Право на благоприятную окружающую среду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 19:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение права на окружающую благоприятную среду, как основное конституционное право граждан. Предметом исследования выступает - право на окружающую благоприятную среду. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотрение определения благоприятной окружающей среды, данное в законодательстве;
- анализ правового регулирования экологических прав граждан;
- рассмотрение права граждан на благоприятную окружающую среду;
- рассмотрение правовых гарантий осуществления гражданами своего конституционного права на благоприятную окружающую среду;
- выявление проблем реализации права на благоприятную окружающую среду и поиск путей их решения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Конституционное право человека и гражданина на благоприятную окружающую среду……………………………………...……………..................6
1.1.Понятие и содержание права на благоприятную окружающую среду…………………………………………………………………………..........6
1.2. Основные права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду…………………………………………………………….…9
Глава 2. Проблемы реализации и гарантии конституционного права на благоприятную окружающую среду……………………...…….........................15
2.1. Проблемы реализации конституционного права на благоприятную окружающую среду…………………………………………...............................15
2.2.Гарантии конституционного права на благоприятную окружающую среду………………………………………………………………………............18
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованной литературы…………………………………………...26

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая право на благ среду.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

       Экологические вопросы не могут быть предметом государственной или иной приравненной к ней тайне. Согласно Закону РФ «О государственной тайне», не подлежат засекречиванию сведения: о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, о состоянии экологии 9и т.д.

     Должностные  лица, принявшие решения о засекречивании  перечисленных сведений либо  о включении их в этих целях  в носители сведений, составляющих  государственную тайну, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба.

        Важно, чтобы предписания законов выполнялись, чтобы экологическая обстановка в стране не ухудшалась, а жизнь, здоровье и благополучие населения были обеспечены. Своевременность информации является одним из условий обеспечения прав граждан. Распространенным нарушением является затруднение доступа к информации. Один из способов придание экологической информации категории «ограниченного доступа».   

      До сих пор суды неохотно принимали к своему производству дела, связанные с защитой экологических прав; кроме того, обращений граждан за судебной защитой было немного. Однако судебная практика постепенно накапливается.

      Еще одной  составной основой права на  благоприятную окружающую среду  является право граждан на  объединения для защиты окружающей  среды 10. Возможности граждан обеспечивать соблюдение и защищать свои экологические права возрастают при объединении усилий путем создания экологических организаций, наделенных более широкими полномочиями, чем отдельные граждане.

     Полномочия общественных экологических объединений в области охраны окружающей природной среды предусмотрены рядом законодательных актов. Экологические и иные общественные объединения, выполняющие экологические функции, имеют право направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране. Общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан. Как это видно, только общественным и иным некоммерческим объединениям предоставлено право получать информацию об экологических аспектах деятельности конкретных хозяйствующих субъектов.

      Участие общественных и иных некоммерческих объединений в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан, а также организация и проведение в установленном порядке слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, являются необходимыми и важными составными частями обеспечения гражданами своего права на благоприятную среду11.

 Формами общественного участия в принятии таких решений могут быть такие как посещение группами граждан руководителей и иных должностных лиц предприятия, обращения к ним с коллективными письмами, жалобами, выставление общественных постов и пикетов в местах, вызывающих наиболее сильную тревогу, вывешивание транспарантов и лозунгов с требованиями и перечнем конкретных нарушений проекта и планов мероприятий, выпуск бюллетеней и листовок с описанием хода реализации проекта, перечислением лиц, выполняющих решение, и лиц, срывающих его.

      Также общественным и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды предоставлена возможность пресекать возникновение экологически негативных последствий и минимизировать их путем подачи иска об ограничении, приостановлении и прекращении деятельности, причиняющей реальный вред, а также требовать отмены решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду. Это очень существенный инструмент защиты общественных экологических интересов.

      Кроме названных, общественные и иные некоммерческие объединения наделены целом рядом других полномочий: за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды и др.

       Декларируемое в законодательстве право граждан на возмещение вреда гласит: в полном объеме подлежит возмещению вред, причиненный здоровью или имуществу граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан 12. При определении величины вреда учитываются степень утраты трудоспособности потерпевшего; необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья; затраты на уход за больным; упущенные профессиональные возможности; затраты, связанные с необходимостью изменения места жительства и образа жизни, профессии; потери, связанные с моральными травмами, невозможностью иметь детей или риском иметь детей с врожденной патологией.

      При определении ущерба имущества учитываются прямой ущерб, связанный с разрушением и снижением стоимости строений, жилых и производственных помещений, оборудования; упущенная выгода от потери урожая, снижения плодородия почв.

 Возмещение вреда здоровью  граждан производится на основании  решения суда по иску потерпевшего, членов его семьи, прокурора, уполномоченного на то органа государственного управления, общественного объединения. Сумма денежных средств взыскивается с причинителя вреда, а при невозможности его установления - из средств государственных экологических фондов13.

Юридические и физические лица вправе предъявлять исковые требования в суд или арбитражный суд и о прекращении экологически вредной деятельности, причиняющей вред здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству и окружающей среде. Решение суда в этом случае является основанием для прекращения ее финансирования соответствующими банковскими учреждениями. Территории с устойчивыми отрицательными изменениями в окружающей среде, угрожающими здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных, объявляются зонами чрезвычайной экологической ситуации, что влечет прекращение деятельности; отрицательно влияющей на окружающую среду, приостановку работы цехов, агрегатов, оборудования и т. д., ограничение отдельных видов природопользования. Финансовую ответственность несут виновники деградации среды 14.

