Правовая охрана атмосферного воздуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 15:35, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время на Земле практически не осталось экологических систем, не подверженных в той или иной мере влиянию человека. Влияние человека на экосистемы в процессе техногенеза весьма интенсивно, поскольку своей деятельностью он создает направленные помехи в механизмах естественной обратной связи.

Содержание

Современное состояние атмосферного воздуха.
Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха.
Уголовная ответственность за загрязнение атмосферы.

Вложенные файлы: 1 файл

Правовая охрана атмосферного воздуха.doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)

  При проектировании и размещении объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие  на качество атмосферного воздуха, а  также при застройке и реконструкции  городских и иных поселений должны учитываться фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха и прогноз изменения его качества.

  В целях охраны атмосферного воздуха  в населенных пунктах устанавливаются  санитарно-защитные зоны объектов хозяйственной  и иной деятельности. Размеры таких  санитарно-защитных зон определяются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

  В проектах модернизации и реконструкции  объектов хозяйственной и иной деятельности, которые могут оказать вредное  воздействие на качество атмосферного воздуха, должны предусматриваться  мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух до норматива предельно допустимого выброса и их обезвреживанию в соответствии с требованиями, установленными законодательством Республики Казахстан.

  Размещение  объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, согласовывается с уполномоченным государственным органом в области охраны атмосферного воздуха или с его территориальными подразделениями.

  При вводе в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляющих выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, должно обеспечиваться соблюдение удельных нормативов выбросов, нормативов предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух.

  Запрещаются производство и эксплуатация транспортных и иных передвижных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ в  выбросах которых превышают удельные нормативы выбросов, установленные законодательством Республики Казахстан.

  Правительство Республики Казахстан, уполномоченный государственный орган в области  охраны атмосферного воздуха, местные  исполнительные органы обязаны осуществлять меры по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств.

  Местные представительные органы по представлению  территориальных подразделений  уполномоченного государственного органа в области охраны атмосферного воздуха могут в пределах своей компетенции вводить ограничения въезда транспортных и иных передвижных средств в населенные пункты, места отдыха и туризма и регулировать передвижение транспортных средств.

  Транспортные  и иные передвижные средства подлежат обязательной проверке на соответствие удельным нормативам выбросов в порядке, определенном Правительством Республики Казахстан.

  Хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов, а также в полигонах  размещения отходов производства и потребления, токсичных веществ и пестицидов, загрязняющих атмосферный воздух, а также сжигание таких отходов производятся на основании правил, утвержденных уполномоченным государственным органом в области охраны атмосферного воздуха.

  Юридические лица обязаны обеспечивать своевременный  вывоз отходов производства и  потребления, являющихся источниками  загрязнения атмосферного воздуха, на специализированные места их складирования  или захоронения, а также на другие объекты хозяйственной или иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья.

  Места размещения отходов производства и  потребления, загрязняющих атмосферный  воздух, выделяются местными исполнительными  органами и должны быть согласованы  с местными представительными органами, территориальными подразделениями уполномоченного государственного органа в области охраны атмосферного воздуха и уполномоченного центрального исполнительного органа Республики Казахстан, осуществляющего руководство в области охраны здоровья граждан.

  В городских и иных поселениях территориальные  подразделения уполномоченного  государственного органа в области  охраны атмосферного воздуха и местные  исполнительные органы регулируют выбросы  вредных (загрязняющих) веществ в  атмосферный воздух в градостроительстве с учетом розы ветров и в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

  При получении прогнозов неблагоприятных  метеорологических условий юридические  лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в  атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с территориальными подразделениями уполномоченного государственного органа в области охраны атмосферного воздуха, обеспечивающими контроль за проведением и эффективностью указанных мероприятий.

  При изменении состояния атмосферного воздуха, которое вызвано аварийными выбросами вредных (загрязняющих) веществ  в атмосферный воздух и при  котором создается угроза жизни и здоровью человека, принимаются экстренные меры по защите населения в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

  С целью предупреждения и ликвидации последствий трансграничного загрязнения атмосферного воздуха источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ, расположенными на территории Республики Казахстан, Правительство Республики Казахстан обеспечивает проведение мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также осуществляет иные меры в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан в области охраны атмосферного воздуха.

