Государственная экологическая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 20:30, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования является охрана окружающей среды. Цель данной курсовой работы является исследование охраны окружающей среды, как задачи государственного управления. Для раскрытия поставленной цели требуется решение следующих задач:
Исследовать охрану окружающей среды, как задачи государственного управления;
Изучить и выявить проблемы государственной экологической политики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Охрана окружающей среды, как задача государственного управления…………………………………………………………………….5
Объекты и принципы охраны окружающей среды………………….5
Основные направления государственной политики по охране окружающей среды………….…………………………………………7
2. Государственная экологическая политика………………………………….10
2.1. Понятие государственной экологической политики………………….10
2.2. Проблемы государственной экологической политики………………..12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….24

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по СГМУ.doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)

По прошествии лет с момента проведения конференции ООН по проблеме развития и окружающей среды в Рио-де-Жанейро в 1992г. и саммита по устойчивому развитию в Йоханнесбурге в 2002г. можно лишь констатировать, что экологическая ситуация на планете продолжает обостряться. И хотя на политическом уровне о наступлении глобального экологического кризиса предпочитают умалчивать, все факты свидетельствуют о нем.

Такие факторы как  рост населения, изменение структуры  экономической деятельности и потребления  оказывают все большее влияние на окружающую среду. С 1987г. население планеты увеличилось почти на 43% - с 5 млрд. человек до 6,7, а доход на душу населения – с 5927 долл. в 1987г. до 10218 в 2006г.

Индекс экологического воздействия указывает на то, что  в 2003г. объем потребления человечеством ресурсов и производимых им при этом отходов на 25% превосходил биопотенциал нашей планеты. 15 из 24 основных экосистемных услуг, поддерживающих существование человека, например обеспечение пресной водой, восстановление плодородного слоя почвы или регулирование климата, используются на пределе или даже за пределом естественных возможностей2.

 

2.2. Проблемы государственной  экологической политики.

 

Государственная экологическая политика в России остается недостаточно эффективной в связи с отсутствием государственных программ повышения экологической безопасности, предусматривающих комплексные меры по снижению негативного антропогенного воздействия на окружающую среду и ее компоненты.

Фактически не реализуются  основные направления экологической политики, сформулированные на основе Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, Экологической доктрины Российской Федерации. Для обеспечения эффективного управления охраной окружающей среды не создан отлаженный механизм разграничения полномочий, между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, не исключено дублирование функций и полномочий в сфере охраны окружающей среды, четко не определена ответственность государственных органов исполнительной власти.

Не в полной мере обеспечены согласованные действия федеральных  органов исполнительной власти, их взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации  при проведении государственного экологического контроля, экологической экспертизы, экологического нормирования.

Масштабы негативного воздействия  объектов прошлого экологического ущерба на экосистемы и здоровье населения  оцениваются как значительные.

Для решения данной проблемы необходимо создание нормативной правовой и методической базы, позволяющей осуществить в России широкомасштабные мероприятия, связанные с ликвидацией прошлого экологического ущерба с учетом задач сохранения и восстановления природной среды3.

Необходимо выделить в числе приоритетных направлений государственной политики в сфере охраны окружающей среды:

• повышение эффективности  системы государственного управления;

• исключение дублирующих функций, закрепление утраченных функций  в соответствии с требованиями действующего природоохранного законодательства;

• совершенствование нормативной  правовой базы Российской Федерации, направленной на обеспечение реализации полномочий государственных органов государственной  власти в области охраны окружающей среды, предусмотренных законодательством;

• снижение административных барьеров, повышение прозрачности деятельности государственной власти в области  использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;

• обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из членства в конвенциях, и защита национальных интересов;

• повышение уровня экологической  культуры населения, степени участия  гражданского общества в формировании и реализации экологической политики.

