Антропогенная концепция изменения климата. Рамочная конвенция ООН об изменении климата. Киотский протокол

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 00:38, реферат

Краткое описание

Одной из важнейших и приоритетных задач, стоящих перед мировым сообществом в настоящее время, является обеспечение экологической безопасности. Угроза экологии со стороны мировой энергетики представлена, прежде всего, выбросами в атмосферу парниковых газов и вредных веществ, что обусловлено производством и потреблением углеводородов: нефти, природного газа, угля, - и потенциальными рисками радиоактивных выбросов в связи с эксплуатацией АЭС. Изменение окружающей среды связывают, помимо прочего, с нерациональным развитием других отраслей энергетики, например, гидроэнергетики.

Содержание

Содержание:
Введение. 3
1. Глобальное изменение климата: антропогенная концепция. 4
2. Воздействие глобального изменения климата на факторы, связанные с угрозами международному миру и безопасности. 6
3. Рамочная конвенция ООН об изменении климата и Киотский протокол как инструменты регулирования экологии мировой энергетики. 8
Заключение. 16
Список использованной литературы: 18

Вложенные файлы: 1 файл

экология тэк ИАС.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

      Конференция сторон конвенции (Conference of the Parties, COP) является верховным органом, который на ежегодном собрании рассматривает воплощение положений соглашения, принимает решения по дальнейшей разработке правил конвенции и переговоров по новым обязательствам.

      Два вспомогательных органа конвенции собираются не реже двух раз в год для подготовительной работы к проведению Конференции сторон.

Вспомогательный орган для консультирования по научным и техническим аспектам (Subsidiary Body for Scientific and Technological Advice, SBSTA) - снабжает Конференцию советами по вопросам науки, технологии и методологии, включая руководства по улучшению стандартов национальных отчётов и регистров выбросов. Вспомогательный орган по осуществлению (Subsidiary Body for Implementation, SBI) - помогает оценивать и пересматривать воплощение положений конвенции, например, анализируя национальные отчёты, предоставляемые сторонами конвенции. Он также занимается финансовыми и административными вопросами.

      Конвенция не содержит количественных обязательств, поэтому для их определения был  разработан дополнительный документ —  Киотский протокол.

      Киотский  протокол (COP-3) к РКИК ООН был принят 11 декабря 1997 года на третьей конференции сторон. В 2005 году, после его ратификации Российской Федерацией, он вступил в силу. К тому моменту доля стран-участниц в мировом объёме выбросов составляла 55%, на долю России приходилось 17,4%.2 В настоящее время Сторонами Киотского протокола являются 175 государств и Европейское Сообщество. Киотский протокол накладывает дополнительные конкретные количественные обязательства на Стороны Приложения I к РКИК ООН (промышленно развитые страны и страны с переходной экономикой, в том числе и Россию) по ограничению или сокращению национальных объемов выбросов парниковых газов. Эти обязательства заключаются в суммарном сокращении выбросов парниковых газов, по крайней мере, на 5% за период 2008-2012 гг. по сравнению с уровнем базового 1990 года, причем количественные ограничения по выбросам в указанный период для всех Сторон Приложения I к РКИК отличаются. Так, России и Украине необходимо за первый пятилетний период не превысить в среднем объем выбросов 1990 года, странам ЕС, Восточной Европы и Прибалтики было предписано снизить уровень выбросов на 8% по отношению к базовому уровню, Японии и Канаде – на 6%.3 Развивающиеся страны каких-либо обязательств, касавшихся сокращения выбросов вредных газов, на себя не принимали.

      Киотский  протокол не только способствуют введению новых более эффективных технологий в странах, взявших на себя конкретные количественные обязательства, но и стимулируют их распространение в развивающихся странах посредством различных финансовых инструментов, механизма передачи технологий и механизмов гибкости. В этом смысле Киотский протокол выступает как глобальное соглашение об энергосбережении и повышении энергоэффективности.

      Кроме того, Киотским протоколом предусматривается принятие обязательств Сторонами Приложения I к РКИК на период после 2012 года.