      Физические и юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, а также количество и состав выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, виды и размеры вредных физических воздействий на него, подлежат государственному учету в порядке, установленном уполномоченным государственным органом в области охраны атмосферного воздуха.

  Перечень  организаций, осуществляющих в порядке, установленном законодательством  Республики Казахстан, статистические наблюдения в области охраны атмосферного воздуха на соответствующих территориях, определяется уполномоченным государственным органом в области охраны атмосферного воздуха по согласованию с органами государственной статистики.

  Физические и юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном уполномоченным государственным органом в области охраны атмосферного воздуха.

  Источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ  в атмосферный воздух, источники  вредных физических воздействий на атмосферный воздух, перечни вредных (загрязняющих) веществ, перечни вредных физических воздействий на атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, устанавливаются на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, установленном уполномоченным государственным органом в области охраны атмосферного воздуха.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Уголовная ответственность за загрязнение атмосферы. 

  В целях наблюдения за качеством атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния, а также обеспечения  государственных органов, организаций  и населения текущей и экстренной информацией о качестве атмосферного воздуха уполномоченный государственный орган в области охраны атмосферного воздуха, местные исполнительные органы организуют государственный мониторинг атмосферного воздуха, обеспечивают его осуществление на соответствующих территориях Республики Казахстан.

  Государственный мониторинг атмосферного воздуха является составной частью государственного мониторинга окружающей среды и  осуществляется в соответствии с  законодательством Республики Казахстан  в области охраны окружающей среды.

  Территориальные подразделения уполномоченного государственного органа в области охраны атмосферного воздуха устанавливают перечень организаций, которые должны осуществлять производственный мониторинг атмосферного воздуха.

  Государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха должен обеспечить соблюдение:

  1) условий, установленных разрешениями  на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух  и на вредные физические воздействия  на него;

  2) стандартов, нормативов, правил и  иных требований охраны атмосферного воздуха, в том числе проведения производственного контроля за охраной атмосферного воздуха;

  3) режима санитарно-защитных зон  объектов, имеющих стационарные  источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

  4) выполнения государственных программ охраны атмосферного воздуха;

  5) иных требований законодательства  Республики Казахстан в области  охраны атмосферного воздуха. 

