Влияние крупного промышленного центра на окружающую среду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 10:52, реферат

Краткое описание

Промышленный комплекс современной Уфы имеет многоотраслевую производственную структуру. Высокая степень концентрации промышленности на территории города создает нагрузку на окружающую среду. Уфа выбрасывает 8 млн. т. промышленных отходов.
Загрязняющие вещества, выбрасываемые в больших концентрациях промышленными предприятиями приводит к загрязнению атмосферы и водных объектов города, что в свою очередь может привести к заболеванию населения, к уничтожению флоры и фауны.

Содержание

Введение
1.История развития промышленности города.
2. Современная экологическая ситуация города Уфа.
2.1 Экологические проблемы республики Башкортостан.
Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач природа.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

     Аналитическое подразделение Госкомэкологии РБ —  Управление государственного аналитического контроля (УГАК) — единственная в республике аналитическая структура, осуществляющая поиск источников загрязнения и контроль качества окружающей среды при аварийных и чрезвычайных ситуациях. В 2001 году УГАК, наконец, обрело благоустроенное помещение. А это очень важный фактор для успешного выполнения стоящих перед управлением задач.

     Государственной экологической экспертизой в  прошлом году проведено 362 государственные экологические экспертизы материалов по строительству объектов, экологическому обоснованию лицензий, экологических программ, проектов нормативов выбросов загрязняющих веществ. Отделом проведены работы по приведению в соответствие законов Российской Федерации и Республики Башкортостан «Об экологической экспертизе». В работе экспертных комиссий приняли участие 879 экспертов. Следует отметить, что в последнее время руководство республики, предприятия и организации стали уделять большее внимание определению негативного воздействия объектов на окружающую среду, созданию экологических программ. Так, в 2001 году государственную экологическую экспертизу прошли: — Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан до 2006 года»;

  • программы по оздоровлению экологической обстановки на 2001—2005 годы городов Белорецк, Сибай;
  • проекты строительства полигонов твердых бытовых отходов городов Кумертау, Дюртюли, село Бураево, Месягутово;
  • проекты реконструкции очистных сооружений хоз-бытовых сточных вод ОАО «Учалинский ГОК», очистных сооружений производственных сточных вод ОАО «Автонормаль».

     Республиканская система государственных органов  управления в области природопользования и охраны окружающей среды не потребовала внесения кардинальных структурных изменений, так как в республике создана одна из самых полных в Российской Федерации база природоохранного законодательства. Внедрены и развиваются экономические механизмы управления охраной окружающей среды, система нормирования антропогенной нагрузки и лицензирования видов деятельности в сфере охраны окружающей среды, создаются институты экологического аудита, страхования и сертификации. Уникальная материально-техническая база аналитической службы позволяет контролировать практически все среды и объекты на современном уровне. В природоохранные мероприятия инвестируется ежегодно более 1 млрд. рублей из различных источников, что позволяет реализовывать как мероприятия республиканских, так и федеральных экологических программ. Республика принимает участие в реализации федеральных программ “Возрождение Волги”, “Экологическая безопасность Урала”, “Охрана окружающей среды Российской Федерации от свинцового загрязнения и снижение его влияния на здоровье населения” и других.

     Метод разработки целевых программ в области  экологического развития и охраны окружающей среды республики является вполне оправданным, поскольку благодаря его существованию законодательно закрепляется возможность финансирования природоохранных мероприятий, в том числе и из республиканского бюджета. С целью реализации данного метода в 2001 году была разработана и утверждена комплексная программа «Экологическая безопасность Республики Башкортостан на 2001-2005 годы», пришедшая на смену действовавшим ранее почти 30 различным экологическим программам, распоряжениям и постановлениям правительства. Принятый механизм реализации программы предусматривает разработку экологических программ на уровне каждого города и района республики, а также на уровне каждого природопользователя. Одним из критериев отбора мероприятий для долевого финансирования из республиканского бюджета является его наличие именно в городской или районной программах, а также и финансирование за счет бюджетов соответствующих территорий. На сегодняшний день утвержденные программы имеют 18 районов и 11 городов республики. Наиболее удовлетворительно они реализуются в городах Стерлитамак, Салават, Туймазы и Туймазинском районе. Менее удовлетворительно — в городе Учалы, Учалинском и Стерлитамакском районах. Завершена разработка экологической программы города Уфы.

