Глобальные экологические проблемы. Учение В.И. Вернадского о ноосфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 19:45, контрольная работа

Краткое описание

Неспособность предвидеть и предотвратить отрицательные последствия научно – технической революции угрожает ввергнуть человечество в термоядерную, экологическую или социальную катастрофу:
Во многих же городах и в сельских районах нынешнее состояние окружающей среды можно назвать экологическим бедствием. И количество этих городов и сельских районов все увеличивается. Мы практически находимся в пороге близкой глобальной катастрофы. И если человечество не будет во всей деятельности отдавать приоритет по вопросам экологии, умножать усилия по сохранению и восстановлению природной среды.

Вложенные файлы: 1 файл

экология новая.docx

— 47.98 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ ВПО «БАЛТИЙСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА»

 

 

 

Контрольная работа

 по дисциплине << Экология >>

на тему:

1.Глобальные экологические  проблемы.

2. Учение В.И. Вернадского  о ноосфере.

 

 

 

 

Выполнил

Курсант группы Рзу-1

Сапрыкин И.А.

Номер зачетной книжки №12Рзу284

Преподаватель

Рагулина И.Р.

 

 

 

 

 

г.Калининград

2013 г.

Введение.

Ныне на рубеже двух столетий, человечество вплотную столкнулось  с острейшими глобальными проблемами современности, угрожающими самому существованию цивилизации и  даже самой жизни на нашей планете. Сам термин «глобальный» ведет свое происхождение от латинского слова «глобус»,то есть Земля. Для общепланетарных проблем современности эпохи, затрагивающих человечество в целом.

Неспособность предвидеть и предотвратить отрицательные  последствия научно – технической  революции угрожает ввергнуть человечество в термоядерную, экологическую или  социальную катастрофу:

Во многих же городах  и в сельских районах нынешнее состояние окружающей среды можно  назвать экологическим бедствием. И количество этих городов и сельских районов все увеличивается. Мы практически  находимся в пороге близкой глобальной катастрофы. И если человечество не будет во всей деятельности отдавать приоритет по вопросам экологии, умножать усилия по сохранению и восстановлению природной среды.

В упоении от борьбы с  природой и инакомыслящими мы проглядели две величенные системы.

1)Та, что человечество  существует и развивается за  счет природы. Глупо рубить  сук, на котором сидишь.

2)В том, что вовсе  не противоборство, а взаимопомощь  – основа всего сущего на  Земле. 

Пока люди дрались за кусок хлеба, их можно было еще  простить. Когда же они пытаются утопить корабль, на котором все  вместе плывут по океану небытия, - прощения им нет. И не поможет им ни кто. Лишь общими усилиями, возможно, прейти к благополучию.  

 

Глава 1.Понятие глобальных проблем.

 

Термин «Глобальные  проблемы» ныне общеприняты.

Глобальность этих проблем вытекает, следовательно, не из их «повсеместности» и тем больше не из «биологической природы человека».

Глобальные проблемы нашей  эпохи - закономерное следствие всей современной глобальной ситуации, сложившийся на земном шаре. Для правильного понимания происхождения, сущности и возможности их решения необходимо видеть в них результат предшествующего всемирно- исторического процесса во всей его объективной противоречивости. Это положение, однако, не следует понимать банально и поверхностно, рассматривая современные глобальные проблемы как просто разросшиеся до планетарных масштабов традиционные в истории человечества локальные либо региональные противоречия, кризисы или бедствия. Глобальные проблемы современности порождены, в конечном счете, именно всепроницающей неравномерностью развития мировой цивилизации.

1.Парниковый эффект

2.Проблемы озонового  слоя

3.Загрязнение атмосферы

4.Загрязнение почвы

5.Загрязнение воды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблема парникового эффекта.

 

Углекислый газ является одним из главных виновников «парникового эффекта», почему что другие известные  «парниковые газы» (а их около40) определяют лишь примерно половину глобального  потепление. Подобно тому, как в  парнике стеклянная крыша и стены  пропускают солнечную радиацию, но не дают уходить теплу, так и углекислый газ вместе с другими «парниковыми газами».Практически прозрачны для солнечных лучей, но задерживают тепловое излучение Земли, не дают ему уходить в космос.

Увлечение средней глобальной температуры воздуха должно неминуемо привести к еще более значительному уменьшению континентальных ледников. Потепление климата ведет к таянию полярных льдов и повышению уровня Мирового океана.

Глобальное потепление может вызвать смещение основных зон земледелия до температуры, большими наводнениями, устойчивыми засухами, лесными пожарами. Вслед за предстоящими изменениями климата неизбежно  наступят изменения положения природных  зон а)сокращение потребления угля, замена его природных газов, б)развитие атомной энергии, в)развитие альтернативных видов энергетики (ветровой, солнечной, геотермальной) г)всемирная экономия энергии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемы озонового  слоя.

