Понятие экологического права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 20:50, реферат

Краткое описание

Экологическое право как отрасль права представляет собой систему правовых норм, специфическим способом регулирующих экологические общественные отношения в целях достижения гармоничных отношений между обществом и природой, в интересах людей, живущих в нашем общем и единственном доме - на Земле.
Всякая система представляет собой множественность составляющих ее элементов, которые объединены системообразующими факторами.

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие экологического права.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

Природный объект может быть объектом права экологопользования лишь в том случае, если они имеет естественное происхождение. Так, нельзя считать объектом права экологопользования искусственные теплицы. (не подходят и дикие живо-тных, содержащиеся в неволе)

2. Субъектами права экологопользования  могут быть граждане РФ, а также иностранцы и организации, учреждения и предприятия, включая иностранные юридические лица. В ЛК РФ говорится, что лесопользовате-лями в РФ могут быть юридические лица, в том числе иностранные, и физические лица, обладающие правом на осуществление пользования лесным фондом в соответствии с законодательством РФ и т. п. Для обретения статуса объекта права экологопользования необходимо два юридических аспекта: а) наличие экологической правоспособности субъектов, определенной в законе в специальных нормативно-правовых актах. Так. для российских организаций определена полная экологическая дееспособность, а для иностранных организаций - частичная. б) реализованность данной экологической правоспособности в уста-новленном порядке. Так, для получения земельного участка в пользование граждане и организации, обладающие экологической правоспособностью, должны пройти определенную процедуру: обратиться в установленном порядке к государственному органу, уполномоченному предоставлять зе-мельные участки в пользование или собственность, где должно быть оформлено дело об отводе земли заявителю, получить разрешение на этот отвод и т. п.

Содержание права экологопользования включает наличие нескольких правомочий: права собственности, права владения, права пользования и права  внутрихозяйственного управления природным объектом, предостав-ленным в пользование, владение, собственность или аренду.

Возникновение, изменение и прекращение  права экологопользования

Право экологопользования, в отличие  от права частной, государствен-ной  муниципальной и иных форм собственности на природные объекты, не является постоянным и может возникать, изменяться или прекращаться в установленном законом порядке. Возникновение права экологопользо-вания имеет различные основания: а) предоставление природного объекта, находящегося в собственности государства или других лиц, в собственность, пользование или аренду. б) заключение договора аренды природного объекта. Договор о вре-менном пользовании природным объектом может изменяться по соглаше-нию сторон, а в связи с этим могут изменяться и условия права экологопользования. в) включение земли как недвижимости в гражданский оборот, что влечет за собой участие ее в сделках купли-продажи, аренды, мены, ипотеки, залога и т. п.; г) переход титула права собственности на недвижимость, какой явля-ется строение или сооружение. Вместе с этими объектами переходят и права на земельный участок, если иное не предусмотрено законодательством.

Право экологопользования изменяется в следующих случаях: а) вследствие замены одного природного объекта другим при изъятии первоначально предоставленного для государственных или общественных нужд; б) вследствие изменения правового статуса используемого объекта. Например, с признанием данного земельного участка землей историко-культурного назначения на нем запрещается любая деятельность, проти-воречащая целевому назначению этой земли; в) вследствие изменения экологического состояния используемого природного объекта: появление эрозионных процессов, заболачивание, засоление и другие неблагоприятные почвенные процессы, в результате чего изменяется режим экологопользования; г) вследствие ограничений, вводимых законодательством, или возник-новения потребности в этих ограничениях из-за соседних природных объектов и экологических систем.

Основаниями прекращения права экологопользования являются: а) добровольный отказ экологопользователя от пользования данным природным объектом или его частью; б) прекращение экологопользования в случае прекращения деятельно-сти организации, а также крестьянского хозяйства; в) прекращение оснований права экологопользования: при прекраще-нии договора арендных или трудовых отношений; г) нарушение правил экологопользования. В законодательстве предусмотрены и другие основания прекращения права собственности, землепользования и аренды: нецелевое использова-ние земли, использование земли способами, приводящими к снижению плодородия почв, урожайности земли сельскохозяйственного назначения ниже нормативного по кадастровой оценке и пр.

13. Особый вид экологопользования

Кроме особо охраняемых территорий и природных объектов, имеются территории с особым режимом экологопользования. В ст. 58 и 59 Закона об охране окружающей природной среды предусмотрены зоны чрезвычай-ной экологической ситуации и зоны экологического бедствия, которые объявляются таковыми либо решениями Федерального Собрания РФ либо Указами Президента РФ по представлению специально уполномоченных на то государственной экологической экспертизы.

