Анализ правового регулирования охоты, правовые меры охраны животного мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 12:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - рассмотреть и изучить правовое регулирование охоты в РФ, основания возникновения этого права, сроки охоты. Я постараюсь, основываясь на изучении Федеральных законов, нормативно-правовых актов и специальной литературы, сделать анализ правового регулирования охоты.
В соответствии с целью работы, необходимо решить следующие задачи:
1. изучить юридическую литературу, правовую базу по теме: правовое регулирование охоты.
2. рассмотреть основания возникновения этого права, систему организации и сроки охоты.
3. выявить основные сроки охоты.
4. провести анализ правового регулирования охоты.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Понятие животного мира 5
1.1.Понятие животного мира, как объекта фаунистических отношений 5

Глава 2. Правовое регулирование охоты 9
2.1. Правовое регулирование и основания возникновения права
на охоту 9
2.2. Сроки охоты 17

Глава 3. Анализ правового регулирования охоты, правовые
меры охраны животного мира 21
3.1.Анализ правового регулирования охоты 21
3.2.Правовые меры охраны животного мира. Ограничения и запреты
на добычу, охрана среды обитания животных 25

Заключение 30

Библиографический список 32

Вложенные файлы: 1 файл

Экологическое право КР.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

Постановление Правительства "О  добывании объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты" содержит перечень сроков охоты на различных  животных, в соответствии с которыми должна проходить охота.

Но в соответствии с п.17 Правил "О добывании объектов животного  мира, отнесенных к объектам охоты" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия по охране, контролю и регулированию  использования объектов животного мира и среды их обитания, по согласованию с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации вправе осуществить корректировку сроков добывания объектов животного мира в пределах 2 недель раньше или 2 недель позже установленных сроков с учетом изменения сроков миграции и воспроизводственных циклов животных в связи с изменением климатических условий в конкретном году.

Так же установлены сроки добывания  объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, с ловчими птицами (разрешается с последней субботы июля по 28 (29) февраля).

Летне-осеннее добывание болотно-луговой, боровой, степной и полевой дичи с легавыми и спаниелями разрешается  на 2 недели раньше установленных сроков.

Добывание пернатой дичи в весенний период осуществляется продолжительностью до 16 дней с начала установленного срока добывания.

А граждане, принадлежащие к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, к этническим общностям, самобытная культура и образ  жизни которых включают традиционные методы охраны и использования объектов животного мира, и их объединения имеют право осуществлять добывание объектов животного мира на территориях традиционного расселения и хозяйственной деятельности в течение календарного года.

В соответствии с "Положением об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР" к лицам, виновным в нарушении правил и сроков охоты, применяется одна из следующих мер:

предупреждение;

общественное воздействие;

лишение права охоты на срок до 3 лет, если производство охоты не является основным источником существования;

денежный штраф с изъятием орудий охоты без возмещения их стоимости  или без такового.

Либо, как уже говорилось выше, административная или уголовная ответственность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Анализ правового регулирования  охоты, правовые

меры охраны животного мира

3.1. Анализ правового регулирования охоты

 

Основной нормативный акт, регулирующий отношения, возникающие в сфере  использования объектов животного  мира - ФЗ "О животном мире" от 24 апреля 1995 г. Он определил основные начала и принципы охраны и использования животного мира, в том числе и объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты на территории РФ.

Несомненно, Федеральный закон "О  животном мире" предусмотрел наиболее значимые стороны правового регулирования  отношений в области охоты посредством определения правовых, организационных, экономических основ использования и охраны объектов животного мира, и, следовательно, в их числе объектов охоты. Однако такое регулирование следует признать недостаточным, поскольку оно не связано с определением порядка и условий осуществления охоты, ведения охотничьего хозяйства, о чем прямо свидетельствует отсылка к специальному федеральному закону об охоте и охотничьем хозяйстве (ст.41). Несмотря на то, что бланкетная норма об указанном Законе присутствует в законодательстве уже более десяти лет, он не принят, что позволяет говорить о пробельности экологического законодательства в этой части. Очевидно, что из положений ст.41 Федерального закона "О животном мире" следует обязательность соответствия всех принимаемых нормативных правовых актов об охоте и охотничьем хозяйстве, и федеральных, и региональных, данному запланированному специальному закону. Строго юридически, часть федеральных нормативных правовых актов в области охоты и охотничьего хозяйства, образующих основу правового регулирования соответствующих отношений, вызывает вопросы по правомерности их применения, поскольку ими не обеспечивается соответствие специальному федеральному закону, хотя и по той причине, что его просто нет, а равно Федеральному закону "О животном мире", как это требуется его ст.3, в связи с тем, что собственно отношения в области охоты Федеральный закон "О животном мире" не регулирует14.