     В Государственной Программе “Возрождение и развитие башкирского народа”, принятой I Всемирным курултаем башкир, были освещены и проблемы экологии, охраны здоровья и сохранения генофонда башкирского народа.

     Положения Программы в области охраны окружающей среды на сегодняшний день в основном выполнены:

  • создана и продолжает развиваться нормативная правовая база в области охраны окружающей среды;
  • осуществлен ряд мер по улучшению экологической ситуации: введены новые очистные установки на заводах, построены современные производства, позволившие уменьшить поступление загрязняющих веществ в окружающую среду, строятся современные полигоны твердых бытовых отходов, созданы научные и исследовательские структуры. Начиная с 1990 года, проявляется устойчивая тенденция к снижению объемов выбросов и сбросов в окружающую среду;
  • приняты и начали действовать комплексная программа «Экологическая безопасность Республики Башкортостан» на 2001—2005 годы с подпрограммами «Отходы производства и потребления» на 2001—2011 годы и «Создание единой государственной информационной системы экологического мониторинга в Республике Башкортостан» на 2001—2005 годы, основная цель которых — улучшение состояния окружающей среды Республики Башкортостан и обеспечение безопасности здоровья граждан;
  • в природоохранные мероприятия инвестируется ежегодно более 1 млрд. рублей из различных источников, что позволяет реализовывать как мероприятия республиканских, так и федеральных экологических программ;
  • в целях установления соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий в республике осуществляется обязательная государственная экологическая экспертиза. Но и сегодня экологическая ситуация Республики Башкортостан продолжает оставаться напряженной. В загрязнении атмосферного воздуха городов республики с каждым годом увеличивается доля выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта. Остаются нерешенными проблемы, связанные с расширением использования экологически чистых видов автомобильного топлива, недостаточной оснащенностью источников выбросов загрязняющих веществ промышленных предприятий газоочистными установками. В области охраны водных объектов имеются проблемы, связанные с загрязнением водных объектов в результате добычи нефти и других полезных ископаемых (медь, золото и т.д.), неэффективной работой существующих очистных сооружений и строительством новых. Необходимо решение вопросов канализации и очистки сточных вод сельских населенных пунктов, проведение мероприятий по приведению в соответствие с
  • требованиями законодательства водоохранных зон водных объектов. В области обращения с отходами производства и потребления основными проблемами остаются такие, как отсутствие малоотходных технологий, практически не выводится из эксплуатации устаревшее технологическое оборудование, низок уровень утилизации нефтешламсодержащих отходов нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отраслей промышленности, крупнотоннажных отходов, основную долю которых составляют отходы горнодобывающей и горноперерабатывающей промышленности, а также отсутствие разветвленной сети сбора вторичных ресурсов, приводящее к увеличению нагрузки на свалки твердых бытовых отходов, к потере источников вторичного сырья.

     В сельскохозяйственных системах сохраняется тенденция к деградации почв — усиление эрозионных процессов, переуплотнение почвенного профиля, уменьшение мощности гумусового горизонта, подкисление, переувлажнение почв и т.д. Наиболее опасным источником загрязнения почв являются запрещенные к применению пестициды и агрохимикаты. Нерешенной остается проблема утилизации пришедших в негодность запрещенных к применению ядохимикатов. В соседних регионах, в местах компактного проживания башкирского населения, также имеются серьезные экологические проблемы. Необходимо добиваться материальной и моральной компенсации в отношении башкирского населения, которое оказалось жертвой радиоактивного заражения в результате атомных испытаний на Тоцком полигоне в Оренбургской области и атомной аварии на радиохимическом комбинате «Маяк» в Челябинской области.