        Примечательно, что ряд государств: США, Австралия, Китай, Индия и другие, - отказались от подписания документа. США, будучи инициатором создания Киотского протокола, стремились подать пример максимально жестких обязательств, поэтому первоначально они установили себе контрольную цифру: сократить к 2012 году выбросы парниковых газов на 7% по сравнению с уровнем 1990 года. Но это обязательство ни при каких

обстоятельствах не могло быть выполнено на территории самих США, поэтому им пришлось бы покупать квоты или финансировать проекты по сокращению выбросов на территории других стран. В результате США были поставлены в затруднительное положение, поскольку им постепенно отказывались засчитывать меры, не требующие вложения денег за рубежом – в частности, массовый переход на беспахотное земледелие, вызвавший одноразовое, но очень крупное увеличение запасов углерода в почве. Эти чрезмерные требования затянули принятие конкретных соглашений, Киотский протокол не был ратифицирован во время правления Билла Клинтона, а при Джордже Буше-младшем США и вовсе заявили об отказе от его ратификации. Киотский протокол не предусматривает возможности корректировки «задним числом» обязательств одной из сторон. США могут либо подтвердить свои прежние обязательства, либо оставаться свободными от всех обязательств вообще. Так что, видимо, их возвращение в Киотский процесс возможно только после 2012 года, поскольку обязательства Сторон на этот период еще не определены.

      Но  неучастие США в Киотском протоколе  не означает, что они игнорируют задачу сокращения выбросов парниковых газов. Федеральное правительство активно подталкивает производителей к принятию добровольных обязательств по ограничению и сокращению выбросов, уделяет большое внимание вопросам разработки, внедрения и передачи новых энергосберегающих и чистых технологий, компенсирует потребителям разницу в стоимости обычных и «дружественных климату», то есть более экономных, автомобильных двигателей, финансирует восстановление лесов, болот и других экосистем, поглощающих  углерод. Общие расходы федерального бюджета на эти цели должны составить 11 млрд. долларов в течение 10 лет (2005–2015 гг.).4

      Кроме того, около половины штатов имеют  собственные программы

сокращения  выбросов. Особенно выделяется программа Калифорнии, планирующей к 2050 году сократить выбросы СО2 на 80%5 от уровня 1990 года. В некоторых штатах США действует своя система торговли квотами на выбросы.

      Тем не менее, отказ Соединенных Штатов от ратификации договора дал основание правительствам Индии и Китая заявить, что их участие в протоколе не возможно до тех пор пока США не ратифицирует его. Этот шаг, однако, можно расценивать в качестве конкурентной  борьбы экономик государств.

      До недавнего времени экономический рост был однозначно связан с объемом выбросов парниковых газов: основными эмитентами парниковых газов начиная с середины XIX в. были наиболее развитые страны мира. Именно этот принцип «исторической ответственности», согласно которому основную ответственность за происходящие изменения климата и ведущую роль в решении этой проблемы должны играть развитые страны, заложен в РКИК ООН и Киотском протоколе. Однако увеличение выбросов в будущем будет происходить преимущественно за счет развивающихся стран, и в первую очередь, за счет группы наиболее активно развивающихся – таких как Китай, Индия, Бразилия, т.к. рост численности населения и ВВП в этих странах приводит к значительному росту потребления энергоресурсов.

      Вместе  с тем, проблема выбора между снижением выбросов парниковых газов и экономическим развитием стран не стоит. Об этом свидетельствуют выводы, представленные в Докладе Николаса Стерна «Экономика изменения климата», а также в Четвертом оценочном докладе МГЭИК. Изменения в технологиях производства энергии и структуре мировой экономики, происходившие в последние годы, ослабили взаимосвязь между объемами выбросов парниковых газов и ростом доходов, особенно в некоторых наиболее развитых странах. При разработке грамотной и эффективной политики и принятии соответствующих мер, направленных, в первую очередь, на повышение эффективности использования энергии горючих ископаемых, можно снизить зависимость экономики как развитых, так и развивающихся стран от углеродной составляющей в масштабах, необходимых для стабилизации климата, без ущерба для экономического роста. Экономические механизмы Киотского протокола (так называемые механизмы гибкости) также предоставляют Сторонам Приложения I к РКИК возможность сокращать расходы на достижение поставленных ими целей по ограничению или сокращению антропогенных выбросов парниковых газов, а развивающимся странами странам с переходной экономикой позволяют привлекать дополнительные иностранные инвестиции в различные сектора экономики.

      У нашей страны огромные возможности по повышению эффективности потребления энергии. Пока по энергоемкости ВВП российская экономика остается одной из самых расточительных в мире. По данным Минпромэнерго, потенциал энергосбережения в России составляет сегодня около 40%.6 Не удивительно, что по мере роста российской экономики отмечается неуклонное снижение её удельной энергоемкости – на прежних, энергозатратных технологиях экономический рост сегодня просто невозможен.

