Государственный надзор и общественный контроль за охраной труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 13:41, реферат

Краткое описание

6 августа 1993 г. был принят очень важный документ в вопросе правового регулирования охраны труда - Основы законодательства Российской Федерации об охране труда (с последующими изменениями и дополнениями). Новым этапом развития указанного института трудового законодательства явилось принятие Федерального закона РФ №181от 17 июля 1999 г. "Об основах охраны труда в Российской Федерации"[1] , в 1998 году Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"[2] И наконец принятие 30 декабря 2001 г. важнейшего законодательного акта в сфере регулирования трудовых отношений – «Трудового кодекса Российской федерации»[3] , вводимого в действие с 1 февраля 2002 г.

Содержание

Введение. ….2

Основные направления государственной политики в области охраны труда.2

Государственные нормативные требования к охране труда..6

Структура системы управления охраной труда в Российской федерации..7

Государственная межотраслевая подсистема управления охраной труда. .7

Функциональная подсистема управления охраной труда..9

Отраслевая подсистема управления охраной труда..10

Государственный Надзор и контроль, за охраной труда в Российской Федерации…11

Государственная инспекция труда..14

Государственная экспертиза условий труда..16

Заключение..19

Список литературы..21

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (4).docx

— 109.90 Кб (Скачать файл)


ФБГОУ ВПО  «ПРИМОРСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ» ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И БИЗНЕСА.

 

    

Реферат на тему:

Государственный надзор и общественный контроль за охраной труда.

 Выполнила: Лоенко Ольга 522к.

 

 

Содержание:

 

Введение. ….2

 

Основные  направления государственной  политики в области охраны труда.2

 

Государственные нормативные требования к охране труда..6

 

Структура системы управления охраной труда в Российской федерации..7

 

Государственная межотраслевая подсистема управления охраной труда. .7

 

Функциональная подсистема управления охраной труда..9

 

Отраслевая подсистема управления охраной труда..10

 

Государственный Надзор и контроль, за охраной труда в Российской Федерации…11

 

Государственная инспекция труда..14

 

Государственная экспертиза условий труда..16

 

Заключение..19

 

Список литературы..21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

В соответствии со ст.37 Конституции  РФ каждый гражданин имеет право  на труд в условиях, отвечающих требованиям  безопасности и гигиены. Данный принцип  предполагает наличие и функционирование стройной государственной системы  управления охраной труда. В последние  годы идет активное формирование и  укрепление государственной политики в этой области.

 

6 августа 1993 г. был принят  очень важный документ в вопросе  правового регулирования охраны  труда - Основы законодательства  Российской Федерации об охране  труда (с последующими изменениями  и дополнениями). Новым этапом  развития указанного института  трудового законодательства явилось  принятие Федерального закона  РФ №181от 17 июля 1999 г. "Об основах  охраны труда в Российской  Федерации"[1] , в 1998 году Федерального  закона "Об обязательном социальном  страховании от несчастных случаев  на производстве и профессиональных  заболеваний"[2] И наконец принятие 30 декабря 2001 г. важнейшего законодательного  акта в сфере регулирования  трудовых отношений – «Трудового  кодекса Российской федерации»[3] , вводимого в действие с 1 февраля  2002 г. 

 

В данной работе предполагается рассмотреть  основные элементы государственного правового  регулирования вопросов охраны труда.

 

Основные  направления  государственной политики в области  охраны труда.

 

 

Под охраной труда понимается система  сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст. 1 ФЗ "Об основах  охраны труда в РФ"). Эти мероприятия  имеют своей целью создание условий  труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в  процессе трудовой деятельности различными средствами. В зависимости от последних, охрану труда различают в широком  и узком смысле слова. В широком  понятии охрана труда - это система  сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.[4] В узком  смысле охрана труда представляет собой комплекс мер по направлениям: правовому, экономическому, организационно-техническому, лечебно-профилактическому и т.д. Но лишь охрана труда в широком ее понятии способна обеспечить здоровые и безопасные условия труда. Если хотя бы какой-то ее компонент (то есть охрана труда в узком понятии) не обеспечивается должным образом, то и вся охрана труда плохо обеспечена. Так, если станки, оборудование, инструмент, машины (технический компонент) не соответствуют требованиям безопасности,  сделаны небезопасно для жизни и здоровья работающих на них, то неизбежны несчастные случаи, производственный травматизм, который, кстати, за последние годы значительно вырос и во многом из-за организационно-технического компонента охраны труда.

 

В дореформенный период, начиная  с 1933 года, охраной труда от имени  государства управляли профсоюзы. Им были предоставлены широкие права  в области управления, надзора  и контроля за охраной труда, они  обладали правом законодательной инициативы, организовали разработку и утверждали нормативные правовые акты по охране труда, занимались вопросам обучения, пропаганды, им предоставлялось право  приостанавливать работу производственных участков, машин и оборудования, а при явной угрозе жизни и  здоровья работающих и запрещать  деятельность предприятий, они могли  отстранять от должности руководителя любого ранга.

