Геоэкологическая оценка влияния хозяйственной деятельности на окружающую среду: машиностроение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 08:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение влияния машиностроительного комплекса состояние окружающей среды Республики Башкортостан.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. дать физико-географическую характеристику Республики Башкортостан.
2. рассмотреть негативное влияние отрасли на состояние природной среды.

Содержание

Введение
Основная часть
Глава 1 Физико-географическая характеристика Республики Башкортостан
1.1. Географическое положение
1.2. Природные ресурсы
Глава 2 Особенности размещения машиностроительного комплекса
2.1. Общая характеристика машиностроительного комплекса и его основные задачи
2.2. Основные направления развития машиностроения РБ
2.3. Инвестиционные проекты
2.4. Современное состояние и перспективы развития машиностроительного комплекса Республики Башкортостан
Глава 3 Влияние машиностроительных предприятий на окружающую среду
3.1. Влияние машиностроения на окружающую среду
3.2. Пути улучшения состояния природной среды
Заключение
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая переделанная.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

За восемь месяцев 2011 года предприятиями машиностроения отгружено продукции уже на 47 млрд. рублей. Рост производства машин и оборудования составил почти 40%, электрооборудования, электронного и оптического оборудования - 13,4%, транспортных средств - более 26% [12].

Ежегодно наращивают объемы производства акционерные общества "Уфимское моторостроительное производственное объединение", "Нефтекамский автозавод", "Белебеевский завод "Автонормаль", "Туймазинский завод автобетоновозов", "Благовещенский арматурный завод", "Вагоноремонтный завод", "Уралтехнострой-Туймазыхиммаш", "Салаватнефтемаш", "Уфимский электроламповый завод - Свет", государственные предприятия "Гидравлика", "Кумертауское авиационное производственное предприятие", "Уфимское агрегатное производственное объединение" и другие [15].

Сегодня кризисные явления, имевшие место в 90-е годы в машиностроительной отрасли, в общей массе своей  успешно преодолены, производство машиностроительного  сектора республики в общем и  целом почти восстановлено. Уже 40-50 предприятий Башкортостана не только наверстали упущенное, но и ведут последовательную разработку технологических инноваций. А это 5% от общего числа всех (не только машиностроительных) крупных и средних предприятий Башкортостана. Например, ОАО Белебеевский завод "Автонормаль" внедрил разработанные технологии термической и химико-термической обработки на основе высокотемпературного азотирования. ОАО "УМПО" разработал и занят в настоящий момент освоением газотурбинных двигателей пятого поколения. В целях реализации этой программы на предприятии внедрена автоматизированная система управления производством и проектирования изделий, не имеющая аналогов в авиационной промышленности в России. ОАО научно-производственное предприятие "Полигон" успешно внедряет наукоемкие технологии в области микроэлектроники и телекоммуникаций.

Это именно у нас - к  гордости республики - разработан метод  комплексной (многокритериальной) оптимизации  планов экспериментального исследования технических систем, основанный на совместном учете функциональных основных и экономических критериев эффективности плана эксперимента. Данный метод использовался при оптимизации эксперимента по снятию характеристики компрессора и турбины газотурбинного двигателя ТА-6А, ТА-12. А ещё - нашей индустрии сегодня по силам (методом высокотемпературного азотирования с последующей светлой закалкой, включающей в себя вакуумный нагрев обрабатываемых деталей), осуществлять выдержку образцов в азотосодержащей атмосфере и последующее охлаждение со скоростью, превышающей критическую скорость закалки стали [15].

Производственный и  технологический уровень развития машиностроительных предприятий, наряду с высокими кредитными рейтингами Башкортостана, способствует созданию условий для  реализации крупных инвестиционных проектов. Завершается строительство трансформаторного завода. Реализуется проект по производству нового колесного трактора среднего класса и многое другое. За последние годы в машиностроительном комплексе разработаны и внедрены в производство около 2 тысяч новых видов продукции. При этом на предприятиях действуют международные системы менеджмента качества.

Можно в полной мере выразить уверенность в том, что многотысячный  отряд машиностроителей республики и в дальнейшем будет успешно  решать все стоящие перед ним  ответственные задачи. Продукция же, выпускаемая нашими предприятиями, будет пользоваться все более широким спросом среди покупателей не только Российской Федерации, но и стран ближнего и дальнего зарубежья. Индекс промышленного производства за восемь месяцев текущего года в выпуске машин и оборудования увеличился на 39,6 процента, электрооборудования, электронного и оптического оборудования - на 13,4 процента, транспортных средств - на 26,2 процента, готовых металлических изделий - на 1,9 процента [15].

