Экологические преступления. Подробная классификация и уголовная ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 13:09, курсовая работа

Краткое описание

О природных катаклизмах и экологическом кризисе (грозящем либо наступившем) говорится достаточно много на международных и национальных форумах, в средствах массовой информации. Не будем впадать в крайности: по-видимому, экологического конца света можно избежать, но не без принятия срочных и решительных мер; если их не форсировать, то уже нашему и следующим поколениям придется туго. Надо решить, что мы можем и должны делать, чтобы остаться царями природы либо работниками в ее мастерской.

Содержание

Введение……………………………………………………….……….3
1. Преступления против окружающей среды…….…..……….8
1.1 Принципы уголовной ответственности……………….....…..8
1.2 Преступления против окружающей среды………………….10
2. Экологические преступления. Подробная классификация и уголовная ответственность……………….………………..….13
2.1 Подробная классификация экологических преступлений…………………………………………………….……13
2.2 Уголовная ответственность за экологические преступления………………………………………………………….37
Заключение…………………………………………...………..…….39
Список использованной литературы….………………….…...43

Вложенные файлы: 1 файл

работа на портал.doc

— 187.50 Кб (Скачать файл)

Данная статья является новой и фактически представляет собой общий состав преступления, предусматривающий уголовную ответственность за причинение ущерба окружающей среде в ходе хозяйственной деятельности. Цель данной нормы состоит в обеспечении технологической дисциплины, необходимой для охраны окружающей среды в процессе производства работ, связанных с проектированием, размещением, строительством, вводом в эксплуатацию и эксплуатацией промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов. Большая рискованность такого рода работ, которые всегда связаны с возможностью потенциального причинения неконтролируемого вреда окружающей среде, требует обязательного соблюдения заранее разработанных и принятых в соответствующем порядке правил, направленных на минимизацию рисков, уменьшение потенциальной угрозы и ограничение вынужденных отрицательных экологических последствий.7

Правила охраны окружающей среды содержатся в нормативно-правовых актах и в силу этого являются правовыми нормами. Научные рекомендации, если они не преобразованы в правовые нормы, не могут рассматриваться  как правила охраны окружающей среды, независимо от их значимости и убедительности. Правила охраны окружающей среды специфичны по своему содержанию и отличаются от правил безопасности (как общих, так и специальных), ответственность за нарушение которых предусмотрена иными статьями действующего УК РФ.

К правилам охраны окружающей среды относятся нормы, содержащиеся в экологическом и природоресурсовом  законодательстве: Законе "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991 г., Федеральном законе "Об особо охраняемых природных территориях" от 15 февраля 1995 г., Федеральном законе "О животном мире" от 24 апреля 1995 г., Федеральном законе "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 г., Водном кодексе РФ от 16 ноября 1995 г. и других законодательных актах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, Указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, актах министерств и ведомств, в том числе санитарных правилах, стандартах (ГОСТах), инструкциях и методических письмах, имеющих нормативный характер, и т. д., а также нормативно-правовых актах органов местного самоуправления и администрации. Общие экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов сформулированы в разделе VI Закона "Об охране окружающей природной среды", а экологические требования при эксплуатации предприятий, сооружений, иных объектов и выполнении иной деятельности - в разделе VII того же Закона.

Объективная сторона данного  преступления охватывает собой действия либо бездействие, состоящие в нарушении правил при производстве работ, предусмотренных диспозицией ст. 246 УК РФ, последствия и причинную связь между ними.

Под нарушением правил понимаются действия, состоящие в выборе такого варианта поведения, который существенно отличается от варианта поведения, предусмотренного правилами, содержащимися в действующих нормативно-правовых актах (в частности, использование непредусмотренных правилами методик расчета, использование технологических процессов, запрещенных соответствующими правилами, выполнение работ или осуществление деятельности, которая не соответствует условиям лицензий и разрешений, превышение допустимых нагрузок на очистные сооружения и др.).

Нарушение правил в виде бездействия состоит в несовершении действий, прямо предписываемых правилами охраны окружающей среды (в частности, неполучение или игнорирование информации, учет которой необходим при принятии соответствующих хозяйственных и иных решений, невыполнение требований, содержащихся в заключении государственной экологической экспертизы, отказ от строительства необходимых очистных сооружений, непроведение контрольных замеров и т. п.).8

Действия и бездействие, состоящие в нарушении правил охраны окружающей среды, совершаются  при производстве работ, т. е. в процессе проектирования, размещения, строительства, ввода в эксплуатацию и эксплуатации объекта. Это означает, что любое производство работ, включая все перечисленные их виды или стадии, должно вестись на основе законного управленческого решения или требовать для своего ведения принятия такого решения. В частности, под проектированием понимается совокупность технологических процедур, осуществляемых на основе специального решения уполномоченными на то лицами и влекущих определенные правовые последствия; проектирование объектов, осуществляемое инициативно, в порядке выдвижения индивидуальных предложений, хотя бы и проведенное с нарушением правил охраны окружающей среды, не является действиями, образующими объективную сторону состава данного преступления.

