Государственные органы РФ в области охраны окружающей природной среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2012 в 16:03, реферат

Краткое описание

Закон является средством закрепления государственной экологической политики и принимается органом представительной ветви государственной власти по поводу определения политики государства в сфере взаимодействия общества и природы

Содержание

1. Экологическое законодательство РФ 3
2. Государственные органы РФ в области охраны окружающей природной среды 8
3. Управление природопользованием и охраной природы 10
Список литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

Экология.docx

— 35.71 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Экологическое законодательство РФ 3

2. Государственные органы РФ в области охраны окружающей природной среды 8

3. Управление природопользованием и охраной природы 10

Список литературы 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Экологическое законодательство РФ

 

Закон является средством закрепления  государственной экологической  политики и принимается органом  представительной ветви государственной  власти по поводу определения политики государства в сфере взаимодействия общества и природы.

Головным законом экологического права России как отрасли является принятый 10 января 2002 г. Закон "Об охране окружающей природной среды", который  пришел на смену утратившему силу Закону "Об охране окружающей природной  среды" 1991 г. Это означает, что  в вопросах охраны окружающей среды  нормы других законов не должны противоречить  данному законодательному акту.

Закон определил правовые основы государственной  политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических  задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и  природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих  поколений, укрепления правопорядка в  области охраны окружающей среды  и обеспечения экологической  безопасности. Он регулирует отношения  в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении  хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную  среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой  жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Дальнейшее развитие в Законе 2002 г. получили такие новеллы российского  экологического законодательства, как  определение эколого-правового статуса  граждан через регулирование  их экологических прав и обязанностей, создание экономического механизма  охраны окружающей среды, регулирование  государственной экологической  экспертизы, ответственности за экологические правонарушения и возмещения вреда, причиненного экологическими правонарушениями.

Для устранения имевших место противоречий между Законом 1991 г. и иными специальными законодательными актами, новый Закон 2002 г. прибегает в ряде своих разделов к отсылочным нормам (например в  разделе об экологической экспертизе).

  • В систему экологического законодательства входит ряд других законов, включая:
    • Закон РСФСР "Об охране атмосферного воздуха" от 14 июля 1982 г.;
    • Земельный кодекс РФ от 30 октября 2001 г.;
    • Федеральный закон "О недрах" от 8 февраля 1995 г.;
    • Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г.;
    • Федеральный закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" от 23 февраля 1995 г.;
    • Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" от 14 марта 1995 г.;
    • Федеральный закон "О животном мире" от 24 апреля 1995 г.;
    • Водный кодекс РФ от 16 ноября 1995 г.;
    • Федеральный закон "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 г.
  • Наряду с названными законами важную роль в охране окружающей среды играют законы, являющиеся источниками других отраслей российского законодательства:
    • Федеральный закон "Об использовании атомной энергии" от 21 ноября 1995 г.;
    • Закон РФ "О защите прав потребителей" (в ред. Федерального закона от 9 января 1996 г.);
    • Закон РФ "О стандартизации" от 10 июня 1993 г.;
    • Закон РФ "О сертификации продукции и услуг" от 10 июня 1993 г.;
    • Закон РФ "О градостроительстве в Российской Федерации" от 14 июля 1992 г.;
    • Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21 декабря 1994 г.;
    • Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 13 июля 2001 г. и др.

Указы и распоряжения Президента РФ. Нормотворческая компетенция Президента России предусмотрена ст.90 Конституции РФ, согласно которой Президент РФ принимает акты в форме указов и распоряжений. Указы и распоряжения главы государства обязательны для исполнения на всей территории России. Как подзаконные акты они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

  • К числу Указов и распоряжений Президента, регулирующих экологические правоотношения, относятся:
    • Указ от 4 февраля 1994 г. "О государственной стратегии РФ по охране окружающей природной среды и обеспечению устойчивого развития";
    • Указ от 1 апреля 1996 г. "О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию";
    • Указ от 2 октября 1992 г. "Об особо охраняемых территориях Российской Федерации";
    • Распоряжение от 26 июня 1995г. "Вопросы государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью" и др.

Постановления и распоряжения Правительства  РФ. В соответствии со ст. 115 Конституции РФ Правительство издает постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Это означает, что Правительство может создать норму права лишь в рамках делегированного нормотворчества, когда необходимость принятия правительственного постановления или распоряжения вытекает из актов более высокого иерархического уровня. Постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента могут быть отменены Президентом РФ (ст. 115).

Конституции, законы, иные нормативные  правовые акты субъектов РФ.

Субъекты РФ осуществляют собственное  правовое регулирование, природопользование и охрану окружающей среды с учетом политических, социально-экономических, природно-климатических, экологических, исторических и иных особенностей региона.

В случае противоречия между федеральным  законом и иным актом, изданным в  Российской Федерации, действует федеральный  закон.

Нормативные правовые акты принимаются  субъектами РФ в разных формах. В  республиках-субъектах РФ - это конституции. Законодательные акты принимаются  в форме уставов (например, Устав  города Москвы), кодексов (Земельный  кодекс Республики Карелия, Экологический  кодекс Башкортостана), законов, уложений. Органы исполнительной власти принимают  указы, постановления, распоряжения.

В рамках достаточно широко распространенной практики заключения соглашений о взаимной передаче своих полномочий (ст. 78 Конституции  РФ) между Российской Федерацией и  ее субъектами имеются многочисленные примеры договоров в сфере  природопользования и охраны окружающей среды (между Правительством РФ и  правительствами Башкортостана, Свердловской области и др.).