    В общем объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг за восемь месяцев этого года доля машиностроительного комплекса составила 16 процентов против 12 процентов за аналогичный период прошлого года.

Основной прирост обеспечен ростом производства нефтегазоперерабатывающего, химического, нефтепромыслового оборудования, нефтеаппаратуры, осветительных электроламп, прицепов и полуприцепов, автобетоносмесителей, троллейбусов и другой продукции. Надо отметить, что около 30 % в общем объеме отгруженной продукции машиностроения приходится на предприятия оборонно-промышленного комплекса, который включает в себя сегодня 12 хозяйствующих субъектов.

Круг заказчиков наших  машиностроителей расширяется. Если в 2000 году мы поставили на экспорт машиностроительной продукции на 90 с небольшим миллионов долларов США, то в 2006-м эта цифра составляла уже более 483 миллионов долларов. Предприятия комплекса сейчас активно работают над повышением конкурентоспособности своей продукции, осваивают производство новых видов изделий. Так, сумма отгруженной предприятиями инновационной промышленной продукции за восемь месяцев этого года увеличилась более чем в три раза! Наиболее активную инновационную политику ведут акционерные общества "НефАЗ", "Уралтехнострой-Туймазыхиммаш", "Стерлитамак М.Т.Е.", "Электроаппарат", НИИ "Солитон", ООО "Корпорация "Уралтехнострой", "ООО-ГЕО Импульс Интернэшнл", государственные предприятия "Гидравлика", "УАПО", НПП "Мотор", УНПП "Молния" [5].

Республике удалось  создать ту самую кооперацию крупного бизнеса с малым, без чего немыслимо солидное производство высокотехнологичной продукции за рубежом. Это происходит сообразно экономическим законам. Если мы заглянем в список поставщиков любого крупного машиностроительного предприятия республики, то обязательно увидим там присутствие целого ряда малых фирм, соответствующих этому процессу.

Однако нельзя не отметить, что развитие машиностроения тормозит изношенность основных фондов. Долгое время предприятия не могли вкладывать в новое оборудование и технологии - все заработанное уходило на погашение просроченной задолженности в бюджет и социальные фонды, а также на коммунальные и иные платежи.

Сейчас предприятия  стараются расположиться компактно, но расходы на энергоносители все  равно вносят существенную лепту в увеличение себестоимости продукции. Решить эту проблему можно только максимальной экономией и применением энергосберегающих технологий. Остается сложным и положение дел с кадрами. Сегодня РБ ощущает дефицит рабочих рук - токарей, фрезеровщиков, сварщиков. Фактический развал системы профтехобразования дает о себе знать. А вот нехватка инженеров имеет иную природу. Учебных заведений, где готовят технарей с высшим образованием, пока достаточно, но выпускники, как правило, выбирают более денежные сферы [16].

У машиностроения в республике хорошие перспективы. В настоящее  время реализуется достаточно много  инвестиционных проектов в области  машиностроения, чего, конечно, не было в первые годы постсоветского времени. Ни одного завода не было построено в 90-х годах. Не до создания новых машиностроительных гигантов было, когда имеющиеся мощности простаивали. Так что знаковым можно назвать строительство Уфимского завода трансформаторов. Новое крупное производство позволит создать 1200 рабочих мест. Объем инвестиций составил более трех миллиардов рублей. Полным ходом идет реализация проекта организации производства универсального колесного трактора на территории республики.

Благодаря успешной реализации этих и многих других проектов усилятся позиции машиностроения Башкортостана. Ведь известно: уровень развития именно этого комплекса определяет в целом экономику страны и региона в частности. Машиностроение и ТЭК - важнейшие составляющие нашей экономики. Однако глубокая переработка всегда была и будет предпочтительнее сырьевого профиля. И в республике есть понимание этого, иначе не делалась бы столь серьезная ставка на машиностроение. Сейчас можно говорить даже об инновационной переориентации экономики региона, притом, конечно, что развиваться должны все отрасли, в том числе и сырьевые предприятия.

 

 

 

 

 

Глава 3.  Машиностроение и окружающая среда

    1. Влияние машиностроения на окружающую среду

Из большого объёма промышленных выбросов, попадающих в окружающую среду, на машиностроение приходится лишь незначительная его часть — 1-2%. Однако на машиностроительных предприятиях имеются  основные и обеспечивающие технологические  процессы и производства с весьма высоким уровнем загрязнения окружающей среды.

