Экологическая безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 18:32, реферат

Краткое описание

Экологическая безопасность представляет собой социоприродную и научную реальность, является объектом исследования различных наук (естественных, социальных, юридических и др.)., Поскольку охватывает сложный комплекс взаимосвязей человека с окружающей средой Экобезопасность - категория социальная, присущая человеческому обществу, формируется в пределах общественных отношений. Она имеет определенные правовые формы не правового характера хотя и принадлежит к явлениям.

Вложенные файлы: 1 файл

Экологическая безопасность.doc

— 67.50 Кб (Скачать файл)

Экологическая безопасность представляет собой социоприродную и научную реальность, является объектом исследования различных наук (естественных, социальных, юридических и др.)., Поскольку охватывает сложный комплекс взаимосвязей человека с окружающей средой Экобезопасность - категория социальная, присущая человеческому обществу, формируется в пределах общественных отношений. Она имеет определенные правовые формы не правового характера хотя и принадлежит к явлениям. 
Указанная категория характеризуется, во-первых, как вечная ценность человеческого общества основывается на определенной системе гарантий экологической безопасности сосуществования природы и человека. Речь идет о безопасности человека в процессе: взаимодействия с природной средой, с опасными веществами (радиоактивными, химическими, токсическими и т.п.), использование разрушительных или опасных технологий и процессов, осуществления различных воздействий на окружающую среду и т.д.. Она может быть связана и с не контролируемыми человеком процессами (стихийные силы природы). 
Во-вторых, при обеспечении экологической безопасности учитываются законы природы, по которым развиваются экологические объекты. 
В-третьих, экобезопасность осуществляется под контролем государства, образует целую систему спец органов. 
В-четвертых, основой правовой формы является экологическое право как самостоятельная правовая отрасль. Правовое обеспечение экобезопасности является одним из основных принципов этого права.

1. Уровень, структура  и динамика экологических преступлений

Экологическую преступность можно определить как совокупность преступлений, посягающих на экологическую безопасность, а также косвенно на жизнь и здоровье людей. 
Экологическая преступность в Украине, как нас проконсультировали юридические услуги киев, характеризуется постоянным ростом и высокой латентностью, уровень которой достигает 95%. 
В структуре экологических преступлений большую долю составляют нарушения правил рыболовства (35-45%), незаконная охота (25-35%), загрязнение водоемов и воздуха (10-20%) и лесонарушения (8-10%). 
Экологические преступления можно классифицировать на основании различных признаков. В зависимости от степени общественной опасности различают: 
- Преступления небольшой тяжести - незаконная добыча полезных ископаемых, нарушение законодательства о континентальном шельфе Украины и т.д.; 
- Преступления средней тяжести - умышленное уничтожение, разрушение или повреждение территорий и объектов природно-заповедного фонда; 
- Тяжкие преступления - загрязнение водоемов и атмосферного воздуха; загрязнение моря веществами, вредными для здоровья людей или для живых ресурсов моря, либо другими отходами и материалами; 
- Особо тяжкие преступления - экоцид. 
Еще одной особенностью этой преступности является то, что она в известной степени является побочным следствием «нормального» природопользовани. Ведь общество так или иначе, эксплуатируя природные ресурсы, негативно влияет на окружающую среду. Противоправным такая деятельность становится лишь тогда, когда осуществляется опасным способами или выходит за пределы установленных законом нормативов. Ей присущ и слишком низкий уровень применения норм уголовного права за нарушение природоохранного законодательства. Например, в Украине судимость за незаконную охоту в 1999 г. составила 2,4%, незаконное занятие рыбным, звериным или другим водным добывающим промыслом - 0,8%, незаконную порубку леса - 0,2%, загрязнение моря - 0,002%, загрязнение водных объектов - 0,2% от числа всех преступлений. По данным выборочного исследования, лишь 125 материалов органов рыбоохраны по поводу незаконного лова рыбы были направлены в органы внутренних дел и прокуратуры для привлечения виновных к уголовной ответственности, а уголовных дел, переданных для рассмотрения в народные суды, оказалось в 6-7 раз меньше. 
Еще больший разрыв существует между количеством уголовное наказуемых деяний, связанных с загрязнением водных объектов, атмосферного воздуха, моря и реальным применением уголовного закона. Практически нет случаев судимости за проведение взрывных работ с нарушением правил охраны рыбных запасов.

