Понятие экологического контроля и его задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 13:01, контрольная работа

Краткое описание

Экологическое право – одна из отраслей права, регулирующая общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах настоящего и будущего поколений. Значение слова «экология» трактуется как учение о взаимодействии живых организмов с окружающей их природной средой обитания.
Из общей экологии можно выделить важную часть, называемую социальной экологией – учение о взаимодействии общества с окружающей его природной средой обитания.

Содержание

Понятие экологического контроля и его задачи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Задача. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16

Вложенные файлы: 1 файл

Экологическое право.docx

— 35.89 Кб (Скачать файл)

    Функции по проведению ведомственного контроля предусматриваются, как правило, положениями о центральных государственных органах. Например, в соответствии с Положением о Министерстве топлива и энергетики РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27 января 1996 г., в области обеспечения промышленной и экологической безопасности организаций топливно-энергетического комплекса данное Министерство контролирует выполнение мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций в отрасли.

    Подчеркнем, что ведомственный контроль проводится также министерствами и ведомствами, осуществляющими управление природопользованием и охраной окружающей среды, – Министерством природных ресурсов РФ, Госкомэкологией России и др. Они контролируют выполнение задач, возлагаемых на структурные подразделения и территориальные органы.

    На вопрос о том, осуществляется ли ведомственный контроль только государственными органами либо он может проводиться также негосударственными структурами федерального или территориального уровня, имеющими в своем ведении объекты, являющиеся субъектами права окружающей среды, ответ может быть положительным. Такие структуры также заинтересованы, прежде всего, экономически, в поддержании экологического правопорядка на подведомственных объектах, так как несоблюдение экологических требований будет влиять на экономические результаты их деятельности и прибыль.

Содержание ведомственного контроля определяется рядом факторов:

1) спецификой отрасли;

2) экологически значимыми задачами, стоящими перед отраслью в  целом и подведомственными объектами;

3) конкретными правами и обязанностями  подразделений и лиц, осуществляющих  ведомственный контроль.

     Сферой производственного экологического контроля служит производственно-хозяйственная деятельность предприятий и иных хозяйствующих субъектов. Важность его проведения и высокой эффективности обусловлена тем, что предприятия являются основной категорией природой пользователей. Преимущественно им адресованы правовые требования, касающиеся обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий.

    Содержание производственного контроля зависит, прежде всего, от специфики предприятия. Экологический контроль проводит руководитель предприятия, руководители функциональных служб (главного инженера, энергетика, технолога, механика и др.) и производственных подразделений. Потенциально наиболее полезным может быть контроль, осуществляемый экологическими службами. Правда, в целях экономии и в силу недооценки важности данного направления экологические службы на предприятиях часто отсутствуют.

    Главной задачей производственного экологического контроля является проверка:

а) выполнения планов и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды;

б) соблюдению нормативов предельно допустимых воздействий на природу, установленных предприятию;

в) выполнения иных требований законодательства об окружающей среде и др.

    Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» устанавливает более строгие требования к проведению производственного контроля над обеспечением радиационной безопасности. Согласно ст. 11 порядок проведения производственного контроля определяется для каждой организации с учетом особенностей и условий выполняемых ею работ и согласовывается с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление, государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности.

    Меры по пресечению выявляемых нарушений правовых экологических требований в рамках ведомственного и производственного контроля принимаются уполномоченными должностными лицами. На предприятиях это, как правило, – руководитель.

   С учетом высокой общественной опасности некорректного обращения с радиоактивными веществами названный Федеральный закон наделяет должностных лиц, осуществляющих производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности, правом приостанавливать проведение работ с источниками ионизирующего излучения при выявлении нарушений санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, правил радиационной безопасности, государственных стандартов, строительных норм и правил, правил охраны труда, распорядительных, инструктивных, методических документов в области обеспечения радиационной безопасности в соответствующей организации до устранения обнаруженных нарушений.

  Эффективность ведомственного и производственного экологического контроля во многом зависит от взаимодействия с органами государственного экологического контроля. Пока такое взаимодействие не развито. Более того, руководители предприятий и экологические службы считают своей задачей защиту интересов предприятия любым путем, в том числе посредством сокрытия фактов нарушения экологического законодательства, представления государственным органам недостоверных сведений, а порой и прямого попустительства правонарушениям.

     Сотрудничество органов государственного, ведомственного и производственного экологического контроля – важный резерв повышения эффективности природоохранной деятельности на разных уровнях. Инициатива такого сотрудничества может исходить от любого субъекта. Многое в развитии сотрудничества и обеспечении эффективного взаимодействия в данной сфере в силу правового статуса зависит от позиции органов государственного экологического контроля. Важно при этом реализовать не только административные методы, но и методы убеждения, воспитания.