Организация экологопользования в  зоне чрезвычайной экологической ситуации состоит в комплексе мероприятий по оздоровлению экологической обстановки, включая реабилитацию нарушенных природных комп-лексов, снижение уровня воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Она оформляется в виде проекта федеральной целевой Программы неотложных мер по улучшению состояния окружаю-щей среды, санитарно-эпидемиологической обстановки и здоровья насе-ления.

Подготовка федеральной целевой  Программы включает в себя два  аспекта:

1. разработку неотложных мер  и мероприятий по улучшению состояния окружающей среды, санитарно-эпидемиологической обстановки, здоровья населения; 2. создание условий для субъектов хозяйствования в целях организации устойчивого социально-экономического развития территории. Источниками финансирования Программы являются: целевые средства федерального бюджета; средства бюджетов различных уровней; средства предприятий-экологопользователей, загрязняющих ок-ружающую среду, и их отраслевых объединений; средства экологического фонда; заемные средства (кредиты). Используются также средства благо-творительных фондов и иностранные инвестиции.

Организация деятельности по выполнению утвержденной Программы и ответственность  за ее выполнение возлагаются на главу  администрации территории, объявленной  зоной чрезвычайной экологической ситуации.

По истечении срока выполнения этой Программы администрация территории подготавливает материалы о состоянии  окружающей среды и реализации мероприятий  Программы и представляет их на государствен-ную  экологическую экспертизу.

Решение о снятии статуса зоны чрезвычайной экологической ситуации принимается Президентом РФ по представлению Госкомитета РФ по охране окружающей среды на основании заключения государственной экологической экспертизы.

Понятие и принципы государственного регулирования экологопользования и охраны окружающей среды

Регулирование - это функция организованных систем, обеспечиваю-щая сохранение их определенной структуры, поддержание  режима деятель-ности, реализацию их программ и целей. Государственное регулирование  экологопользования и охраны окру-жающей среды осуществляется через регулирование экономической и экологической систем РФ.

Если регулирование экономической  системы страны выражается в управленческих воздействиях государства преимущественно  на воспроиз-водство новых систем экономических отношений, то регулирование эко-логической системы представляет собой совокупность необходимых мер для поддержания экологических систем и создания нормальных условий для их эффективного функционирования.

Регулирование экологической системы  происходит через управление экологопользованием, которое теснейшим образом связано с охраной окружающей среды. Этому виду регулирования свойственны как общие черты управленче-ской деятельности государства делами общества, так и специфические, обусловленные регулируемым объектом - экологической системой стра-ны. Понятие государственного регулирования экологопользования целе-сообразно рассматривать в единой системе.

Содержание института регулирования  экологопользования характери-зуют принципы:

1. Принцип законности в государственном регулировании экологопользо-вания и охраны окружающей среды. Государственные и общественные организации, должностные лица, государство и его органы действуют на основе законности. Это требование касается и всех граждан. 2. Принцип приоритета охраны окружающей природной среды предпола-гает также наличие двух основных сторон: а) в случае коллизии интересов хозяйственной целесообразности и требований охраны экологических систем решение должно приниматься, исходя из интересов сохранности экологических систем. Например, не допускается изъятие земель, занятых особо охраняемыми природными объектами. б) использование одних природных объектов должно осуществляться не во вред другим природным объектам и окружающей среде в целом. 3. Принцип плановости государственного регулирования экологопользова-ния и охраны окружающей среды заключается в следующем:

а) важнейшие мероприятия по регулированию  экологопользования закрепляются в  планах, которые после их утверждения  обретают обязатель-ную силу. б) за результатами реализации в жизнь разработанных планов и про-грамм должен осуществляться постоянный контроль. 4. Принцип сочетания государственного регулирования с местны.и само-управлением выражается в следующем: а) максимальное вовлечение граждан в дело регулирования эколого-пользования. (непосредственная демократия (сход граждан), представительная демократия, договорная демократия (граждане заключают определенные до-говорные обязательства по совершенствованию экологопользования в дан-ной местности). б) расширение демократических начал в регулировании экологополь-зования должно сопровождаться установлением точно определенной ин-дивидуальной ответственности каждого за вверенный участок работы. Поэтому в стране на всех уровнях осуществляется реализация принципа сочетания коллегиальности с единоначалием. Так, наряду с Федеральным Собранием России существует пост Президента РФ; решения Правитель-ства России, республик в составе РФ принимаются коллегиально; и пр.

