Право на благоприятную окружающую среду. Содержание экологических правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 07:33, контрольная работа

Краткое описание

Экологическое право, как никакая другая отрасль в системе российского права, затрагивает коренные повседневные потребности и интересы каждого человека, огромную роль в процессе реализации и защиты данного права играет экологическое правосознание. Данное обстоятельство налагает на каждого человека, изучающего экологическое право и связанного с его реализацией, особые обязанности.

Содержание

1. Введение.

2. Теоретические вопросы:
2.1 Право на благоприятную окружающую среду.
2.2 Содержание экологических правоотношений.
3. Заключение.
4. Практическая задача.
5. Список использованных источников и литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная экологическое право.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)


                                                                  

 

                                                     План работы.

 

1. Введение.            

                                  

2. Теоретические вопросы:

 

     2.1 Право на благоприятную окружающую среду.

     2.2 Содержание экологических правоотношений.

 

3. Заключение.

 

4. Практическая задача.

 

5. Список использованных источников и литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Введение.

  Экологическое право, как никакая другая отрасль в системе российского права, затрагивает коренные повседневные потребности и интересы каждого человека, огромную роль  в  процессе  реализации   и  защиты  данного  права  играет  экологическое  правосознание. Данное обстоятельство налагает на каждого человека, изучающего экологическое право и связанного с его реализацией, особые обязанности.

  Право на благоприятную окружающую среду - одно из основных конституционных прав человека, а охрана природы  - конституционная обязанность каждого человека. Охрана природы с давних пор рассматривается теоретиками права в качестве одной из основных и постоянных функций государства. Так, чтобы поддержать экономическую функцию природы и предупредить истощение природных ресурсов, современное экологическое право устанавливает требования, касающиеся рационального использования земли, вод, лесов, других природных богатств, направленные на охрану природы от химического, физического и биологического загрязнения с целью обеспечения оптимальной возможности для реализации экологической функции природы. В рамках законодательства об особо охраняемых природных территориях регулируются отношения, связанные с удовлетворением эстетических, рекреационных, научных, культурных потребностей человека при его общении с природой. По результатам человеческой деятельности относительно природы можно судить о нравственности человека, уровне его цивилизованности, а также о его социальной ответственности перед будущими поколениями. Право на благоприятную окружающую среду принадлежит к числу тех  прав и свобод,  совокупность которых  дает  возможность судить о  положении   личности   в  конкретном  обществе, а  также  и о характеристиках  государства.

   Социальная  ценность права жить  в экологически безопасной среде  вполне   сопоставима  с ценностью права  на труд,  на  отдых, охрану  здоровья   и  др.  Более того, в наше время от состояния окружающей среды все в большей степени зависит здоровье человека, успешная реализация этого права создает необходимые условия для осуществления всех других прав, свобод и интересов граждан. Соответственно загрязнение окружающей среды может рассматриваться как опосредованное нарушение всех  других   прав человека.

  Исходя, из вышесказанного основной целью данной контрольной работы является раскрытие сущности права на благоприятную окружающую среду в современной России. Цель данной работы можно достигнуть через решение задач: рассмотреть и дать понятие благоприятной окружающей среде, раскрыть суть экологических правоотношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        Право на благоприятную окружающую среду.

 

  Статья 42 Конституции РФ гласит: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». На основании Конституции РФ принят Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Он определяет благоприятную окружающую среду как окружающую среду, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов. С точки зрения некоторых ученых, данное определение страдает рядом дефектов. По их мнению благоприятную окружающую среду целесообразно определять не через характеристику ее качества, а состояния. Последнее понятие - более широкое, оно включает как качественные, так и количественные характеристики окружающей среды. Характеристика качества не учитывает количественные аспекты состояния природы.

  У права на благоприятную окружающую среду есть несколько других смежных прав, имеющих другую отраслевую и предметную принадлежность, например: право  на   благоприятную   среду  обитания  (ст. 8  Федерального  закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом  благополучии   населения»),     право на  защиту  в  чрезвычайных  ситуациях (ст. 18  Федерального  закона  РФ «О  защите  населения  и территорий   от   чрезвычайных  ситуаций   природного  и  техногенного   характера»), право на  радиационную  безопасность  (ст. 22  Федерального  закона  РФ «О  радиационной  безопасности  населения») и др.

  В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Закон также развивает положение Конституции, закрепляя право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Окружающая среда является благоприятной, если ее состояние соответствует установленным в экологическом законодательстве требованиям, касающимся чистоты (незагрязненности), ресурсоемкости (неистощимости), экологической устойчивости, видового разнообразия, эстетического богатства, сохранения уникальных (достопримечательных) объектов природы, сохранения естественных экологических систем, использования природы с учетом допустимого экологического и техногенного риска.

   Критериями оценки благоприятного состояния окружающей среды с точки зрения ресурсоемкости (неистощимости) природных богатств являются нормативные требования по использованию (изъятию) природных ресурсов, установленные Законом "Об охране окружающей природной среды", актами земельного, горного, водного, лесного и иного природоресурсного законодательства.

  Граждане имеют право обращаться в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы; предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.