Российское экологическое  законодательство исходит из презумпции потенциальной экологической опасности  любой намечаемой хозяйственной  и иной деятельности, поэтому принятие указанных законных управленческих решений о производстве работ является обязательным и сопровождается проведением государственной экологической экспертизы и получением оценки воздействия на окружающую среду. Перечень видов и объектов хозяйственной и иной деятельности, при подготовке обосновывающей документации на строительство которых оценка воздействия на окружающую среду проводится в обязательном порядке, перечень объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации являются исчерпывающими.

Последствия нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ состоят в существенном изменении радиоактивного фона в сторону его ухудшения: при этом существенным является изменение, которое в соответствии с современными нормативами оценивается как причиняющее вред здоровью людей или создающее угрозу такого причинения.

Под причинением вреда  здоровью людей следует понимать причинение такого вреда любой тяжести - легкого, менее тяжкого или тяжкого.

Массовая гибель животных - одновременная гибель большого числа  животных одного или нескольких видов на определенной территории, в одном или нескольких водных объектах.

Под иными тяжкими последствиями  понимаются ухудшение качества окружающей среды либо ухудшение состояния  объектов окружающей среды, неустранимое в обозримый период или устранимое с большими финансовыми или материальными затратами, уничтожение отдельных объектов, деградация земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие законным видам природопользования, и т. п.

Обязательной для данного  преступления является причинная связь, свидетельствующая о том, что вредные последствия наступили от установленного нарушения правил охраны окружающей среды, а не были вызваны иными или дополнительными факторами. Если соблюдение правил не могло воспрепятствовать наступлению вредных последствий, причинная связь между нарушением правил охраны окружающей среды и последствиями отсутствует.

Преступление считается  оконченным в момент наступления  вредных последствий, вызванных  нарушением правил охраны окружающей среды. При том достаточно, чтобы такие последствия были причинены нарушением правил, совершенным в процессе производства одного из видов работ, указанных в ст. 246.9

Субъектами данного  преступления являются лица, ответственные  за соблюдение правил охраны окружающей среды. К ним относятся: лица, на которых возложена общая ответственность за производство работ; лица, на которых возложена специальная ответственность за осуществление отдельных видов работ, функций (например, отвечающих за функционирование очистных сооружений, организацию деятельности специальных природоохранительных подразделений на предприятии и т. п.). Во всех этих случаях ответственность за соблюдение правил охраны окружающей среды при производстве работ должна быть возложена на лицо законным нормативно-правовым или правоприменительным актом.

Субъективная сторона  данного преступления характеризуется  наличием косвенного умысла. В соответствии с ч. 2 ст. 24 УК РФ данное преступление не может быть совершено по неосторожности, поскольку об этом прямо не говорится в ст. 246. Лицо осознает, что оно нарушает правила охраны окружающей среды, предвидит возможность наступления общественно опасных последствий и сознательно допускает наступление этих последствий либо относится к ним безразлично. Наличие косвенного умысла обосновывается тем, что правила охраны окружающей среды по своему назначению и содержанию направлены на предотвращение вредных последствий, а следовательно, их нарушение означает допущение или безразличное отношение именно к тем последствиям, на предотвращение которых направлены правила.

Статья 247. Нарушение  правил обращения экологически опасных  веществ и отходов.

Производство запрещенных  видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование  или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, - наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Те же деяния, повлекшие  загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, - наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.

Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей, - наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет.10

Данная статья является новой для российского уголовного законодательства и представляет собой общий состав экологического преступления, предусматривающего уголовную ответственность за нарушение правил обращения (на всех его этапах) с опасными веществами и отходами.

Целью данной нормы является недопущение производства запрещенных видов отходов и обеспечение соблюдения установленных правил оборота экологически опасных веществ и отходов. Для этого конструируются два самостоятельных состава преступления с одинаковыми последствиями: 1) производство запрещенных видов опасных отходов; 2) обращение, т. е. транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов. Оба указанных преступления имеют одни и те же квалифицирующие признаки.

