Понятие экологической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 07:04, контрольная работа

Краткое описание

С позиций культурологии экологическая культура представляет собой компонент культуры общества в целом и включает в себя оценивание средств, которыми осуществляется непосредственное воздействие человека на природную среду, а также средств духовно-практического освоения природы (соответствующие знания, культурные традиции, ценностные установки и т.д.).
Сущность экологической культуры, по мнению Б.Т.Лихачева, может рассматриваться как органическое единство экологически развитого сознания, эмоционально-психических состояний и научно обоснованной волевой утилитарно-практической деятельности. Экологическая культура органически связана с сущностью личности в целом, с ее различными сторонами и качествами.

Содержание

Введение
1. Понятие экологической культуры
2. Сущность экологического воспитания
3. Цель и задачи воспитания экологической культуры
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

ЭКОЛОГИЯ.docx

— 40.14 Кб (Скачать файл)

3. Цель и задачи воспитания экологической культуры

 

Создание нового отношения человека к природе - задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание.

Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.

Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда - она включает в себя человека.

Отношение к природе тесно связано с семейными, общественными, производственными, межличностными отношениями человека, охватывает все сферы сознания: научную, политическую, идеологическую, художественную, нравственную, эстетическую, правовую.

Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.

Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.

Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

.Образовательных - формирование системы  знаний об экологических проблемах  современности и пути их разрешения.

.Воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически  целесообразного поведения и  деятельности, здорового образа  жизни.

.Развивающих - развитие системы  интеллектуальных и практических  умений по изучению, оценке состояния  и улучшению окружающей среды  своей местности; развитие стремления  к активной деятельности по  охране окружающей среды.

В дошкольном возрасте основными задачами экологического воспитания являются:

.Формирование у детей системы  элементарных знаний о предметах  и явлениях природы. Решение этой  задачи предусматривает изучение  самих предметов и явлений  в природе, связей и отношений, которые существуют между ними.

.Формирование системы знаний  об окружающем мире, обеспечение  правильной ориентировки ребенка  в мире.

.Развитие познавательной деятельности  ребенка в процессе ознакомления  с окружающим миром.

Критерием эффективности экологического воспитания и образования могут служить как система знаний на глобальном, региональном, локальном уровнях, так и реальное улучшение окружающей среды своей местности, достигнутое усилиями детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 
Теоретическая основа экологического воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучения и воспитания, развития. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Как известно, воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет детям усваивать правила и нормы поведения в природе. Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ребенка.

Если человек экологически воспитан, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание и станут убеждениями этого человека. Знакомясь с казалось бы с детства привычной обстановкой, дети научаются выявлять взаимосвязи между живыми существами, природной средой, замечать то влияние, которое может оказать их слабая детская рука на животный и растительный мир. Уяснение правил и норм поведения в природе, бережное, нравственное отношение к окружающему поможет сохранить нашу планету для потомков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 
1. Биологический энциклопедический  словарь /Под ред. Гилярова В.Н. М.: Советская энциклопедия, 1986. - 378 с.

. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика  воспитательной работы в начальных  классах. - М.: Просвещение, 1980. - 284 с.

. Боровская Л.А. Экологическая направленность натуралистической экскурсии в условиях города//Начальная школа. - 1991, N8, С. 46-48.

.Букин. А.П. В дружбе с людьми  и природой. - М.: Просвещение, 1991-135с.

. Воспитание и развитие детей  в процессе обучения природоведению: Из опыта работы. Пособие для  учителя /Составитель Мельчаков Л.Ф. - М.: Просвещение, 1981. - 215 с.

. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. - М.: Высшая  школа, 1999. - 308с.

. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М.: Высшая школа, 1999. - 167с.

. Дерим-Оглу Е.Н., Томилина Н.Г. Материалы к проведению экскурсии в смешанный лес //Начальная школа. -1990.- N5. - С. 28-34.

. Дерябо С.Д., Ясвин В.П. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996. - С36-38.

. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. - М.: Просвещение, 1984.

. Измайлов И.В., Михлин В.Е., Шубкина Л.С. Биологические экскурсии. - М.: Просвещение, 1983. - 163с.

. Клепинина З.А., Мельчаков Л.Ф. Природоведение. Учебник для 2 и 3 классов. - М.: Просвещение, 1987. - 169 с.

. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо  Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое  наследие. - М.: Педагогика, 1989. - 347с.

. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения. - М.: Просвещение, 1990. - 256с.

. Популярный экологический словарь. Под. ред. A.M. Гилярова.- М.: Устойчивый мир, 1999.-186 с.

. Старостин В.И. Природа в системе  эстетического воспитания. - М.. Просвещение, 1990. - 56с.

. Экологическое образование и  воспитание. Метод. рекомендации. - Улан - Удэ, 1990. - 29с.

. Эстетическая культура и эстетическое  воспитание. Кн. для учителя /Н.И. Кнященко, Н.Л. Лейзеров, М.С. Каган и др. - М.: Просвещение, 1983. - 303с.

.Дежникова, Н.С. Воспитание экологической культуры у детей и подростков /Н.С. Дежникова. - М.,2001.

. Иванова, Т.С. Экологическое образование  и воспитание в начальной школе /Т.С. Иванова. - М., 2003.

. Гирусов Э. В. Природные основы экологической культуры // Экология, культура, образование. - М., 1989. - С. 11-19.

. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. - М., 1995.

 

 


Информация о работе Понятие экологической культуры