Мировой океан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 12:14, реферат

Краткое описание

Комплексное решение проблем изучения, освоения и эффективного использования ресурсов и пространств Мирового океана являются важнейшими приоритетами политики государства не только в настоящее время, но и в будущем. Данные проблемы актуальны в связи с тем, что Мировой океан - место сосредоточения важнейших видов хозяйственной, военной и научно-технической деятельности различных государств, транснациональных корпораций, международных организаций и, одновременно, место пересечения их интересов.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (16).docx

— 34.35 Кб (Скачать файл)

Главной долгосрочной целью Программы  является комплексное решение проблемы изучения, освоения и эффективного использования ресурсов и пространств  Мирового океана в интересах экономического развития, обеспечения безопасности страны. Главная цель Программы подразделяется на ряд основных целей подп Поэтому  Концепция Программы предполагает поэтапную (3 этапа) реализации намеченных целей с учетом возможного объема финансирования.

Цели начального этапа выполнения Программы (1998-2002 гг.) сводятся к приостановке процессов неуправляемого спада и стабилизация основных показателей деятельности России в Мировом океане.

программ.

Задачи:

    • принятие мер по скорейшей приостановке процессов разрушения научной инфраструктуры, оттока научных кадров и деградации научно-исследовательского флота в целях восстановления ведущих позиций России в области изучения Мирового океана;
    • принятие мер по международно-правовому обеспечению эффективной деятельности России в Мировом океане;
    • сохранение необходимого для обеспечения национальных интересов России в Мировом океане потенциала ВМФ.
    • стабилизация положения в области информационного обеспечения морской деятельности на основе интеграции действующих информационных систем;
    • стабилизация положения в морских перевозках, обеспечение их экономической эффективности и экологической безопасности;

Цели второго  этапа (2003-2007 гг.) заключаются в формировании условий для наращивания заделов в правовой, политической, природоохранной, материально-технической, научной, технологической и иных сферах морской деятельности России, позволяющих удовлетворять ее текущие нужды и обеспечивать долгосрочные интересы и потребности. К основным задачам второго этапа относятся:

    • совершенствование морского законодательства и принятие международно-правовых актов, закрепляющих положение России в Мировом океане с учетом планируемых достижений первого этапа;

решение проблем оптимизации перевозок;

    • — освоение арктических территорий на основе принципов экологически безопасного и эффективного природопользования;
    • переход к промышленному освоению минеральных ресурсов на шельфе России;
    • разработка концепции ВМФ XXI века, дальнейшее укрепление обороноспособности России на морских границах

На третьем  этапе, ( 2008 -2012 гг.), в соответствии со стратегией внутреннего развития страны, ее положением на мировой арене и перспективными потребностями будет формироваться качественно новая структура деятельности России в Мировом океане. Достижение этой цели связано с решением следующих основных задач:

    • формирование конкурентоспособного морехозяйственного сектора экономики России;
    • — создание единой информационной системы об обстановке в Мировом океане нового поколения, отвечающей мировому уровню;
    • — сбалансированное развитие всех составляющих морской мощи государства.

дальнейшее развитие и оптимизация  морских перевозок;

    • — внесение изменений в морское законодательство с учетом ее политического и экономического положения России;

 

 

 

Мероприятия Программы

Система мероприятий Программы  включает совокупность взаимоувязанных  научно-исследовательских (фундаментальных  и прикладных) и опытно-конструкторских  разработок, а также мероприятия  социально-экономического, производственного, организационно-хозяйственного, военно-стратегического  и международно-правового характера.

На первом уровне исполнителями, отбираемыми  головными заказчиками на конкурсной основе, осуществляются конкретные проекты (мероприятия) по приоритетным направлениям деятельности в Мировом океане.

На втором уровне в рамках выполнения комплекса проектов (мероприятий) каждой из 10 подпрограмм обеспечивается получение  конечных результатов по каждому  из направлений работ, представленных в подпрограммах.

На третьем уровне в соответствии с общегосударственными приоритетами и в рамках реализации взаимоувязанных  целей подпрограмм обеспечивается получение конечных результатов  Программы в целом, т.е реализация главной цели Программы.

Мероприятия (проекты), включенные в  подпрограммы, имеют непосредственное отношение к проблемам изучения и освоения Мирового океана, направлены на минимизацию ущерба в результате свертывания морской деятельности России в Мировом океане и носят  межотраслевой (межведомственный) характер. Мероприятия, имеющие научную направленность ориентированы на получение практических результатов прикладного (технологического) характера. Особое внимание уделено  взаимоувязке проектов обеспечивающего  характера, что позволяет сократить  затраты общесистемного характера.

Можно выделить три укрупненных  целевых блока:

1) изучение Мирового океана;

2) освоение и эффективное использование  ресурсов и пространств Мирового  океана;

3) обеспечение национальных интересов  и безопасности страны (военно-стратегические  интересы и международно-правовые  аспекты).