Объективная сторона производства запрещенных видов опасных отходов, предусмотренная ч. 1 ст. 247, включает в себя их производство, наступление последствий (возникновение угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде) и наличие причинной связи между производством опасных отходов и возникновением угрозы.

К опасным отходам относятся  непригодные для производства продукции  либо утратившие свои потребительские  свойства виды сырья, его неупотребимые  остатки, изделия, продукты или возникающие в ходе технологических процессов твердые, жидкие, пасто-, газо- и парообразные вещества и энергия, способные вызвать отравление или иное поражение живых существ и среды их обитания. Опасные отходы разделяются на токсичные (ядовитые), радиоактивные и иные. Статья 3 Закона "Об использовании атомной энергии" определяет радиоактивные отходы как ядерные материалы и радиоактивные вещества, дальнейшее использование которых не предусматривается.11 При этом под ядерными понимаются материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества, а под радиоактивными веществами - не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение. В понятие радиоактивных отходов включаются не только не подлежащие дальнейшему использованию вещества и материалы, но и те изделия, оборудование, объекты биологического происхождения, в которых содержание радионуклидов превышает уровни, установленные нормативными актами. Они образуются при добыче и переработке радиоактивных руд, изготовлении ядерного топлива, в процессе производства энергии на атомных электростанциях, при переработке отработавшего ядерного топлива, при производстве оружейных ядерных материалов, в процессе эксплуатации и утилизации кораблей и судов с транспортными ядерными энергетическими установками, при проведении научно-исследовательских работ с использованием радиоактивных веществ и делящихся материалов, при использовании радионуклидов в медицине, науке, технике, а также при подземных ядерных взрывах. Токсичные отходы - не подвергающиеся утилизации в процессе производства продукты, изделия, виды сырья, содержащие токсичные (ядовитые) вещества.

Запрещенными видами опасных  отходов являются отходы, возникновение  которых запрещено в любом  случае, как, например, сильнодействующие отравляющие вещества, которые могут иметь военное предназначение; производство которых запрещено при осуществлении определенных производственных и технологических процессов; производство которых запрещено в объеме, превышающем установленный, в определенной концентрации или в определенных местах и в определенные периоды либо без соответствующего разрешения.

Производство запрещенных  видов опасных отходов представляет собой профессионально осуществляемый на постоянной или временной основе в заранее установленных целях технологический процесс или комплекс технологических процессов, в результате которых появляются запрещенные виды опасных отходов. Не является производством запрещенных видов опасных отходов проведение отдельных опытов, в результате которых появляются запрещенные виды опасных побочных веществ, представляющих собой отходы для данного опыта (опытов).

Закон предусматривает  три группы последствий данного  вида преступления: в основном составе - угроза причинения существенного  вреда здоровью человека или окружающей среде; в квалифицированном составе - загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовая гибель животных, а также неосторожное причинение смерти человеку либо массовое заболевание людей.

Наименее тяжким последствием является угроза причинения существенного  вреда здоровью человека или окружающей среде (по ч. 1 ст. 247). Это наличие такой  объективной ситуации либо возникновение  таких обстоятельств, которые могли  повлечь возникновение вредных последствий. Оценка наличия угрозы осуществляется в конечном счете судом с учетом всех обстоятельств дела. Объективным признаком угрозы является высокая степень вероятности наступления последствий, отсутствующая при иных обстоятельствах.12

Содержанием угрозы является возможность причинения существенного вреда здоровью человека, под которым понимается, как минимум, причинение вреда, опасного для жизни или вызвавшего иные последствия, предусмотренные ч. 1 ст. 111 УК РФ, либо возможность причинения существенного вреда окружающей среде, под которым понимается ухудшение качества окружающей среды и состояния природных объектов, связанное с их заражением, отравлением либо загрязнением, либо ухудшение экологических условий жизнедеятельности человека, либо массовые заболевания и гибель животных.

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 247 УК РФ, может быть любое лицо, достигшее 16 лет.

Российское законодательство подробно регламентирует статус зон, их правовой режим, порядок объявления, разрешенные и запрещенные в их пределах виды деятельности и т. п., параметры и дальнейшую классификацию зон и иные вопросы. Природоресурсовое законодательство также устанавливает в общем виде статус специальных зон. Так, согласно ст. 116 Водного кодекса зонами чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия могут объявляться водные объекты, их части и их водосборные площади, где в результате хозяйственной деятельности или природных процессов происходят изменения, угрожающие здоровью людей, животному и растительному миру, состоянию окружающей природной среды.13

Информация о работе Экологические преступления. Подробная классификация и уголовная ответственность