К ним относятся:

— внутризаводское энергетическое производство и другие процессы, связанные со сжиганием топлива;

—  литейное производство;

—  металлообработка конструкций и отдельных деталей;

—  сварочное производство;

—  гальваническое производство;

—  лакокрасочное производство.

По уровню загрязнения  окружающей среды районы гальванических и красильных цехов как машиностроительных в целом, так и оборонных предприятий  сопоставимы с такими крупнейшими источниками экологической опасности, как химическая промышленность; литейное производство сравнимо с металлургией; территории заводских котельных — с районами ТЭС, которые относятся к числу основных загрязнителей [20].

Таким образом, машиностроительный комплекс в целом и производства оборонных отраслей промышленности, как его неотъемлемая составляющая часть, являются потенциальными загрязнителями окружающей среды:

—  воздушного пространства (выбросы газа, парообразных веществ, дымов, аэрозолей, пыли и т.п.);

—  поверхностных водоисточников (сточные воды, утечка жидких продуктов или полуфабрикатов и т.п.);

—  почвы (накопление твердых отходов, выпадение токсичных веществ из загрязнённого воздуха, сточных вод). При всём многообразии подотраслей машиностроения и в том числе военно-ориентированных, оборонных предприятий по специфике загрязнения окружающей среды их можно разделить на две группы: ресурсы и накопление [20].

Гальваническое производство - один из наиболее крупных источников образования сточных вод в  машиностроении. Основными загрязнителями сточных вод гальванических производств являются ионы тяжёлых металлов, неорганических кислот и щелочей, цианиды, поверхностно-активные вещества.

Загрязнители, образующиеся в процессе обезжиривания поверхностей, определяются типами используемых растворителей, в качестве которых наиболее широко применяются растворы щелочей, хлорорганические растворители и фреоны.

Основными загрязнителями красильных производств машиностроительных предприятий являются лакокрасочные  материалы и их составляющие: синтетические смолы, органические растворители, пластификаторы, катализаторы и инициаторы пленкообразования, неорганических пигментов [20].

Наибольшую экологическую  опасность при пескоструйной  и гидроабразивной очистке поверхности представляет образование в ходе данных процессов пылевидных частиц.

Наиболее экологически опасными загрязнителями, образующимися  в литейном производстве, являются оксид и двуокись серы и оксиды азота, а также твердые вещества, входящие в состав литейных форм. Основными загрязнителями, образуемыми в процессе производства энергии из ископаемого топлива на предприятиях машиностроения, являются двуоксид серы, оксиды азота, взвешенные частицы, оксид углерода и углеводороды.

Наиболее экологически опасные загрязнители при металлообработке - индустриальные масла, металлическая пыль и др. [20].

Твердые отходы машиностроительного  производства содержат амортизационный  лом (модернизация оборудования, оснастки, инструмента), стружки и опилки металлов, древесины, пластмасс и т. п., шлаки, золы, шламы, осадки и пыль (отходы систем очистки воздуха и др.).

На машиностроительных предприятиях 55 % амортизационного лома образуется от замены технологической  оснастки и инструмента. Безвозвратные  потери металла вследствие трения и коррозии составляют примерно 25 % от общего количества амортизационного лома [20].

Размеры отходов металла  в производстве зависят от количества металлов и сплавов, подлежащих переработке  и установленного коэффициента отходов. В основном машиностроительные предприятия образуют отходы от производства проката (концы, обрезки, обдирочная стружка, опилки, окалина и др.); производства литья (литники, сплески, шлаки и съёмы, сор и др.); механической обработки (высечки, обрезки, стружка, опилки и др.). На предприятиях машиностроения отходы составляют до 260 кг на 1 т металла, иногда эти отходы составляют 50 % массы обрабатываемых заготовок (при листовой штамповке потери металла достигают 60 %). Основными источниками образования отходов легированных сталей являются металлообработка (84 %) и амортизационный лом (16 %) [20].

Шламы из отстойников  очистных сооружений и прокатных  цехов содержат большое количество твердых материалов, концентрация которых  составляет от 20 до 300 г/л. После обезвреживания и сушки шламы используют в качестве добавки к агломерационной шихте и удаляют в отвалы. Шламы термических литейных и других цехов содержат токсичные соединения свинца, хрома, меди, цинка, а также цианиды, хлорофос и др. [18].

Информация о работе Геоэкологическая оценка влияния хозяйственной деятельности на окружающую среду: машиностроение