Ценообразование и инфляция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 16:38, контрольная работа

Краткое описание

Инфляция представляет собой повышение общего уровня цен и обесценение денег, вызванное нарушением равновесия между денежной массой и товарным покрытием. Показателями инфляции являются, например, рост цен, дефицит государственного бюджета, рост массы бумажных денег в обращении, увеличение стоимости покупательной корзины, изменение валютного курса, удорожание кредитов.

Содержание

Ценообразование и инфляция 3
Пути совершенствования тарифной политики на железнодорожном транспорте 7
Формирование тарифов на грузовые железнодорожные перевозки,
осуществляемые компаниями-операторами подвижного состава 14
Задача № 1 21
Задача № 2 21
Задача № 3 22
Задача № 4 24
Список использованной литературы. 25

Вложенные файлы: 1 файл

Ценообразование и инфляция.doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

  1.  Ценообразование и инфляция 3
  2. Пути совершенствования тарифной политики на железнодорожном транспорте     7
  3. Формирование тарифов на грузовые железнодорожные перевозки,

осуществляемые компаниями-операторами подвижного состава 14

Задача № 1   21

Задача № 2   21

Задача № 3 22

Задача № 4 24

Список использованной литературы.  25

 

1. Ценообразование и инфляция

Инфляция представляет собой повышение общего уровня цен и обесценение денег, вызванное нарушением равновесия между денежной массой и товарным покрытием. Показателями инфляции являются, например, рост цен, дефицит государственного бюджета, рост массы бумажных денег в обращении, увеличение стоимости покупательной корзины, изменение валютного курса, удорожание кредитов.

В своем развитии инфляция проходит три стадии (рис. 1).

Стадии инфляции

Рис. L Стадии и виды инфляции

  1. Умеренная, или ползучая, инфляция. На этой стадии темпы роста инфляции составляют от 2 - 3% до 20% в год, она рассматривается как стимулятор роста спроса и предложения и не вызывает беспокойства у населения. Стремясь не допустить дальнейшего роста инфляции, предприятия вкладывают деньги в расширение производства, оборудование,

з

 

сырье, материалы. По мере раскручивания инфляции происходит замедление экономического роста, нарастает социально - экономическая напряженность.

  1. Галопирующая инфляция. На этой стадии рост цен доходит уже до 200% в год. Идут негативные экономические процессы, и инфляция превращается в стагфляцию, когда развитие почти полностью останавливается.

Увеличивается разрыв между заработной платой и уровнем цен, резко падает жизненный уровень населения, сфера обращения развивается гораздо быстрее сферы производства. Раскручивается «ин-фляционная спираль», когда в ответ на рост цен работники требуют соответствующего повышения заработной платы, что в свою очередь приводит к дальнейшему росту цен. Усиливается влияние на экономику иностранной валюты, поскольку курс конвертации подвергается резким колебаниям.

  1. Гиперинфляция. На этой стадии цены растут неравномерно и резко увеличиваются; нарушаются межотраслевые пропорции развития экономики. Как правило, гиперинфляция является результатом увеличения государством денежной массы в обращении. Цены уже не выполняют свои функции. Производители теряют ориентиры производства.

Различают два вида инфляции:

  1. инфляция спроса, которая начинается в потребительском секторе в результате нарушения рыночного равновесия между количеством денег и товаров, которое восстанавливается путем роста цен. Основные факторы инфляции спроса - избыточный спрос, приводящий к росту цен;
  2. инфляция издержек, которая происходит в результате использования продукции одних отраслей в качестве сырья для производства продукции других отраслей. Со временем это приводит к уве-личению издержек, снижению прибыли и росту цен. Стремясь решить эту проблему, государство увеличивает денежную массу в обращении, стимулируя тем самым рост спроса. Инфляция издержек растет значительно меньшими темпами, чем инфляция спроса, но и бороться с ней труднее. Основные факторы инфляции

 

издержек: рост заработной платы и повышение цен на производственные ресурсы, что приводит к увеличению издержек производства.

Для характеристики уровня инфляции используют два показателя:

  1. индекс потребительских цен;
  2. индекс - дефлятор ВВП.