 

С принятием в августе 1993 г. Верховным  Советом РФ Основ законодательства РФ об охране труда функции управления охраной труда передавались государственному органу, полномочия которого должен был  определять Президент РФ или по его  поручению Правительство РФ

 

После вступления в силу закона от 17.07.99 № 181-ФЗ «Об основах охраны труда  в Российской Федерации», Минтруд  России подготовил с учетом результатов  практики и представил в Правительство  РФ общую концепцию системы государственного управления охраной труда. В ней  конкретизировались положения Федерального закона в части осуществления  управления охраной труда, определялись основные задачи и принципы  функционирования системы, а также задачи и функции  конкретных органов государственной  власти, т. е. субъектов системы управления охраной труда. Принципиальная схема  этой системы показана на рис. 1.

 

 

 

Основными направлениями государственной  политики в области  охраны труда согласно новому Трудовому кодексу являются: 

  • обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
  • принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране труда, а также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
  • государственное управление охраной труда;
  • государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;
  • содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
  • расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;
  • координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;
  • распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
  • участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;
  • подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;
  • организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме,
  • профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;
  • обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;
  • международное сотрудничество в области охраны труда;
  • проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
  • установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно – бытовыми помещениями и устройствами, лечебно - профилактическими средствами за счет средств работодателей.

 

Реализация основных направлений  государственной политики в области  охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной  власти Российской Федерации, органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации и органов  местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также  профессиональных союзов, их объединений  и иных уполномоченных работниками  представительных органов по вопросам охраны труда.

 

 

 

 

 

 

 

Государственные нормативные  требования к охране труда.

 

 

В соответствии с Законом об основах  охраны труда и в целях введения единых государственных нормативных  требований в сфере охраны труда  Правительство РФ приняло постановление  от 23 мая 2000 г. «О нормативных правовых актах, содержащих государственные  нормативные требования охраны труда»[6] . В данном документе констатируется, что в России сложилась система  нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда. В указанную систему  входят: межотраслевые и отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда; строительные и санитарные нормы и правила; инструкции и  правила безопасности; правила безопасной эксплуатации; своды правил по проектированию и строительству; гигиенические  нормативы и государственные  стандарты безопасности труда.

 

В постановлении определен порядок  разработки и утверждения федеральными органами исполнительной власти указанных  государственных нормативных требований.

 

Нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, до утверждения подлежат направлению в соответствующие  профсоюзные органы для рассмотрения и согласования.

 

Государственные нормативные требования охраны труда утверждаются на 5 лет  и могут быть продлены не более  чем на два указанных срока.

 

При изменении законодательства РФ об охране труда, межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, при внедрении новой техники  и технологий, а также по результатам  анализа фактов производственного  травматизма, профессиональных заболеваний, аварий и катастроф в Российской Федерации - во всех этих случаях государственные  нормативные требования охраны труда  подлежат пересмотру независимо от установленного срока их действия.[7]

 

На основе государственных нормативных  требований охраны труда и соответствующих  нормативных правовых актов субъектов  федерации организации разрабатывают  и утверждают на уровне локальных  нормативных актов все необходимые  положения в сфере охраны труда: стандарты безопасности, инструкции по охране труда для отдельных  видов работ, должностные инструкции, положения коллективных договоров  и трудовых контрактов.

 

Минтруд РФ обязан обеспечить формирование банка данных утвержденных государственных  нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также  функционирование единой информационной системы, которая была бы доступна федеральным  органам исполнительной власти, органам  исполнительной власти субъектов федерации, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам.

 

Структура системы управления охраной труда в Российской федерации.

 

 

Исходя из существа основных принципов  государственной политики в области  охраны труда и направлений деятельности соответствующих федеральных органов  исполнительной власти по реализации этой политики система государственного управления охраной труда образует три подсистемы управления: государственную  межотраслевую, функциональную и отраслевую.

 

Государственная межотраслевая  подсистема управления охраной труда.

 

Данную подсистему представляют Министерство труда и социального развития РФ как орган, ведающий вопросами  охраны труда, и Межведомственная комиссия по охране труда, утверждаемая Правительством РФ. Задачи и функции Минтруда России и Межведомственной комиссии в области  государственного управления охраной  труда предусмотрены в Положениях об этих органах, которые также утверждаются Правительством РФ.