 

В среднем в атмосфере  Земли ежесекундно образуется и  исчезает около 100 т. озона. Даже при  небольшом повышении дозы у человека появляется ожоги на кожи. Заболевания  раком кожи, а также болезни  глаз, приводит к слепоте, связано  с ростом интенсивности УФ - радиации.

Биологическое действие УФ радиации обусловлено высокой чувствительностью  нуклеиновых кислот, которые могут  разрушаться, что приводит к гибели клеток или возникновению  мутаций. Мир узнал о глобальной экологической  проблеме «озоновых дыр». В первую очередь разрушение озонового слоя является все более развивающиеся  гражданская авиация и химические производства. Применения азотных удобрений  в сельском хозяйстве; хлорирование питьевой воды, широкое использование  фреонов холодильных установках, для тушения пожаров, в качестве растворителей и в аэрозолях  привело к тому, что миллионы тонн хлорфторметанов поступают в нижний слой атмосферы в виде бесцветного нейтрального газа. Распространяясь вверх, хлорфторменторметаны под действием УФ – излучения разрушаются, выделяя фтор и хлор, которые активно вступают в процессы разрушения озона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Загрязнение атмосферы.

Наиболее распространенные загрязнители атмосферы поступают  в нее в основном в двух видах: либо в виде взвешенных частиц, либо в виде газов.

Углекислый  газ. В результате сжигания топлива, а также производства цемента в атмосферу поступает огромное количество этого газа.

Угарный газ. Сжигание топлива, которое создает большую часть газообразных, да и аэрозольных загрязнений атмосферы, служит источником другого углеродного соединения – угарного газа. Он ядовит, причем его опасность усугубляется тем, что он не имеет ни цвета, ни запаха, и отравление им может произойти совершенно незаметно. В настоящее время в результате деятельности человека в атмосферу поступает около 300 миллионов тонн угарного газа.

Углеводороды, поступающие в атмосферу в результате деятельности человека, составляют небольшую долю от углеводородов естественного происхождения, но загрязнение ими имеет весьма важное значение. Их поступление в атмосферу может происходить на любой стадии производства, обработки, хранения, перевозки и использования веществ и материалов, содержащих углеводород. Более половины углеводородов, производимых человеком, поступает в воздух в результате неполного сгорания бензина и дизельного топлива при эксплуатации автомобилей и других средств транспорта.

Сернистый газ. Загрязнение атмосферы соединениями серы имеет важные экологические последствия. Главные источники сернистого газа – вулканическая деятельность, а также процессы окисления сероводорода и других соединений серы.

Сернистые источники сернистого газа по интенсивности давно превзошли  вулканы и сейчас сравнялись с  суммарной интенсивностью всех естественных источников.

Аэрозолевые частицы, поступают в атмосферу из естественных источников.

Процессы образования  аэрозолей весьма разнообразны. Это, прежде всего раздробление, размельчение и распыление, твердых веществ. В  природе такое происхождение  имеет минеральная пыль, поднимаемая  с поверхности пустынь во время  пыльных бурь. Источник атмосферы аэрозолей имеет глобальное значение, так как пустыни занимают около трети поверхности суши, да еще имеется тенденция и увеличенного их доли  из- за неразумной, деятельности человека. Минеральная пыль с поверхности пустынь переносится ветром на многие тысячи километров.

Аналогичное проявляется  вулканический пепел, попадающий в  атмосферу во время извержения происходят сравнительно редко и нерегулярно, вследствие чего этот источник аэрозоля по массе значительно уступает пыльным  бурям, его значение весьма велико, так как этот аэрозоль забрасывается  в верхними слои атмосферы – в стратосферу. Остается там, в течение нескольких лет, он отражает или поглощает часть солнечной энергии, которая могла бы в его отсутствии достичь поверхности Земли.

Источник аэрозолей  является также технологические  процессы хозяйственной деятельности людей.

Мощный источник минеральной  пыли – промышленности строительных материалов. Добыча и дробление пород  в карьерах, их транспортировка, производство цемента, само строительство – все  это загрязняет атмосферу минеральными частицами. Мощный источник твердых  аэрозолей – горнодобывающая  промышленность, в особенности при  добыче угля и руды в открытых карьерах.

Аэрозоли попадают в  атмосферу при разбрызгивании растворов. Естественный источник таких аэрозолей  – океан, поставляющий хлоридные  и сульфатные аэрозоли, образуются в результате испарения морских  брызг. Еще один мощный механизм образование , аэрозолей – это конденсация веществ во время горения или неполное сгорание из-за недостатка кислорода или низкой температурой горения. Аэрозоли удаляются из атмосферы тремя путями: сухим осаждением под действием тяжести (главный путь для крупных частиц), осаждением на препятствиях и выбыванием осадками. Аэрозоле вые загрязнения воздействуют на погоду и климат. Химические неактивные аэрозоли накапливаются в легких и ведут к повреждениям. Обычный кварцевый песок и другие силикаты – слюды, глины, асбест и т.д. накапливается в легких и проникает в кров, приводит к заболеванию сердечно- сосудистой системы и заболеванию печени.