     Большую часть перечисленных проблем  должно решить выполнение мероприятий  комплексной программы «Экологическая безопасность Республики Башкортостан»  на 2001-2005 годы.

     Важнейшими направлениями улучшения окружающей среды, защиты здоровья и сохранения генофонда в Республике Башкортостан считаем:

  • продолжение развития нормативной правовой базы в области охраны окружающей среды;
  • выполнение принятых республиканских экологических программ;
  • выполнение действующих договоров Республики Башкортостан с Пермской, Челябинской областями, Республикой Татарстан, Удмуртской Республикой, Свердловской и Оренбургской областями по сотрудничеству в области охраны окружающей среды и организации совместных действий в случае трансграничного загрязнения;
  • принятие нормативных актов по экономическому стимулированию охраны окружающей среды, включающих механизм льготного налогообложения предприятий, участвующих в природоохранной деятельности;
  • развитие институтов экологического страхования и аудирования;
  • развитие сети особо охраняемых природных территорий Республики Башкортостан;
  • активизацию в средствах массовой информации республики пропаганды здорового образа жизни, бережного отношения к окружающей природной среде, развитие системы всеобщего непрерывного экологического образования.

     Принятую  в 2001 году концептуальную основу комплексного решения вопросов охраны окружающей среды в рамках республиканской целевой программы «Экологическая безопасность Республики Башкортостан» на период до 2005 года необходимо закрепить в соответствующих районных, городских и объектовых программах.

     Одним из основных загрязнителей воздушного бассейна республики является автотранспорт. Его доля в общем объеме выбросов составляет 60%. Отработанные газы автомобильных двигателей содержат свыше двухсот токсичных компонентов, которые плохо рассеиваются в воздухе и концентрируются на уровне органов дыхания человека. Необходимо определить на республиканском уровне комплекс мероприятий по более полному использованию природного и сжиженного газа в качестве моторного топлива. Продолжает оставаться актуальной и проблема безопасного обращения с отходами производства и потребления. Важными направлениями в ее решении являются создание эффективной системы экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами, оказание государственной поддержки предприятиям малого бизнеса, занимающимся решением проблемы отходов, обеспечение комплексного подхода к проблеме промышленных и твердых бытовых отходов.

     В условиях недофинансирования природоохранной  деятельности важными методами экономического регулирования являются институты экологического страхования и сертификации, а также экоаудита, представляющие собой связующий рычаг в отношениях между природопользователями и органами государственного управления. Необходимо способствовать их развитию. Одним из факторов, обеспечивающих устойчивое экологическое развитие республики, являются особо охраняемые природные территории. Необходимо продолжить работу по выявлению и организации новых особо охраняемых природных территорий в республике. В то же время, учитывая ограничение финансовых ресурсов, необходимо содействовать внедрению элементов самофинансирования особо охраняемых природных территорий. Учитывая первостепенную важность формирования экологического сознания населения, необходимо активизировать в средствах массовой информации республики пропаганду здорового образа жизни, бережного отношения к окружающей природной среде, способствовать развитию системы всеобщего непрерывного экологического образования.

     Заключение 

     В курсовой работе получены подробные сведения о развитии промышленности в городе Уфа.

     Выявлено, что для улучшения экологического состояния города, необходимо построить очистные сооружения. Для утилизации отходов требуется разработка новых площадей под свалку.

     Установлено, наиболее перспективным способом решения  проблемы является переработка городских  отходов. Получили развитие следующие  основные направления в переработке: органическая масса используется для получения удобрений, текстильная и бумажная макулатура используется для получения новой бумаги, металлолом направляется в переплавку. Основной проблемой в переработке является сортировка мусора и разработка технологических процессов переработки. 
 
 
 
 

    Список  литературы:                                                                                                                                         Башкортостан. Подшивка газет за 2002 год

    Гринин  А.С., Новиков В.Н. Промышленные и  бытовые отходы: Хранение, утилизация, переработка. - М.: ФАИР-Пресс, 2002. - 336 с. - Библиогр. 

Информация о работе Влияние крупного промышленного центра на окружающую среду