 

Основные функции Минтруда РФ изложены в Положении [9] о Министерстве, они  практически соответствуют требованиям, изложенным в ст. 210 Трудового кодекса:

На федеральном уровне в области  условий и охраны труда Минтруд  осуществляет государственное управление охраной труда, координирует работу федеральных органов исполнительной власти в этой области;

разрабатывает федеральные программы  улучшения условий и охраны труда;

представляет в Правительство  Российской Федерации ежегодные  доклады о состоянии условий  и охраны труда и мерах по их улучшению;

разрабатывает межотраслевые правила  и организационно-методические документы  по охране труда;

разрабатывает предложения по совершенствованию  механизма экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий  и охраны труда, предупреждении производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

осуществляет организационно-методическое руководство Государственной экспертизой  условий труда Российской Федерации, организует выборочную экспертизу соответствия проектов на строительство и реконструкцию  объектов требованиям условий и  охраны труда;

организует работу по аттестации рабочих  мест, а также организует и проводит во взаимодействии с Государственным  комитетом Российской Федерации  по стандартизации и метрологии, другими  федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации  сертификацию работ по охране труда  в организациях;

разрабатывает предложения о формах государственного содействия производителям и потребителям специальной одежды, специальной обуви и других средств  индивидуальной защиты;

проводит работу по совершенствованию  системы предоставления льгот и  компенсаций работникам, занятым  на тяжелых работах и работах  с вредными или опасными условиями  труда;

представляет по согласованию с  Министерством здравоохранения  Российской Федерации предложения  в Правительство Российской Федерации  о перечне тяжелых работ и  работ с вредными или опасными условиями труда, на которых запрещается  применение труда лиц, не достигших 18-летнего возраста;

организует обучение и проверку знаний работников в области условий  и охраны труда;

разрабатывает предложения по совершенствованию  государственного управления условиями  и охраной труда, государственному регулированию рабочего времени  и времени отдыха для отдельных  категорий работников;

 

Те же функции выполняют органы по труду субъектов федерации  или органы местного самоуправления, если такие функции на них возложены. В отличие от Министерства органы по труду ближе к непосредственным работникам и работодателям, что  и вносит основные различия.

 

Кроме перечисленных функций, все  федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право  осуществлять отдельные функции  нормативного правового регулирования, специальные разрешительные, надзорные  и контрольные функции в области  охраны труда, обязаны согласовывать  принимаемые ими требования охраны труда, а также координировать свою деятельность с Минтрудом России[10]

 

Основная Задача межведомственной комиссии по охране труда – это  координация совместных действий и  осуществление единой государственной  политики в области охраны труда, обеспечение взаимодействия федеральных  органов исполнительной власти, органов  государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, объединений профессиональных союзов и объединений работодателей  по предупреждению производственного  травматизма и профессиональных заболеваний, координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих разработку и  реализацию мер по охране труда, подготовку нормативных правовых актов по охране труда. Координация межрегиональных, межотраслевых и международных  проектов по охране труда.

 

Функциональная подсистема управления охраной труда.

 

Большое количество федеральных министерств  и ведомств, так или иначе, связано  с реализацией Государственных  функций по управлению охраной труда  в Российской федерации. Так Министерство экономического развития и торговли РФ осуществляет методическое руководство  и координацию работ по разработке и реализации федеральных целевых  программ по охране труда. Министерство финансов РФ участвует в подготовке федеральных целевых программ улучшения  условий и охраны труда, обеспечивает их финансирование. Министерство здравоохранения  РФ (Департамент государственного санитарно-эпидемиологического  надзора) осуществляет государственный  санитарно-эпидемиологический надзор и контроль за соблюдением санитарного  законодательства в области гигиены  и безопасности труда, разрабатывает  и утверждает санитарные правила  и нормы, гигиенические нормативы  в области охраны труда. Министерство промышленности, науки и технологий РФ участвует в организации, проведении и координации научно-исследовательских  работ по проблемам безопасности, физиологии, психологии и гигиены  труда. Министерство образования РФ организует обучение по охране труда  в образовательных учреждениях  начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования, среднего профессионального, высшего профессионального  и послевузовского профессионального  образования. Государственный комитет  РФ по стандартизации и метрологии организует разработку, принимает и  вводит в действие государственные  стандарты в области охраны труда, организует работу по сертификации средств  индивидуальной и коллективной защиты. Государственный комитет РФ по строительству  и жилищно-коммунальному комплексу  обеспечивает разработку, принимает, вводит в действие и издает нормы и  правила, государственные стандарты  и инструкции по обеспечению безопасности труда в области строительства. Государственный комитет РФ по статистике организует государственное статистическое наблюдение за состоянием условий и охраны труда в организациях, травматизма на производстве, профессиональными заболеваниями и материальными затратами, связанными с ними, обеспечивает в установленном порядке органы государственной системы управления охраной труда статистической информацией. Фонд социального страхования РФ осуществляет обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Информация о работе Государственный надзор и общественный контроль за охраной труда