Влияние различных видов транспорта на экосистему

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2012 в 23:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является: изучить влияние различных видов транспорта на экосистему.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….………………….3
ЧЕЛОВЕК И ЭКОСИСТЕМА………………………………………………..…..4
Понятия «экология» и «экосистема»…………………………………………….4
Воздействие человека на экосистему………………………………………….4-6
2. ВЛИЯНИЕ ТРАНСПОРТА НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ………………...7
2.1. Влияние авиатранспорта на атмосферу……………….…………..….7-9
2.2. Влияние железнодорожного транспорта на окружающую среду....9-15
2.3. Влияние морского транспорта на экосистему моря……….…16-17
2.4. Влияние автотранспорта на окружающую среду………………….17-23
3. ВОЗДЕЙСТВИЕ ТРАНСПОРТНОГО ШУМА НА ЧЕЛОВЕКА………….24
3.1. Влияние шума на организм человека………………………………24-26
3.2. Допустимые уровни шума для населения.…………………..…….26-27
3.3. Защита от шума автомобилей………………………………………27-29
4.ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОЗДУХА ОТРАБОТАННЫМИ ГАЗАМИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ……………………………...……………….30-32
5. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВИДЫ ТОПЛИВА.………………………………33-34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...….35-36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………….……………………….37
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………....38-40

Вложенные файлы: 1 файл

люда курсовая.doc

— 1.10 Мб (Скачать файл)
style="text-align:justify">Химические вещества и соединения могут мигрировать и рассеиваться в воздухе, в воде, почвах, нанося обратимый, частично обратимый и необратимый ущерб природе. В миграции химических веществ и заразных микроорганизмов важное место занимает транспорт.

Обеспечить равновесие в природе можно с помощью правовых, социально-экономических, организационных, технических, санитарно-гигиенических, биологических и других методов.

Правовые методы регламентируют нормы и порядок природопользования исходя из условия сохранения относительного равновесия в окружающей среде.

Социальные методы основаны на ответственности всех слоев общества за состояние охраны окружающей среды.

Экономические методы предусматривают определенные виды затрат на сохранение равновесия окружающей среды, рациональную плату за ресурсы, возмещение ущерба.

Организационные методы основаны на научной организации природопользования и выполнении административных и правоохранных мер по предотвращению вредного воздействия на окружающую среду.

Технические методы основаны на создании новых технологий и производственного оборудования, уменьшающих вредное воздействие на природную среду, внедрение эффективных средств очистки выбросов в атмосферу и сбросов в водоемы.

Санитарно-гигиенические методы предусматривают обязательный контроль за состоянием окружающей среды с целью своевременного принятия мер по предотвращению вредного влияния загрязнений на людей и природу [13].

Железнодорожный транспорт создаёт шумовое, тепловое  загрязнение, наличие излучений среды обитания человека.

На железнодорожном транспорте источниками выбросов вредных веществ в атмосферу являются объекты производственных предприятий  и подвижного состава. Они подразделены на стационарные и передвижные. Из стационарных источников наибольший вред окружающей среде наносят котельные, в зависимости от применяемого топлива  при его сгорании выделяются  различные количества вредных веществ. При  сжигании твёрдого топлива в атмосферу выделяются оксиды серы, углерода, азота, летучая зола, сажа. Мазуты при сгорании в котельных  агрегатах выделяют с дымовыми газами, оксиды серы, диоксид азота, твердые продукты неполного сгорания ванадия.

Приготовление в депо сухого песка для локомотивов, его транспортировка и загрузка в тепловозы сопровождается выделением воздушную среду пыли и газообразных веществ. Нанесение лакокрасочных покрытий сопровождается выделением в атмосферу паров растворителей, аэрозоля краски. При использовании растворителей, шпатлёвок, грунтовок, лаков, эмалей, поступающие в воздух пары содержат ацетон, бензол, ксилол, бутиловый спирт, толуол, уайт-спирит, формальдегид  в концентрации от 10до 150 мг/м3

При обмывке подвижного состава в   воздух выделятся пыль до 1,5-20 мг/м3, карбоната натрия – до 1,0-5,0 мг/м3 [13].

Путевая техника, тепловозы при сжигании топлива  с выхлопными газами выделяют (оксид серы, углерода, азота, альдегиды).

Вода употребляется во многих технологических процессах железнодорожного хозяйства. В целях экономии этого ценного природного ресурса разработаны нормы потребления и отведения воды. После использования на предприятиях вода загрязняется различными примесями и переходит в разряд производственных сточных вод. Многие вещества, загрязняющие стоки предприятий, токсичны для окружающей природной среды. Качественный и количественный  состав стоков, а также их расход зависят от характера технологических процессов предприятия.

Производственные  сточные воды локомотивного депо образуются в процессе наружной обмывки подвижного состава, при промывке узлов деталей, аккумуляторов, мытье смотровых канав, стирке спецодежды. Сточные воды в основном содержат взвешенные частицы, нефтепродукты, бактериальные загрязнения, кислоты, щёлочи, поверхностно- активные вещества (ПАВ).

