- Целенаправленное педагогическое воздействие - разработка содержания интегрированных форм организации художественно-творческой деятельности дошкольников на основе использования детских дизайн-проектов.

- Обеспечение каждому ребёнку возможности самостоятельно принимать и реализовывать дизайнерские решения.

- Просвещение взрослых (педагогов и родителей) в вопросах современного дизайна и детского дизайна.

- Активное включение родителей в процесс художественно-творческого развития дошкольников посредством детских дизайн-проектов.

- Разработка и создание доски планирования и осуществления индивидуальных и групповых дизайн-проектов.

- Создание детской «Дизайн – лаборатории» в подготовительной группе.

- Создание «Уголка экспериментаторов-дизайнеров» в старшей группе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

области дизайна: промышленный (дизайн промышлннных товаров, конвейерно-потоковый массовый дизайн),  
стайлинг "дизайн" (художественная адаптация уже готовой формы или улучшение технической части объекта, средовой дизайн (дизайн архитектурной среды (интерьер-экстерьер), услуги дизайнеров, проектирующих художественные праздники, выставки и тд),  
графический дизайн (проектирование символов-знаков, логотипов, услуги дизайнеров, проектирующих полиграфическую продукцию и тд.),  
публишь-арт (так называемый народный (городской) дизайн, нон-дизайн (организует процессы производства, обслуживания, сбыта, обучения),  
Web-дизайн (проектирование интернет серверов),  
фито-дизайн (дизайн с применением, в основном, природных элементов, цветов и растений), рекламный дизайн, футуро-дизайн (исторический дизайн и прогностический дизайн будущего),  
кустарный дизайн (скорее ремесло, основанное больше на личном опыте и вкусе, чем на образовании), китч (этот стиль широко используется в современной рекламе, ориентированной на широкого (народного) потребителя), арт-дизайн (дизайн штучный, концептуальный, элитный) 

 

Эстетический вкус и культура костюма, о роли одежды в общении людей, как одевать ребенка, как одеваться со вкусом, как пользоваться ювелирными украшениями, как красиво составить и долго сохранить букет…

 

Можно «Чудеса из бумаги», «Народный орнамент в детской аппликации», «Художественное рукоделие из искусственного и природного материала», «Предметно-пространственное моделирование – проектирование фасонов, костюма, изготовление выкроек, плоских фигур»

 

 

 

 

 


Информация о работе Дизайн-проект как средство развития художественного вкуса у дошкольников