Следует отметить и о таких объективные  характеристики экологической преступности, как гибель природы, разрушение экосистемы, загрязнение среды. Планетарный  аспект общественной опасности экологической преступности заключается в том, что она угрожает жизни на Земле. 
Факторами экологической преступности могут быть: 
- Неблагополучная социально-экономическая ситуация в стране (спад производства, безработица, бедность) 
- Недостатки государственной политики в сфере правового регулирования охраны окружающей среды и обеспечения оптимального режима природопользования; 
- Несовершенство отечественной экономики и внешней политики, которые обрекают страну на вхождение в мировой (европейской) экологической системы как «мусорной ямы»; 
- Недостатки организации и функционирования системы государственного (законодательного) контроля за соблюдением правил природопользования; 
- Неэффективная работа правоохранительных органов по предотвращению экологических преступлений, обусловлена ​​низким уровнем их обеспечения; 
- Несовершенная судебная практика по уголовным делам об экологических преступлениях - уголовные дела этой категории не получают адекватного общественного резонанса; 
- Активизация деятельности отечественных и зарубежных криминальных структур, которые совершают экологические преступления, связанные с криминальными промыслами; 
- Неразвитость общественных организаций и движений, занимающихся защитой природы; 
- Недостатки в организации экологического, нравственного и правового воспитания как детей, так и взрослого населения Украины; 
- Недостаточный уровень в организации и обеспечении таможенного и пограничного контроля. 
Наибольшее количество экологических преступлений совершают из корыстных побуждений и по неосторожности.

2. Правовые меры обеспечения  экологической безопасности

Экологическая безопасность на территории Украины обеспечивается осуществлением широкого комплекса взаимосвязанных  политических, экономических, технических, организационных, государственно-правовых и других мероприятий. По своему содержанию государственно-правовые меры не однородны. Их можно разделить на несколько видов в зависимости от направленности действий организационно превентивные, регулятивно-стимулирующие, предписывающий-исполнительные, охранно-восстановительные и обеспечительные. Они образуют своеобразный правовой механизм, который следует понимать как систему государственно-правовых средств, направленных на регулирование деятельности, способной усиливать уровень экологической безопасности, предупреждение ухудшения экологической обстановки и возникновения опасности для населения и природных систем, локализацию проявлений опасности. 
Организационно-превентивные меры. Они направлены на выявление экологически опасных для окружающей среды и здоровья человека территорий, зон, объектов и видов деятельности, а также осуществление определенных мер для предупреждения возникновения экологической опасности. К ним относятся: 1) учетно-учредительные, 2) регистрационные, 3) экспертно-оценочные и 4) информационно-прогностические. Кроме этого, в Украине развиваются экологический аудит, экологическое страхование. 
Учетно-учредительные мероприятия предусматривают выявление, инвентаризацию, классификацию опасных зон, объектов, территорий и источников. 
Регистрационные мероприятия включают паспортизации экологически опасных объектов, сертификации, подтверждения соответствия, лицензирования, регистрации экологически опасных источников. В случае выпуска экологически опасной продукции она подлежит сертификации. В процессе сертификации выдается сертификат соответствия, подтверждающий соответствие продукции украинским стандартам. На такой продукции ставят знак соответствия установленному образцу. Обязательность сертификации предусмотрена непосредственно Законом Украины от 15 декабря 1993 года «О защите прав потребителей». Закон Украины от 17 мая 2001 года «О подтверждении соответствия» определяет правовые и организационные основы подтверждения соответствия продукции, систем управления качеством, систем управления окружающей средой, персонала и направленного на обеспечение единой государственной технической политики в сфере подтверждения соответствия. 
Объекты, подлежащие приватизации, должны соответствовать требованиям экологической безопасности согласно приказу Фонда государственного имущества и Минприроды от 19 августа 1999 года «О порядке определения соответствия деятельности объектов, подлежащих приватизации, требованиям экологической безопасности». 
Последовательная регистрация экологически опасных источников осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Экологически опасные виды деятельности подлежат лицензированию, которое включает мероприятия, направленные на регулирование и ограничение экологически опасных видов деятельности путем внедрения системы разрешений и установление лицензионных условий осуществления такой деятельности.