Одна из составляющих инфляции — денежная масса, не обеспеченная соответствующим количеством товаров и услуг. Объем денежной массы зависит от количества денег в обращении и от скорости их обращения. Как правило, не обеспеченный товарами выпуск денег побуждает покупателей к быстрой их реализации, что увеличивает скорость оборота денег и усиливает темпы инфляции. Поскольку то-варная масса и денежная масса должны прийти в равновесие, рост средних цен товаров определяется количественным изменением товарной массы, массы денег в обращении и скоростью их обращения. Размер инфляции прямо пропорционален росту денежной массы и увеличению скорости обращения денег и обратно пропорционален росту товарной массы в постоянных ценах.

Степень соответствия товарной и денежной массы оценивается с помощью соотношений денежной и товарной массы в статике и динамике, темпов роста денежной эмиссии и цен, темпов роста доходов и цен.

Источниками информации для определения показателей инфляции служат цены на товары и услуги, структура потребительских расходов, данные о товарообороте, денежной массе, информация баланса денежных расходов и доходов населения.

Задачи статистики цен разнообразны и связаны с изучением конъюнктуры рынка, цен как инструмента управления рынком, маркетингового управления и государственного регулирования цен.

Задачи статистики цен формируются в соответствии с потребностями пользователей, заинтересованных в изучении цен:

- государство интересуют цены как показатель уровня жизни

населения и составляющая инфляционных процессов. Исследуется влияние

5

 

цен на формирование рынка труда, прогнозируются последствия изменения цен, изучается роль цен для пересчета стоимостных показателей, необходимых для составления бюджета, контроля за денежным обращением в стране и т.д.;

  • производителей интересует прежде всего влияние цен на процесс формирования издержек;
  • для покупателей цены важны с точки зрения индексации доходов, установления прожиточного минимума и формирования потребительской корзины, соответствия цены товара его качеству и уровню доходов.

Существуют следующие показатели, применяемые в области статистики цен.

Уровень цен. Это обобщающий показатель, характеризующий состояние цен за определенный период времени, на определенной территории, по совокупности товаров и товарных видов с близкими потребительскими свойствами.

Индивидуальный однотоварный уровень цен - сумма денег, уплачиваемая за единицу товара на рынке.

Средняя цена - цена совокупности однородных товарных единиц, в случае когда цены изменяются по географическому принципу, рынкам и группам потребителей.

Общий уровень цены ~ стоимость фиксированной потребительской корзины. Выделяют относительные показатели: отношение цены товара к цене товарной группы, а также отношение стоимости потребительской корзины к среднему доходу населения и (или) отдельных социальных групп в целом по стране или региону.

Структура цены. Этот показатель характеризует взаимосвязь структурных элементов цены. Пропорции между элементами цены зависят от конъюнктуры рынка и государственной политики в области ценообразования. Традиционно в структуре цены выделяются себестоимость, наценки, скидки, налоги.

6

 

Кроме того, большое значение имеют соотношения цен.

Оценка различий в ценах на один товар или товарную группу с однородными потребительными свойствами, а также ценах на дорогие и дешевые модели товара - изучается вариация индивидуальных уровней цен при обеспечении сопоставимости основных потребительных свойств товара, а также различия в ценах за счет качества товара.

Определение степени устойчивости цен во времени - учитываются сезонные колебания цен, колебания спроса и предложения, конкуренция.

Статистическое исследование колеблемости цен в зависимости от территории — цены изучаются не только в региональном и территориальном разрезах, но и с точки зрения размещения производства, стоимости транспорта, занятости населения, политических, климатических, демографических условий.

Согласно индексному методу сравнение цен товаров осуществляется с помощью индивидуального индекса цен, представляющего собой соотношение цен товаров в базисном и текущем периодах.

Денежные расходы населения на покупку товаров определяются двумя составляющими: уровнем цен на отдельные товары и структурой продаж. Эти показатели рассчитываются посредством системы индексов средних цен.

Основной индекс цен для совокупности разнородных товаров - агрегатный индекс: цена каждого товара взвешивается по количеству проданного товара. Для выявления изменения цен количественные показатели фиксируются на одном из двух уровней.