ФЗ "О животном мире" регулирует охоту только в общих чертах. Однако даже немногочисленные положения российского законодательства, посвященные правовому регулированию использования объектов животного мира и охоты, достаточно четко, на наш взгляд, определяют основополагающие принципы такого использования. Например, Закон относит пользование дикими животными к лицензируемой деятельности. Законодатель, наряду с платностью, закрепил еще ряд условий пользования животным миром. Так, оно осуществляется с соблюдением федеральных и территориальных стандартов, правил, лимитов и нормативов, разрабатываемых в соответствии с ФЗ "О животном мире", иными законами и другими нормативными правовыми актами РФ, а также законами и другими нормативными правовыми актами субъектов РФ.

В процессе систематизации экологического законодательства Российской Федерации, особенно актуальном в настоящее время, когда число законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, природопользованию, неуклонно возрастает, а эффективность их применения продолжает оставаться низкой, неизбежно решение задачи восполнения пробелов правового регулирования, образовавшихся на федеральном уровне законотворчества. Один из связанных с этим острых вопросов выражается в проблеме правового регулирования отношений по охоте.

Важнейший структурный недостаток законодательства в рассматриваемой  сфере - отсутствие фундаментального акта, имеющего высшую юридическую силу, прямое действие, консолидирующего все  законодательство - закона об охоте. Формально  необходимость такого закона опирается на прямое указание Федерального закона "О животном мире": "Отношения в области охоты и охотничьего хозяйства регулируются на основе настоящего Федерального закона специальным федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации" (ст.41).

Отметим, что в условиях работы по систематизации российского экологического законодательства стадия подготовки такого федерального закона может быть преодолена, но только в случае проведения кодификации всего экологического законодательства. В самом деле, все доступные формы систематизации экологического законодательства, за исключением кодификации, не предоставляют возможности сформировать федеральное законодательство об охоте. Кодификация же, напротив, позволяет решить проблему комплексно и кардинально, исключив необоснованное разнообразие, поскольку предполагает и обобщение существующих правовых норм, регулирующих отношения по охоте, и отбор наиболее эффективных и удачных среди них, и учет практики их применения, и создание новых правовых норм.

Кодификация законодательства об охоте  и охотничьем хозяйстве при этом предполагает, с одной стороны, поднятие уровня правового регулирования отношений по охоте с подзаконного на законодательный, с другой - использование апробированных правовых норм, всего опыта правового регулирования, удачных формулировок законов субъектов Российской Федерации. Интерес с этой точки зрения представляет как сама структура законов об охоте субъектов Российской Федерации, так и их содержание с позиции выявления сформированных правовых институтов, механизмов правового регулирования отношений в области охоты. Иными словами, для создания законодательства об охоте на федеральном уровне важно учесть все положительные стороны законов субъектов Российской Федерации, а равно обратить внимание на коллизии и иные недостатки с целью их устранения и формирования условий, исключающих возможность повторения15.

Система законодательства Российской Федерации представлена законами и  подзаконными нормативно-правовыми  актами. Законы должны регулировать наиболее важные основополагающие общественные отношения и содержать нормы  первичного, исходного характера и в основном прямого действия.

Иные нормативно-правовые акты должны приниматься в развитие и во исполнение законов, должны детализировать и конкретизировать их положения.