Третью группу организационно-превентивных мер обеспечения экологической  безопасности составляют экспертно-оценочные. К ним относятся проведение экологической экспертизы объектов и комплексов, в том числе военных и оборонных, которые представляют экологическую опасность для окружающей среды, жизни и здоровья населения, внедрение предварительной оценки экологического воздействия этих объектов, проведения открытых общественных слушаний, обсуждение населением проектов экологически опасной деятельности, которые предусматривают реализовать. Проведение экологической экспертизы таких объектов регламентируется законами Украины «Об охране окружающей природной среды» (ст. 27), «Об экологической экспертизе" (ст. 7) и т.д.. 
Порядок проведения общественных (публичных) слушаний по вопросам использования ядерной энергии установлен постановлением Кабинета Министров Украины от 18 июля 1998 года № 1122 «Об утверждении Порядка проведения общественных слушаний по вопросам использования ядерной энергии и радиационной безопасности». 
Наиболее подробно проведения общественных слушаний регламентируется ратифицированной Украиной в 1999 году Орхусской конвенции. Выводы и предложения, высказанные в ходе этих слушаний, носят рекомендательный характер и могут быть учтены при принятии уполномоченными центральными органами исполнительной власти решений по предмету общественных слушаний, подготовки аналитических материалов, докладов и т.п.. 
Последняя группа - информационно-прогностические мероприятия. К ним относятся прогнозирование, планирование, мониторинг, информирование и другие меры, которые рассматриваются как функции управления в области экологии. 
Следует обратить внимание на экологическое страхование. Согласно ст. 49 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды» осуществляется добровольное и обязательное государственное и другие виды страхования граждан и их имущества, имущества и доходов предприятий, учреждений и организаций на случай вреда, причиненного в результате загрязнения окружающей природной среды и ухудшение качества природных ресурсов. Однако до сих пор не сформировали специальную нормативно-правовую базу, регламентирующую экологическое страхование. Поэтому при применении страховых мер обеспечения экологической безопасности следует руководствоваться общими положениями Закона Украины «О страховании» от 4 октября 2001 года. 
Регулятивная-стимулирующие меры. Они представляют собой систему юридических норм и правил, направленных на регулирование отношений, обеспечения соблюдения приоритетов, нормативов, стандартов, лимитов и других требований в области экологической безопасности. Согласно предписаниям действующего законодательства разрабатываются: экологические стандарты (ст. 32 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды); экологические нормативы (ст. 33); экологические лимиты, правила проектирования и эксплуатации опасных объектов, обращения с экологически опасными веществами и источниками подобное. 
Обеспечение выполнения требований в области экологической безопасности гарантируется определенными стимулирующими мерами, которые являются составной частью экономического механизма в области охраны окружающей среды, так, предприятия, учреждения, организации и граждане имеют право на получение налоговых, кредитных и иных льгот при осуществлении эффективных мер и выполнении требований экологической безопасности. 
Распорядительно-исполнительные меры. Они заключаются в реализации определенных функций в сфере обеспечения экологической безопасности со стороны специально уполномоченных органов. Наиболее важные положения в этой сфере закреплены в Конституции Украины, согласно которой на исполнительные органы, включая Президента Украины, возложена обязанность по осуществлению политики в области экологической безопасности. Президент Украины обязан принимать меры к обеспечению национальной безопасности, в том числе и экологической, поскольку она является ее составной частью. Одной из основных в этой области является контрольно-надзорная функция государственных органов, направленная на уход и проверку соблюдения предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами требований экологического законодательства и применение мер предупреждения экологических правонарушений. 
Охранно-восстановительные мероприятия. Эти меры направлены на локализацию проявлений опасности, осуществления ликвидационных работ, определение правового режима территорий в соответствии с уровнем экологического риска, установление статуса лиц, потерпшы от последствий экологической опасности. Они предусматривают установление, например, правового режима зон чрезвычайной экологической ситуации. Ликвидация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера предполагает проведение комплекса мероприятий, которые содержат аварийно-спасательные и другие неотложные работы, осуществляемые в случае возникновения чрезвычайной ситуации и направленные на прекращение действия опасных факторов, спасение жизни и сохранение здоровья людей, локализацию зон чрезвычайных ситуаций . 
Обеспечительные меры. Они направлены на предупреждение экологических правонарушений в области обеспечения экологической безопасности, защита права человека на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду и связанные с ним другие экологические права, а также применение к виновным лицам средств государственно-правового принуждения в случае нарушения требований и норм экологической безопасности. 
Экологическое законодательство закрепляет возможность судебной защиты нарушенных прав граждан вследствие несоблюдения требований экологической безопасности. Не исключается и самозащита, при котором действия должны быть правомерными, соответствовать содержанию и характеру правонарушения, не противоречить требованиям закона. В частности, в судебных органах рассматриваются дела о защите права граждан на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду, дела о возмещении вреда, причиненного вследствие нарушения требований и правил экологической безопасности, а также дела об отказе от предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также об источниках загрязнения, укрывательства случаев аварийного загрязнения окружающей природной среды или фальсификации сведений о состоянии экологической обстановки или заболеваемости населения.

