Анализ экономического потенциала центрального экономического района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 10:41, курсовая работа

Краткое описание

Данная курсовая работа позволяет узнать многое о познавательном туризме, о его значимости для человека, о географии расположения некоторых крупных культурно-познавательных центрах зарубежья и России. Целью работы является изучение культурного потенциала познавательного туризма, географии его развития по разным рекреационным районам и умение правильного использования туристской деятельности для различных категорий туристов. Объектом исследования в работе будет география познавательного туризма, как одного из видов туризма.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..2-3

1.1 Общее представление о культурно-познавательном туризме…………………...4-6

Возникновение туризма и этапы его развития в России………………………..6-10

География туристских регионов и центров России……………………………10-12

2.1 Географическая характеристика туристских ресурсов Мира…………………13-15

Географическая характеристика туристских ресурсов России………………..15-18

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………………19
Заключение…………………………………………………………………………………...22

Список литературы…………………………………………………………………………..23

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)

Введение……………………………………………………………………………………..2-3

 

1.1 Общее представление о культурно-познавательном  туризме…………………...4-6

 

Возникновение туризма и этапы  его развития в России………………………..6-10

 

География туристских регионов и центров  России……………………………10-12

 

2.1 Географическая характеристика туристских ресурсов Мира…………………13-15

 

Географическая характеристика туристских ресурсов России………………..15-18

 

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………………19

Заключение…………………………………………………………………………………...22

 

Список литературы…………………………………………………………………………..23

 

 

Введение

 

На сегодняшний день самым распространенным, не зависимым от доходов, а зависимым  от интереса самого туриста, является познавательный туризм.

 

Данная курсовая работа позволяет  узнать многое о познавательном туризме, о его значимости для человека, о географии расположения некоторых крупных культурно-познавательных центрах зарубежья и России. Целью работы является изучение культурного потенциала познавательного туризма, географии его развития по разным рекреационным районам и умение правильного использования туристской деятельности для различных категорий туристов. Объектом исследования в работе будет география познавательного туризма, как одного из видов туризма.

 

Познавательный туризм – это  туристские поездки, путешествия, походы с целью посещения каких-либо регионов, местностей, центров туризма и т.п., для ознакомления с памятниками природы, истории и культуры, бытом и традициями местного населения, народными ремеслами и промыслами, достижениями в области науки, культуры, промышленного производства, строительства и т.д. Элементы познавательного туризма различной степени присущи практически всем видам туризма.

 

Потребность человека в получении  информации о новых местах, в путешествии  как средстве получения этой информации является объективным законом развития человеческого общества. Путешествие приносит человеку удовольствие и дает возможность отдохнуть. Обычно целями познавательного путешествия являются:

 

- увидеть природные достопримечательности  и природные явления, красивые виды, пейзажи, закаты, красивые горные массивы;

 

- познакомиться с достижениями  искусства, науки и техники;

 

- посетить экологически чистые  объекты или наоборот экологически  пораженные объекты;

 

- увидеть экзотических животных  или растительный мир;

 

- посетить святыни, исторические  места и сооружения;

 

- сделать уникальные фотографии, снять красивые видеофильмы;

 

- заполучить красивые сувениры, приобрести туристские товары.

 

Есть люди, для которых кроме  пляжного отдыха на свете ничего нет. Для них одна мысль о том, что можно целыми днями жариться на раскаленном песке, уже ненавистна. Есть и другие - они пляжи не ненавидят, им в голову подобный вид отдыха просто не приходит. Им надо, чтоб "мелькали города и страны, параллели и меридианы". Есть и третья категория - промежуточная: они готовы и на солнце погреться, и мир посмотреть. Это и есть познавательный туризм.

 

К музеям у русского человека всегда был особый интерес. Да только выбор  оказывался не велик. Но после того, как распахнулись границы, все мы ахнули. Оказывается, в мире в естественном виде существуют египетские пирамиды и музей истории сантехники в Англии, Эйфелева башня и музей галстуков в Загребе, Венеция и музей пыток в Праге, американская статуя Свободы и музей опиума в Таиланде, Иерусалим и район Красных фонарей в Амстердаме с памятником Сталина на одной из его улочек и множество других самых разнообразных интереснейших мест. В любом городе можно для себя открыть потрясающие маршруты и достопримечательности, доселе неведомые.

