Взаимодействие общества и природы в индустриальный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 17:46, реферат

Краткое описание

Если двадцать-тридцать лет назад экологические проблемы обсуждали только специалисты, то сейчас о катастрофическом состоянии нашей планеты знают даже дети. Экологические проблемы являются всеобщими проблемами населения Земли. Демографический взрыв и научно-техническая революция привели к колоссальному увеличению потребления природных ресурсов. При таких темпах потребления стало очевидным исчерпание многих природных ресурсов в ближайшее время. Одновременно отходы производства стали всё больше загрязнять окружающую природную среду, разрушая здоровье населения.

Содержание

Введение
1. 1.Этапы во взаимоотношении общества и природы
2. 2.Особенности взаимодействия общества и природы на современном этапе
3. 3.Концепции в развитии взаимоотношений общества и природы
4. 4.Культура природопользования
5. 5.На пути к рациональному природопользованию
Выводы
Список источников информации

Вложенные файлы: 1 файл

реферат экология.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

       Главные   выводы,   к   которым   приходят   сторонники   данной   концепции      - необходимость  заменить продуктивистскую модель развития, принципиально иной  - гуманистической     моделью    самоценности     и  самоосуществимости      человека   как  личности.  Практическая  реализация  данной  модели  возможна  при  "нулевом  росте",  что  подразумевает  прекращение  роста  производства  и  населения  для  сохранения  истощающихся природных ресурсов и охраны окружающей среды от антропогенного  воздействия, то есть. В целом, концепция находит наибольшее понимание в странах с  развивающейся   экономикой,      где  основными   приоритетами     является  не   охрана природы,  а решение социальных  проблем (низкий  жизненный уровень,  в том числе уровень доходов и социальной  инфраструктуры,    безработица,  голод,  недостаток  чистой питьевой воды, и др.). Прежде всего, увеличение производства идет за счет экстенсивного использования природных ресурсов, то есть отношения к природе как предмету труда.

       Вторая    группа   концепций,     в   наибольшей     степени    отражает    позицию   развивающихся      стран,   -  прежде    чем   заниматься    вопросами     охраны    среды,  необходимо добиться богатство и социального уровня, схожих с развитыми странами  Европы    и   США.       Подобные     взгляды    игнорируют     проблемы    использования природных ресурсов, загрязнения и деградации компонентов окружающей природной  среды,  устанавливая  приоритеты  на  увеличении  темпов  экономического  роста,  и  формируют  отношение к природе прежде всего, как к средству обогащения.

       Наиболее  сбалансированной,  с  нашей  точки  зрения,  является  третья  группа  концепций, объединяемых названием «экоразвитие» (ecodevelopment)  - экологически  приемлемое  развитие,  стремящееся  оказать  наименьшее  негативное  воздействие  на  окружающую       среду.   Взаимосвязанность      и взаимозависимость      экономического  развития   и   возникающего     антропогенного     воздействия    подчеркивает    важность  гармоничного   и   сбалансированного   сочетания   уровня   социально-экономического  развития общества  и охраны окружающей среды, отношения к природе прежде всего, как к среде обитания. 

       Таким  образом, ключевым вопросом, возникающим  в процессе взаимодействия  природы   и  общества,  является  достижение  равновесного  состояния  (равновесия),  то есть   такого   взаимодействия   природы   и   общества,   при   котором   воздействие   на  природную     среду,   связанное   с жизнеобеспечением       общества,   не   приводит    к функциональным       нарушениям     природной     среды.   Речь идет,   прежде    всего,  о сохранении окружающей человека среды со всеми ее свойствами и разнообразием. 

       Дальнейшее  развитие идеи экологически сбалансированного  развития привело  к  появлению   концепции  «устойчивого  развития».  Она  была  представлена  для  ООН  Международной  комиссией  по  окружающей  среде  и  развитию,  возглавляемой  Гру  Харлем Брундтланд, в  1987 в виде книги-доклада «Наше общее будущее». В русском  издании  этой  книги  (Наше общее будущее, 1999)  английский  термин  «sustainable  development» переведен как «устойчивое развитие», хотя в англо-русских словарях имеются и другие его значения    поддерживаемое,   длительное,   непрерывное,   подкрепляемое,   самоподдерживаемое, защищаемое (развитие).

       Выделяются   три   основные   цели,   достижение   которых   и   является   задачей  устойчивого      развития:    

экологическая      эффективность       (экоэффективность),

экологическая   справедливость   (экосправедливость),

экологическая   целостность. 