Итак, в рассмотренной ситуации на федеральном уровне действует комплекс подзаконных нормативных правовых актов, на региональном - имеются многочисленные примеры создания собственных законодательных актов об охоте и охотничьем хозяйстве. В последних отсутствует единство подходов к решению проблемы регулирования отношений по охоте, нередко эти законы противоречат общим тенденциям, заданным в федеральных подзаконных нормативных правовых актах об охоте, а также специальному федеральному законодательству (о животном мире, о налогах и сборах). Очевидно, что сложившееся положение требует пристального внимания законодателя, скорейшего формирования необходимого массива правовых норм, форма объединения которых уже задана действующим законодательством - это должен быть федеральный закон.

 

 

 

3.2.Правовые меры охраны животного мира. Ограничения и запреты

на добычу, охрана среды обитания животных

 

Как предусмотрено статьей 11 Закона «О животном мире», государственное  управление в области охраны и  использования животного мира осуществляют Президент Российской Федерации, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. Последние состоят из федеральных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и их территориальных (бассейновых) подразделений. Они образуют систему государственных органов управления, обеспечивающую осуществление комплексных мер по охране, воспроизводству и устойчивому использованию объектов животного мира и среды их обитания. Их полномочия и структура определяются Правительством РФ на основе требований Закона «О животном мире». Важную роль в охране животного мира и регулировании его использования играет Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ, выполняющее наряду с другими задачами и функциями разработку и реализацию мероприятий по охране окружающей среды и природных ресурсов в отраслях сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности. Оно, в частности, осуществляет государственное управление охотничьими хозяйствами, охрану и контроль за охотничьими животными и ведением охотничьего хозяйства.

Значительна роль в охране и рациональном использовании животного мира Министерства природных ресурсов РФ, одной из задач которого является проведение единой научно-технической политики в области водного хозяйства, использования, охраны и восстановления водных ресурсов, установления водоохранных зон и соблюдения хозяйственной деятельности в пределах этих зон. Большую роль в охране животного мира и рациональном его использовании играют государственные комитеты РФ по рыболовству и охране окружающей среды, на которые возложено осуществление государственной политики в области охраны и использования животного мира и окружающей природной среды в целом.

Основными принципами государственного управления в области охраны и  использования животного мира являются:

- обеспечение устойчивого существования  и использования животного мира;

- поддержка деятельности, направленной  на охрану животного мира и  среды его обитания;

- осуществление пользования животным  миром способами, не допускающими  жестокого обращения с животными,  в соответствии с общими принципами  гуманности;

- недопустимость совмещения деятельности по государственному контролю за использованием животного мира и охраной его и среды обитания с деятельностью по использования объектов животного мира;

- привлечение граждан и общественных  объединений к решению задач  в области охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов животного мира;

- отделение права пользования  животным миром от права пользования  землей и другими природными  ресурсами;

- платность пользования животным  миром;

- приоритет международного права в области использования и охраны животного мира и среды его обитания.

Государственный учет объектов животного  мира и их использования, а также  государственный кадастр этих объектов ведутся в целях обеспечения  охраны и использования животного  мира, сохранения и восстановления среды его обитания. Государственный учет и прогнозирование состояния животного мира осуществляют специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

Статьей 55 ФЗ «О животном мире» предусмотрены  три вида ответственности за нарушение  законодательства РФ об охране и использовании  животного мира: административная, гражданско-правовая и уголовная  ответственность. Однако должностные  лица, рабочие и служащие, нарушающие законодательство об охране и использовании животного мира, могут нести также дисциплинарную и материальную ответственность в порядке и размерах, предусмотренных трудовым законодательством РФ. Закон «О животном мире» (ст. 55) предусматривает следующие виды нарушений законодательства РФ об охране и использовании животного мира, влекущие предусмотренную законом юридическую ответственность:

- нарушение порядка осуществления  пользования животным миром, а  также незаконный ввоз в РФ  животных или растений, признанных наносящими ущерб объектам животного мира, занесенным в Красную книгу;

- нарушение правил транспортировки,  хранения и применения средств  защиты растений, других препаратов, причинивших ущерб животному  миру;

Информация о работе Анализ правового регулирования охоты, правовые меры охраны животного мира