Ценообразование в условиях совершенной и несовершенной конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2013 в 23:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение цены и ценообразования в рыночной экономике.
Задачи курсовой работы:
1) изучение цены как экономической категории с точки зрения различных теоретических подходов;
2) изучение функций и видов цен в экономике, а также рассмотрение основных этапов ценообразования;
3) выявление различий в ценообразовании в условиях совершенной и несовершенной конкуренции;
4) рассмотрение особенностей ценообразования в российской экономике.

Содержание

Введение
Глава 1 Цена как экономическая категория
1.1 Основные теоретические подходы к определению сущности цены
1.2 Функции цены в экономике
1.3 Виды цен
1.4 Этапы ценообразования
Глава 2 Ценообразование в условиях совершенной и несовершенной конкуренции
2.1 Ценообразование в условиях совершенной конкуренции
2.2 Ценообразование в условиях несовершенной конкуренции
2.3 Ценовая политика фирмы
Глава 3 Ценообразование в российской экономике
3.1 Особенности ценообразования в российской экономике
3.2 Государственное регулирование процесса ценообразования в России
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 237.50 Кб (Скачать файл)

На уровне субъектов  Российской Федерации вопросами  ценообразования занимаются законодательные  и исполнительные органы соответствующих  субъектов Федерации, органы местного самоуправления. В исполнительных органах субъектов Федерации имеются специализированные подразделения по проведению ценовой политики – управления или комитеты по ценовой политике, при правительстве г. Москвы – управление ценовой и налоговой политики.

Органы ценообразования  субъектов Федерации (республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, г. Москвы и Санкт-Петербурга) ведут большую работу по ценообразованию: осуществляют регулирование цен на местных рынках РФ; обеспечивают реализацию на местном рынке политики и законодательства по ценообразованию; устанавливают на своей территории за счет средств местного бюджета фиксирование и регулирование цен на отдельные социально значимые товары, изготовляемые и реализуемые на местном рынке; осуществляют контроль за ценами.

Основные направления  государственной ценовой политики в России: во-первых, последовательное проведение либерализации цен и  тарифов. Причем либерализация цен  должна быть увязана с развитием  конкуренции на товарных рынках России. Последнее является условием повышения эффективности рыночной экономики.

Во-вторых, осуществление  государственного регулирования цен  и тарифов в отраслях, относящихся  к естественным монополиям. В этих отраслях развитие конкуренции невозможно или неэффективно. Поэтому, чтобы  предупредить со стороны субъектов естественных монополий завышение цен и тарифов на свою продукцию и сокращение объемов производства, нужно государственное регулирование. Правительство Российской Федерации принимает решения о введении государственного регулирования, осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов России по регулированию цен, утверждает перечни продукции, цены на которую на внутреннем рынке подлежат регулированию, и пересматривает их по мере необходимости.

В настоящее время разграничена компетенция в регулировании цен между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации. Так, на федеральном уровне сохраняется регулирование цен и тарифов в электроэнергетике, газораспределительной сети, на железнодорожном транспорте, на основные услуги связи, учитывая естественную монополию этих отраслей, а также на продукцию, закупаемую исключительно или преимущественно государством.

Политика регулирования  цен в сфере естественных монополий является важнейшим условием для поддержания низкого уровня инфляции в промышленности и создания условий для экономического роста – повышения конкурентоспособности отечественной продукции путем снижения затрат на производство.

На продукцию, товары и услуги локальных, то есть местных, естественных монополий государственное регулирование цен и тарифов осуществляют органы исполнительной власти субъектов Федерации. Сюда относятся электро- и теплоэнергия, отпускаемые региональными энергоснабжающими организациями (тарифы регулируются региональными энергетическими комиссиями), газ природный и сжиженный, реализуемый населению, перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении, коммунальные услуги (водоснабжение и канализация), услуги почтовой и электрической связи по утвержденному перечню, торговые надбавки на лекарственные средства и изделия медицинского назначения.

Права органов  исполнительной власти в части регулирования  цен в значительной степени увязаны  с возможностями их бюджетов.

Расширение прав предприятий по самостоятельному установлению цен и тарифов происходит с  одновременным использованием экономических  рычагов воздействия на цены, имеющихся  в распоряжении исполнительной власти (налоги, льготные кредиты, арендная плата и т. д.), с тем, чтобы не допускать их необоснованного завышения, полнее учесть платежеспособный спрос населения и возможности бюджета [12].

