Цены и факторы, влияющие на их формирование на мировом рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 21:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть теоретических основ ценообразования на мировых товарных рынках и показать динамику цен на мировых рынках на примере мирового рынка золота.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие цены,
- рассмотреть классификацию цен,
- показать динамику на мировом рынке золота.

Вложенные файлы: 1 файл

Динамика цен на мировых рынках и факторы, влияющие на них.doc

— 225.00 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Центральное место  среди различных рычагов экономического механизма управления принадлежит  ценам и ценообразованию, в которых  отражаются все стороны экономической  деятельности  любой организации. В современных условиях монополистического регулирования рынков существенно изменилась роль и значение цен, условия их формирования и тенденции развития. Это свидетельствует о качественных изменениях всего механизма ценообразования, представляющего собой переплетение регулирующих начал и конкурентных рыночных сил.

Ценообразование – процесс образования, формирования цен на товары и услуги, характеризуемый прежде всего методами, способами установления цен в целом, относящимися ко всем товарам.

Цена – это  важнейшая экономическая категория, оказывающая значительное влияние на решение социальных проблем населения и укрепление финансовой системы страны. Информация о ценообразовании и ценах конкурирующих фирм представляет собой стратегический интерес. Многие компании изучают цены, сложившиеся на рынке, в целях информационного обеспечения конкурентной борьбы, реализации возможности повышения рентабельности, определения своей ценовой ниши.

 При анализе  процессов, связанных с ценообразованием  на мировых товарных рынках  необходимо внимательное изучение  всех факторов, оказывающих влияние на формирование цен. Цены играют важную роль  в экономической жизни, они являются основой всех экономических измерений, оказывают значительное влияние на затраты и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов: и предпринимательских структур, и домашних хозяйств, и народного хозяйства в целом. Цены определяют эффективность внешнеэкономической деятельности. Именно поэтому, раскрытию понятия «цена на мировом рынке» отводится особое место в моей работе, а изучение ценообразования, его форм и методов представляется весьма актуальным. Формирование цен, отвечающих требованиям рыночной экономики, связано с аккумулированием современных знаний экономики, бухгалтерского учета, финансового менеджмента, маркетинга, налогового и таможенного законодательств.

Актуальность  темы также заключается в том, что цены являются важным объектом государственного регулирования, благодаря  которому государство осуществляет свою политику в условиях рынка. Поэтому  овладение современной методологией ценообразования с учетом российских особенностей является неотъемлемым элементом формирования квалифицированных специалистов в области экономики и управления.

Объектом работы являются динамика цен на основных мировых товарных рынках на примере мирового рынка золота.

Предмет работы – динамика цен на основных мировых товарных рынках.

Цель работы – рассмотреть теоретических основ ценообразования на мировых товарных рынках и показать динамику цен на мировых рынках на примере мирового рынка золота.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть понятие  цены,

- рассмотреть  классификацию цен, 

- показать динамику на мировом рынке золота.

Методологическую  основу исследования составили теории, выработанные в трудах ведущих отечественных  экономистов в области менеджмента и управления: Сафронова Н. А., Сергеева И.В., Рыбалкина В.Е. и других. При выявлении динамики цен были использованы материалы сайтов World Gold Council и USGS Mineral Resources Program.

Курсовая работа состоит из двух разделов. В первом разделе рассматриваются теоретические основы формирования цен, сущность и значение цены, основные классификации и виды цен, а также факторы, влияющие на формирование цен на мировом рынке.

Во втором разделе дана краткая характеристика мирового рынка золота, а также приводятся специфические факторы, влияющие на ценообразование на этом рынке и динамика мировых цен на золото.

 

 

 

Глава 1. Цены и факторы, влияющие  
на их формирование на мировом рынке

    1. Сущность и значение цены

 

Цена – это одна из важнейших экономических категорий. Товары являются объектом операций купли-продажи, т. е. товары имеют общественную ценность. Общественная ценность, представленная в денежном эквиваленте, является ценой товара.