Перечень подпрограмм:

  • Международно-правовые вопросы и их политический аспект (МИД России)
  • Исследование природы Мирового океана (Миннауки России)
  • Военно-стратегические интересы России в Мировом океане (Минобороны России)
  • Минеральные ресурсы Мирового океана, Арктики и Антарктики (МПР России)
  • Создание технологий для освоения ресурсов и пространств Мирового океана (Минэкономики России)
  • Использование биологических ресурсов Мирового океана (Минсельхозпрод России)
  • Транспортные коммуникации России в Мировом океане (Минтранс России)
  • Освоение и использование Арктики (Госкомсевер России)
  • Изучение и исследование Антарктики (Росгидромет)
  • Создание Единой системы информации об обстановке в Мировом океане (Росгидромет)
  • Мероприятия государственного заказчика координатора ФЦП «Мировой океан»

 

Непосредственное отношение к  производственно-хозяйственной деятельности в реальном секторе национальной экономики имеют подпрограммы: “  Минеральные ресурсы Мирового океана, Арктики и Антарктики”, “Использование биологических ресурсов Мирового океана”, “Транспортные коммуникации России в Мировом океане”.

Объектно-ориентированные подпрограммы - ”Изучение и исследование Антарктики”  и ”Освоение и использование  Арктики” - имеют комплексный характер с преобладанием исследовательских  задач в первой подпрограмме и  производственных - во второй.

Подпрограмма “Исследование природы  мирового океана” является общесистемной  подпрограммой, формирующей научную  базу осуществления различных видов  деятельности в Мировом океане.

Подпрограммы “Военно-стратегические интересы России в Мировом океане”  и “Международно-правовые вопросы  и их политический аспект” ориентированы  на обеспечение морской деятельности России в Мировом океане необходимыми и достаточными механизмами военного и международно-правового характера.

Остальные подпрограммы направлены на создание соответствующих обеспечивающих средств для достижения целей  Программы.

Механизм реализации и  управления Программы

Для организации управления Программой и контроля за ходом ее выполнения требуется создание гибкой структуры, сочетающей стратегическое и тактическое, отраслевое и территориальное управление и обеспечивающей реализацию интересов  России в Мировом океане. Такой  структурой может стать Межведомственная комиссия Правительства Российской Федерации по реализации Программы.

При Межведомственной комиссии по реализации Программы создается научно-координационный  совет, возглавляемый председателем  и включающий ведущих ученых, представителей научно-технических обществ, специалистов министерств и ведомств. Состав совета утверждается государственным заказчиком-координатором  Программы.

В функции совета входит: 

выявление организационных, технических  и научных проблем решение, которых  необходимо для реализации проектов подпрограммы;

 — подготовка предложений  по согласованию федеральных  и местных интересов, интересов  министерств и ведомств при  реализации отдельных мероприятий  подпрограмм;

 — проведение экспертизы  проектов, представляемых на конкурс,  и представление рекомендаций  Программы Межведомственной комиссии  по их реализации;

 — оценка обоснованности  запросов на финансовое и материально-техническое  обеспечение реализации проектов;

 — осуществление контроля  за ходом выполнения проектов, подготовка предложений о продолжении  или прекращении финансирования  работ по проектам.

Управление реализацией подпрограмм, контроль за ходом их выполнения и  эффективное использование выделяемых средств возлагается на государственных  заказчиков с учетом специфики соответствующих  подпрограмм и источников финансирования.

Важная роль в реализации мероприятий  Программы отводится государственному заказчику-координатору - Министерству экономики Российской Федерации. В  его функции входит:

 — координация деятельности  государственных заказчиков подпрограмм;

 — координация и контроль  за исполнением работ по реализации  Программы;

 — организация реализации  и финансирование средствами, выделенными  целевым назначением государственному  заказчику-координатору, мероприятий  Программы носящих межведомственный  характер и затрагивающих интересы  большинства государственных заказчиков  Программы;

 — внесение в установленном  порядке предложений по уточнению  программных мероприятий с учетом  складывающейся социально-экономической  ситуации и хода реализации  Программы;

 —  контроль за целевым  использованием средств;

 — исключение дублирования  при формировании и реализации  мероприятий подпрограмм в целях  сокращения расходов на выполнение  работ.

Основной объем финансирования Программы (более 95%) должны составить  бюджетные средства субъектов Федерации, собственные денежные ресурсы предприятий, полученные путем капитализации  доходов, средства отечественных и  зарубежных инвесторов, кредиты и  другие виды внебюджетных источников, а также средства от реинвестирования прибыли в результате реализации проектов на начальном этапе.

Реализация подпрограмм осуществляется на основе системы государственных  контрактов (договоров) на закупку и  поставку продукции для федеральных  государственных нужд, заключаемых  государственными заказчиками с  исполнителями работ.

Результаты Программы

Ожидаемые результаты:

  • Защита российских интересов в Мировом океане.
  • Повышение политической стабильности, обороноспособности страны на морских и океанских направлениях .
  • Способствование сохранению и развитию научно-технического, экономического и сырьевого потенциалов России.
  • Улучшение снабжения населения продуктами питания.
  • Повышение достоверности и оперативности получения информации о ситуации в Мировом океане, а также защищенность населения прибрежных регионов от стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с процессами, происходящими в Мировом океане.
  • Способствование социально-экономическому развитию прибрежных регионов.

Основные результаты. Эффективность Программы состоит в достижении единых целей политики государства в области обеспечения национальных и геополитических интересов России, поддержании ее устойчивого экономического развития, получении конкретных практических результатов уже в ближайшей перспективе. Эффективность Программы в целом определяется степенью ее влияния на динамику развития и структуру народного хозяйства, а также на другие показатели социально-экономического развития.

Основные (наиболее значимые) результаты, определяющие эффективность реализации Программы, сгруппированы по функциональным признакам:

Информация о работе Мировой океан