Принимаемые в нашей стране экологические  программы были изначально неэффективны. В числе прочим причин стоит выделить тот факт, что проводимая экологическая  политика не была направлена на формирование у человека особого типа мышления -экологического, не способствовала развитию у индивида экологической этики. Главными критериями общественного прогресса были рентабельность, производительность труда и другие частные показатели экономической эффективности. Социальным и экологическим факторам уделялось второстепенное значение, хотя задачи экологизации и социальной ориентации производства постоянно декларировались в программных правительственных документах. Долгое время развитие у нас осуществлялось за счет экстенсивных факторов. Страна обладала огромными запасами природного сырья, поэтому создавалась иллюзия, что оно никогда не иссякнет. В производство вовлекалось большое количество природных ресурсов, технологические процессы практически не изменялись. Хозяйственная и природоохранительная деятельность предприятий были разделены. Причем последняя носила, как правило, компенсационный характер. Экологические и социальные программы были обречены на остаточный принцип инвестирования. В результате всего этого антропогенное воздействие на окружающую среду достигло уровня, превышающего самовосстановительные силы природы.

Необходимо пересмотреть отношение человека к природе. Еще в прошлом веке проблема обеспечения сбалансированного взаимодействия человека и природы рассматривалась как основная проблема общественного прогресса. Карл Маркс отмечал, что не следует слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит, каждая победа имеет непредвиденные последствия. На каждом шагу факты напоминают о том, что мы отнюдь не властвуем над природой, как кто-либо, находящийся вне природы, мы принадлежим ей и находимся внутри её, а наше отличие от других существ - в способности познавать её законы и правильно их применять.

Сейчас очевидна острая необходимость в сохранении и  улучшении окружающей природной среды. Качественные изменения в масштабах и глубине энерговещественного обмена между обществом и природой достигли такой степени, что природная среда уже не может собственными сипами справиться с восстановлением нарушенных экологических связей. Деградирующая природа препятствует нормальному ходу воспроизводства как общественного продукта, так и рабочей сипы, ухудшая условия хозяйствования.4

Загрязненные воздух, вода, почва ускоряют физический износ  средств производства, снижают продуктивность ряда отраслей. По данным исследователей, в результате повышения коррозии материалов из-за загрязнения атмосферы износ промышленного оборудования увеличивается на 20-30%. Годовой ущерб основных фондов загрязнения среды достигает 0,8% их стоимости. Вследствие изменения состояния природной среды издержки промышленного производства по стране с 1930 по 1980 год выросли на 30%. Среднегодовой показатель недобора урожая под воздействием вредных промышленных выбросов по зерновым культурам составлял в конце 80-х годов 2,7 ц/га, по овощным - 32,3, по кормовым -41,4 ц/га. В прилегающих к Донбассу сельскохозяйственных районах при сильном загрязнении воздуха урожайность зерновым снижается на 20-25%. 

Загрязнение окружающей среды ухудшает в первую очередь  физические условия существования людей, кроме того, обусловливает и прямые потери рабочего времени - невыход на работу из-зa ухудшения здоровья работников, и косвенные - общество вынуждено отвлекать часть рабочей сипы на предотвращение либо ликвидацию последствий загрязнения.

Остро стоит и проблема ресурсосбережения. Потери материальных ресурсов исчисляются сотнями миллиардов рублей. В конечное потребление поступает менее трети вовлекаемых в народнохозяйственный оборот материальных ресурсов. По расчетам специалистов, примерная структура потерь материальных ресурсов в стоимостном выражении такова: 40% теряется у производителя, около 20% - в процессе транспортировки и хранения и 40% - у потребителя. По оценкам одного из руководителей японского "мозгового треста" "Торей" Тадао Моримото, наша страна могла бы обойтись без атомной энергетики, если бы удалось сократить потери энергии в одной только металлургической отрасли, поскольку эти потери по своим объёмам превышают производительность всех наших АЭС вместе взятых.

Необходимость осуществления экологической программы должна быть осознана и принята всеми, от кого зависит её выполнение, иначе она обречена на провал. Достижению этой цели способствовало бы в частности развитие системы мониторинга, а также обеспечение не только всеохватывающей, но и доступной экологической информации. Данные по загрязнению окружающей среды должны быть известны каждому. Немаловажное значение в процессе формирования экологической нравственности имеет и экологическое образование, так как для того, чтобы правильно применять законы природы, нужно прежде всего знать их. Осознание необходимости перемен в сфере экологии не обязательно должно быть продиктовано нравственными принципами, но не исключается и расчет на получение определенных выгод: либо материальных, либо таких, как приобретение репутации в деловом мире и т. п. В любом случае каждый человек должен быть заинтересован в данных экологических преобразованиях.