  Атмосферный воздух больше, чем другие природные  объекты, в силу присущих ему свойств  связан с жизненными интересами людей; его качество непосредственно влияет на их здоровье и состояние других элементов окружающей среды. Поэтому охрана атмосферного воздуха – одна из самых актуальнейших проблем государства, особенно для промышленно развитых городов нашего государства. 
      В РК зарегистрировано 56875 источников выбросов загрязняющих веществ, из которых 39872 являются организованными источниками выбросов, и только третья часть их была оборудована очистными сооружениями. Количество загрязняющих веществ, отходящих от всех стационарных источников, в 1997 году составило 18782,1 тыс. тонн, из них уловлено, обезврежено 16413,4 , без очистки выброшено 1419,2 тыс. тонн. Основными предприятиями – загрязнителями атмосферного воздуха по  РК остаются предприятия ТЭК, цветной и  горной металлургии и нефтегазовой промышленности. Более 70% выбросов от стационарных источников приходится в основном на предприятия Карагандинской (950,9 тыс. тонн), Павлодарской (515,8 тыс. тонн) и Восточно-Казахстанской области (190,5 тыс. тонн). 
        По данным регионального мониторинга окружающей среды по ВКО основными предприятиями-загрязнителями атмосферного воздуха являются УК МП ОАО «Казцинк» (на 2002 год-79,9 тыс. тонн выбросов), АО «Иртышский медьзавод» корпорация «Казахмыс» (86 тыс. тонн), ТОО «АЕS Согринская ТЭЦ» (4,9 тыс тонн), ОАО «Казцинк» Риддерский цинковый завод (6,5 тыс. тонн), ОАО «Казцинк» Зыряновский ГОК и др. (1,7 тыс. тонн). 
      Вопросы совершенствования системы законодательства об охране атмосферного воздуха всегда находились в центре внимания представителей эколого-правовой науки. Разработки таких видных ученых-юристов как Габитова Р. Х., Н. И. Малышко, Д. Л. Байдельдинова, М. М. Бринчука и др. углубили теоретические представления о роли и возможностях охраны атмосферного воздуха и стали основой для принятия 11 марта 2002 года Закона РК «Об охране атмосферного воздуха». 
Закон определяет правовые, экономические и социальные основы охраны атмосферного воздуха и направлен на обеспечение экологической безопасности РК и реализацию прав граждан на благоприятную для жизни и  здоровья окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии. 
До его принятия действовал Закон КазССР «Об охране атмосферного воздуха» от 1981 года, что говорит о насущной необходимости и своевременности принятия действующего закона. 
Действующий нормативно-правовой акт закрепляет систему государственного управления в области охраны атмосферного воздуха (Гл. 2); Организацию деятельности по охране атмосферного воздуха (Гл.3); Государственный учет источников вредных воздействий на атмосферный воздух (Гл.4); Контроль в области охраны атмосферного воздуха (Гл. 5); Права и обязанности физических и юридических лиц в области охраны атмосферного воздуха (Гл. 6); Заключительные положения (Гл. 7). Таким образом, по своей структуре Закон состоит из 7 глав и 30 статей. 
        Но, к сожалению, Закон «Об охране атмосферного воздуха» не отражает вопросы правовой охраны воздушного бассейна в промышленных городах, что является значительным пробелом действующего законодательства. Рассматриваемый нормативный документ лишь запрещает размещение в населенных пунктах отвалов, складирование отходов, производственного, бытового мусора и других отходов, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха, пылью, вредными газообразными веществами, а также сжигание указанных отходов не территории предприятий, учреждений, организаций и населенных пунктов, кроме случаев, когда сжигание осуществляется с использованием специальных установок при соблюдении требований по охране атмосферного воздуха. При этом предусмотрено, что предприятия, учреждения и организации обязаны обеспечить своевременный вывоз загрязняющих атмосферный воздух отходов на предприятия, использующие их в качестве сырья, или на специализированные свалки. 
Закон требует обеспечения соблюдения нормативов вредных воздействий на атмосферный воздух при размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности (Ст. 14). 
Большое значение имеет регулирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при производстве и эксплуатации транспортных и иных передвижных средств. Пункт 4 ст. 15 предусматривает для транспортных и иных передвижных средств обязательную проверку на соответствие удельным нормативам выбросов в порядке, определенном Правительством РК. Впервые в истории развития казахстанского законодательства ввелось понятие «трансграничное загрязнение атмосферного воздуха». В общих положениях под трансграничным загрязнением понимается «загрязнение атмосферного воздуха, физический источник которого находится полностью или частично в пределах территории, находящейся под юрисдикцией одного государства, и отрицательное влияние которого проявляется на территории, находящейся под юрисдикцией другого государства» (п.17 ст. 1). 
Несмотря на все эти нормы, направленные на охрану атмосферного воздуха от вредного воздействия, в Законе практически отсутствуют требования по охране атмосферного воздуха при размещении и развитии промышленных городов. Статья 15 устанавливает лишь требования о соблюдении нормативов качества атмосферного воздуха при застройке городских и иных поселений. Необходимо также учитывать фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха и прогноз изменения его качества. В целях охраны атмосферного воздуха в населенных пунктах устанавливаются санитарно-защитные зоны объектов хозяйственной и иной деятельности. 
         Данные положения, безусловно, носят прогрессивный характер, но фактически в практической сфере не применяются. Причина этому – пробелы в экологическом законодательстве. По мнению Э. Ренних – природоохранного прокурора ВКО, советника юстиции, «подзаконные акты по порядку применения отдельных статей Закона «Об охране атмосферного воздуха» носят чисто декларативный характер» . 
        Казахстанское законодательство, регулирующее воздухоохранительную деятельность, включает кроме Закона РК «Об охране окружающей среды», Закона РК «Об охране атмосферного воздуха», постановления и распоряжения Правительства РК, нормативные правовые акты специально уполномоченных государственных органов в области охраны атмосферного воздуха, а именно, Министерства охраны окружающей среды, Казгидромета, органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора РК. 
        Несмотря на широкий круг нормативных правовых актов, они не способствуют улучшению экологической ситуации в городах и условий жизни населения в них. Проблема загрязнения атмосферного воздуха в промышленных городах по-прежнему остается одной из важнейших экологических и социальных проблем. 
           Вместе с тем, территориальные органы Министерства охраны окружающей среды РК не могут обеспечить эффективный государственный экологический контроль за состоянием атмосферного воздуха. Трудно ожидать каких-либо позитивных сдвигов в решении этой проблемы, если, по мнению российских ученых Бедного О. П., Жарковой Ю. Г., Сусловой Н. В., «не будут предприняты меры по совершенствованию законодательства об охране атмосферного воздуха и государственного контроля в этой сфере». 
        Кабинет Министров РК определяет общие мероприятия и основные положения в области охраны воздуха, утверждает нормативы ПДК загрязняющих веществ в воздухе, устанавливает единый порядок учета для государства и осуществляет государственный контроль за охраной атмосферного воздуха. Загрязнение атмосферного воздуха путем осуществления выбросов химических веществ и вредных физических воздействий на нее является платным. Виды и порядок определения платы и ее размеров регламентируются законодательством Закона об охране атмосферного воздуха. Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденный Постановлением Правительства РК  от 28 августа 1992 № 632. 
           Плата предусматривается за следующие виды вредного воздействия на атмосферный воздух: 
- выброс загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; 
- вредные физические воздействия: шум, вибрацию, электромагнитное, радиационное воздействие и др. 
         Плата взимается по каждому ингредиенту загрязняющего вещества или вида вредного воздействия с учетом степени их опасности для здоровья людей и окружающей природной среды как за «правомерное» загрязнение атмосферного воздуха (в соответствии с нормативами ПДВ), так и за превышение нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ. В последнем случае установлены повышенные ставки платежей, которые взыскиваются за счет прибыли предприятий и других источников загрязнений. 
      При новом размещении и развитии городов и других населенных пунктов учитывается состояние атмосферного воздуха, прогноз его изменения и меры по охране воздуха от вредных выбросов. 
      Законом установлена уголовная и административная ответственность за превышение установленных нормативов предельно допустимых выбросов, за выброс в атмосферу без разрешения, за нарушение правил эксплуатации, не использования имеющихся установок и аппаратуры для очистка выбросов, за ввод новых объектов, хранения и применения ядохимикатов и минеральных удобрений с нарушением установленных правил. В каждом случае нарушения причиненный ущерб подлежит возмещению. 
 