Таким образом, предусматривается обширная система мер, обеспечивающая экологические конституционные права граждан.

 

 

Глава 2. Проблемы реализации и гарантии конституционного права на благоприятную окружающую среду

 

2.1. Проблемы реализации  конституционного права на благоприятную  окружающую среду

      Несмотря на законодательное закрепление права на благоприятную окружающую среду в нормативно-правовых актах в том числе в основном законе Российской Федерации - Конституции, многие проблемы регулирования, реализации, охраны и защиты этого права до сих пор не решены.

     В настоящее время 15% территории Российской Федерации, на которой проживает более 60% населения страны и производится основная часть внутреннего валового продукта, относится к территории экологического неблагополучия. Основной причиной сложившейся ситуации является то, что острые социально-экономические проблемы затмили обеспокоенность граждан, органов государственной власти и органов местного самоуправления проблемой состояния окружающей среды.  В общественном сознании превалируют социально-экономические приоритеты над экологическими при низком общественном уровне экологической культуры 15.

    Поэтому, несмотря на создание правовых предпосылок для реализации конституционного права на благоприятную окружающую среду, реальные результаты не достигнуты. Это связано как с незавершенностью экологического и смежного с ним законодательства, так и низкой исполнительской дисциплиной, правовым нигилизмом и отсутствием надлежащей ответственности должностных лиц за неисполнение обязанностей, связанных с обеспечением этого права 16.

   Решение существующих проблем реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду требует создания эффективного правового механизма его охраны и защиты.

     Отраслевое законодательство содержит большое количество норм, направленных на обеспечение конституционного права на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии. Вместе с тем, нормы отраслевого законодательства, направленные на реализацию и защиту этого права, являются недостаточно эффективными, о чем свидетельствует неблагополучное состояние окружающей среды в Российской Федерации, конфликты граждан и их общественных объединений с органами власти, социальное напряжение в районах экологического неблагополучия и возрастающие нагрузки на судебную систему.

     Вместе с тем, реализация конституционного права на благоприятную окружающую среду зависит не только от совершенства закона, но и от усмотрения  административных органов и произвола недобросовестных чиновников. Поэтому назрела необходимость разработки федерального закона о  ответственности, в котором должны быть определены основания и меры ответственности, полномочия органов, применяющих закон, необходимые процедурные вопросы.

   Основным направлением совершенствования отраслевого законодательства должны стать ужесточение санкций к лицам, которые обязаны руководствоваться этими нормами при принятии и реализации решений, оказывающих негативное воздействие на состояние окружающей среды .

     Даже когда немногочисленные иски российских граждан и общественных объединений об ограничении, приостановлении и прекращении экологически вредной деятельности, о закрытии цехов, предприятий и устройств, загрязняющих природные объекты, подвергающих их порче, обращения граждан о переселении из-за неблагоприятной среды обитания удовлетворяются решениями судов и арбитражных судов, они, как правило, не исполняются по причине отсутствия надлежащего жилья и материальных средств 17.

    Существует еще ряд проблем связанных с реализацией конституционного права на благоприятную окружающую среду-это слабая информированность населения о состоянии окружающей среды, в ряде случаев искаженная информация; пассивность органов государственной власти и местного самоуправления в предоставлении экологической информации, либо предоставление заведомо ложных и несоответствующих действительности сведений; нестабильная государственная политика в области экологии; а так же политическая пассивность населения в принятии значимых решений в экологической сфере.

    Для повышения  эффективности реализации права  человека и гражданина на благоприятную  окружающую среду обоснована  необходимость:

- дополнения Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» нормой об ответственности должностных лиц за несвоевременную подготовку подзаконных актов, направленных на защиту прав и свобод человека с целью исключения блокирования действия федеральных законов, исполнение которых требует принятия таких актов;

- создания реального правового  механизма доступа граждан и  их объединений к информации  о состоянии окружающей среды;

- законодательного закрепления  механизмов участия граждан и  их общественных объединений в обсуждении и принятии решений, касающихся состояния окружающей среды и здоровья населения;

- закрепления в экологическом  законодательстве полномочий и  ответственности органов местного  самоуправления и их должностных  лиц по обеспечению конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и экологической безопасности населения;

- разработки и принятия  Федерального закона «Об ответственности  и компенсации вреда здоровью  и имуществу граждан в результате  нарушения законодательства в области охраны окружающей среды субъектами хозяйственной и иной деятельности»;

- внесения в законодательство  РФ норм об ответственности  за отнесение к государственной  или коммерческой тайне сведений, не подлежащих засекречиванию;

- введения системы обязательного экологического страхования граждан, проживающих или работающих в зонах защитных мероприятий и приравненных к ним территориям экологического неблагополучия 18;

   Проведенные исследования показали, что эта задача может быть решена путем кодификации экологического законодательства, а также принятием подзаконных актов, направленных на реализацию права граждан на благоприятную окружающую среду.

    В настоящее время в различных отраслях права накоплен достаточно обширный, но не систематизированный материал в области обеспечения конституционного права на благоприятную окружающую среду. Назрела необходимость комплексного анализа этих правовых актов в данной сфере с конституционных позиций.

 

2.2.  Гарантии конституционного  права на  благоприятную  окружающую среду

     Гарантии прав граждан на благоприятную окружающую среду - это условия и средства, обеспечивающие возможность пользоваться установленными Конституцией и другими законами правами и свободами. Уровень гарантий прав граждан определяет степень реальности провозглашённых прав. 

Информация о работе Право на благоприятную окружающую среду