 

Посещение других городов и стран - очень интересное занятие. Своими глазами увидеть Джоконду, о которой столько пишут в газетах; подняться на трехсотметровую высоту Эйфелевой башни, чтобы взглянуть на Париж 'свысока'; помахать рукой статуе Свободы; попробовать воздушных венских пирожных; покататься по венецианским каналам на гондоле; побывать в доме, где жил Шекспир, в Стратфорде... Как же все это захватывающе и интересно! Путешествия заставляют человека понять, как прекрасна жизнь вокруг него, еще больше полюбить свою родину. К тому же впечатления останутся на всю жизнь.

 

И люди бросились познавать этот мир, знакомый им лишь по книгам и альбомам. Особенно охочим до экскурсий удается  за один раз намотать впечатлений  от двух, трех, четырех, а то и пяти стран.

глава 1. 1.1 Общее представление о культурно-познавательном туризме

 

Туризм – временные выезды (иными  словами - путешествия) граждан страны, иностранных граждан и лиц  без гражданства с постоянного  места жительства в познавательных, оздоровительных, спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.

 

Под понятием культурно-познавательного  туризма понимается потребность  духовного освоения и духовного  присвоения культуры мира через его посещение, непосредственное постижение и переживание разных культур в различных местах, где лично увиденное становится достоянием, принадлежностью мысли и чувств туриста, изменяя горизонты его восприятия.

 

На сегодняшний день существует множество видов туризма. Это семейный, познавательный, спортивный, деловой и т.д.; так как понятие культурно-познавательного туризма не сводится только к познанию других стран, её обычаев и традиций, но культурно-познавательный туризм это ещё обмен опытом, навыками.

 

Так как туризм способствует развитию путешествий, благодаря которым люди (туристы) имеют возможность посетить другие страны, то, задача культурно-познавательного туризма состоит в том, чтобы повысить культурный уровень людей во время путешествия, удовлетворить их культурные потребности.

 

Объектами туристского интереса могут  являться древние города, музеи, памятники  созданные человеком и природные, достопримечательности, городские  ландшафты, этнические и фольклорные  памятники и т. д.

 

Рынок познавательного туризма также достаточно широк. Он в меньшей степени зависит от возрастной принадлежности туристов, в большей от круга его интересов. Интересовать человека может многое, в особенности что-то непривычное и необычное; поэтому при изучении рынка и разработки тура, при рекламе, особое внимание нужно уделять освещению именно этих сторон туристского маршрута.

 

Существуют две разновидности  познавательных туров:

 

Стационарные туры – с пребыванием  туристов в одном городе, туристском центре;

 

Маршрутные туры – посещение  нескольких городов и центров достопримечательностей, выстроенное в виде маршрута путешествия.

 

При организации маршрутных туров  разрабатывается специальный график посещения запланированных пунктов. На город или туристский центр  выделяется от 1 до

 

3 дней в зависимости от величины туристского центра и объема достопримечательностей. Наибольшее количество дней выделяется только на самые крупные туристские центры. Кроме того, познавательные туры имеют массу тематических разновидностей: исторические экскурсии, театральные, фольклорные, этнографические, литературные, природоведческие и т.д.

 

Основную роль в таких программах играют экскурсионно-познавательные и  культурные (театры, концерты) мероприятия, направленные на удовлетворение любопытства  туристов.

 

Если организуется исторический тур, то богатая экскурсионная программа призвана осветить историческое развитие местности на примерах достопримечательных объектов. Культурные мероприятия – посещение массовых мероприятий, таких, как театры, концерты, и т.п. В программу включено посещение музеев быта, декоративно-прикладного искусства, исторических, краеведческих музеев и т. д.

 

Программа тура строится в зависимости  от тематики тура.

 

Досуг на таких турах культурно-познавательного  характера: творческие встречи, видеопрограммы о месте отдыха, различные национальные праздники. Спортивные и курортные программы, как правило, не планируются.

 

Размещение туристов в стационарных турах может быть самым разнообразным  – в гостиницах от 1 до 5 звёзд. Основное требование – местонахождение гостиницы в черте города, желательно ближе к его историческому центру. На маршрутных турах туристов размещают, как правило, в гостиницах туристского класса (в разных странах - от 2 до 4 звезд).