Наиболее распространёнными загрязнителями территорий предприятий железнодорожной отрасли является нефть, нефтепродукты, мазут, топливо, смазочные материалы. Причиной загрязнения железнодорожных путей нефтепродуктами является утечка их из цистерн, неисправных котлов, при заправке колесных букс. Количество загрязнений колеблется от 5до20г на 1кг грунта. Предприятия железнодорожного транспорта занимают территории от2 до50 га (локомотивные и вагонные депо-4-5га, территории промывочных станций, железнодорожные станции, пункты подготовки пассажирских вагонов, шлакопропиточные заводы- 12га). Загрязнение территорий отрицательно сказывается на состоянии окружающей природной среды.

Основными источниками  шума на железнодорожном транспорте являются движущие поезда, путевые машины, производственное оборудование.

 

Интенсивное движение поездов вблизи линий жилой застройки, в черте города, посёлка заметно ухудшает акустический климат населённых пунктов и жилых помещений. Распространённым источником  шума,  является локомотив. Общий шум дизельного тепловоза на расстоянии 0,5 м от корпуса и аэродинамического шума выхлопа на расстоянии 1м от выхода патрубка достигает 120 дБ.

Источниками интенсивного шума являются локомотивные, вагонные депо. Шумы технологического оборудования можно ориентировочно разделить на три категории:

      умеренно шумное с суммарным уровнем звука не более 75дБ;

      шумное 75-100дБ;

      особо шумовое с уровнем более 100дБ.

Источниками вибрации на железнодорожном транспорте являются такие технологические процессы как укладка бетонных смесей, производство крупнопанельных конструкций. А также движущиеся  поезда, механические колебания, которые они возбуждают. Так при следовании поезда через мост вибрации передаются через его основание, реку и рядом находящиеся объекты.

Ионизирующие излучения представляют собой потоки частиц и квантов электромагнитного излучения, прохождение которых через вещество приводит к ионизации и возбуждению его атомов и молекул. На железнодорожном транспорте источником ионизирующего излучения является перевозки радиоактивных грузов, материалов, например, гранита.

Различают α, β, γ излучение. Уровень радиации по действующему стандарту считается безопасным, когда человек за год получает до 170мбэр. В результате облучения у человека замедляется рост, снижается сопротивляемость к инфекциям и ослабляется иммунитет организма. Радиационное поражение генов сказывается на последующих поколениях, вызывая глубокие процессы перерождения организма (физическое и умственное нарушения).

Выбросы в атмосферу подлежат очистке. Под очисткой понимают отделение выбросов вредных веществ. В настоящее время используют механические, физические, физико-химические методы удаления из воздуха вредных примесей. Газоочистные установки очищают от твердых, жидких примесей и аэрозолей, газообразных веществ [1].

Производственные сточные воды железнодорожных предприятий представляют собой сложные системы, содержащие органические и минеральные вещества, состав которых определяется характером техногенных процессов.

Очистка сточных вод предприятий железнодорожного транспорта осуществляется механическими, химическими, физико-химическими, биологическими и другими методами. Для предварительной очитки сточные воды пропускают через решетки, затем отстойники для осаждения из сточных вод примесей в песколовках, отстойниках, гидроциклонах и осветителях. Песколовки применяют для предварительного выделения минеральных и органических загрязнений. Эффективность отстаивания достигает 60%. Для очистки сточных вод от основной массы нефтепродуктов применяются нефтеловушки. Всплывающую нефть собирают поворотными трубами, а твердый осадок удаляют через донный клапан. Для выделения из сточных вод жидких веществ, применяется фильтрование с сетчатыми элементами. Для механической отчистки сточных вод от нефтепродуктов применяются гидроциклоны и центрифуги. Гидроциклоны применяются взамен песколовок  или отстойников при недостатке площади их размещения. Сущность биологической очистки заключаются в окислении органических загрязнителей микроорганизмами [14].

Утилизация (от лат. utilis- полезный) - употребление отходов с пользой. Этот процесс представляет собой совокупность технологических операций, в результате которых из отходов производится один или несколько видов продукций или используется для получения тепла и энергии.

На железнодорожном транспорте значительная часть образующихся отходов содержит нефтепродукты. Они могут быть горючие и негорючие, жидкие, пастообразные, твердые.

Наиболее эффективным является процесс пиролиза. В этом случае получается около 50% порошкообразного продукта, практически не содержащего нефтепродукты. Выход газообразных продуктов достигает 10%, что позволяет использовать их в качестве топлива, твердый конденсат так же используется в качестве топлива. Наибольшим удельным весом среди производственных отходов обладает шлаки, зола. Шлаковые отходы являются ценным сырьем для промышленного и дорожного строительства.

Кустовой шлак используют как наполнитель бетона, искусственных заполнителей, добавки в производстве кирпича.

Работники железнодорожного транспорта при  выполнении служебных обязанностей постоянно подвергаются воздействию интенсивного шума, который помимо вредного действия  маскирует информационные звуковые сигналы. Это затрудняет восприятие подаваемых подвижным составом сигналов и сообщений диспетчера и повышает опасность производственного процесса. Поэтому снижение шума является одной из задач охраны труда и окружающей среды.