Защита окружающей среды - проблема общегосударственная. Но практические конкретные меры по ее решению ложатся главным образом на регионы. Ведь они непосредственно страдают от нарушения нормального состояния среды обитания и, к тому же, обладают необходимой информацией для отслеживания обстановки и принятия мер. За "центром" остаются научное обоснование предельно допустимых уровней загрязнения окружающей среды с учетом особенностей отдельных климатических зон и освоенности территорий, экологическая оценка и согласование проектов строительства крупных объектов межрегионального значения, а также разработка экологически чистых технологий для малых предприятий.

Поэтому говоря о единой системе экологической защиты, нужно  прежде всего иметь в виду региональную организацию экологической службы5. Основными направлениями ее деятельности являются:

- контроль за соблюдением природопользователями (предприятиями, организациями, физическими лицами) экологических требований в соответствии с действующими нормативами;

- обязательная экологическая  оценка новых объектов строительства  и в случае недостаточной экологической надежности запрет на их строительство;

- содействие развитию  предпринимательства, способствующего  оздоровлению окружающей среды.

В то же время реализация программ и мероприятий по нормализации обстановки в зонах экологического бедствия требует объединенных усилий центра, республик и территориальных образований, поэтому статус, условия, размеры и источники финансирования и ресурсообеспечения по данным зонам нуждаются в урегулировании верхнего уровня управления.

Важнейшее направление  работы органов экологической службы

- содействие созданию  и стимулированию деятельности  предприятий, обеспечивающих оздоровление  окружающей среды. Отрицательное воздействие на окружающую среду может быть полностью или в значительной степени нейтрализовано путем;

- переработки отходов в товарную продукцию с применением экологически чистых технологий;

- повышения степени  использования природных ресурсов; Небольшие объемы отходов и  недоиспользованных сырьевых ресурсов  могут быть успешно освоены  малыми и средними предприятиями.  Например, отравляющие вещества можно перерабатывать в чистый мышьяк. Заместитель начальника управления Министерства РФ по сотрудничеству с государствами - членами СНГ по проблемам финансирования Ал. Цыганков утверждает, что "если нас с этим мышьяком пустят на мировой рынок, мы завалим им всю электронную промышленность планеты. Но на создание опытной установки необходимо как минимум 20 млрд. рублей." Другой пример

- производство чистой  питьевой воды. Можно организовать  серийный выпуск недорогих очистных  установок. В России есть хорошие опытные образцы такой техники. В экологии немало направлений, способных принести доход.

За последние 15 лет  развивающимися странами проведена  большая законотворческая работа и  укреплены организационные основы государственной деятельности в сфере экологии. Однако эта политика не лишена существенных недостатков, главным из которых является неспособность государства организовать действенный экологический контроль.

Это связано с рядом  причин, в их числе следует указать  следующее: экологические структуры не наделены необходимыми полномочиями; их материально-техническая база слаба; не хватает финансов и квалифицированных кадров; координация деятельности между экологическими ведомствами не налажена; ограничен доступ к информации; широко распространена коррупция среди государственных чиновников. Из всех выше перечисленных факторов, в той или иной мере «благоприятствующих» правонарушениям в экологической сфере, наибольшую опасность представляет последний. Опыт развитых стран говорит о том, что по мере роста экономики и обновления технологий происходит совершенствование нормативной базы экологического регулирования. Однако повышение экологических требований к производственной деятельности в развивающихся странах вовсе не означает, что коэффициент исполнения экологических законов будет автоматически увеличен.

Именно поэтому ставят вопрос о повышении результативности государственной политики по контролю за загрязнением с использованием дополнительных инструментов для воздействия на экологическое поведение компаний. Государство располагает достаточным арсеналом этих средств – от введения более жестких экологических требований и использования экономических мер регулирования (введение платежей за загрязнение, субсидирование тех, кто реализует экологические программы и т.д.) до принятия загрязнителями добровольных обязательств.

Информация о работе Государственная экологическая политика