  1. На уровне базисного периода времени - формула Ласпейреса. Индекс (1рл) показывает, во сколько раз изменились бы расходы потребителей в текущем периоде по сравнению с базисным, если бы при изменении цен уровень потребления оставался прежним. Расчет применяется при отсутствии значительных количественных и качественных изменений в структуре потребления.

7

 

  1. На уровне текущего периода времени - формула Пааше. Индекс (In) показывает, во сколько раз сумма фактических затрат населения на покупку товаров больше или меньше суммы денег, которую население должно было бы заплатить за эти же товары, если бы цены оставались на уровне базисного периода.

Однако не любой рост цен можно отождествлять с инфляцией. Дело в том, что, во-первых, цены могут повышаться в результате роста издержек производства, и это естественный процесс, если он связан с ухудшением условий добычи природного сырья. Такой рост цен нельзя называть инфляцией. Во-вторых, рост цен может быть связан с повышением качества товаров, выпуском новых товаров, соответствующих современной моде, и т.д. В этих случаях нельзя говорить об инфляции.

Рост цен, вызываемый инфляцией, имеет совершенно иные причины и черты. Его внешними признаками являются:

  • массовость, т.е. повышение цен практически на все товары;
  • непрерывность увеличения цен;
  • длительность их роста.

Практически невозможно разграничить инфляционный и неинфляционный рост цен. В этом состоит одна из сложностей экономического анализа инфляции.

Вопрос о природе и причинах инфляции в период перехода России к рынку стал предметом острых экономических и политических дискуссий. Поэтому возникает необходимость в глубоком и всестороннем изучении инфляционных процессов, развивающихся после либерализации цен в стране.

8

 

  1. Пути совершенствования тарифной политики на железнодорожном транспорте

Основой деятельности железных дорог, как хозяйствующего субъекта в условиях монопольного сектора экономики, является получение прибыли от реализации продукции, которой является перевозка. Ее стоимость изменяется в зависимости от расстояния.

К основным недостаткам действующих железнодорожных тарифов можно отнести:

  1. Применение в качестве тарифной базы среднесетевой себестоимости перевозок, дифференцированной по родам грузов, видам сообщения, типам используемых для перевозки вагонов и дальности перевозок и не учитывающей различия ее на отдельных направлениях и участках перевозок;
  2. Построение действующих тарифов по затратному принципу без учета спроса на их перевозку;
  3. Применение принципа, заключающегося в том, что тариф устанавливается без учета спроса на перевозку на таком уровне, чтобы доходы по каждому виду перевозки полностью покрывали предварительно отнесенные на данную перевозку зависящие и условно - постоянные расходы и приносили определенную прибыль;
  4. Индексацию грузовых и пассажирских тарифов на основании изменения общей величины доходов и расходов в данном виде перевозок;
  5. Установление грузовых тарифов по условию полного использования норм технической загрузки вагонов при перевозке данных видов грузов.

Построение тарифов на основе среднесетевой себестоимости грузовых и пассажирских перевозок имеет следующие недостатки.

Среднесетевая себестоимость перевозок отдельных видов грузов и категорий пассажиров, заложенная в действующих тарифах, была рассчитана в границах СССР до либерализации цен и несопоставима со среднесетевой

9

 

себестоимостью перевозок в границах РФ как по величине, так и по структуре по следующим причинам:

  1. За истекшее время цены на потребляемые железнодорожным транспортом ресурсы изменялись многократно, причем разными темпами по отдельным элементам затрат;
  2. Среднесетевые природно-климатические, условия, к которым относятся среднегодовая температура воздуха, план и профиль пути, количество искусственных сооружений и т. п., в границах СССР и РФ различаются;
  3. Различается техническая - вооруженность сети дорог в границах СССР и РФ: структура парка локомотивов по сериям и видам тяги, а также парка вагонов по типам вагонов, протяженность электрифицированных и неэлектрифицированных линий и пр.;
  4. Произошедшее снижение объемов перевозок привело к изменению соотношения зависящих и условно-постоянных затрат железнодорожного транспорта в структуре себестоимости и соответствующему увеличению себестоимости перевозок;
  5. Отказ от административных методов планирования перевозок, грузов привел к росту порожнего пробега грузовых вагонов, повышению вследствие этого себестоимости перевозок и изменению ее структуры.

Информация о работе Ценообразование и инфляция