 

 

 

2.2. Загрязнение почвы.

Почти все загрязняющие вещества, которые первоначально  попали в атмосферу, в конечном итоге  оказываются на поверхности суши и воды. Оседающие аэрозоли могут  содержать ядовитые тяжелые металлы  – свинец, ртуть, медь, ванадий, кобальт, никель. Обычно они малоподвижны и  накапливаются в почве. Но в почву  попадают с дождями также кислоты. Соединяясь с ним, металлы могут  переходить в растворимые соединения, доступные растениям. В растворимые  формы переходят также вещества, постоянно присутствующие в почве, что иногда приводит к гибели растений.

 

2.3. Загрязнение воды.

Использованная человеком  вода в конечном счете возвращается в природную среду. Но, кроме испарившейся, это уже не чистая вода, а бытовая, промышленные и сельскохозяйственные сточные воды, обычно не очищенные или очищенные недостаточно. Таким образом, происходит загрязнение пресноводных водоемов – рек, озер, суши и прибрежных участков морей.

Различают три вида загрязнения  вод – биологическое, химическое и физическое.

Загрязнение океанов и  морей происходит вследствие поступления  загрязняющих веществ с речными  стоками, их выпадения из атмосферы и, наконец, благодаря деятельности человека.

Особое место в загрязнении  океанов занимает загрязнение нефтью и нефтепродуктами. Естественное загрязнение  происходит в результате просачивания нефти из нефтеносных слоев, главным  образом, на шельфе.

Наибольший вклад в  нефтяное загрязнение океана вносят морские перевозки нефти, а также  внезапные разливы больших количеств  нефти при авариях танкеров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблема термоядерной войны.

 

Какими бы серьезными опасностями  для человечества ни сопровождались все остальные глобальные проблемы, они даже в совокупности отдаленно  несопоставимы с катастрофическими  демографическими, экологическими и  иными последствиями мировой  термоядерной войны, которая угрожает самому существованию цивилизации  и жизни на нашей планете.

Еще в конце 70 –х годов  ученые полагали, что мировая термоядерная война будет сопровождаться гибелью  многих сотен миллионов людей  и разрешением мировой цивилизации.

Исследования, посвященные  вероятным последствиям термоядерной войны, выявили, что даже 5% накопленного к настоящему времени ядерного арсенала великих держав будет достаточно, чтобы ввергнуть нашу планету  в необратимую экологическую  катастрофу: поднявшаяся в атмосферу  сажа от испепеленных городов и лесных пожаров создаст непроницаемую  для солнечных лучей экран  и приведет к падению температуры  на десятки градусов, так что даже в тропическом поясе наступит долгая полярная ночь.

Приоритетность предотвращения мировой термоядерной войны определяется не только ее последствиями, но также  и тем, что ненасильственный мир  без ядерного оружия создает необходимость  предпосылки и гарантии для научного и практического решения всех остальных глобальных проблем в  условиях международного сотрудничества.

 

Глава III. Взаимосвязь глобальных проблем.

Все глобальные проблемы современности  тесно связаны друг с другом и  взаимно обусловлены, так что  изолированное решение их практически  невозможно. Так, обеспечение дальнейшего  экономического развития  человечества природными ресурсами заведомо предполагает предотвращение нарастающего загрязнения  окружающей среды, иначе это уже  в обозримом будущем приведет к экологической катастрофе в  планетарных масштабах. Именно поэтому  обе эти глобальные проблемы справедливо  называют экологическими и даже с  определенным основанием рассматривают  как две стороны  единой экологической  проблемы. В свою очередь, эту экологическую  проблему может решить лишь на пути нового типа экологического развития, плодотворно используя потенциал  научно- технической революции, одновременно предотвращая ее отрицательные последствия. И хотя темпы экологического роста за истекшие четыре десятилетия в целом в развивающихся времени этот разрыв увеличился. Статистический расчеты показывают: если бы ежегодный прирост населения в развивающихся стран был таким же, как в развитых, то контраст между ними по уровню дохода на душу населения сократился  бы к настоящему времени. До 1:8 и мог бы оказаться в сопоставимых размерах на душу населения вдвое выше, чем сейчас. Однако сам этот «демографический взрыв» в развивающиеся странах, как считают ученые, обусловлен их сохраняющейся экономической, социальной и культурной отсталостью. Неспособность человечества решить хотя бы одну из глобальных проблем самым отрицательным образом повлияет на возможность решения всех остальных.

Информация о работе Глобальные экологические проблемы. Учение В.И. Вернадского о ноосфере