      Взятый  курс на снижение выбросов загрязняющих атмосферу газов после 2012 г. будет продолжен. Сегодня все страны, включая ЕС, США, Индию и Китай, согласились с тем, что к 2050 г. выбросы парниковых газов в глобальном масштабе должны быть сокращены как минимум наполовину. И что при этом развитые страны должны уже к 2020 г. сократить свои выбросы на 25—40%.7

      Евросоюз уже объявил свои обязательства на период до 2020 г. В целом страны ЕС намерены ограничить свои выбросы уровнем в 80% или даже в 70%8 от выбросов 1990 г. Они пойдут на это при условии, что аналогичные обязательства возьмут на себя другие индустриально развитые страны, а также лидеры из развивающихся, прежде всего Бразилия, Индия и Китай. США также планируют взять на себя количественные обязательства по ограничению и сокращению выбросов парниковых газов. Новый президент США Барак Обама призвал сократить выбросы на 80% к 2050 году. С количественными обязательствами по ограничению и сокращению выбросов в новое соглашение войдут Украина, Беларусь и Казахстан.

      Это даст новый толчок развитию мирового углеродного рынка. Причем ускоренными  темпами будут развиваться рынок  национальных и корпоративных квот на выбросы парниковых газов, а также рынок проектных сокращений выбросов.

 

Заключение.

      Киотский  протокол стал ответом международного сообщества на глобальный вызов, связанный с климатическими изменениями. Учитывая ограничения, выбросов парниковых газов, которые он налагает на индустриально развитые страны и то, что со временем всё большую ответственность за загрязнение окружающей среды будут нести развивающиеся страны, а в первую очередь ключевые - Китай, Индия, Бразилия - можно сказать, что исполнение решений этого документа ратифицировавшими его сторонами приведет к уменьшению выбросов углекислого газа на 2% по отношению к уровню 1990 года.  

      Совершенно  ясно, что сам по себе Киотский протокол стал первым и очень важным шагом для защиты окружающей среды. Это точка отсчета в осуществлении экспериментальных программ, выработки нормативов, способов и рыночных инструментов для уменьшения выбросов в глобальном масштабе.

      Положительный момент состоит, прежде всего, в самом факте проведения уникального эксперимента, попытки связать в одно целое проблемы окружающей среды и энергетики. Замечательно, что в индустриально развитых странах появились национальные программы уменьшения выбросов парниковых газов. Разработаны и сами механизмы Киотского протокола, которые дают начало группе проектов в масштабе планеты (по уменьшению выбросов CO2, а также по управлению лесным хозяйством, связанному с поглощением СО2 из атмосферы).

      Негативная  сторона Протокола, в первую очередь, в том, что ограничение на вредные  выбросы действует лишь до 2012 г. Этот временной интервал побуждает инвесторов главным образом сосредотачиваться на повышении эффективности уже существующих технологий. Для них это представляется более целесообразным, чем вложения в развитие новаторских способов производства. Хотя совершенно ясно, что только технологический прорыв способен кардинально изменить способы влияния на глобальный климат как в ближайшем, так и в отдаленном будущем.

      В любом случае, очевидно, что реализация Киотского протокола, разработка подобных соглашений в дальнейшем будут способствовать усилению влияния экологического фактором на формирование структуры мировой энергетики: приведёт к снижению её энергоёмкости, к росту доли газа в энергопотреблении, ужесточению требований экологической безопасности.

 

Список использованной литературы:

  1. Добролюбова Ю.С. 10 самых популярных заблуждений о глобальном потеплении и киотском протоколе/ Ю.С. Добролюбова, Б.Б. Жуков. – М.: Российский Региональный Экологический Центр, 2008. – 17с.
  2. Жизнин С. Энергетическая дипломатия России: экономика, политика, практика/ С. Жизнин. – М.:ООО «Ист Брук», 2005. – 640 с.; илл. – 32 с.
  3. Юлкин М. Россия и углеродный рынок [Электронный ресурс] //Журнал "Мировая Энергетика". – 2009. – № 02 (61). – Режим доступа: http://www.worldenergy.ru/doc_20_57_3005.html
  4. Мы должны действовать в глобальном контексте [Электронный ресурс] // Журнал "Мировая Энергетика". – 2009. – № 03 (62). – Режим доступа: http://www.worldenergy.ru/doc_20_58_3011.html
  5. Россия выполнит Киотский протокол [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://infox.ru/science/planet/2010/02/05/Rossiya_vyypolnit_Ki.phtml
  6. Деятельность системы ООН в области изменения климата [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

Информация о работе Антропогенная концепция изменения климата. Рамочная конвенция ООН об изменении климата. Киотский протокол