    Общественный экологический контроль

     В России имеются так же профессиональные союзы, которые в соответствии с Федеральным законом «об охране окружающей природной среды», наряду с другими общественными объединениями могут осуществлять экологический контроль, в настоящее время в большей степени заинтересованы в укреплении финансового положения предприятий. Но как только экономическая обстановка стабилизируется, общественные объединения и организации активизируют свою работу по контролю за исполнением хозяйствующими субъектами природоохранительного законодательства. Определенная работа в этом направлении проводиться уже в настоящее время Федерацией независимых профсоюзов России (ФНПР), в аппарате ФНПР имеется отдел по проблемам труда экологии, которым подготовлены методические материалы по осуществлению общественного экологического контроля. По инициативе ФНПР создана информационно - инновационная общественная экологическая ассоциация « Партнеры за устойчивое развитие », к числу основных задач которой относиться координация мероприятий по сотрудничеству общественных организаций и объединений между собой, а так же государственными структурами в части реализации проектов и программ, обеспечивающих экологически устойчивое развитие народного хозяйства РФ.

     В целях расширения, укрепления и развития правовой базы общественного контроля проводились слушания, например, по обслуживанию общероссийского «Положения об оценке воздействия на окружающую среду», разрабатывается проект «Положения об общественном экологическом контроле», при подготовке которого учитываются предложения и замечания различных общественных организаций и отдельных граждан. Хотя по возможностям получения информации и применения мер воздействия на нарушителей природоохранительного законодательства общественный экологический контроль уступает государственному но вместе с тем он обладает и серьезным преимуществом - реальной независимостью от государственных структур и ведомственных интересов. И вследствие этого общественный контроль в большей степени отражает экологические интересы населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          Задача.

На заседании Государственной экспертной комиссии были подведены итоги экспертизы проекта гидротехнического сооружения, часть которого располагается в пределах особо охраняемой природной территории. Было установлено, что при проектировании объекта был не изучен вопрос о влиянии сооружения на изменение содержания в воде соединений ртути, месторождение которой находится неподалеку от предполагаемого места сооружения объекта, в результате изменения уровня вод. В результате, было признано, что у проекта строительства гидротехнического сооружения имеются, существенные недостатки и было предложено доработать проект, что и было отражено в отрицательном заключении экспертной комиссии.

 

  1. Правомерно ли решение экспертной комиссии?
  2. Что необходимо предпринять заказчикам проекта для того, чтобы довести его до реализации?
  3. Укажите правовые последствия положительного  заключения государственной экологической экспертизы.

Все ответы на поставленные в задаче вопросы должны содержать ссылки на нормативные правовые акты. Каждый ответ должен соответствовать номеру вопросу в задаче.

1. Согласно ст. 1 фeдерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Согласно ст. 10 фeдерального закона «Об экологической экспертизе» государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Поскольку было установлено, что при проектировании объекта был не изучен вопрос о влиянии сооружения на изменение содержания в воде соединений ртути, месторождение которой находится неподалеку от предполагаемого места сооружения объекта, в результате изменения уровня вод, то, следовательно «намечаемая в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственная деятельность» не соответствовала экологическим требованиям (ст.1 фeдерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»).

В результате, правомерно было признано, что у проекта строительства гидротехнического сооружения имеются существенные недостатки и правомерно было предложено доработать проект, что и было отражено в отрицательном заключении экспертной комиссии.

2. Согласно п. 7 ст. 18 фeдерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» В случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную государственную экологическую экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в данном отрицательном заключении. То есть заказчикам проекта для того, чтобы довести его до реализации, необходимо устранить указанные в заключении недостатки и представить материалы на повторную государственную экологическую экспертизу.

3. Согласно п. 5 ст. 18 фeдерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы. Положительное заключение государственной экологической экспертизы имеет юридическую силу в течение срока, определенного федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, проводящим конкретную государственную экологическую экспертизу.

Положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу в случае: доработки объекта государственной экологической экспертизы по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы; изменения условий природопользования федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию; истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы; внесения изменений в проектную и иную документацию после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.

 

Список литературы

 

  1. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
  2. Фeдеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».
  3. Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».
  4. Постановление Правительства РФ от 29.05.2008 N 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации».
  5. Приказ Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 N 372 «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации».
  6. Боголюбов С.А. Экологическое право. – М.: Высшее образование, 2008.
  7. Бринчук М.М. Экологическое право. М., 2010.
  8. Ерофеев Б.В. Экологическое право. – М.: Эксмо, 2008.
  9. Экологическое право России: Учеб. для вузов / Под ред. Н.В. Румянцева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
  10. Сборник нормативных правовых актов по экологическому праву. – М., Щит-М, 2009.

Информация о работе Понятие экологического контроля и его задачи