В развитие Закона об охране атмосферного воздуха Кабинет министров РК, министерства и ведомства принимают постановления, утверждают инструкции и правила по обеспечению надлежащей охраны атмосферного воздуха. 
          В каждом городе необходимо иметь комплексные схемы охраны воздушного бассейна, в которых следует предусматривать: 
· условий во времени, переход на нормирование выбросов на самом предприятии, организации системы контроля за выбросами; 
       · трудных метеорологических условиях , поскольку они меньше выделяют вредности; 
· действует единая отчетность о выполнении мероприятий по охране воздушного бассейна, где указывается количества выброшенных в атмосферу вредных веществ, выполнение плане очистки и соответствие состояния воздуха к установленным предельно допустимым нормам. 
      Учитывая глобальное значение охраны атмосферного воздуха, за страны Европы, США и Канады в 1979 году подписали в Женеве Конвенцию о контроле за трансграничными загрязнениями атмосферы на больших расстояниях. 
        В рамках этой конвенции создана разветвленная сеть мониторинга (наблюдения) по установлению фактической загрязненности воздуха и перемещения его по воздушным территориям государств. 
     Охрана атмосферного воздуха ныне превратилась в актуальную международную проблему, и такой контроль отвечает интересам всего человечества. 
Последствия нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха для общества могут быть весьма разнообразными и по кругу объектов, в отношении которого они проявляются, и по масштабам. Особенно опасны нарушения, влекущие загрязнения воздушной среды химическими веществами, в силу накопления их в атмосфере и возможности распространения этих веществ на дальние расстояния, т.е. расширение пространственной сферы загрязнения. Вред при этом проявляется, в первую очередь, в отношении людей. По данным Информационно-медицинского центра ВКО ежегодно увеличивается заболеваемость населения нашей области. Так, в 1996 году заболеваемость эндокринной системы на 1000 жителей ВКО составляла 22,6, а в 2002 – 47,6; болезни системы кровообращения в 1996 – 56,1, в 2002 – 95,1; болезни органов дыхания на 1996 – 276, в 2002 – 341,4; болезни органов пищеварения – в 1996 – 52,6, а в 2002 – 70,7. 
    Вредные последствия отражаются также на состоянии окружающей природной среды : отравляются не только наземная флора и фауна (включая микрофлору и фауну), но и водная – посредством вымывания загрязняющих веществ осадками. Одним словом, общественную опасность, создаваемую нарушением законодательства об охране атмосферного воздуха, нельзя недооценивать. И поэтому вопросы экологического правонарушения охраны атмосферного воздуха и ответственности за это нарушение имеют большое теоретическое и практическое значение. 
          В юридической литературе еще в начале 80-х годов углубленной теоретической разработке понятий «экологическое правонарушение» и «экологическая ответственность» уделял широко известный ученый  С. Б. Байсалов. В казахстанской правовой литературе появились отдельные исследования по проблемам юридической ответственности за экологические правонарушения  
        Все ученые справедливо подчеркивают, что безвредных правонарушений не бывает и всякое правонарушение является основанием юридической ответственности. Традиционно состав экологического правонарушения определяют через объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Заключение. 