От уровня цены зависят:

    • величина прибыли;
    • конкурентоспособность;
    • финансовая устойчивость.

Сущность цены определяется двумя основными теориями.

Основы первой теории – стоимостной теории цены –  были заложены В. Петти, А. Смитом и Д. Риккардо. Стоимостная теория цены была последовательно разработана  К. Марксом в рамках его учения об абстрактном труде как объективной субстанции стоимости. Согласно данной теории товар имеет стоимость и цену.

Стоимость представляет собой реализованный в товаре общественно полезный труд, причем труд должен соответствовать средним для рассматриваемого периода условиям, производительности и интенсивности. Каждый отдельный товар представляет собой результат труда, соответственно обладает определенной стоимостью, которая делает все товары качественно однородными, т. е. сопоставимыми и соизмеримыми.

Причем в рамках стоимостной  теории цены труд, воплощенный в  товарах, также становится качественно  однородным, абстрактным трудом1.

Величины абстрактного труда, отражающиеся в стоимости  товара, можно сравнивать. Посредством  сравнения стоимостей товара, а, следовательно, и величин абстрактного труда, устанавливаются объективные пропорции обмена и купли-продажи товаров.

Цена согласно теории К.Маркса представляет собой денежное выражение стоимости товара. Цена может быть не тождественна стоимости.

В стоимостной теории цены четко различаются понятия цены и стоимости. Стоимость представляет собой объективную основу цены.

Вторая теория утверждает, что цена определяется суммой финансовых затрат при самом оптимальном  способе использования ресурсов производства. Причем рыночная цена товара определяется не столько в зависимости от финансовых затрат производителя, сколько в зависимости от непосредственной оценки этих затрат с точки зрения полезности самим покупателем. Цена представляет собой самостоятельную, независимую внестоимостную величину, в определении которой главную роль играет оценка покупателя, а не финансовые затраты производителя. Цена не зависит от стоимости.

Таким образом, первая теория утверждает, что цену определяет предложение (стоимость), а вторая – что цену определяет спрос (полезность).

Также цена – это историческая экономическая категория, свойственная лишь товарному производству, она не существовала до него и исчезнет вместе с исчезновением товарно-денежных отношений. Цена возникла, когда в обмене товаров появились деньги в качестве меры стоимости и средства обращения.

Объективная характеристика сущности цены в теории стоимости  была дана К. Марксом. Результаты его  исследований нашли выражение в  ставшем классическим в микроэкономике определении цены как денежном выражении стоимости, «цена, взятая сама по себе, есть не что иное, как денежное выражение стоимости», «цена товара - есть лишь денежное название овеществленного в нем количества общественного труда».

Таким образом, в соответствии с трудовой теорией стоимости К. Маркса цена есть денежное выражение стоимости товара или денежное выражение овеществленного в товаре общественного абстрактного труда.

Цена не является природным  свойством продукта труда. Сами по себе продукты труда не имеют цены. Цену имеет лишь такой продукт труда, который приобретает определенную общественную форму - форму товара. Существование цены обусловлено наличием стоимости.

Как форма стоимости  цена также является общественным свойством  товара и выражает производственные отношения товаропроизводителей. Цена – это экономическое отношение, прикрытое товарно-денежной оболочкой.

Понять содержание цены можно только в ее взаимосвязи  со стоимостью. Однако цена не сводится всецело к стоимости, она относительно самостоятельна по отношению к ней: цена представляет собой форму проявления стоимости, а форма, как известно, может не совпадать с содержанием.

Товар может передаваться потребителю бесплатно, т.е. иметь  стоимость и не иметь цены; вещь, не являющаяся продуктом труда, не имеющая  стоимости, может иметь цену.

Также можно встретить и формулировку с точки зрения рыночной экономики: «Цена – это сумма денег, за которую покупатель готов купить товар, а производитель – продать».

Цена как экономическая  категория выполняет ряд важнейших  функций2.