Указывается,   что   для   достижения   такого   развития   необходимо   внедрение   пяти  основных принципов экономики замкнутого цикла, так называемых принципов «5R»:   reduction   (снижение     энерго-    и   материалоемкости),      replacement    (замещение  невозобновимых  ресурсов  возобновимыми),  recovery    (восстановление  ресурсов  из переработанных      отходов),    recycling   (переработка     отходов    для    повторного  использования), reuse (многократное использование продукции).

       В   настоящее   время   концепция   устойчивого   развития   –   это   последняя   по  времени глобальная         политико-экономическая концепция     развития,    является  одной   из   ключевых   теорий   не   только   в   охране   окружающей   среды,   но   и   в  организации развития  социума в целом.  По  определению А.Д.  Урсула,  устойчивое  развитие  – это «развитие человечества,  при котором удовлетворение  потребностей  настоящих     поколений    осуществляется      без ущерба    для   будущих    поколений;  управляемое     сбалансированное      развитие    общества,    не   разрушающего      своей природной основы и обеспечивающее непрерывный прогресс цивилизации» (Урсул, 1998). Развитие  идей  концепции  устойчивого  развитие в части степени  возможной устойчивости,  а  также,  возможно,  наложение  на  существовавшие  ранее  концепции,  определило ее разделение на два основных направления.  Первое      придерживается      так называемого «сильного» определения устойчивости, предопределяющего  неизменное  и  устойчивое  состояние  ресурсной  базы  (ресурсная база не должна ухудшаться). Природный капитал здесь превалирует  над  тем  возможным  искусственным  (антропогенным),  создаваемым человеком при использовании   природных   ресурсов.  С   одной   стороны,   данный   подход   кажется неверным,   поскольку   часто   непрактично   и   даже   нежелательно   не   использовать  природные ресурсы, для   удовлетворения      "потенциальных      потребностей", возникающих при развитии общества. Однако, современная глобализация показывает,  что в некоторых случаях такая модель имеет право на существование. Взять хотя бы  всем  известную  ситуацию  с  минерально-сырьевыми  ресурсами  США,  когда  страна  имеет их значительные собственные запасы, но предпочитает закупать необходимые ресурсы в третьих странах, сохраняя собственные для будущих поколений. С другой  стороны,    стремительное    развитие    технологий    может    сделать   через  несколько столетий  сегодняшнюю  базу  природных  ресурсов  неактуальной,  расставив иные приоритеты.

       Сторонники      второй    группы     придерживаются       «слабого»     определения устойчивости, делая акцент на возможности использования ресурсов до  достижения  их минимального критического уровня, а созданное за счет использования природных  ресурсов богатство сохраняется для будущих поколений. При этом подразумевается  эффективное использование не только природных, но и материальных, социальных и иных    ресурсов,   что  увеличивает    благосостояние     общества,   и,  соответственно,  снижение   эффективности   использования   ресурсов   отрицательно   сказывается   на благосостоянии общества.

       Таким   образом,  в  современных   условиях,  когда    масштабы  хозяйственной  деятельности   человека   приобрели   глобальный   характер,   достижение   равновесия  природы    и   общества    является   важнейшей      задачей    и возможно     на  основе  эффективного      природопользования  (Кочуров и др., 2011).  Эффективное      природопользование       на  территории достигается в том случае, если ценность результатов этой общественно- производственной      деятельности    превышает     ценность    потребляемых     при   этом  природных ресурсов.

 

 4. Культура природопользования

 Обострение  проблем  использования  природных ресурсов  выводит также на  первый план необходимость широкого освоения культуры природопользования.

       Культура  -  универсум  искусственных   объектов,  созданный человечеством в процессе   освоения   природы  (Философия, 2004).   Понятие   «Культура»   употребляется   также   для обозначения  уровня  совершенства  того  или  иного  умения.  Особую  роль  в  культуре  играет система образования, поскольку культурное наследие не воспроизводится само  собой  и  требует  сознательного  отбора,  передачи  и  освоения.  При  этом,  культура  не  только  поощряет  и  закрепляет  необходимые  для  нее  качества,  но  и  выступает  как  репрессивная   сила,   осуществляющая   при   помощи   системы   запретов,   разделение  «своего» и «чужого» Культура  и  природа  -  (оппозиция  культура  и  природа).  Культура  всё  то,  что  создано руками и умом человека в процессе его исторической деятельности. Природа  всё существующее и не созданное человеком. Культура представляет собой то, что не  имело бы места и не способно было бы удерживаться в дальнейшем без постоянных  усилий и поддержке человеком. Природа то, что не является предметом человеческой  деятельности  и   может  существовать  независимо   от нее.  С   расширением  сферы  культуры   природная   среда   соответствующим   образом   сужается;   если   культура хиреет, съёживается и гаснет, сфера природного расширяется.