Система и компетенция государственных  органов регулирования экологопользования и охраны окружающей среды

Органы государственного регулирования  экологопользования и охраны окружающей среды в зависимости от их компетенции  можно подразделить на органы общей  межотраслевой (межведомственной) и  отраслевой (ведом-ственной) компетенции.

Органы общей компетенции выделены в особый вил в силу того, что  решение вопросов экологопользования и охраны окружающей среды, во-пер-вых, не является специальной функцией этих органов, а во-вторых, решения данных органов имеют определенные территориальные пределы действия и распространяются на всех граждан и различные учреждения, предприятия и организации, находящиеся в пределах территории юрисдикции органов общей компетенции. Например, Правительство РФ принимает постановления по всем отраслям народного хозяйства. Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов занимается лишь вопросами экологопользования и охраны окружающей среды. Если постановление Правительства РФ действует на всей территории Российской Федерации, то приказ министра по охране окружающей среды и природных ресурсов - только на тех ее участках, где сложилось неблагоприятное экологическое положение, на ликвидацию кото-рого и направлен данный приказ.

Органы регулирования межотраслевой (межведомственной) компетен-ции- Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). Министерство здравоохранения РФ, Министерство внутренних дел РФ и другие - классифицированы в самостоятельную группу в силу того, что акты, принимаемые этими министерствами и ведомствами, имеют обязательную силу для всех иных предприятий, министерств и ведомств. Так, стандарты, принятые Госстандартом России относительно предельно допустимых вредных выбросов автомобилей, обязательны для всех машин любого класса, в том числе и для ГАИ МВД РФ, осуществляющей контроль за соблюдением этого стандарта автомобилями всех ведомств.

На федеральные органы регулирования  охраны окружающей среды и использования  природных ресурсов возложены следующие  задачи:

1. На министерство природных ресурсов и Госкомитет РФ по охране окружающей среды - комплексное управление и регулирование в области охраны окружающей среды в РФ, проведение единой научно-технической политики по вопросам охраны окружающей среды и исполь-зования природных ресурсов; координация деятельности министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций в области охраны окружающей среды и природных ресурсов; оценка и прогнозирование антропогенного воздействия на окружающую среду, а также состояния и использования природных ресурсов, ведение Красной книги РФ; и пр.

2. Комитет РФ по геологии и  использованию недр , который входит  в Минприродных ресурсов РФ, осуществляет  в установленном порядке контроль  за ведением работ по геологическому  изучению недр, рациональ-ным, комплексным, экологически безопасным использованием недр и их охраной, соблюдением порядка и условий пользования недрами; и пр.

3. Федеральная служба лесного  хозяйства России разрабатывает  ос-новные направления федеральной  политики в области использования, воспроизводства, охраны лесов и развития лесного хозяйства;

4. Комитет РФ по водному хозяйству', входящий в Минприродных ресурсов  РФ,

5. Государственный комитет РФ  по земельным ресурсам и землеустройству

6. Государственный комитет РФ  по рыболовству 

7. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружа-ющей среды (Росгидромет) осуществляет гидрометеорологическое и гелиогеофизическое обеспечение и мониторинг состояния и загрязнения атмосферы, поверхностных вод, суши, морской среды, почв и пр.

Формы, функции и методы государственного регулирования экологопользования и охраны окружающей среды

Всякая система предполагает наличие  множественности элементов (ее структурность) и наличие объединяющих связей между  составляющими элементами. Такими объединяющими связями являются правовые формы, методы и функции регулирования.

Формы управления представляют собой  внешнее проявление регули-рующей деятельности, имеющее применительно к праву  правовую и не-правовую формы. Неправовые формы регулирования выражаются в двух основных видах: а) оперативно-хозяйственное распорядительство, осуществляемое в вопросах экологопользования и охраны окружающей природной среды, решение которых не носит правовой природы, а значит, находится за пределами правового регулирования. Например, вопрос об отнесении земель к той или иной категории является вопросом экономическим, поэтому прини-маемые решения по этому вопросу не имеют правовой природы. б) обеспечение исполнителей необходимыми средствами для выполне-ния ими своих функций.

Информация о работе Понятие экологического права