  Увеличение  масштабов загрязнения атмосферы  требуют быстрых и эффективных способов защиты её от загрязнения, а также способов предупреждения вредного воздействия загрязнителей воздуха. Атмосфера может содержать определённое количество загрязнителя без проявления вредного воздействия, т.к. происходит естественный процесс её очистки.  
Первым шагом в установлении вредного воздействия, связанного с загрязнением воздуха, является разработка критерия качества воздуха, а также стандартов качества.

  Стандарты качества определяют уровни качества воздуха и предельно допустимые выбросы (ПДВ), которые необходимо выдерживать для обеспечения безопасности жизни.

  Контролирующие  органы обязаны осуществлять количественный и качественный контроль.

  Другим  подходом к улучшению состояния  атмосферы является требование применения передовых технологических процессов, замена вредных материалов безвредными, применение мокрых способов обработки сырья вместо сухих.

  Один  из главных источников загрязнения  атмосферы углекислым газом - автомобильный  транспорт. Есть несколько видов  борьбы с этим видом загрязнений: техническое совершенствование двигателей, топливной аппаратуры, электронных систем подачи топлива; повышение качества топлива, снижение содержания токсичных веществ в выхлопных газах в результате применения дожигателей топлива, каталитических катализаторов; использование альтернативных видов топлива, например сжатого природного газа.

       Кроме того, открыт способ утилизации  углекислого газа с помощью  новейших технологий. Диоксид углерода  извлекают из дымовых газов.  Операцию проводят высокоэкономичным методом газоразделения с помощью ионообменных мембран, при этом концентрацию углекислоты доводят до 98-99%. Очищенный диоксид углерода закачивают в хранилища (газгольдеры), откуда он поступает на дальнейшую переработку.

      На следующей стадии углекислый газ смешивают с парами воды и подвергают электрохимическому разложению в процессе электролиза. В результате реакции при высокой (1100-1500°С) температуре на аноде выделяется сверхчистый кислород, а на катоде смесь окиси углерода и водорода, т.е. синтез-газ, служащий основным сырьем для производства углеводородных соединений, всего спектра современных искусственных материалов - от синтетического бензина и дизельного топлива до изделий из полимеров  (пластмасс, лаков, красок, растворителей и т.д.). Синтез-газ может использоваться и в металлургии для бескоксового производства чугуна.

Информация о работе Правовая охрана атмосферного воздуха