       Природопользование  - 

1)  сфера   общественно-производственной  деятельности,  направленной на  удовлетворение потребностей человечества с помощью природных  ресурсов;    

2)    научное     направление,      изучающее      принципы       рационального использования природных ресурсов, в том числе анализ антропогенных воздействий  на природу и их последствий для человека (Большой энциклопедический словарь, 1991).

       С     учетом     приведённых       определений,       и    ориентируясь       на    задачи  природопользования  реальной  экономики,  понятие  «культура  природопользования»  можно представить следующим образом.

       Культура природопользования - обретённые знания, умения и навыки освоения  природы, определяющие уровень ответственного потребления природных ресурсов в  сфере       общественно-производственной              деятельности,  направленной на  удовлетворение      потребностей человечества. Это    также    научное    направление,  изучающее  принципы  рационального  использования  природных  ресурсов,  в  том  числе   факторы   антропогенных   воздействий   на   природу   и   их   последствия   для человека.  При  этом  культура природопользования не только поощряет  и закрепляет  необходимые для этого правила и нормы, но и выступает, как координирующая сила,  осуществляя   при   помощи   системы   запретов,   различение   «добра»   и   «зла»   для  человечества      и   природы  в процессах природопользования, регулирование хозяйственной       деятельности      на   территории      с   учетом     природно-ресурсного  потенциала природных ландшафтов и их устойчивости.

       Важнейшим направлением реализации       культуры природопользования           является развитие  ментальных  качеств живого  квалифицированного труда    (добродетелей      народа     и   креативной      активности  населения). 

       Культура     природопользования        – это   мембрана,    сквозь    которую    человек  взаимодействует  с  природой.  Если  культура  природопользования  низкая  или  её  нет вовсе, то мы «не можем искать милостей от природы, взять их – наша задача», и, тем  самым,  мы  становимся  грабителями  своего  же  дома.  Если  мы  обладаем  истинной  культурой природопользования, то мы можем существовать в гармонии с природой, создавая взаимосберегающие, взаимощадящие, взаимообогащающие технологии  высокоэффективного научно обоснованного природопользования.

5. На пути к рациональному природопользованию.

Итак мы живем  в период осознания научным миром  необходимости сохранения ресурсов из-за их ограниченности.  На первое место выходит необходимость  рационально использовать природные ресурсы. На предприятиях и фирмах появляются должности экологов, признанные следить за соблюдением экологического законодательства. Но даже эти условия являются не достаточными, для рационального природопользования необходимо, чтобы каждый человек осознавал необходимость сохранения природы.

Для правильного и рационального управления экономикой нужно –

  1. Разработать долгосрочные программы развития,
  2. Внедрять основы рационального природопользования в массы, начиная со школьной скамьи.
  3. Ввести экологические дисциплины для специалистов различных специальностей в Вузах.
  4. Усилить контроль за исполнением экологического законодательства в стране.

Другое направление-изменение  структуры производства и потребления:

    1. Создание очистных сооружений на предприятиях.
    2. Использование неисчерпаемых источников энергии.
    3. Безотходное использование сырья
    4. Рекультивация земель, выведенных из обращения по вине человека.
    5. Применение энергосберегающих технологий.
    6. Создание замкнутых циклов производства.
    7. Вторичное использование ресурсов.
    8. Переход на высокоурожайные сорта и высокопродуктивные породы в сельском хозяйстве.
    9. Создание и поддержание охраняемых территорий.

 

 

Выводы

В настоящее  время наметился переход от индустриального  к постиндустриальному периоду  во взаимодействии общества и природы.  Этот  период с одной стороны характеризуется использованием информационных технологий, а с другой пониманием необходимости бережно использовать ограниченные ресурсы нашей планеты. Данное основание позволяет назвать этот период информационно-экологическим. Ярким примером служит развитие движения «Зеленых», проведение субботников, акций по уборке мусора и раздельному сбору отходов. Поиск альтернативных источников энергии, вторичной переработки сырья.

Информация о работе Взаимодействие общества и природы в индустриальный период