 

На познавательных турах с туристами  работают опытные гиды-экскурсоводы. На отдельных тематических экскурсиях – экскурсоводы-искусствоведы. Важно при работе с иностранными туристами предоставлять им экскурсии на родном (в ином случае, на английском) языке. Это является сегодня правилом хорошего тона и негласным правилом хорошего обслуживания. Считается, что перевод искажает восприятие темы и ухудшает качество экскурсии.

 

В программе туров необходимо выделять свободное время для самостоятельного осмотра города и знакомства с  его магазинами. В городах, на посещение которых выделяется всего 1 день, такое время может быть не предусмотрено. Хотя это зависит от построения программы, нагрузки и обилия достопримечательных объектов.

 

На основании материалов о культурном и познавательном туризме можно  сделать вывод, что такое культурно-познавательный туризм. Это туристские посещения памятников истории и культуры, туристских территорий и объектов культурного наследия.

1.2

Возникновение туризма и этапы  его развития в России

 

Туризм (от фр. Tourisme Tour - прогулка, поездка) возник в тот период развития общества, когда человек перестал трудиться ради выживания, заботиться о добыче хлеба насущного (на сегодня и завтра), а начал думать об отдыхе и связанных с ним удовольствиях, где определенное место заняли путешествия и туризм. Туризм - это, прежде всего, получение удовольствия, удовлетворение любознательности. Любознательность (любопытство) является одной из физиологических потребностей всего животного мира, в том числе и человека. Следовательно, любознательность - один из стимулов жизни, и для удовлетворения его требуются денежные ресурсы.

 

Когда в первобытном обществе человек  в поисках пищи (зверя, рыбы, ягод и т.д.) бродил по неизведанным просторам  земли, то это еще не был туризм, так как первобытный человек  совершал свое "путешествие" в целях первой жизненно необходимой потребности - выжить. После того как первая жизненно необходимая потребность перестала стоять перед человеком, у него появилась вторая необходимая потребность - потребность в информации, а, следовательно, в путешествиях.

 

Возникновение туризма на обширной территории нашей страны уходит корнями  в древние времена и средневековье. Историю развития туризма в России вполне можно соотнести с периодизацией  истории мирового туризма, добавив  к этому деление внутри некоторых этапов на определенные подэтапы с учетом специфики развития экономики России.

 

Первый этап – предыстория российского  туризма.

 

Географическое положение России, расположенной в центре пересечения  торговых путей между Западом  и Востоком, с древнейших времен обеспечивало устойчивые международные связи, являвшиеся основой различного рода контактов. С принятием христианства эти контакты еще больше укреплялись за счет приезжавших из Византии представителей церкви, переводчиков, переписчиков книг и т.д., расширялись торговые связи. Русские купцы имели свои торговые ряды в самых разных странах. Многочисленные паломники совершали путешествия к святым местам.

 

Отличительными чертами первого  этапа развития туризма в России являлись:

 

а) примитивизм средств передвижения;

 

б) путешествие не самоцель, а необходимое  условие и средство достижения собственно цели, как-то: торговые дела, расширение образовательного кругозора, лечение, паломничество;

 

в) элитарность путешествия.

 

Важнейшую роль в развитии туризма  на втором этапе сыграло развитие транспорта.

 

Развитие туризма на этом этапе  связано в значительной степени  с расширяющимся экскурсионным  движением. Идея организации экскурсий  для молодежи была настолько популярна, что нашла свое отражение в  школьных уставах.

 

Третий этап – начало становления массового туризма.

 

Международная и внутриполитическая обстановка в этот период (1-я мировая  война, экономическая депрессия, 2-я  мировая война, а внутри России –  февральская и Октябрьская революции, гражданская война) оказала негативное влияние на развитие туризма, но именно в этот период происходит мощный расцвет массового туризма в России.

 

Этапы развития туризма в России – стадии процесса возникновения, становления, развития и совершенствования национального  туризма. Можно выделить 5 этапов:

 

Просветительский (до 1890 г.) характеризовался отдельными примерами использования  экскурсий, походов, путешествий, прежде всего в целях образования  и сбора научно-географической и  краеведческой информации о различный  районах и родном крае. Туризм и экскурсии в значительной мере содействовали выполнению социальных программ. Поэтому не случайно наиболее активно их использовали революционно-демократические слои и интеллигенция России.

Информация о работе Анализ экономического потенциала центрального экономического района