Нормативные правовые акты министерств  и ведомств. В пределах своей компетенции министерства и ведомства вправе принимать обязательные для исполнения акты. При этом акты специально уполномоченных государственных органов в области природопользования и охраны окружающей природной среды наделены неведомственной компетенцией, являются обязательными для других министерств и ведомств, юридических и физических лиц, общественных учреждений. Акты министерств и ведомств, осуществляющих отраслевое управление, обязательны для исполнения в пределах соответствующей области. Примером нормативного правового акта специально уполномоченных государственных органов в области природопользования и охраны окружающей среды может служить Положение об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденное приказом Минприроды России от 18 июля 1994 г.

Нормативные правовые акты органов  местного самоуправления. Согласно ст. 7 Закона "Об охране окружающей среды" 2002 г. полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, определяются в соответствии с федеральными законами. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"4 к ведению местного самоуправления отнес принятие и изменение уставов муниципальных образований, обеспечение санитарного благополучия населения, регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований, благоустройство и озеленение территории, организацию утилизации и переработки отходов, участие в охране окружающей среды.

Локальные нормативные правовые акты. Локальными называются нормативные акты, которые принимаются на предприятиях и становятся источниками экологического права при условии, что они санкционированы государством. Локальные акты подразделяются на акты общего и специального характера.

Локальные акты общего характера - уставы предприятий, коллективный договор, правила  внутреннего трудового распорядка. В уставах, например, содержатся нормы  относительно правового режима имущества  и земли, организации управления, включая сферу природопользования и охраны окружающей среды.

Специальные локальные акты - планы организационно-технических мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, должностные инструкции и др. Действие эколого-правовых норм, содержащихся в локальных нормативных актах, ограничено рамками предприятия.

 

 

  1. Государственные органы РФ в области охраны окружающей природной среды

 

Высшими государственными органами, осуществляющими политику в области охраны окружающей среды, являются: Президент РФ, Федеральное Собрание - парламент РФ, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы, Правительство РФ, органы исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации.

При аппарате Президента РФ существует Межведомственная комиссия Совета безопасности РФ по экологической безопасности, которая образована в соответствии с Законом РФ "О безопасности" и Положением о Совете безопасности Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 3 июня 1992 г. N 547. Межведомственная комиссия является постоянным рабочим органом Совета безопасности Российской Федерации по реализации возложенных на него задач в сфере обеспечения экологической безопасности личности, общества и государства. Среди основных задач и функций Комиссии следует отметить следующие:

подготовка предложений  по вопросам внутренней и внешней  экологической политики РФ и стратегических проблем государственной экологической безопасности для рассмотрения в Совете безопасности Российской Федерации;

оценка внутренних и  внешних экологических угроз  жизненно важным интересам личности, общества и государства, оценка существующих и потенциальных источников экологической  безопасности;

подготовка предложений  по обеспечению экологической безопасности в промышленности, на транспорте, в  сельском и других отраслях народного  хозяйства, по решению экологических  проблем защиты здоровья населения, безопасности уничтожения химического и ядерного оружия, ликвидации зон экологического бедствия и неблагополучия и другим направлениям;

подготовка проектов решений  Совета безопасности РФ по вопросам экологической безопасности и др.

К органам законодательной  власти, осуществляющим политику государственного регулирования в области охраны окружающей среды, относятся Государственная  Дума Федерального Собрания РФ (Комитет Госдумы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам и природопользованию, Комитет Госдумы Федерального Собрания РФ по экологии, Комиссия Госдумы Федерального Собрания РФ по проблемам устойчивого развития; Комиссия Госдумы Федерального Собрания РФ по рассмотрению правовых вопросов пользования недрами на условиях раздела продукции), Совет Федерации Федерального Собрания РФ (Комитет Совета Федерации Федерального Собрания РФ по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии, Комитет Совета Федерации Федерального Собрания РФ по природным ресурсам и охране окружающей среды).

Специальными органами, осуществляющими управление в области  охраны окружающей среды, являются: Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в  сфере природопользования, Федеральное  агентство водных ресурсов, Федеральное  агентство лесного хозяйства, Федеральное  агентство по недропользованию. Следует  отметить также Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также иные органы, опосредованно участвующие  в данном направлении, а также  органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления.

В науке экологического права после принятия комплексного Федерального закона "Об охране окружающей среды" выделяются различные подходы к систематизации органов управления в области охраны окружающее среды. О.Л. Дубовик подразделяет органы, осуществляющие по закону или иному уполномочиванию государственное экологическое управление, по статусу на общие (Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления (муниципальные образования) и специальные (многочисленные органы федеральной исполнительной власти и их территориальные органы, а также межрегиональные органы, специально уполномоченные указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ на осуществление экологического управления); по масштабам деятельности - на федеральные и территориальные (субъектов РФ).

Несмотря на специфические  полномочия тех или иных государственных  органов в сфере охраны окружающей среды, в деятельности по охране окружающей среды должны принимать участие  все без исключения - исходя из основного принципа охраны окружающей среды, установленного в ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды". Основными принципами являются: обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц; участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды, международное сотрудничеств РФ в области охраны окружающей среды.

Несомненно, главным государственным  органом, исполняющим объем федеральных  полномочий в области охраны окружающей среды, является Министерство природных  ресурсов Российской Федерации (МПР  России).

3. Управление природопользованием  и охраной природы

 

Государственное управление природопользованием  и охраной окружающей среды осуществляется органами исполнительной власти общей  компетенции и специально уполномоченными органами в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Информация о работе Государственные органы РФ в области охраны окружающей природной среды