3. Юридическая ответственность  за правонарушения в области экологической безопасности

Основанием юридической ответственности  в области экологической безопасности является совершение экологического правонарушения. Действующее экологическое законодательство закрепляет перечень правонарушений в  области экологической безопасности. В частности, в ст. 68 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды» выделены следующие виды правонарушений: нарушения прав граждан на экологически безопасную окружающую среду, нарушение норм экологической безопасности, нарушение экологических требований при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в действие, эксплуатации и ликвидации предприятий , сооружений, передвижных средств и других объектов допущения сверхнормативных, аварийных залповых выбросов и сбросов загрязняющих веществ и других вредных воздействий на окружающую среду; непринятие мер по предупреждению и ликвидации экологических последствий аварий и иного вредного воздействия на окружающую среду, нарушение природоохранных требований при хранении, транспортировке, использовании, обезвреживании и захоронении химических средств защиты растений, минеральных удобрений, токсичных и радиоактивных веществ, производственных, бытовых и других видов отходов и т.д.. 
Наиболее распространенным правонарушением в области экологической безопасности является несоблюдение соответствующих экологических нормативов, требований и правил. Во экологическими нормативами следует понимать единые и обязательно нормированные пределы, объемы, регламенты, содержащие количественные и качественные показатели, обеспечивающие охрану окружающей среды, экологическую безопасность общества и здоровья человека, определяют допустимую нагрузку антропогенной деятельности на окружающую среду. Закон Украины «Об охране окружающей природной среды" определяет несколько видов нормативов экологической безопасности. 
Нарушение нормативов экологической безопасности создает условия для проявления экологического риска и в конечном итоге приводит к возникновению реальной опасности для жизни, здоровья человека и окружающей среды. Правонарушения в сфере экологической безопасности является разновидностью экологических правонарушений. Правонарушения возможны как при нарушении требований экологической безопасности в процессе осуществления различных видов хозяйственной деятельности, так и в случае невыполнения мероприятий в процессе ликвидации чрезвычайных экологических ситуаций или их предупреждения. С учетом степени общественной опасности они разделяются на проступки и преступления. Согласно видами экологических правонарушений в области обеспечения экологической безопасности виновные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, уголовной или гражданско-правовой ответственности. 
Административная ответственность является самостоятельным видом юридической ответственности. В Кодексе об административных правонарушениях Украины закреплены несколько составов правонарушений, предусматривающих ответственность граждан и должностных лиц за нарушение экологической безопасности. Так, административная ответственность наступает за: нарушение требований режима радиационной безопасности в местностях, подвергшихся радиоактивному загрязнению (ст. 46), нарушение порядка осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферу или влияния на нее физических и биологических факторов (ст. 78), нарушение порядка осуществления деятельности, направленной на искусственные изменения состояния атмосферы и атмосферных явлений (ст. 781), нарушение правил складирования, хранения, размещения, транспортировки утилизации, ликвидации и использования отходов (ст. 82); сокрытие, искажение или отказ от предоставления полной и достоверной информации на запросы должностных лиц и обращения граждан и их объединений относительно безопасности образования отходов и производства с ними (ст. 823); смешивание или захоронение отходов, для утилизации которых в Украине существует соответствующая технология, без специального разрешения (ст. 824); невыполнение требований экологической безопасности в процессе внедрения открытий, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, рационализаторских