    1. Учетная функция цены отражает общественно необходимые затраты труда на выпуск и реализацию той или иной продукции. Цена определяет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на изготовление товара. В конечном счете, цена отражает не только величину совокупных издержек производства и обращения товаров, но и размер прибыли. В учетной функции цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей. К ним относятся как количественные показатели - валовой внутренний продукт (ВВП), национальный доход, объем капитальных вложений, объем товарооборота, объем продукции фирм, предприятий и отраслей, так и качественные – рентабельность, производительность труда, фондоотдача и др. Таким образом, цена используется для определения эффективности производства, служит ориентиром принятия хозяйственных решений, важнейшим инструментом внутрифирменного планирования.
    2. Распределительная функция цены состоит в том, что государство через ценообразование осуществляет перераспределение национального дохода между отраслями экономики, государственным и другими ее секторами, регионами, фондами накопления и потребления, социальными группами населения. Эта функция реализуется через включение в себестоимость многих налогов, которые затем являются источником накопления Дорожного фонда, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования и др., а также через включение в цену косвенных налогов (НДС и акцизов).
    3. Функция сбалансирования спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена сигнализирует о диспропорциях в сферах производства и обращения и требует принятия мер по их преодолению. Она служит гибким инструментом для достижения соответствия спроса и предложения.
    4. Функция цены как средства рационального размещения производства проявляется наиболее полно в условиях рыночной экономики. С помощью механизма цен происходит перелив капиталов в секторы экономики и производства с более высокой нормой прибыли.
    5. Стимулирующая функция цены проявляется в том, что цена при определенных условиях может стимулировать ускорение НТП, улучшение качества продукции, увеличение выпуска продукции и спроса на нее. Это связано с тем, что цены дифференцированы в зависимости от технического уровня и качества продукции. По этим же причинам цены могут оказывать и дестимулирующее воздействие на производство.

Таким образом, цены играют исключительно важную роль в развитии экономики страны в целом и для каждого отдельно взятого субъекта хозяйствования. Отсюда вытекает значимость политики в области ценообразования.

    1. Классификация цен

 

Система цен  характеризует взаимосвязь и  взаимоотношение различных видов  цен, состоит из элементов, в качестве которых рассматриваются как конкретные цены, так и определенные их группы.

В системе цен  каждая отдельная цена и каждая группа цен находится во взаимосвязи  со всеми другими ценами. Стоит  только внести изменения в уровень  одной цены, как это повлечет за собой изменения в целом ряде цен. Это обусловлено единым процессом формирования затрат на производство, взаимосвязью и взаимозависимостью всех элементов рыночного механизма хозяйствования и всех субъектов, действующих на рынке.

В зависимости  от признака, положенного в основу классификации, можно рассматривать различные классификации цен.3

Цены могут  быть классифицированы по разным экономическим  признакам.

В условиях рыночных отношений существует несколько важных классификационных признаков цен:

    • по степени свободы от регулирующего воздействия,
    • по характеру обслуживаемого оборота,
    • по формам продаж,
    • по территории действия.

Значительная  часть цен является свободной, складывающейся на рынке под влиянием спроса и  предложения независимо от какого-либо государственного влияния.

Регулируемые цены также формируются под влиянием спроса и предложения, но могут испытывать определенное воздействие государства. Государство может повлиять на цены путем прямого ограничения их роста или снижения. Государство в лице органов власти и управления может устанавливать на отдельные виды товаров и продукции фиксированные цены. В условиях рыночной экономики преимущественно действуют два вида цен: свободные и регулируемые.

Наиболее соответствующими природе рыночных отношений являются свободные цены, однако, полностью перейти только к ним невозможно. Государство в случае необходимости может вмешиваться в процессы ценообразования и в зависимости от изменяющихся экономических условий переходить к регулируемым или даже фиксированным ценам.

Классификация цен по характеру обслуживаемого оборота. Исходя из обслуживаемой сферы товарного обращения, цены подразделяются на следующие виды:

Информация о работе Цены и факторы, влияющие на их формирование на мировом рынке