Источником шума на локомотиве является система «колесо - рельс», вентиляторы, система охлаждения, компрессор. Самым эффективным средством борьбы является применение глушителей. Для этих целей используют огнестойкие и звукопоглащающ0ие материалы. При распространении шума на территории города следует предусматривать  специальные градостроительные меры: в зоне примыкающей к железной дороге следует располагать здания, сооружения с ненормированным шумовым режимом - гаражи, автостоянки, склады, защитные полосы озеленения, далее учреждения бытового обследования, площадки в зоне, удаленной от железной дороги располагаются больницы, места отдыха [10].

 

2.3. Влияние   морского   транспорта  на  экосистему  моря

Морской транспорт является одной из ключевых отраслей мировой экономики. Сочетая в себе торгово-промышленные и коммуникативные функции, он оказывает влияние на все сферы социально-экономической деятельности государства. Однако морской транспорт также является одним из главных источников постоянного загрязнения морской среды. Экологическая опасность морского транспорта складывается из двух составляющих -- эксплуатационной и аварийной. Загрязнения, возникающие в процессе эксплуатации судов, портов и судоремонтных предприятий, достаточно изучены и прогнозированы. Они сводятся, преимущественно, к сбрасыванию в море отходов производства в нарушение действующих правил и норм. При эксплуатационных загрязнениях происходит хроническое отравление прибрежной зоны, что со временем отражается на качественных оценках всего морского шельфа. Причинами аварийных ситуаций загрязнения морской среды являются чрезвычайные происшествия в акватории портов или в прибрежных водах. Чаще всего они вызваны техническими авариями судов, нарушениями правил мореплавания и швартовки в портах или доках, не соблюдением условий погрузочно-разгрузочных работ и т. д. При аварийных разливах происходят залповые выбросы большого количества загрязнителей, что приводит к массовой гибели обитателей моря в районах аварии и прилегающих территориях. Одной из самых главных опасностей загрязнения морской среды является сброс нефти и нефтепродуктов. Существуют расчеты о том, что в настоящее время уже до 1/3 всей площади Мирового океана покрыто плёнкой нефти различной толщины. Это вызывает гибель планктонных организмов, рыбы, птиц и млекопитающих. Ситуация в Черном море также тревожна: в Одесском, Ильичёвском и Керченскомпортах содержание нефтепродуктов в воде превышает предельно допустимую концентрацию в 1,5 - 2 раза [15].

Предотвращение загрязнения моря невозможно обеспечить только за счет внедрения на судах различных природоохранных технологий и техники. Для снижения антропогенной нагрузки на окружающую морскую среду, необходимо постоянно проводить работы по внедрению экологически безопасных перегрузочных процессов, очистке стоков, обезвреживанию жидких, твердых отходов, осуществлять мониторинг за состоянием акватории, атмосферного воздуха в районах расположения береговых объектов.

Cитуация требует усилить защиту морской  среды. Среди необходимых срочных мер можно выделить следующие:

      максимально исключить длительное влияние  загрязнений в малых дозах, что приводит к постепенному накоплению в среде загрязняющих веществ и, в итоге, к деградации  экосистемы ;

      решить проблему судовых балластных вод, актуальность которой усиливается в связи с глобальным развитием морских  перевозок;

      унифицировать комплекс мероприятий по защите  морской   экосистемы  вовсем бассейне Черного моря [15].

 

2.4. Влияние автотранспорта на окружающую среду

Главным загрязнителем атмосферного воздуха  свинцом в Российской Федерации  в настоящее время является автотранспорт, использующий этилированный бензин: от 70 до 87 % общей эмиссии свинца по различным оценкам. РЬО (оксиды свинца) - возникают в ОГ карбюраторных двигателей, когда используется этилированный бензин, чтобы увеличить октановое число для уменьшения детонации (это очень быстрое, взрывное сгорание отдельных участков рабочей смеси в цилиндрах двигателя со скоростью распространения пламени до 3000 м/с, сопровождающееся значительным повышением давления газов). При сжигании одной тонны этилированного бензина в атмосферу выбрасывается приблизительно 0,5... 0,85 кг оксидов свинца. По предварительным данным, проблема загрязнения окружающей среды свинцом от выбросов автотранспорта становится значимой в городах с населением свыше 100 000 человек и для локальных участков вдоль автотрасс с интенсивным движением. Радикальный метод борьбы с загрязнением окружающей среды свинцом выбросами автомобильного транспорта - отказ от использования этилированных бензинов. По данным 1995г. 9 из 25 нефтеперерабатывающих заводов России перешли на выпуск неэтилированных бензинов. В 1997 году доля неэтилированного бензина в общем объеме производства составила 68%. Однако, из-за финансовых и организационных трудностей полный отказ от производства этилированных бензинов в стране задерживается.

Автомобильный парк, являющийся одним из основных источников загрязнения окружающей среды, сосредоточен, в основном, в городах. Если в среднем в мире на 1 км2 территории приходится пять автомобилей, то плотность их в крупнейших городах развитых стран в 200-300 раз выше.

Информация о работе Влияние различных видов транспорта на экосистему