предложений, новой техники, технологий и систем, веществ и материалов (ст. 911); сокрытие превышения установленных лимитов на объемы образования и размещения отходов (ст. 913); нарушение требований законодательных и других нормативных актов по безопасному ведению работ в отраслях промышленности (ст. 93), нарушение правил и норм ядерной и радиационной безопасности (ст. 95); несоблюдение государственных стандартов, норм и правил во время проектирования и строительства (ст. 96 ) невыполнение законных требований (предписаний) должностных лиц органов государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности (ст. 18818) и другие. 
Уголовная ответственность за преступления против окружающей среды предусмотрена за: нарушение правил экологической безопасности (ст. 236 УК Украины) непринятие мер по ликвидации последствий экологического загрязнения (ст. 237), проектирование или эксплуатация сооружений без систем защиты окружающей среды (253), нарушение правил безопасности При использовании работ с повышенной опасностью (ст. 272), нарушение правил ядерной или радиационной безопасности (ст. 274), нарушение правил, касающихся безопасного использования промышленной продукции или безопасной эксплуатации зданий (ст. 275); заготовка, переработка или сбыт радиоактивно загрязненных продуктов питания или другой продукции (ст. 327) и т.д.. 
Независимо от привлечения виновных лиц к административной или уголовной ответственности они должны нести гражданско-правовую ответственность в случае причинения вреда окружающей среде или здоровью граждан. 
Гражданско-правовая ответственность предусматривает обязанность юридических и физических лиц возмещения ущерба, причиненного ими в результате нарушения нормативов, требований и норм экологической безопасности, то есть возлагает на виновных лиц имущественные или другие обязательства. 
Действующее экологическое законодательство (ст. 69 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды») предусматривает возмещение причиненного ущерба, как правило, в полном объеме без применения норм снижения размера взыскания и независимо от платы за загрязнение окружающей природной среды и ухудшение качества природных ресурсов. Согласно утвержденному перечню много видов деятельности и объектов представляют повышенную экологическую опасность для окружающей среды. Законодательство относит следующие виды деятельности и объекты к источникам повышенной опасности. Лица, владеющие источниками повышенной опасности, обязаны компенсировать причиненный вред гражданам и юридическим лицам, если не докажут, что вред возник вследствие стихийных природных явлений или умышленных действий потерпевших. 
Вред может быть причинен как окружающей среде, так и здоровью и имуществу граждан или имуществу юридических лиц. Возмещение вреда, причиненного окружающей среде, предполагается двумя способами: в натуре или денежном выражении согласно утвержденным в установленном порядке таксами, а также методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды. Вред, причиненный здоровью и имуществу граждан, компенсируется по гражданским законодательством. Для возмещения ущерба, причиненного здоровью граждан, в первую очередь необходимо доказать причинную связь между деятельностью виновного и загрязнением окружающей среды, а также влиянием этой среды и нанесенный ущерб. Указанная категория споров является наиболее сложной, потому загрязнения среды, как правило, вызывается совокупным действием нескольких источников загрязнения и очень трудно доказать причинную связь. 
Экологические преступления в зависимости от степени общественной опасности можно классифицировать: 
- Преступления небольшой тяжести - незаконная добыча полезных ископаемых, нарушение законодательства о континентальном шельфе Украины и т.д.; 
- Преступления средней тяжести - умышленное уничтожение, разрушение или повреждение территорий и объектов природно-заповедного фонда; 
- Тяжкие преступления - загрязнение водоемов и атмосферного воздуха; загрязнение моря веществами, вредными для здоровья людей или для живых ресурсов моря, либо другими отходами и материалами; 
- Особо тяжкие преступления - экоцид. 


Информация о работе Экологическая безопасность