3.2 Государственное  регулирование процесса ценообразования  в России 

 

Государственное регулирование цен имеет своей главной целью защиту экономики, а также населения от стихийных проявлений экономических законов рыночной экономики. Как бы не утверждалось о преимуществах свободного ценообразования, однако вся история развития рыночной экономики в промышленно развитых странах свидетельствует о том, что без вмешательства государства в управление экономикой и ценами невозможно добиться нормального сбалансированного развития народного хозяйства. Об этом свидетельствует и современная практика ценообразования в странах с развитой рыночной экономикой. Примером таких стран являются США, Япония, Франция, Финляндия и ряд других.

Что касается России, то можно с достаточной уверенностью утверждать, что розничные цены на многие товары государством не регулируются и они постоянно растут, особенно на продукты высокого качества и медикаменты высокой эффективности, что делает их недоступными для основной массы населения.

Государственное регулирование цен — это метод  управления ценами со стороны государства. В настоящее время ценообразование в России носит во многом стихийный характер, что является одной из основных причин относительно высокого уровня инфляции и роста цен. Между тем, ценообразование является весьма важным и эффективным элементом рыночного механизма, умело пользуясь которым можно успешно решать многие экономические и социальные проблемы.

В настоящее  время в Российской Федерации  вопросами ценообразования занимаются много органов. К ним относятся: органы ценообразования Минэкономразвития  РФ, Федеральная служба по тарифам, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная налоговая служба [13].

Государственное регулирование цен осуществляется по нескольким основным направлениям. Законодательным путем ограничиваются попытки сговора о ценах и  установления фиксированных цен производителями товара, представителями оптовой и розничной торговли. Независимо от того, насколько «обоснованы» эти фиксированные цены, они признаются незаконными. Предприниматели, их установившие, строго наказываются, а на компании налагаются огромные штрафы. Такие нарушения получили название «горизонтальное фиксирование цен».

Во избежание  подозрения в подобных нарушениях закона предприниматели не должны: консультироваться  или обмениваться информацией с  конкурентами о ценах, скидках, условиях реализации и кредита; подвергать осуждению цены, надбавки и издержки каких-либо фирм на профессиональных отраслевых собраниях; договариваться с конкурентами о временном сокращении производства с целью поддержания высоких цен. Исключение составляет договоренность о ценах, достигнутая под наблюдением уполномоченного государством органа власти.

Нарушением, преследуемым законом, является также «вертикальное  фиксирование цен». Оно проявляется  в том, что производители или  оптовая торговля требуют продажи  своего товара по конкретным ценам, контролируя таким образом розничные цены.

Государство запрещает  и ценовую дискриминацию, если она  наносит ущерб конкуренции. Так, производители и оптовые торговцы обязаны предлагать свой товар разным покупателям – участникам каналов  сбыта на одних и тех же условиях. Ценовая дискриминация допустима лишь в отношении товаров различного качества, однако в этом случае от производителя требуется доказательство того, что в ценах строго учтены качественные различия [14].

Государство также  принимает меры по защите мелких магазинов от нечестной ценовой конкуренции со стороны более крупных. Запрещено продавать продукцию по ценам ниже ее себестоимости с целью привлечения покупателей и устранения конкурентов. Оптовые и розничные торговцы должны реализовать продукцию по ценам, включающим издержки и фиксированный процент к ним, а также покрывающим накладные расходы и прибыль. В особенности это относится к таким товарам, как хлеб, молочные продукты, спиртные напитки [15].

По официальным  данным в результате проведенного территориальными управлениями ФАС России мониторинга ценообразования на рынке тепловой энергии в 2007 году выявлено следующее:

-в 57 регионах  не выявлено нарушений в процедурах  ценообразования на рынке тепловой  энергии;

-в 6 регионах (Московской, Нижегородской, Рязанской, Свердловской, Томской областях, Республике Удмуртия) регионах выявлены признаки нарушения пункта 1 статьи 5 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» , а именно нарушения установленного порядка ценообразования на рынке тепловой энергии, в том числе при расчете платы за тепловую энергию приобретаемую жилищными организациями, конечным потребителем которой является население.

В большей части  субъектов РФ процедура ценообразования соответствует законодательно установленным нормам. Также необходимо отметить факт, что в подавляющем большинстве регионов при тарифообразовании не применяется дифференциация по группам: «население» и «жилищные организации», что исключает возможности нарушений при применении тарифов при расчетах с жилищными организациями [16].