  Право граждан на благоприятные условия жизни предполагает реальные возможности проживания в здоровой, отвечающей международным и государственным стандартам окружающей природной среде, участвовать в подготовке, обсуждении и принятии экологических решений, осуществлять контроль за их реализацией, получать надлежащую экологическую информацию, право на возмещение ущерба. Право граждан на благоприятную среду обитания обеспечивается планированием и нормированием качества окружающей среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных и общественных, резервных и иных фондов помощи, организацией медицинского обслуживания населения, государственным контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранного законодательства. Нормативы предельно допустимых вредных воздействий, как и методы их определения, утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами РФ, санитарно-эпидемиологического надзора и совершенствуются по мере развития науки и техники. При нарушении требований к качеству окружающей среды выброс, сброс вредных веществ и иные виды воздействия на среду могут быть ограничены, приостановлены или прекращены по предписанию органов Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ, Федеральной службы лесного хозяйства России, иных специально уполномоченных государственных органов. Добровольное и обязательное государственное экологическое страхование предприятий, учреждений, организаций, граждан и их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия осуществляется для предотвращения и ликвидации их последствий.

  Единая система внебюджетных государственных экологических фондов объединяет Федеральный экологический фонд, республиканские, областные, краевые и местные фонды, которые образуются из средств, поступающих от юридических и физических лиц, включая платежи за выбросы, сбросы, размещение отходов и другие виды загрязнения, штрафы за экологические правонарушения, средства от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства.

  Согласно п.1 ст.13 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны оказывать содействие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды.

  Территории с устойчивыми отрицательными изменениями в окружающей среде, угрожающими здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных, объявляются зонами чрезвычайной экологической ситуации, что влечет прекращение деятельности; отрицательно влияющей на окружающую среду, приостановку работы цехов, агрегатов, оборудования и т.д., ограничение отдельных видов природопользования. Финансовую ответственность несут виновники деградации среды.

  К сожалению в  современной России личностное отношение субъектов  права  к построению своей собственной системы правовых ценностей  зависит главным образом от субъективных представлений о  качестве  жизни,  и  при   всей   мобильности индивидуальных  и общественных  правовых предпочтений  неизменной  остается   недооценка   жизнеобеспечивающей   функции   и,  как следствие,  правовой   ценности  окружающей   природной   среды. По мнению профессора Васильевой М. И. «это  порождает   в  обыденном, а также и, увы,  в профессиональном  правосознании стабильно «недружественную» по отношению к  экологическим  правам  иерархичность  субъективных прав, в которой  им  отводится,  как правило,  второстепенная,  соподчиненная   или   вовсе остаточная  роль».

 

 

 

 

 

             Содержание экологических правоотношений.

  Экологические правоотношения - общественные отношения урегулированные нормами экологического права, возникающие в области взаимодействия общества и природы по поводу природопользования и охраны окружающей среды.  Не все экологические отношения становятся правоотношениями, а только те из них, которые выражены в нормах права, закреплены в законодательстве и в развитии которых заинтересовано государство. Это связано с тем, что одни экологические отношения вообще не требуют правового регулирования, другие в данный момент не могут быть урегулированы нормами экологического права, а третьи регулируются нормами других отраслей права. Это говорит о том, что круг экологических правоотношений постоянно совершенствуется и изменяется.

  Содержание экологических правоотношений определяется совокупностью субъективных экологических прав и юридических обязанностей, закрепленные в правовых нормах.

  Субъективное экологическое право представляет собой предусмотренную юридической нормой меру возможного поведения участника правоотношения. Субъект всегда может отказаться от использования права, которое ему принадлежит, за исключением случаев, когда субъективное право является одновременно и юридической обязанностью (полномочия государственных органов и должностных лиц).

  Субъективные права, установленные в экологическом праве, по своему содержанию и характеру различаются. К примеру, субъективное право на благоприятную окружающую среду существенно отличается от права собственности на землю и другие природные ресурсы. Особенность последнего в том, что собственник может по своему усмотрению пользоваться соответствующим благом до определенного предела, установленного законом. В соответствии со ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

  Юридическая обязанность - это предусмотренная нормой права мера должного поведения участника экологического правоотношения. Юридическая обязанность отличается от субъективного права тем, что от нее субъект правоотношения не может отказаться. Неисполнение обязанности является основанием для применения юридической ответственности. Ответственность наступает также при ненадлежащем исполнении обязанности.

  Юридическая обязанность является мерой поведения субъекта экологического правоотношения, определяемой законом в целях охраны окружающей среды, обеспечения рационального природопользования, соблюдения экологических прав. Нарушение этой меры влечет нарушение субъективного права.

  Юридические обязанности в экологическом праве, относящемся к публичному праву, обладают той особенностью, что в их основу положены как частные, так и публичные интересы. В связи с этим особое значение в экологическом праве имеют обязанности государства, его органов и должностных лиц. В рамках экологической функции государство обеспечивает общественные интересы. Поэтому права и обязанности государства, его органов и должностных лиц совпадают, объединяясь термином «полномочия».

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Заключение.

  В заключении мне хотелось бы отметить, что цель данной работы - раскрыть сущность права на благоприятную окружающую среду в современной  России, на мой взгляд, достигнута.

  В данной работе мною было рассмотрено и дано понятие благоприятной окружающей среде, раскрыта суть экологических правоотношений.

Информация о работе Право на благоприятную окружающую среду. Содержание экологических правоотношений