 

Заключение  

 

В условиях рыночной экономики цена является одним из наиболее важных показателей, существенно  влияющих на финансовое положение предприятия. Это объясняется тем, что от уровня цены зависит величина прибыли коммерческой организации, конкурентоспособность предприятия и его продукции. Цена является важнейшим инструментом внутрифирменного планирования и служит ориентиром принятия хозяйственных решений.

Цена влияет на характеристики товара, методы его продвижения и каналы распространения, равно как и все эти факторы влияют на цену. Предприятие не просто устанавливает единую цену, а скорее создает целую систему ценообразования, которая охватывает цены на различные товары их ассортимент. Структура ценообразования изменяется одновременно с тем, как товар проходит свой жизненный цикл. Предприятие корректирует цены на товар, исходя из издержек и спроса, учитывая различные ситуации и потребности покупателей.

В условиях рынка  ценообразование является сложным процессом, подверженным воздействию многих факторов. Выбор общей ориентации в ценообразовании, подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия, оказываемые услуги в целях увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения уровня производства, максимизации прибыли и укрепления рыночных позиций фирмы осуществляется в рамках маркетинга.

Установление  цены – один из важных элементов  маркетинга, прямо воздействующий на сбытовую деятельность, поскольку уровень  и соотношение цен на отдельные виды продукции, особенно на конкурирующие изделия, оказывают определяющее влияние на объемы совершаемых клиентами закупок. Цены находятся в тесной зависимости со всеми составляющими маркетинга и деятельности фирмы в целом. От цен во многом зависят реальные коммерческие результаты, а верная или ошибочная ценовая политика оказывает долговременное воздействие на положение фирмы на рынке.

Окончательная цена зависит от многих факторов: различные  виды рекламы, скидки покупателям, оборот, доставка, кредитование покупателя и другие формы оплаты, место в объеме продаж (наиболее пользующийся спросом), необходимость в разбивке партии товара, наличие у данного товара торговой марки (фирменная или нет) организационные расходы, и, конечно же, фактическая себестоимость товара. Суть целенаправленной ценовой политики заключается в том, чтобы устанавливать на товары такие цены, так варьировать ими в зависимости от ситуации на рынке, чтобы овладеть его максимально возможной долей, добиться запланированного объема прибыли и успешно решать все стратегические и тактические задачи. Наладить торговлю, занять свое место на рынке, сформировать репутацию компании, предоставляющую самые минимальные цены, приучать покупателей к своим ценам, формировать интерес к своей компании, добиваться роста доходов и расширения дела, поддерживать на должном уровне свое положение на рынке ―вот главные задачи фирмы. В рамках ценовой политики частные решения (взаимосвязь цен на товары в пределах ассортимента, использование скидок, варьирование ценами, обеспечение оптимального соотношения своих цен и цен конкурентов, формирование цен на новые товары и т.д.) увязываются в единую интегрированную систему.

Государственное регулирование также оказывает  значительную роль в формировании цен. В России законодательным путем ограничиваются попытки сговора о ценах и установления фиксированных цен производителями товара, представителями оптовой и розничной торговли, а также запрещается ценовая дискриминация, если она наносит ущерб конкуренции. Государственное регулирование цен осуществляется на продукцию предприятий, занимающих монопольное положение на рынке товаров, а также на товары и услуги, определяющие масштаб цен в экономике и социальную защищенность отдельных категорий граждан.

Государственное регулирование цен необходимо для предотвращения:

-           инфляции роста цен при устойчивом дефиците;

-монополизма  производителей;

-           резкого роста цен на эксплуатируемое сырье и топливо.

Принятый в  Российской Федерации Закон «О конкуренции  и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» направлен на пресечение любого вида монополизма в народном хозяйстве. Он создает широкие возможности для развития предпринимательской деятельности в условиях конкуренции, свободной борьбы за потребителя с проявлением гибкости в ценах, качестве, сроках, при повышенном внимании к покупателю.

Все выше сказанное  позволяет сделать вывод, что  прежде чем установить окончательную  цену, фирма должна выбрать метод  ценообразования, учесть степень государственного регулирования, издержки производства, уровень и динамику спроса, характер конкуренции, потребности оптовых и розничных торговцев, которые продают товар конечному потребителю. Таким образом, успех фирмы зависит от грамотного анализа всех ценообразующих факторов и правильного выбора ценовой политики. Поэтому дальнейшее изучение цены как экономической категории и процесса ценообразования останется одной из важнейших задач экономической науки.

Информация о работе Ценообразование в условиях совершенной и несовершенной конкуренции